ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРИОДОВ ПОЛУРАСПАДА ИСКУСТВЕННЫХ РАДИОАКТИВНЫХ НУКЛИДОВ
Основные теоретические сведения
Результатом взаимодействия тепловых нейтронов с неделящимися ядрами в большинстве случаев является осуществление реакции радиационного захвата (n, γ), реализующейся по следующей схеме:
.
Причем образовавшийся изотоп следствие "перегрузки" по количеству нейтронов чаще всего является нестабильным и претерпевает в последствии β–– распад, то есть является искусственно радиоактивным.
Математически задачу о накоплении радиоактивных атомов в облучаемом образце можно рассмотреть следующим образом. Пусть тонкий образец (образец считается тонким, если изменение потока частиц, проходящих через него, много меньше этого потока) стабильного изотопа, содержащий Nст атомов, помещается в поток тепловых нейтронов плотностью Ф, см-2 ·с-1. Тогда за время dt появится ФNстσadt новых активных атомов (σa – микроскопическое сечение поглощения нейтрона стабильным ядром). Наряду с процессом образования активных ядер идет процесс их распада. Если к моменту времени t было N активных ядер, то за время dt их распадется λ Ndt, где λ – постоянная распада. Так как процессы накопления и распада активных ядер идут одновременно, то дифференциальное уравнение для определения изменения количества активных ядер во времени N(t) имеет вид:
, (2.1)
где ФNстσa – число образующихся за единицу времени радиоактивных ядер. Интегрируя уравнение (2.1) при начальном условии: в момент времени t =0 N(t) =0, и полагая, что за время облучения в каждый момент количество образовавшихся активных ядер много меньше количества ядер стабильного изотопа, получаем:
. (2.2)
Отсюда следует, что при увеличении времени облучения (t →∞) число активных ядер, накопленных в образце, стремится к своему предельному значению . Если время облучения будет составлять 8÷10 периодов полураспада, то N(t) будет отличаться от N max всего на 10–2%, и практически можно считать, что достигнуто насыщение образца, при котором число образующихся радиоактивных ядер в единицу времени равно числу распадающихся ядер. С дальнейшим ростом времени облучения число активных ядер в образце не изменяется.
Для того, чтобы судить о скорости нарастания числа радиоактивных атомов, следят за изменением активности A образца во времени:
. (2.3)
Обозначив λNmax как Amax − активность насыщения образца (в момент времени t→∞), получаем, что активность образца нарастает по экспоненциальному закону с тем же периодом, что и число радиоактивных ядер:
, (2.4)
где – период полураспада, т.е. время, в течение которого активность образца уменьшается в два раза.
Пусть в момент времени t = t0 облучение образца нейтронами прекратилось. Накопившиеся к этому моменту радиоактивные ядра будут распадаться по экспоненциальному закону:
N=N0 exp(–lt), (2.5)
где N0 – количество радиоактивных ядер, накопившихся к моменту времени t0; t – время c момента окончания облучения; l – постоянная распада.
Изменение активности A образца во времени будет определяться соотношением:
. (2.6)
Обозначив lN0 как A0 – активность образца после окончания облучения (в момент времени t = t0), получаем, что активность образца убывает по экспоненциальному закону с тем же периодом, что и число радиоактивных ядер:
. (2.7)
На рис. 2.1 показаны нарастание во времени активности в образце при его облучении и ее спад при последующем высвечивании.
За изменением активности образца можно следить экспериментально, поскольку она равна числу испускаемых образцом в единицу времени частиц, которые можно регистрировать счетчиками, либо другими приборами. Пусть, например, источник b––частиц находится около бета–счетчика. Тогда активность исследуемого образца будет пропорциональна числу импульсов, регистрируемых счетчиком в единицу времени:
при распаде − , (2.8)
при активации − . (2.9)
где n(t) – число импульсов, регистрируемых счетчиком в единицу времени, в момент времени t (скорость счета); n 0 – скорость счета в начальный момент времени t = t 0; nmax − скорость счета в конечный момент времени t→∞ в условиях эксперимента необходимо, чтобы выполнялось условие t > 10 T1/2; отношения и – активность образца в начальный и конечный момент времени, соответственно; w = 0,3 – средняя вероятность регистрации b––частицы.
Рис. 2.1. Изменение активности образца во времени при его облучении и радиоактивном распаде
Введение w обусловлено следующими причинами. Во–первых, если активный образец располагается вне чувствительного объема счетчика, последний регистрирует лишь часть частиц, тем меньшую, чем меньше телесный угол, под которым счетчик виден из источника излучения. Во–вторых, из числа частиц, полетевших в направлении счетчика, часть может быть поглощена в самом источнике, в воздухе на пути к счетчику, либо в стенках счетчика. Наконец наличие мертвого времени (его называют также временем нечувствительности, разрешающим временем) у регистрирующей излучение аппаратуры приводит к тому, что часть частиц, прошедших через счетчик, не регистрируется. В различных экспериментах перечисленные факторы могут влиять по разному на измеряемую величину. Например, при измерении абсолютной активности образца важны все три перечисленных фактора.
Допустим, что в некоторый момент времени t включили на время dt счетную установку. Если время измерения много меньше периода полураспада исследуемого нуклида, то скорость счета можно считать постоянной за время измерения dt. Тогда, зная эффективность регистрации w и скорость счета, можно построить кривую спада либо нарастания активности образца во времени.
Логарифмируя уравнение (2.8) или (2.9), можно определить постоянную распада исследуемого нуклида:
при распаде − , (2.10)
при активации − . (2.11)
Таким образом, нанося значение ln n (t)или ln[ nmax – n (t)] на полулогарифмическом графике, получаем прямую линию, тангенс угла наклона которой равен l. Определив тангенс угла наклона, вычисляется период полураспада:
. (2.12)
Рассмотренный метод анализа кривой распада или активации называют обычно дифференциальным методом.
В случае если исследуемый образец есть смесь двух изотопов, то накопившееся радиоактивные ядра будут распадаться по следующему закону:
для 1-го изотопа − N1=N01 exp(–l1 t),
для 2-го изотопа − N2=N02 exp(–l2 t),
для общего количества радиоактивных ядер −
N=N1+N2= N01 exp(–l1 t)+ N02 exp(–l2 t), (2.13)
где N01 и N02 − количество радиоактивных ядер накопившихся к моменту времени t0 1-го и 2-го изотопа, соответственно; l1 и l2 − постоянные распада для 1-го и 2-го изотопа, соответственно; t – время c момента окончания облучения.
В этом случае активность образца будет определяться из соотношения:
, (2.14)
где А1 и А2 – вклад в активность образца за счет 1-го и 2-го изотопа, соответственно.
Если период полураспада 1-го изотопа много больше периода полураспада 2-го изотопа ( >> ), то через время t > 10 можно считать, что на активность образца влияет только распад 1-го изотопа, т.е.
. (2.15)
где – вклад в активность образца 1-го изотопа в момент времени , – число радиоактивных ядер 1-го изотопа в момент времени t 01.
Логарифмируя выражение (2.15) можем определить постоянную распада для 1-го изотопа:
, (2.16)
где n 01– вклад 1-го изотопа в скорость счета в момент времени .
В результате можно определить вклад в активность образца 1-го изотопа в любой момент времени, а также определить постоянную распада для 2-го изотопа из выражения 14:
, (2.17)
где А 01 и А 02– вклад в активность образца 1-го и 2-го изотопа в момент окончания облучения t 0.
. (2.18)
Логарифмируя выражение (2.18) получим:
, (2.19)
где n 02 – вклад 2-го изотопа в скорость счета в момент времени t 0; n 1(t) – вклад 1-го изотопа в скорость счета в момент времени t.
По выражению (2.12) определяют периоды полураспада для 1-го и 2-го изотопов.