Лекции.Орг


Поиск:




Анализ социокультурного развития детей, уровень игровой деятельности (в какие игры играют, как часто, уровень игровой деятельности. Диагностика ,выделение критериев ).




ИГРА – основная деятельность детей. Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью.
Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы.
Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.


Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.
Правильное понимание характера и особенностей каждого вида игр имеет большое значение для методики руководства ими.

Игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений:
«Позвони другу»


Задачи: развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.


«Пресс-конференция»
Задачи: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ, формировать речевые умения.
«Зеркало»
Задачи: развить у детей мимику, жесты, движения.

Открыться, почувствовать себя более раскованно, свободно, формировать речевые умения ведения диалога.

Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений:
«Разговор через стекло»


Задачи: развить умение мимику и жесты.


«Моё настроение»


Задачи: развить умение описывать свое настроение, распознавать настроение других.
Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких –то иных целей, чем играть.


Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Сюжетно-ролевая игра – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет содержание роли.


В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.


Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.


Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.


Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.


Для возникновения и развития сюжетно – ролевой игры необходимо наличие у ребенка знание об окружающих его предметах (об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях общественной жизни.


Большое значение имеет развитие навыков самоорганизации. Прежде чем начать игру ребенок должен самостоятельно выбрать тему и роль, определить какой строительный материал и какие игрушки необходимы ему для игры. Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе ее. Правила эти обусловлены содержанием сюжета, его развития, они придают устойчивость сюжету.


Задачи сюжетно – ролевой игры это развитие творческой деятельности и воображение ребенка, который учится оперировать предметами игрушками как символами явлениями окружающего мира.В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляется эгоизм, агрессивность, замкнутость.

 

Театрализованная игра это один из видов сюжетно ролевой игры.
Специфика и виды театрализованных игр меняются с учетом возрастных групп.
Развивают умение следить за развитием действий в играх – драматизациях, кукольных спектаклях. Дети этой возрастной группы учатся передавать эмоции персонажей.Педагог развивает стремление импровиз0ировать на несложные сюжеты песен, сказок. Способствует желанию выступать перед родителями.
Дети вместе с воспитателем учатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).Дети учатся использовать в своих театрализованных играх различные игрушки.


В детском саду в целях всестороннего развития ребенка создаются условия для разнообразной содержательной деятельности, в которой дети активно проявляют себя, отражают свои впечатления об окружающем мире, познают под руководством педагога новые для них явления.
Под конструированием принято принимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление игрушек из бумаги, картона, дерева.
Педагогическая ценность конструктивной деятельности заключается в том, что она развивает способности ребенка, его творческие умения.
Упражнение ребенка в решении разнообразных конструктивных задач развивают творческую строительную игру.


Строительная игра многообразна: иногда ребенок подражает в строительной деятельности взрослых.В таких играх ребенок берет на себя роль рабочего – строителя, но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда реализует и неясные еще образы фантазии.
Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей.
Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей.


Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен
обогащать содержание игры;


развивать конструктивные способности детей;


учить их строить из разного материала;


Основные приёмы руководства в младшем дошкольном возрасте:


Образец; его рассматривание, выделение основных частей постройки.

Дидактическая игра – это обучающие игры. Их основное назначение- способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков развитию умственных способностей.


Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия и игровые правила.


Дидактическая игры являются и методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью.


В руководстве играми с правилами следует выделить три этапа:
1.Подготовка: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы с учетом времени проведения игры в свободное время или на занятии. Определение кол-ва участников, отбор необходимого дидактического материала, пособий.


2.Проведение игры не составит труда воспитателю, если он и дети будут тщательно подготовлены к ней. Необходимо ознакомить детей с правилами игры с ее содержанием и игровыми действиями. Участвуя в игре, взрослый направляет действия детей советами, напоминаниями, непосредственным показом.


3.Анализ игры. Это самый ответственный момент руководстве ею. Педагог отвечает самых активных детей, кто чет ко выполнял правила игры, помогал своим товарищам, был честен при выполнение правил игры. Кроме того анализ помогает выявить индивидуальные особенности в поведении и характер дет ей, а значит, правильно организовывать работу с ними.

Виды игр:

-сюжетно-ролевые:

-дидактические;

-подвижные.

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – это особый и очень важный вид игровой деятельности дошкольников. Именно с трёх лет сюжетно-ролевые игры становятся для дошкольников ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребёнка; происходит развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения и т.д.), а также закладываются предпосылки для развития других видов деятельности ребёнка.

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – это такой вид детской деятельности, при котором ребёнок воображает ситуацию, придумывает сюжет и выполняет роль.

Особенности сюжетно-ролевой игры детей:

1. В основе игры лежит мнимая воображаемая ситуация. Играя и выполняя игровые роли, дети постоянно фантазируют, они воображают такие ситуации, в которых не оказались бы в реальной жизни. Например, выполняя роль врача, ребёнок может делать операцию кукле используя при этом вместо скальпеля карандаш. Или малыш может отправиться в открытый космос, построив из стульев ракету, или поехать к морю на поезде, который соорудит из дивана и т.д. В общем, сюжетно-ролевая игра для дошкольника – это просто огромное поле для детской фантазии.

2. В сюжетно-ролевой игре дети проявляют наибольшую самостоятельность. Дошкольники самостоятельно придумывают сюжет игры, самостоятельно подбирают предметы – атрибуты для игры, придумывают игровых персонажей, распределяют роли и выполняют игровые действия.

3. В игре дети воплощают свой взгляд к разыгрываемой ситуации. Как правило, дети придумывают игру по сюжету, который вызвал у ребёнка определённые эмоциональные впечатления. Например, моя племянница, которой было 3 годика, перекрестила дома всех кукол после того, как сама прошла обряд крещения. Она ещё потом долго играла в церковь – настолько сильные впечатления вызвало у неё это событие.

4. Сюжетно-ролевая игра дошкольников всегда носит творческий характер. Творчество детей в сюжетно-ролевой игре проявляется во всём – с момента выбора сюжета для игры до разыгрывания роли в этой игре. Иногда дети даже самостоятельно готовят атрибуты для своих игр. Они могут что-то нарисовать, слепить или просто смастерить из подручных материалов. Вы только посмотрите, дети в обычных окружающих нас вещах видят необычные предметы, которые можно использовать в игре. Например, обычный диван может быть поездом, или кресло – ракетой, или несколько стульев – огромным кораблём для морского путешествия, фантазия и креативность ребёнка здесь неограниченны. Кроме этого, творчество ребёнка в игре проявляется и в подборе предметов-заместителей для игры. Например, из обычных кубиков можно сделать пирожные для празднования дня рождения, или тот же кубик может выполнять роль мыла, или они могут выступать в роли панели управления в космическом корабле и т.д.

5. Игра эмоционально насыщена. Играя, ребёнок испытывает и проявляет множество эмоций. Дошкольника в игре можно даже сравнить с актёром на сцене – он живёт той ролью, которую взял на себя.

Компоненты сюжетно-ролевой игры дошкольников:

· Сговор детей на игру – это компонент сюжетно-ролевой игры, который заключается в совместном согласовании детей на совместную игру. Как правило, среди группы детей находится инициатор игры или лидер, который предложит остальным детям поиграть в какую-нибудь игру. Иногда у детей применяются так называемые «зазывалочки» (например, «Собирайся народ – кто в «Магазин» играть пойдёт!!!»). После того, как все желающие собраны, обговариваются место игры, действия, подбираются атрибуты, распределяются роли. Если в сюжетно-ролевую игру ребёнок играет со взрослым, то происходит почти то же самое, только инициатором игры скорее всего будет выступать взрослый, хотя это не обязательно, т.к. сюжетно-ролевая игра – это всё же самостоятельная деятельность детей.

· Сюжет игры – это сфера детской деятельности, в которой ребёнок отражает определённые действия через игровую ситуацию.

Выделяется виды сюжетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников

1) Бытовой сюжет игры («Семья»)

2) Производственные сюжеты игры («Магазин», «Больница»)

3) Общественные сюжеты игры («Праздник»)

Любой вид сюжетов детской игры претерпевает изменения в связи с развитием общества и всегда отражает социальную ситуацию, общественный строй, которые сложились в обществе окружающем ребёнка.

· Содержание сюжетно-ролевой игры – это воспроизведение отношений, ситуаций и деятельности, осуществляемые ребёнком. У детей разного возраста разное содержание детской игры. Дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет) имеют достаточно маленький жизненный опыт и их содержание игры достаточно примитивно. В основном дети этого возраста просто выполняют действия с предметами. Сюжет игры может развиваться благодаря действиям взрослого. Поэтому, почаще играйте со своим ребёнком, показывая ему новые действия. В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) представления об окружающем мире становятся шире и уже можно наблюдать комбинированную игру. В комбинированной детской игре взрослый почти не оказывает влияния на развитие сюжета игры, большую роль играют внешние события, которые произошли с ребёнком. Поэтому важно насытить жизнь ребёнка интересными событиями (чаще гулять с ребёнком, ходить в театры, на выставки, в походы и т.д.), тогда содержание детской игры будет богатым и насыщенным. В старшем дошкольном возрасте (6 – 7 лет) дети испытываю интерес только к определённым сюжетам. Неинтересные и скучные моменты игры дети как бы «вырезают» из содержания со словами «А давай, как будто мы уже…» — это так называемая усечённая игра. Видно, что содержание детской игры имеет усложнение и развитие, т.к. на первом этапе (в младшем дошкольном возрасте) игра проходит у детей по схеме «человек -> предмет»; на втором этапе (в среднем дошкольном возрасте) игра превратилась в позицию «человек <-> человек», а на третьем этапе (в старшем дошкольном возрасте) дети действуют по схеме «замена предметов или их замещение».

· Роль в игре – это игровая позиция ребёнка. Можно выделить некоторые особенности роли в детской игре:

— игровая роль содержит определённые правила поведения в игре;

— роль в детской игре показывает образец действий;

— игровая роль озвучивает игрушку, с которой действует ребёнок;

— роль в игре развивается с возрастом детей.

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – очень важный вид деятельности и не стоит игнорировать его или ругать ребёнка за беспорядок. Этот вид детской деятельности не менее важен для дошкольников, как например, изобразительная деятельность или занятия по математике или развитию речи. Уделяйте сюжетно-ролевой игре должное внимание.

 

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры— особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

В данном возрасте детям предлагаются следующие виды игр:

  • Игры-путешествия.
  • Игры-поручения.
  • Игры-предположения («Что было бы..?»).
  • Игры-загадки.
  • Игры-беседы (игры-диалоги).

Путешествие — это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намечаемое место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие «не сходя с места» — путешествие мысли, воображения.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое— через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия— усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Не труден ли для детей термин «путешествие»? Он может быть объяснен более простым словом «поход». Но в этом не возникает необходимости: слово «путешествие» бытует во многих привлекательных для детей передачах по радио, телевидению, оно живет в обиходе взрослых, совершающих многие путешествия, иногда вместе с детьми. Это — наша современность. Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.
Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии

чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Содержание экскурсии планируется, имеет четкую структуру занятия: цель, задача, пояснение, наблюдение или выполнение практических работ, итог.
Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели, иногда во время прогулки проводятся подвижные игры. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать — например, выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали бы на работу» и т. д.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».

Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Дети разные, и разные у них мечты: одни хотят» быть космонавтами, другие — врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру воспитателя), третьи — отдавая дань любви к воспитателю, хотят быть тоже воспитателями.

Есть и такие, которые хотят, чтобы было много у всех мороженого. Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная Педагогическая направленность и популярность, загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Загадки часто используются в работе с детьми при разных обстоятельствах: как литературно-иносказательный прием, на занятиях по обучению родному языку, при ознакомлении с природными явлениями и др., но особенно часто — как особый вид игры, развлечения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с.детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета— темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Проведение игры-беседы требует от воспитателя большого искусства, сочетания обучения и игры. Первым требованием к руководству такой игрой является определение «малых доз» познавательного материала, но достаточных, чтобы игра была интересной для детей. Познавательный материал должен обусловливаться темой — содержанием игры, а игра соответствовать возможности усвоения этого содержания без нарушения интереса детей и свертывания игровых действий. Одним из условий проведения игры-беседы является создание доброжелательной обстановки. Лучшее время для игры — вторая половина дня, когда происходит естественный спад новых впечатлений, когда уже нет шумных игр, разнообразных эмоций. Маленькие игры-миниатюры могут быть использованы и во время длительной прогулки.

Началом игры-беседы является призыв, своеобразная присказка, сложившаяся в народной педагогике: «Сядем рядком да поговорим ладком».

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, ползании, метании, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осоки-ной, Е. А. Тимофеевой и др

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Содержание подвижной игры определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т.д. и включает сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.

Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1188 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

1255 - | 1213 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.