Все миры, включая наш, и объекты, в них находящиеся, объединяются в едином замысле Творца – дать бесконечное наполнение творению-душе [116]. Эта, единственная мысль и цель, замыкает на себе весь процесс сотворения – от начального момента до завершения. Ощущаемые нами страдания, наша работа над собой и вознаграждение, определены лишь этой мыслью.
Описание духовного мира – есть описание человеческой души и ступеней ее сближения с Творцом, то есть, все большего ощущения Создателя. Каббала делит общую душу [117] на части, дает каждой из них определенное название согласно ее свойству и описывает действия этих составляющих.
Все это является языком чувств, позволяющим применять графики, чертежи, формулы. Однако как можно применять в таких точных исследованиях и описаниях неточный, ограниченный земной язык, возникший на основе субъективных ощущений «нашего мира», и тем более передавать с его помощью объективные ощущения духовного? Даже если взять самое тонкое, самое близкое к духовному миру, понятие «свет», то и оно будет восприниматься как свет солнца или свет разума, что никак не станет соотноситься со светом духовным. (Кстати, и в нашем мире свет – самое неизученное явление, несмотря на все корпускулярно-волновые и прочие теории.).
Есть и иное представление о свете в нашем мире. К примеру, когда речь идет о каком-то наслаждении, мы говорим: светло на душе, это – как луч света.
Я подбираю слова сообразно своим ощущениям, говорю их другому человеку, и они вызывают в нем чувства, соответствующие, по его понятию, моим словам. Так где же тот единый эталон, с помощью которого мы можем измерить подобие наших ощущений одного и того же понятия, переданного словом?
Мои ощущения, вовсе не обязательно, должны быть тождественны ощущениям собеседника. Я вызываю у него лишь впечатление подобия – и на этом заканчивается вся наша «общность языка». Однако, если даже в нашем мире мы не в состоянии точно выразить свои ощущения, то как же можно применять этот язык для описания духовных категорий? Ведь духовный мир – это мир ощущений, в нем отсутствуют тела и объекты, а присутствуют только желания и их ощущение. Причем, как говорят каббалисты, это абсолютно точные восприятия, а потому они требуют совершенно четкого, подобающего языка описания.
Попробуйте дать верную оценку вашему эмоциональному состоянию, сравните его графически с настроением другого человека, сопоставьте в процентах с собственными вчерашними чувствами и переживаниями, попробуйте выразить все оттенки самочувствия в цифрах, в зависимости от ощущений – тревоги, усталости, страха, времени суток, окружения, недомогания и пр. В нашем мире мы не можем четко градуировать явления, относящиеся к нашим внутренним ощущениям.
Взаимосвязь между моим прикосновением к чему-то горячему и эмоциональным всплеском в головном мозге зависит также от моего настроения, самочувствия, натренированности и других факторов, которые у каждого человека очень индивидуальны.
Мы не умеем сравнивать в процентном отношении, количественно и качественно наслаждение от музыки с наслаждением от вкусного блюда. Однако, если наш язык настолько примитивен, ограничен, субъективен и неточен, то как каббалисты могли использовать его для описания духовных, абсолютно точных, чувственных действий и почему взяли именно его, а не изобрели особый способ языковой передачи?
Ведь если в точной науке неверно использован хотя бы один символ, то тот, кто с ним знаком, но не знает, что он употреблен по ошибке, не поймет, почему получились такие результаты. Для него это будет совершенно недостоверное научное утверждение. Незнающий же символов примет описание за истину и ошибется!
4.4. Язык ветвей – средство для объяснения понятий Высшего мира
Каббалисты выбрали для своей науки особый язык, который назвали «язык ветвей». Причина такого выбора заключается в том, что все в нашем мире создано и управляемо: неживое, растительное, животное, человек. Все, что с ними происходило, происходит и будет происходить, то есть все объекты и их управление, нисходит[118] от Творца, пронизывает все духовные миры [119], пока не проявляется в нашем мире.
Все, что существует в нашем мире, в обязательном порядке начинается в мире Высшем, а затем постепенно нисходит в наш. Все объекты нашего мира – это порождение Высшего мира. Каббалисты видят высший объект, корень и низший объект в нашем мире, неосознанно, неощутимо получающий воздействие от Высшего, являющийся Его порождением и находящийся под властью Высшего. Они могут точно сказать, что с чем связано. Поэтому каббалисты могут называть объекты-корни в Высших мирах именами их материальных следствий, ветвей, в нашем мире.
Отсюда и наименование: «язык ветвей», а не язык корней – ведь это корням дается название ветвей, а не наоборот. Таким образом, каббалисты нашли язык, который четко описывает духовный мир нашими словами. Иного языка быть не может, потому что не существует слов, которые были бы понятны тем, кто находится в обоих мирах.
Итак, чтобы описать Высший мир, каббалисты берут названия в нашем мире и с их помощью описывают высшие объекты[120], являющиеся корнями нашего мира.
Рис.4.1. Схема описания Высшего мира с помощью названий из нашего мира.
Если человек не знает об этом, он видит в содержании каббалистической книги лишь рассказ о нашем мире. Каббалиста эти слова не путают, он ясно представляет себе, о чем на самом деле идет речь, потому что точно знает, какой ветви, какому следствию в нашем мире соответствует его корень в Высшем мире.
Для наглядности приведем пример каббалистического объяснения сказанного в «Пятикнижии»:
«Пятикнижие» начинается словами: «В начале» (Берешит) – с начала процесса отдаления творения[121] от Творца. Само слово «Берешит» происходит от слова «бар» – то есть вне. Таким образом, там говорится о выходе из Творца в отдельное состояние, между небом и землей.
«В начале создал Творец небо и землю». Небо – сфира бина [122] с ее альтруистическими свойствами. Земля – сфира малхут [123] с ее земными, эгоистическими качествами. Между этими двумя полярными свойствами, на основе которых действует вся система мироздания, находится душа [124] человека.
«Пятикнижие» начинается с рождения творения, Высшего мира, и сотворения человека, души-Адама [125], а не с завершающей фазы творения. Назначение «Пятикнижия» в том, чтобы дать нам в этом мире инструкцию, каким образом мы можем подняться к самому наилучшему, совершенному состоянию.
В своем исходном состоянии творение (душа) не исправлено. Оно само должно исправить[126] себя, достичь состояния «окончательного исправления»[127]. Представьте, что у вас есть неисправный инструмент, которым вы должны совершить работу. Вначале вы должны его починить, а уж затем использовать. «Пятикнижие» говорит именно о том, как исправить этот испорченный инструмент – данную нам свыше душу.
В процессе исправления человек находится между двумя мирами [128] – Высшим и нижним. В этот период его душа приобретает необходимые навыки, знания, опыт, а главное – у человека появляются новые ощущения, новые духовные свойства. Когда человек полностью заканчивает исправление души, он приобретает качества, благодаря которым сможет существовать в Высшем мире, в вечности, покое, совершенстве.
Это особое состояние не описывается ни в каббале, ни в Пятикнижии просто потому, что его невозможно описать, так как ему нет аналогов в нашем языке. Оно постигается только теми, кто проходит все предварительные состояния исправления и достигает конца исправления.
За пределами конца исправления находится область, которая вообще нигде не описана. Эти состояния, эти духовные области невозможно изобразить словами, потому что наши слова, наши буквы, наши понятия взяты из стадии исправления и только в ней действительны. То, что находится выше системы исправления, совершенно не ощущается нами и поэтому никак не может быть переложено на человеческий язык, втиснуто в наши координаты, определения, представления.
«В начале создал Творец небо и землю…» – имеется в виду сотворение двух свойств: эгоистического[129] и альтруистического[130]. С помощью альтруистического свойства – «неба» исправляется эгоистическое качество «земли» – души. Исправление происходит на протяжении семи состояний, называемых «семью днями творения».
Это условное название, естественно, никакого отношения к земным дням не имеет. Здесь вообще не подразумевается свет или тьма в их физическом понимании. В этом месте говорится о духовных состояниях, духовных ощущениях человека, проходящего соответствующие стадии исправления, о системе, в которой исправляется душа, пребывающая пока еще на уровне «земли».
Необходимо поднять душу с уровня сфиры малхут на уровень сфиры бина, то есть эгоистическое свойство малхут преобразовать в альтруистическое свойство бины. Это достигается семью последовательными исправлениями, называемыми «семь дней творения». Таким образом, «Пятикнижие» объясняет, что в «каждый день» человек должен сделать со своей душой.
Заключение
Каббала – это наука о духовном постижении действительности. Проблема состоит в том, что она пока не может приблизиться ко всем людям, между ними и ею еще существует разрыв. Слишком большая дистанция разделяет способы восприятия человечества, его способность впитать и осмыслить каббалистические понятия, ту картину мироздания, которая раскрывается в результате духовного постижения[131].
Для изменения этой ситуации необходимо существование некоторой тенденции к сближению как со стороны академической науки, так и со стороны каббалы. Дело в том, что материальная действительность воспринимается человеком в трех параметрах: время, движение, пространство. Науки нашего мира исследуют материю в замкнутом объеме, ограниченном восприятием с помощью пяти органов чувств. Каббалисты же ведут свои исследования совсем в другой реальности, где существуют совершенно иные понятия, законы и определения.
Рис. 4.2. Ощущение человеком материальной действительности и духовного мира.
Вот несколько цитат из каббалистических источников.
«Движение духовное – это не физическое перемещение с места на место, оно заключается в обновлении свойств, которое мы и называем движением».
Бааль Сулам, «Учение Десяти Сфирот», часть 1, «Внутреннее Созерцание», глава 1, параграф 33.
«В нашем мире время – это ощущение движения, ибо мозг воображает картины перемещения объектов, копируя их в своем представлении. Если бы человек и его окружение находились в абсолютном покое, то понятия времени не существовало бы вообще».
Бааль Сулам, «Учение Десяти Сфирот», часть 1, «Внутреннее Созерцание», глава 1, параграф 34.
«Понятие времени – даже прошлого, настоящего и будущего – понятие человеческое, оно не является абсолютным. Поэтому в силе ничего не существует без действия со стороны абсолютно наличествующего Высшего, ибо все присутствует в силе, затем воплощается в действии в течение времени. Сама протяженность времени не влияет на высшую действительность…».
А. Кук, «Письма», том 2, 38.
«Истина в том, что «Книга Зоар»[132] совершенно не говорит об этом мире, а только о Высших мирах, где нет порядка времени, как в материальном, а духовное время – это изменение свойств, и потому оно выше материальных места и времени».
«Книга Зоар», часть «ВаЯцэ», стр. 62.
Существует возможность, постигнув корни, причины всех духовных[133] процессов, объяснить их материальные следствия, используя язык ветвей[134]. Однако это будет лишь объяснением, тогда как сама действительность постигается чувственно по четкой, проверенной веками методике.
Тест к главам 3 и 4
1. Какие высказывания характерны для эволюционной теории?
а. – Сторонники этой модели могут экспериментально доказать свои исходные истины.
б. – Сторонники этой модели считают, что для того, чтобы мир пришел в современное состояние, необходимо длительное время.
в. – Сторонники этой модели считают, что мир был создан в непостижимо короткое время.
г. – Все утверждения верны.