На протяжении трех десятилетий СССР и Куба активно взаимодействовали в политической, экономической, торговой, научной, культурной и военной сферах. Естественно, что для Кубы, всесторонней блокаде со стороны США, эти отношения были чрезвычайно важными и во многом определявшими характер создания нового общества. Большое значение они имели место и для Советского Союза. В этой связи хотелось бы особо подчеркнуть, что слишком упрощают этот аспект те исследователи, которые исходят только из анализа важности геополитического положения Кубы в противоборстве США и СССР в годы «холодной войны». Безусловно, это существенный момент, однако еще более значимыми являлись и являются торгово-экономические связи с этой карибской страной, которые имеют почти двухвековую историю. Разве не может не вызывать удивления тот факт, что еще в 1830 г. поставки кубинских товаров (сахар, кофе, табак) в Россию составляли 6,3 % от всего экспорта Кубы? В 80-е годы ХХ в. в СССР ежегодно покупал за рубежом примерно 4,2 млн. сахара, из них 3,9 млн. т. поставляла Куба.
4 апреля 1989 г. во время визита М.С. Горбачева на Кубу был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами сроком на 25 лет. «Его действие, - говорилось в ст. 13, - будет автоматически продлеваться на пятилетние периоды, если ни одна из Высоких Договаривающихся сторон не заявит о своем желании денонсировать его…» В 1990 г. издательства «Прогресс» (Москва) и «Хосе Марти» (Гавана) издали на русском и испанском языках книгу «СССР – Куба», в которой есть раздел «Договор о дружбе 1989 года: взгляд в будущее». В то время абсолютному большинству кубинцев и советских людей даже трудно было предположить, что всего через два-три года этот «взгляд» вдруг станет настороженным, а порой и полувраждебным со стороны новых правителей России. Тем не менее, политика сближения с Вашингтоном требовала от Б.Н. Ельцина и его окружения резкого сокращения многосторонних связей с Кубой. Этот курс и претворялся в жизнь на протяжении первой половины 90-х годов.
В 1989 г. объем кубинского импорта из СССР составлял 8 млрд. 139 млн. долл., в 1992 г. – 2 млрд. 236 млн., в 1994 г. – всего лишь 549 млн. долл. Огромный перечень из 700 важнейших для кубинской экономики товаров, закупавшейся на советском рынке, сократился до одной позиции – нефти, которая обменивалась на сахар из расчета 1 млн. т. сахара примерно на 1,8 млн. т. нефти. К тому же ее объемы были резко сокращены и явно не удовлетворяли потребности Кубы. Впрочем, не хватало не только нефти. Сориентированная за 30 лет блокады на советский рынок кубинская экономика вдруг оказалась без энергетических ресурсов, оборудования для промышленных предприятий, транспортных средств, удобрений, основных предметов потребления, основных предметов потребления, многих видов продовольствия и медикаментов. На Острове Свободы начался так называемый «особый период», характеризующийся режимом жесткой экономии и поисками выхода из создавшегося положения. Наиболее трудными были 1991-1993 гг., когда ВВП упал на 34 %. Это была естественная реакция кубинской экономики на потери более 80 % (вместе со странами СЭВ) внешнего рынка, основной массы инвестиций и кредитов.
Кубинское правительство предприняло целый ряд мер, посредством которых постепенно удалось постепенно оздоровить экономику страны. Главные из них: развитие туризма, создание совместных с зарубежным капиталом компаний и зон свободной торговли, привлечение иностранных инвестиций.
В 90-е годы, когда все эти новые (даже туризм, учитывая масштабы привлечения иностранного капитала) методы модернизации и адаптации кубинской экономики к условиям «особого периода» начали внедряться, Россия оказалась неготовой и по экономическим, и по политическим причинам отстаивать свои интересы на Кубе. Доля участия российского капитала пока еще явно недостаточна, хотя, например, разведка, выявление промышленных запасов и добычи нефти развивались и развиваются во многом благодаря активному участию в этой сфере российских геологов и нефтяников.
В последние годы ХХ в. удельный вес России во внешней торговле Кубы колебался в пределах 10-12 % (в 1989 г. – 72 %). Основой российского экспорта на Кубу оставалась нефть, которая составляла 15 % импорта этого товара, закупаемая Кубой (в 1989 г. – 100 %). Кроме нефти, Россия экспортировала запасные части к машинам и оборудованию, шины, металлопрокат и т.д.
В то же время главным экспортным продуктом Кубы в Россию по-прежнему является сахар-сырец (примерно 1,5 млн. т. в конце ХХ в.), а также табачные изделия, цитрусовые, медицинские реактивы. Торговые операции с Кубой осуществляют более 40 российских фирм, часть экспорта на Кубу идет через посредников из третьих стран, в основном через канадские, испанские и панамские фирмы. По общему объему внешней торговли с Кубой Россия в конце ХХ в. занимала 3-е место (после Испании и Канады).
Новый этап в отношениях между Россией и Кубой открыл официальный визит на Остров Свободы президента Российской Федерации В.В. Путина, состоявшийся 13-16 декабря 2000 г. Как остроумно отметил один из отечественных журналистов, «Россия и Куба – как бывшие супруги, которые встретились через 10 лет после развода. Когда-то была страсть, долго жили вместе и в общем, многое пережили, но потом разошлись. Точнее, если продолжить эту линию, один другого бросил». Цель своего визита президент России обозначил в краткой, но довольно емкой фразе: «Нам нужно ясно и точно понять, что является перспективным в наших отношениях, что можно считать проблемами вчерашнего дня. Нужно выбрать наиболее эффективные и интересные точки соприкосновения и не только наиболее интересные конкретные проекты, но и направления двустороннего сотрудничества[A279]». Пока эти точки соприкосновения, проекты и направления двустороннего сотрудничества изучаются экспертами обеих стран, однако лидеры России и Кубы в какой-то степени уже определили свои приоритеты в двусторонних связях.
По итогам визита были подписаны: Совместное заявление, Договор о правовой помощи, соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве между министерствами здравоохранения и в области атомной энергетики, о сотрудничестве двух стран на период 2001-2005 гг. Кубе был предоставлен кредит в 50 млн. долл. Были подняты и обстоятельно обсуждены вопросы о помощи со стороны России в продолжении строительства ряда крупных хозяйственных объектов на Кубе, которое было заморожено в связи с отсутствием финансирования. Прежде всего, речь шла о никелевом комбинате «Лас Камариокас» и строительстве АЭС в Хурагуа. В вопросе о внешнем долге Кубы России, который составляет около 20 млрд. долл., стороны не пришли к единому решению. Куба стремится 70 % долга, в то время как Россия намеревается урегулировать эту проблему в рамках Парижского клуба, т.е. на сугубо прагматической основе. Видимо, главным итогом визита президента РФ явилось не столько подписание различных документов, сколько у сложившаяся у руководства России убеждение в значимости Кубы как стратегического партнера.