Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Разбор музыкальных произведений




КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Заметный подъём клавирного искусства наблюдается с первой половины XVIII века; он связан с деятельностью выдающихся мастеров; Франсуа Куперена, Доменико Скарлатти (1685-1757), Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха и других. Не умаляя исторической роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует выделить значение Баха как величайшего новатора в области клавирного творчества.

Восприняв самое интересное и лучшее, чем обладали школы клавирного искусства Италии, Англии, Франции, Бах не пренебрёг тем, что было создано у него на родине.

Бах первый ощутил универсальность клавира. Он превратил этот инструмент в настоящую творческую лабораторию, где, не стесняемый внешними запретами и церковным контролем, мог свободно экспериментировать и осуществлять самые смелые проекты и идеи.

Бах заимствует из богатейшего арсенала органной, скрипичной, оперной литературы стилистические приёмы, особенности формы и делает их достоянием клавирного искусства. Он ввёл в творческую практику ряд жанров, немыслимых ранее в клавирной музыке. Он по-новому трактует клавирную сюиту, широко использует импровизационные и имитационные формы, практиковавшиеся раньше преимущественно в органной музыке. Применяя достижения скрипичного искусства, он способствует образованию нового жанра клавирного концерта. Жанровое богатство баховской клавирной музыки дополняется огромным количеством всевозможных вариаций и педагогических пьес. Труду мыслителя-новатора и вдохновенного художника, труду мастера, проницательного и кропотливого, обязана фортепивнная музыка своим блестящим будущим. Бах был её основоположником.

 

ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР

Бах обладал исключительно широкими интересами, и в его творчестве представлены самые различные жанры, но фуга, и собственно клавирная фуга, всегда находилась в центре его внимания. Он постоянно стремился к совершенствованию этой формы; усиленной работой над клавирной фугой отмечены важнейшие этапы творческой жизни композитора.

Первому тому прелюдий и фуг “Хорошо темперированного клавира”, завершённому в Кётене в 1722 году, предшествовал большой труд.

Двадцать четыре прелюдии и фуги, составляющие первый том “Хорошо темперированного клавира”, - по сей день непревзойдённые образцы полифонической клавирной музыки.

 

Много лет спустя, в Лейпциге, Бах вновь вовзращается к проблеме цикла из прелюдии и фуги с привлечением всех тональностей мажорного и минорного ладов. Так появляется второй том “Хорошо темперированного клавира” из двадцати четырёх прелюдий и фуг.

“Хорошо темперированный клавир” справедливо считается своебразной энциклопедией баховских образов. В редком разнообразии камерных форм Бах раскрывает большой и сложный внутренний мир человека, богатейшую область человеческих чувств.

Этическое содержание, воплощённое в форме безупречного совершенства, подняло “Хорошо темперированный клавир” на положение величайшего явления мирового искусства. Недаром на этих произведениях учились великие музыканты: Бетховен, Шопен, Шуман, Лист и многие другие. Бах не подозревал того, что создаваемые творения представляют сокровища искусства исключительной ценности.

Это произведение Бах писал, желая внедрить в художественную практику умение пользоваться всеми тональностями темперированного строя, о чём сам объявил в следующих выражениях: “Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги, расположенные по всем тонам и полутонам, использующие как терции мажорные Ut, Re, Mi, так и минорные Re, Mi, Fa. Написанные для пользы и употребления жадной до учения музыки молодёжи, особонно же для препровождения времени тех, кто уже искусен в этой области”.

Темперированный, или равномерный, ”выравненный” строй, в отличие от натурального, основан на делении октавы на двенадцать равных полутонов. Настроенный натурально клавишный инструмент звучал чисто в пределах тональностей с малым количеством знаков; тональности свыше трёх-четырёх знаков звучали фальшиво и почти не употреблялись. Чем больше возрастала роль клавира как аккомпанирующего и как сольного инструмента, тем сильнее назревала необходимость в едином правильном строе, который позволил бы применять все тональности мажорного и минорного ладов, свободно модулировать, пользоваться неисчерпаемыми возможностями энгармонизма. Темперация была известна и до Баха, однако только гений Баха смог систематизировать и обобщить с такой художественной силой потребности и стремления своего века, предвосхитить то, что лишь позже вошло в музыкальную практику.

Оба тома пьес “Хорошо тнмперированного клавира” скомпонованы по одинаковому формальному признаку. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное произведение, объединенное общей тональностью: прелюдия и фуга до мажор, прелюдия и фуга до минор, прелюдия и фуга до-диез мажор, прелюдия и фуга до-диез минор и т.д. Таким образом, последовательно, в хроматическом порядке охватывается весь круг диезных и бемольных тональностей мажорного и минорного ладов.

В “Хорошо темперированном клавире” явные тематические связи между прелюдией и фугой отсутствуют. Тем не менне их объединение не ограничивается общей тональность; существуют менее “видимые” связи, обусловленные внутренним, идейно-эмонациональным содержанием и проявляющиеся в каждом отдельном случае по-разному. Отсюда такое многообразие приёмов сочетания и согласования двух различных пьес в единое целое.

 

Но есть и общее условие – оно вытекает из существа полифонической музыки и её форм – контрасное сопоставление импровизационной прелюдии и строго конструктивной фуги. Этот обязательный, так сказать, внешний контраст углубляется внутренним, когда сопоставляются различные по содержанию и характеру музыкальные образы. Так, мужественному, энергичному, с моторным поступательным движением, музыкальному образу до-минорной прелюдии противополагается изящная грация фуги; “оборотной стороной” идиллической соль-минорной прелюдии оказывается скорбная лирика фуги; лёгкому скольжению ре-мажорной прелюдии с её скрипичной фактурой противопоставлена пышная, театрально-нарядная фуга (I т.).

Контрасность музыкальных образов прелюдии и фуги типична для баховских циклических композиций; в “Хорошо темперированном клавире” контрасность составляет основной принцип. Однако нередки случаи, когда слитность прелюдии и фуги определяется не контрасным различием, а общностью содержания музыкальных образов. В качестве примера можно привести прелюдии и фуги ми-бемоль, до-диез минор, си-синор (I т.).

Пьесы ХТК, как и большинство инструментальных пьес Баха, относятся к области непрограмной музыки, то есть у них нет названий, не существует авторских указаний на конкретный сюжет или поэтический замысел. Но широкие образные и жанровые связи помогают проникать в скрытый смысл баховской музыки.

Неисчерпаемо разнообразие идей и их музыкального воплощения в ХТК. И всё же типичность музыкальных образов допускает некоторую группировку прелюдий и фуг по выраженным в них жанровым признакам, по схожести (несмотря на бесконечность оттенков) эмонационального содержания. Так, например, фуги до минор (I т.), до мажор (II т.), до-диез мажор, соль мажор (I т.) можно отнести к произведениям, в которых очень тонко претворена тематика танцевального склада (этим фугам иногда свойствен скерцозный характер).

Центральное место занимает большая группа прелюдий и фуг углублённо-лирического характера. Они выделяются особой серьёзностью мысли, интенсивностью внутреннего развития. В них раскрывается поражающая глубиной и многогранностью вдохновенная баховская лирика. В каждой пьесе этой группы – всегда новое освещение темы, иной её поворот: патетический или трагедийный, просветлённо- печальный или отрешённо-созерцательный, филосовски-самоуглублённый или скорбно-лирический.

Прелюдия и фуга до минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”.

Прелюдию отличает чёткий и энергичный ритм. Быстрый темп и единообразная фактура (шестнадцатые) придают музыке большую оживлённость и подвижность. Именно такой непрерывно текущий характер движения присущ прелюдиям полифонического склада.

Во второй половине прелюдии подчёркнуто чёткое движение, которое сменяется широким “разбегом” арпеджированных пассажей. Затем движение останавливается – следует короткий эпизод (всего один такт), напоминающий речитативное соло в вокальном произведении. Он вносит в прелюдию момент размышления, раздумья. Выразительные интонации, остановки в движении окрашивают музыку в патетические тона, придают высказыванию большую значительность. Это как бы мудрое “слово” от автора – кульминация прелюдии. Затем следует небольшое заключение. Арпеджированные пассажи постепенно теряют свою напористость, чему способствует и выдержанный бас до.

Последний звук прелюдии – мажорная терция – окрашивает заключение в просветлённые тона.

Энергичная и оживлённая фуга имеет заметное сходство с прелюдией. Слово “фуга” на латинском языке означает “бег”. В музыке фуга – это сложное полифоническое произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает другому.

В основе большинства фуг лежит одна тема. Значительно реже встречаются двойные и тройные фуги – с двумя и тремя темами. Фугу всегда начинает один голос, который излагает тему. Как в инвенциях и симфониях, тема фуги является тем “зерном”, из которого вырастает всё произведение. В зависимости от числа голосов, фуга может быть двухголосной, трёхголосной, четырёх- или пятиголосной.

Фуга до минор трёхголосна. Названия голосов фуги те же, что и названия голосов в хоре: сопрано, альт, бас. Фуга начинается с одноголосного изложения темы средним (альтовым) голосом в основной тональности. Троекратное проведение основного мелодического оборота, более умеренный, чем в прелюдии темп, некоторая танцевальность ритма, изящество и грациозность делают её особенно рельефной и хорошо запоминающейся.

Второе проведение поручено верхнему (сопрановому) голосу в доминантовой тональности соль минор. Здесь тема получает название “ответа”или ”спутника”.

После небольшой двухтактной интермедии, построенной на основном мелодическом обороте темы, она звучит в третий раз – в басу. Поочерёдное изложение темы в каждом из голосов составляет первый раздел фуги – её экспозицию.

Вторая двухтактная интермедия соединяет экспозицию со средним разделом фуги – разработкой. Разработка начинается в ми-бемоль мажоре – тональности, пораллельной до минору. Мажор окрашивает музыку в светлые тона. В разработке тема проходит в различных тональностях. Активизируется движение и в интермедиях.

С возвращением основной тональности наступает третий раздел фуги – реприза. Тема звучит здесь только в основной тональности. Её появление далее в самом низком регистре придаёт звучанию особую значительность и воспринемается как кульминация фуги. Бас удваивается в октаву, что придаёт музыке мощность органного звучания. Постепенно движение успокаивается. Завершает фугу мажорный аккорд, который после драмматической кульминации звучит особенно просветлённо.

Различный характер прелюдии и фуги не мешает воспринемать их как две части одного цикла. Помимо единой тональности этому способствует активность движения в обеих пьесах, одинаковое местоположение и драмматический характер кульминаций и, наконец, родственность “затухающих” просветлённых заключений.

 


ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Вокально-инструментальные произведения:

Месса си минор

“Страсти по Матфею” и “Страсти по Иоанну”

Светские и духовные кантаты

Оркестровые произведения

4 увертюры (сюиты)

6 “Бранденбургских концертов”

Концерты для солирующих инструментов с оркестром

7 концертов для клавира с оркестром

3 концерта для двух, 2 – для трёх клавиров с оркестром

3 концерта для скрипки с оркетром

концерт для двух скрипок с оркестром

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 

6 сонат и партит для скрипки соло

7 сонат для скрипки и клавира

6 сюит (сонат) для виолончели соло


ОРГАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Хоральные прелюдии

пассакалья до минор

прелюдии и фуги

фантазии и токкаты

клавирные произведения

сборник ”Маленькие прелюдии и фуги”

15 двухголосных инвенций и 15 симфоний (трёхголосных инвенций)

48 прелюдий и фуг (два тома “Хорошо темперированного клавира”)

6 “Французских” и 6 “Английских сюит” 6 партит

“Итальянский концерт” для клавира соло, “Хроматическая фантазия и фуга”.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 462 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2256 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.