Мы уверены, что каждому независимо от места, условий и времени рождения присущи потребности в счастье, свободе, удовольствии от жизни, самореализации, свободному поиску своих интересов и идеалов, развитии себя, познании и изменении мира.
Мы считаем ребенка самоценной личностью, способной самостоятельно формировать свои интересы, обладающей собственными желаниями и предпочтениями, вполне способной понять, что для нее есть благо, способной воспринимать значимую для себя информацию в знакомых терминах.
Мы исходим из аксиомы, что ограничивающие и диктующие правила взаимодействия людей, возможно идущие вразрез с текущими интересами личности - это лишь вынужденный инструмент для решения текущих задач общества, инструмент недостаточно совершенный в силу неполного понимания всех аспектов решаемой проблемы и подлежащий замене или отмене в случае открытия новых более эффективных (с позиций более полного счастья, свободы и самореализации) способов взаимодействия людей.
Наблюдая за репрессивным аспектом влияния на детей таких институтов, как семья, детские сады, школы;
понимая, что во многом нынешнее положение детей - неравноправное, мешающее получать удовольствие от жизни, чувствовать себя личностями достойными уважения - поддерживается консервативными догмами о воспитании и детских желаниях и возможностях а также снисходительном и пренебрежительном отношении взрослых к детям;
признавая значимость уже существующих деклараций о правах ребенка,
мы утверждаем, что следующие принципы будут способствовать большему счастью и свободе каждого ребенка, делая его жизнь более полноценной и способной в большей степени менять сам мир к лучшему:
1. Ребенок имеет право на испытывание тех эмоций, желаний, мыслей, какие у него возникают. Недопустимо наказывать, порицать, высмеивать, относиться пренебрежительно к чувствам ребенка.
2. Ребенок имеет право на сохранение личного достоинства и на равное обращение со стороны взрослых. Стиль обращения ("на ты" либо "на вы", по имени либо имени-отчеству - одинаково в обе стороны) является предметом договора между взрослым и ребенком. Существующие модели, когда от ребенка требуют обращения ко взрослому "на вы", а сам взрослый может говорить ребенку "ты" является унижающим, пренебрежительным, высокомерным, уничтожающим достоинство ребенка. Ребенок не обязан уважать взрослого на основании факта старшинства.
2.1 (вариант для других языков). Ребенок имеет равные со взрослым права на то обращение, которое он считает приемлемым для себя. Недопустимо высокомерное, снисходительное обращение со стороны взрослых к ребенку, обращение ставящее ребенка на ступеньку ниже, демонстрирующее более низкий статус в обществе, коллективе, семье. Ребенок не обязан уважать взрослого только на основании факта возрастного старшинства.
3. Ребенок имеет право на неприкосновенное личное пространство и время. Ребенок может в любое время заниматься чем угодно или не заниматься ничем. При нежелании ребенка общаться или потребности остаться одному, взрослый не может настаивать на общении с ребенком. Взрослый, обладая большим опытом и способностью к предвидению очевидных последствий неосторожных действий ребенка может в крайних случаях нарушать эти границы.
4. Ребенок имеет право на образование. Право - означает доступность и добровольность. Принудительное образование недопустимо, а также крайне неэффективно по сравнению с добровольным. Требование запомнить, заучить некие знания, которые ребенок не считает необходимым запоминать, требование послушания и неподвижного сидения во время учебы - мы считаем недопустимой пыткой. Оценки превращают естественный интерес к познанию в нездоровое состязание. Хорошим способом научить ребенка чему-либо (без начальной заинтересованности ребенка) является личный пример увлеченности чем-либо, пример других людей, получающих от новых знаний и умений больше удовольствия от жизни, больше возможностей для самореализации и влияния на мир. Способность опираться на свои интересы в выборе курсов и областей для образования достигается при широком и легком (возможно структурированном) доступе к разным явлениям культуры. Помощь взрослых может заключаться в разъяснении того, какие бывают направления развития, о чем они, как искать информацию.
5. Ребенок имеет право на ошибку. Недопустимо вызывание у ребенка чувства вины, стыда за сделанные ошибки. При необходимости объяснить критичный характер ошибки взрослый может поговорить с ребенком, доступно и без агрессии объяснить нежелательность ошибки, а также принять меры по минимизации негативных последствий этих ошибок в дальнейшем.
6. Недопустимо влиять на процессы еды и сна ребенка. Каждый ребенок вправе есть что хочет и сколько хочет (в рамках выделенного на его пропитание бюджета), спать в любое время и сколько захочет. Насильственное (в т.ч. с применением угроз, другого психического давления) кормление, укладывание спать - мы считаем недопустимой пыткой. Исключения возможны в связи с медицинскими показаниями.
7. Ребенок имеет право на общение с теми людьми, с кем он хочет общаться (по взаимному желанию). Дети должны иметь право выбирать тех, с кем они хотят (по взаимному желанию) жить. И имеют право не общаться, не жить с теми, с кем не хотят жить. Недопустимо насильственно удерживать ребенка в семье или в том учебном коллективе, который ребенка не устраивает даже по некритичным вопросам. Это право должно быть аналогичным нынешнему праву взрослых сходиться и расходиться по желанию (создавать семью и уходить из семьи по мере утраты интереса к совместной жизни), менять место работы в любой момент. Государство может предлагать механизмы для обеспечения безопасности совместного проживания ребенка с другими людьми: будь то родственники или кто-то еще; например, проводя тесты на возможность взятия опеки, предоставляя ребенку доступную связь с органами опеки.
8. Ребенок имеет право на собственность, имеет право распоряжаться ей по своему усмотрению. Подаренные ребенку вещи переходят в полное распоряжение ребенка. Никто не имеет права отобрать у ребенка его вещь, или заставить пользоваться вещью, которой тот не хочет пользоваться, требовать выполнять правила обращения с вещью (если это не угрожает безопасности). Опекуны и/или государство обеспечивают ребенка всем необходимым для жизни и/или платят ребенку установленную стипендию так чтоб ребенок мог откладывать эти деньги или тратить их по своему усмотрению.
9. Наказания, психическое давление, угрозы, насилие недопустимы. Антисоциальное поведение ребенка можно исправлять совместным обсуждением последствий критичных нарушений, созданием новых договоренностей без психического давления. В случаях когда разговоры не дают результата, возможно лишение ребенка дополнительного внимания и благ, которые взрослый предоставлял сверх необходимого минимума. Приветствуются любые новые решения проблемы конфликта интересов ребенка и окружения без мести, запугивания, насилия.
10. Дети имеют право работать с любого возраста. Работая, дети не только зарабатывают, они еще и получают кучу впечатлений, знаний, они становятся более самостоятельными и знающими, они тренируются думать и соревноваться. Государство должно создавать бизнес-инкубаторы для детей (например, в рамках школ), осуществляя поддержку их желанию становиться предпринимателем или наемным служащим.
11. Ребенок обладает свободой совести, т.е. имеет право на любые убеждения, идеалы, выражение своего мнения, следование своему мировоззрению. Ребенок вправе выбирать для себя политическую позицию, религию, любые способы самовыражения наравне со взрослыми. Насильственное насаждение верований, требование или принуждение соблюдать религиозные обряды, любое психическое давление или запреты в области идеологии и религии к детям недопустимы. Избирательное право для детей может реализовываться через передачу лишнего голоса опекунам или по сдаче экзамена на аттестаты зрелости, которые можно защищать в любом возрасте.
Любые формы взаимодействия, социальные институты, практики с участием детей, основанные на этих принципах способны сделать общество более развитым, помочь растущим детям стать самостоятельными, уверенными, хорошо разбирающимися в своих интересах людьми, стать хозяевами своей жизни.
2014, ultrabagira