В деревне без пилорамы никак нельзя. Большинство строений были деревянными. Первая кирпичная ферма появилась в Слободино, которую закладывал председатель колхоза Юрзин Николай Николаевич. У нас было две пилорамы: в Осовой и на Устье.
По вопросу пилорамы я ездил даже в область. Помогли оперативно. Сухоной доставили оборудование.
А из современных объектов построили школу, сельсовет, Дом культуры, два кирпичных двухэтажных восьмиквартирных дома. Тогда провели водопровод, решили жилищную проблему специалистов, построив несколько домов барачного типа.
Извечная проблема – состояние дорог. Какое отношение к дорогам было в колхозе? Кстати, почему не удалось сохранить трассу от Тотьмы до Усть-Печеньги вдоль берега Сухоны через Цареву, сокращающую расстояние до райцентра вдвое?
На плохих дорогах теряют все, и люди, и государство. Помнится, зимой взял лошадь для поездки в Тотьму. Лошадь увязла в снегу по брюхо. С трудом мужики ее вместе с «фурками» вытащили. Для индивидуальных поездок купили тогда жеребца. Мы искали кратчайший путь с райцентром. Ведь постоянно возили молоко на маслозавод, бычков и свиней на мясокомбинат, тресту на льнозавод. А как было попадать людям зимой в Тотьму, когда Сухона подо льдом?! Наметили визир и проложили дорогу до Усть-Царевы собственными силами. Но тогда по реке Царева сплавляли лес, и встал вопрос моста через речку. Посчитали, дорого. Колхозными средствами такую задачу решить было не по силам. Жалко, что не довели дело до конца. Ну, а нынешние 17 километров до шоссе строили уже дорожники.
Василий Николаевич, за что Вас освобождали от должности, но позже снова избрали на этот ответственный пост?
В советские времена руководитель любого ранга отвечал в полном объеме за вверенный коллектив. В 1962 году в деревне Осовая сгорел телятник, погибли животные. Объявили мне партийное взыскание и от должности освободили. Смотрю сегодня телевизор и удивляюсь: в стране разворовывают бюджетные деньги, а виноваты мелкие сошки, а где ответственность начальников? В 1967 году снова в Усть-Печеньге избрали председателем колхоза, где работал до объединения с Калинино в 1985 году.
Декабря с.г. ушел из жизни великий наш земляк, родоначальник «деревенской прозы» Василий Иванович Белов. Вы также знаете о судьбе деревни не понаслышке. Был ли деревенский лад?
В советские годы произошел ощутимый подъем сельского хозяйства. А трудна земле не возможен без добрых отношений и взаимовыручки. Помнится, один год был очень дождливым. Надо убирать зерновые, а техника не может выйти на поля. Обратились ко всем, кто мог держать в руках косу. Вручную убирали урожай, но не оставили его под снегом. Особенно помню, отличилась бригада, которой руководила Нина Анфиногентовна ВОЛОКИТИНА. А на сенокос вместе с колхозниками выходила вся деревенская интеллигенция. Шефы, студенты, школьники хорошо помогали. Не раз нас выручал начальник пристани «Тотьма» Викентий Сергеевич КУБАСОВ – «золотой» человек! В первый, самый трудный мой председательский год поделился сеном, припасенным для лошадей пристани. Он всегда во время присылал и баржу под тресту, и речную самоходку с горючим. Много примеров порядочности людей могу привести. Вот Вам и деревенский лад!
Вспоминается время, когда в Тотьме работал аэропорт. Знаменитый АН-2 - «кукурузник» осуществлял пассажирские перевозки, работала и сельскохозяйственная авиация. Пролетая над территорией района, всегда можно было наблюдать большие поля различных зерновых культур, красоту переливов цветущего льна, как на лугах повсеместно пасется скот. В нашем северном крае приоритетными должны быть отрасли животноводства или растениеводства, а может разумное сочетание? Что говорит Ваш опыт?