Общение – это:
А. процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов (социальных групп, классов, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, опытом, информацией, навыками, способностями, а также результатами деятельности.
Б. понятие, употребляемое для характеристики межличностных отношений.
Варианты ответов:
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
22. Личность – это:
А. понятие, характеризующее человека как целостное существо в единстве его социально значимых и индивидуально-особенных свойств.
Б. мыслящее существо, отражающее внутреннее душевное состояние человека, его природно-биологическую особость.
Варианты ответов:
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
23. Человек, не проявляющий собственную позицию, приспосабливающийся к обстоятельствам жизни, мнению авторитетов есть:
1) реформатор;
2) нигилист;
3) конформист;
4) подхалим;
5) реакционер.
24. Свобода – это:
а) избавление жизни от ограничений и принуждения;
б) возможность поступать так, как хочется в соответствии с собственным желанием;
в) способность человека действовать в соответствии со своими целями, опираясь на познание объективно действующих законов;
г) в человеческом обществе нет и не может быть свободы;
д) выбор и возможность практической самореализации.
Варианты ответов:
1) верно… а, б;
2) верно… б, г;
3) верно… в, г;
4) верно… в, д.
25. Основу экономической жизни общества составляет(ют):
1) капитал;
2) денежные ресурсы;
3) земля;
4) процесс производства материальных благ;
5) совокупность материальных средств и духовных ценностей накопленных в обществе.
26. Собственность в качестве экономической категории представляет собой:
1) отношение между человеком и реально осязаемой вещью;
2) присвоение тех или иных вещей, ресурсов во владение;
3) систему отношений между людьми по поводу владения и использования средств производства и вытекающих из этого способов распределения и потребления общественного богатства;
4) право контроля над вещью.
27. Предметом экономической науки, её основной задачей как области знания является:
а) исследование причин роста материального благополучия людей;
б) изучение человеческого поведения с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление;
в) поиск путей эффективного ведения хозяйства, оптимальных механизмов использования ресурсов в целях удовлетворения разнообразных потребностей человека;
г) определение того, как производить и кто должен получать произведённую продукцию;
д) разработка техники и инструментария экономического анализа хозяйствования.
Варианты ответов:
1) верно… а, г;
2) верно… в, д;
3) верно… б, г;
4) верно… а, б.
28. Дух как понятие выражает:
1) неосязаемое физиологическое образование, связывающее сердце и мозг человека;
2) внутренний мир человека, взятый в качестве сопереживания индивида по поводу межличностных отношений;
3) состояние сознания, характеризующее высшее средоточие интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях;
4) особая жизненная сила как индивидуальное воплощение ответа человека на внешние воздействия.
29. Гуманизм реальный в широком смысле – есть:
а) идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее средневековой схоластике принцип всестороннего развития личности;
б) система воззрений и социальных действий, реализующих теоретическое видение человека как высшей ценности;
в) идеи и взгляды, утверждающие естественно-природное право человека на свободу, счастье, справедливость и равенство;
г) исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих многосторонних способностей и разумных потребностей;
д) социальный идеал, воплощающий принцип: человек может быть для другого человека только целью, но не средством.
Варианты ответов:
1) верно… а, в;
2) верно… а, д;
3) верно… б, г;
4) верно… в, д.
30. Мировоззрение – сложное социальное образование. В своей сущности оно:
1) представляет систему взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе;
2) имеет общее содержание у всех социальных групп;
3) есть совокупность представлений о строении мира и поведении человека в обществе;
4) отличается целостностью и постоянством своей структуры;
5) наследуется естественным путём или возникает интуитивно.
31. Идеология – это:
1) учение, раскрывающее в теоретической форме политический смысл развития общества;
2) форма общественного сознания, обосновывающая цели и особенности функционирования и развития государственной власти;
3) система теоретических знаний, выработанных для выражения и защиты определённых целей и коренных интересов той или иной группы людей;
4) духовное явление, анализирующее способы подхода к социальной действительности, наиболее целесообразные формы реализации интересов различных общностей людей;
5) «наука об идеях», объясняющая происхождение идей из чувственного опыта.
32. «Золотое правило» нравственности:
1) ты мне, я тебе;
2) не желай другому того, чего не желаешь себе;
3) работа не волк, в лес не убежит;
4) живи сам и давай жить другим.
33. Под искусством следует понимать:
1) форму духовного освоения мира, художественно-образное воспроизведение действительности;
2) отражение жизнедеятельности самого человека;
3) деятельность, выражающую способность человека подражать явлениям окружающего мира;
4) образное отображение трудовых отношений людей, явлений быта;
5) замкнутую, автономную деятельность, выражающую формы связи человека с чем-то запредельным.
34. Понятие прогресса выражает собой:
1) идеал, которому постоянно приближаются, но никогда не достигают;
2) не закон, а только надежду истории;
3) возрастающую солидарность всех членов общества;
4) неуклонное движение к лучшему, высшему, более совершенному (во всех сферах жизни человека и общества);
5) утопические представления.
35. Власть в широком смысле – это:
1) выражение отношений господства-подчинения, с принуждением, насилием;
2) специфическая форма воздействия человека на окружающее, предполагающая целенаправленное осуществления своей воли, даже вопреки внешнему сопротивлению;
3) способ выражения человеческой ограниченности и стремлениё её преодолеть;
4) осуществление приоритета рационально-ролевого начала в мире в условиях субъект-объектной расчленённости человеческой жизнедеятельности;
5) принцип организации социальных отношений, концентрируемый прежде всего в сфере политики.