Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От Московского княжества к царской деспотии: эпоха Ивана IV Грозного




Тема 7. Россия в XVI – XVII вв.

От Московского княжества к царской деспотии: эпоха Ивана IV Грозного

Иван IV Грозный – первый российский царь. Отличительные от восточной деспотии черты российской власти. Земские соборы – институт сословного представительства. Местное самоуправление. Боярская Дума и приказы – центральные органы власти. Опричнина – форсированная централизация без необходимых социально-экономических предпосылок. Институт крепостного права – элемент российской государственности, сближающий ее с восточной деспотией.

2. Смута начала XVII в. - социальная катастрофа и время альтернатив

Смута начала XVII в. – социальная катастрофа и время альтернатив. Ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.

3. Социально-экономическое и политическое развитие России при первых Романовых

Социально-экономическое развитие России в XVII в. Территория и население. Сельское хозяйство, ремесло, торговля. Развитие товарного производства. Формирование всероссийского рынка. Первые мануфактуры. Протекционистская политика. Социальная структура российского общества: корпоративная система, основанная на отношениях подданства. Соперничество боярства и дворянства. Посадские люди. Крестьянство. Этапы закрепощения крестьян. Михаил Федорович, Алексей Михайлович. Боярская Дума. Земские соборы. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Городские восстания. Восстание С. Разина. Соборное уложение 1949 г. Церковная реформа патриарха Никона и раскол церкви.

Внешняя политика России в XVI–XVII вв.

Задачи и основные направления внешней политики. Восточное направление. Завоевание Казанского Астраханского ханств и Сибирского ханств. Южное направление. Освоение «Дикого поля». Взаимоотношения России и Кабарды. Западное направление. Ливонская война. Причины неудачи России в войне. Внешняя политика России в XVII в. Отношения с Речью Посполитой. Смоленская война 1632–1634 гг. Воссоединение с Украиной. Русско-польская война 1654–1667 гг. Отношения с Крымом и Турцией. Взятие Азова 1637 г. Отношения со Швецией. Война 1656–1658 гг.

 

 

От Московского княжества к царской деспотии: эпоха Ивана IV Грозного

 

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV ГРОЗНОГО. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. БОЯРЕ И ДВОРЯНЕ.

В конце XV — начале XVI вв. завершилось образование Российского государства. Это произошло в переломный пери­од мировой истории. В 1453 г. пал Константинополь, в 1492 г. была открыта Америка. Это было время Великих географиче­ских открытий, начало капиталистической эры в передовых странах Европы, где шел процесс первоначального накопле­ния капитала, возникала мануфактурная промышленность, складывались основные классы буржуазного общества. Про­исходили заметные изменения в идеологической жизни обще­ства, связанные с утверждением идей Возрождения и идей гуманизма. В конце XVI в. началась первая в Европе победо­носная буржуазная революция (Нидерланды, 1566 — 1609).

Образовавшееся в конце XV — начале XVI вв. Российское государство развивалось как часть мировой цивилизации. Од­нако следует учитывать своеобразие условий, в которых шло это развитие. Территория России лежала в полосе резко-кон­тинентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Плодородные черноземы Дикого поля, Поволжья, Си­бири только начали осваиваться. Шел трудный процесс осво­ения новых территорий. Страна не имела выхода к теплым морям. При отсутствии естественных границ постоянная борьба с внешней агрессией требовала напряжения всех ре­сурсов. Земли запада и юга бывшего Древнерусского государ­ства находились в руках противников России. Ослабли и были разорваны традиционные торговые и культурные связи.

Российская держава сумела добиться политического един­ства, включив в свой состав различные по уровню развития княжества и земли, которые сохраняли еще в условиях гос­подства натурального хозяйства и отсутствия интенсивных экономических связей, "живые следы прежней автономии". В стране отсутствовали сколько-нибудь реальные элементы буржуазного развития. Такой уровень экономики предопре­делял неизбежность внутренних конфликтов в процессе цен­трализации страны.

 

а) Социально-экономическое развитие

Территория и население

К концу XVI в. территория России расши­рилась почти вдвое по сравнению с середи­ной века. В нее вошли земли Казанского,

Астраханского и Сибирского ханства, Башкирия. Шло также освоение земель на южной окраине страны, так называемого Дикого поля, богатого плодородными землями. Были пред­приняты попытки выхода к Балтийскому побережью.

Население России в конце XVI в. насчитывало 9 млн. человек. Основные массы населения были сосредоточены на севе­ро-западе и центральной части страны. Однако его плотность даже в наиболее населенных землях России, по подсчетам историков, составляла 1—5 человек на 1 кв. км. В Европе в то же время плотность населения достигала 10— 30 жителей на 1 кв. км.

Территория страны к концу правления Ивана IV увеличи­лась более чем в десять раз по сравнению с тем, что унаследо­вал его дед Иван III в середине XV столетия. В ее состав вошли богатые и плодородные земли, но их еще нужно было осваи­вать. С вхождением земель Поволжья, Приуралья, Западной Сибири еще более расширился многонациональный состав населения страны.

Сельское хозяйство

Россия в XVI в. сделала шаг вперед в соци­ально-экономическом развитии, которое шло в разных землях неравномерно. Эко­номика страны носила традиционный характер, основанный на господстве натурального хозяйства и феодальных поряд­ков.

Боярская вотчина оставалась господствующей формой фе­одального земледелия. Наиболее крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Бывшие местные князья стали вассалами Государя всея Руси. Их владения превращались в обычные вотчины ("обояривание князей").

Расширялось, особенно во второй половине XVI в., помест­ное землевладение. Государство в условиях недостатка де­нежных средств для создания наемной армии, желая подчи­нить себе бояр-вотчинников и удельных князей, пошло по пути создания государственной поместной системы. Напри­мер, в районе Тулы 80% владений в конце XVI в. были поме­стьями.

Раздачи земель привели к тому, что во второй половине XVI в. значительно сократилось черносошное крестьянство (крестьяне, жившие в общинах и платившие подати государ­ству) в центре страны и на северо-западе. Значительное ко­личество черносошных крестьян осталось лишь на Севере страны, в Карелии, а также в Поволжье и Сибири.

В особом положении находились крестьяне, жившие на осваиваемых землях Дикого поля (на реках Днепр, Дон, Средней и Нижней Волге, Яике). Земельные наделы кресть­яне здесь получали за службу по охране русских рубежей.

Ко второй половине XVI в. на южных окраинах России начало складываться казачество (от тюркского слова "уда­лец", "вольный человек"). Рост феодальной эксплуатации приводил к массовому бегству крестьян на свободные земли Дикого поля. Там они объединялись в своеобразные военизи­рованные общины; все важнейшие дела решали на казацком кругу. В среду казачества рано проникло имущественное рас­слоение, что вызвало борьбу между беднейшими казаками, голытьбой и старейшинами — казацкой верхушкой. С XVI в. правительство использовало казачество для несения погра­ничной службы. Оно снабжало казаков порохом, провиантом, выплачивало им жалованье.

Единое государство способствовало развитию производи­тельных сил. Широкое распространение получило трехполье, хотя подсечно-огневое земледелие не утратило еще своего значения. Главной формой ренты оставался натуральный об­рок. Барщина не получила еще широкого распространения. Собственную запашку феодалов обрабатывали страдные (от "страда" — сельскохозяйственные работы) и кабальные (должники, отрабатывавшие проценты долга или доброволь­но подписавшие "служилую кабалу") холопы.

Города и торговля

К концу XVI в. в России насчитывалось примерно 220 городов. Крупнейшим горо­дом была Москва, население которой со­ставляло около 100 тыс. человек (в Париже и Неаполе в конце XVI в. было 200 тыс. человек, в Лондоне, Венеции, Амстерда­ме, Риме —100 тыс.). Остальные города России, как правило, имели по 3-8 тыс. человек. В Европе же средний по размерам город XVI в. насчитывал 20-30 тыс. жителей.

Наиболее важными и развитыми русскими городами XVI в. были Новгород, Вологда, Великий Устюг, Казань, Ярос­лавль, Соль Камская, Калуга, Нижний Новгород, Тула, Аст­рахань. В период освоения Дикого поля были основаны Орел, Белгород и Воронеж; в связи с присоединением Казанского и Астраханского ханств — Самара и Царицын. С проникнове­нием русских в Сибирь были построены Тюмень и Тобольск. Наконец, в связи с потребностями внешней торговли возник Архангельск.

В XVI в. наблюдался подъем ремесленного производства и товарно-денежных отношений в русских городах. Специали­зация производства, тесно связанного с наличием местного сырья, тогда носила еще исключительно естественно-геогра­фический характер. Тульско-Серпуховской, Устюжно-Железопольский, Новгород-Тихвинский районы специализиро­вались на производстве металла; Новгородско-Псковская земля и Смоленский край были крупнейшими центрами про­изводства полотна и холста; кожевенное производство пол­учило развитие в Ярославле и Казани; Вологодский край про­изводил огромное количество соли и т.п. По всей стране ве­лось широкое каменное строительство. В Москве появились первые большие казенные предприятия — Оружейная пала­та, Пушечный двор. Суконный двор.

Говоря о размахе ремесленного производства, следует от­метить, что количественный рост мелкотоварного производ­ства не привел еще к перерастанию его в капиталистическое товарное производство, как это было в ряде передовых стран на Западе. Значительную часть территории города занимали дворы, сады, огороды, луга бояр, церквей и монастырей; в их руках были сосредоточены денежные богатства, которые от­давались под проценты, шли на покупку и накопление сокро­вищ, а не вкладывались в производство.

Значительную роль в торговле наряду с купцами играли светские и духовные феодалы, особенно монастыри. Из цент­ра и южных районов на север везли хлеб, из Поволжья — кожи; Поморье и Сибирь поставляли пушнину, рыбу, соль, Тула и Серпухов — металл и т.д.

В результате экспедиции англичан Уиллоби и Ченслера, в середине XVI в. искавших путь в Индию через Ледовитый океан и оказавшихся в устье Северной Двины, были установ­лены морские связи с Англией. С англичанами заключили льготное соглашение, была основана английская торговая компания. В 1584 г. возник город Архангельск, однако клима­тические условия этого района ограничивали судоходство по Белому морю и Северной Двине тремя-четырьмя месяцами в году. Великий Волжский путь после присоединения поволж­ских ханств (остатков Золотой Орды) связал Россию со стра­нами Востока, откуда везли шелк, ткани, фарфор, краски, пряности и т.д. Из Западной Европы через Архангельск, Нов­город, Смоленск Россия ввозила оружие, сукно, драгоценно­сти, вина в обмен на меха, лен, пеньку, мед, воск.

Анализ социально-экономического развития России в XVI в. показывает, что в стране в это время происходил процесс укрепления феодального способа производства. Рост мелко­товарного производства в городах и торговли не привели к созданию очагов буржуазного развития.

 

Б) Внутренняя политика

Годы боярского правления

После смерти в 1533 г. Василия III на вели­кокняжеский престол вступил его трехлет­ний сын Иван IV. Фактически государст­вом управляла его мать — Елена, дочь кня­зя Глинского — выходца из Литвы. И в годы правления Еле­ны, и после ее смерти (1538; есть предположение, что она была отравлена) "яе прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников тяжело отразился на положе­нии народных масс, вызвав недовольство и открытые выступ­ления в ряде русских городов.

В июне 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя. Город почти полностью выгорел. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожарища. Иван IV и его приближенные, спасаясь от дыма и огня, спрятались в селе Воробьеве. Причину пожара искали в действиях реальных лиц. Поползли слухи, что пожар — дело рук Глинских, с именем которых народ связывал тяжелые годы боярского правления.

В Кремле на площади у Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграбле­ны. "И вниде страх в душу моя и трепет в кости моя", — вспоминал впоследствии Иван IV. С большим трудом прави­тельству удалось подавить восстание.

Выступления против феодалов произошли в городах Опоч-ке, несколько позднее в Пскове, Устюге. Классовые противо­речия нашли отражение в распространении ересей. Напри­мер, холоп Феодосии Косой, наиболее радикальный еретик того времени, выступал за равенство всех людей и неповино­вение властям. Его учение получило широкое распростране­ние, особенно среди горожан.

Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепле­ния государственности, централизации власти. Иван IV всту­пил на путь проведения структурных реформ.

 

Избранная Рада

Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Своеобраз­ным его идеологом был талантливый пуб­лицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с посланиями, в которых была изложена программа преобразований. Эти предложения Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV. Некоторые ис­торики даже считали, что автором челобитных был сам Иван IV. Сейчас установлено, что И.С. Пересвеюв — реальная ис­торическая личность.

Исходя из интересов дворянства, И.С. Пересветов резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государст­венного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство. "Государство без грозы, что конь без узды", — считал И.С. Пересветов.

Около 1549 г. из приближенных к молодому Ивану IV людей сложилось новое правительство. Оно получило назва­ние Избранная Рада — так называл его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной Рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф. Адашев, происходив­ший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избран­ной Рады участвовали представители различных слоев гос­подствующего класса. Князья Д. Курлятев, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещен­ского собора Кремля (домашней церкви московских царей) Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной Рады как бы отразил компромисс между различ­ными слоями господствующего класса. Избранная Рада про­существовала до 1560 г. и явилась тем органом, который про­водил преобразования, получившие название реформ середи­ны XVI в.

Венчание на царство. Центральное

и местное управление

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совер­шеннолетия, официально венчался на цар­ство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, но в то же время усиливала и свой авторитет. Отныне великий князь московский стал на­зываться царем.

В период, когда складывалось централизованное государ­ство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей, роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.

Возвышение авторитета царской власти, усиление духо­венства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа господствующего класса — Земского собора. Земские соборы собирались нере­гулярно и занимались решением важнейших государствен­ных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финан­сов. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. (по подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов; последние Земские соборы в России собирались в 80-е годы XVI в.). В состав Земских соборов входили Боярская дума. Освященный собор — представители высшего духовен­ства; на многих совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли госу­дарственного управления отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными ре­гионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артилле­рией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсе­нал). Иностранными делами ведал Посольский приказ, госу­дарственными финансами — приказ Большой приход; госу­дарственными землями, раздаваемыми дворянам, — Помест­ный приказ; холопами — Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца управлял Сибирью; приказ Казанского дворца — при­соединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный госу­дарственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбо­ром налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформ­ление приказной системы позволило централизовать управ­ление страной.

На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался боярам-кормленщи­кам. Они были фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отмене­ны. На местах управление (сыск и суд по особо важным госу­дарственным делам) было передано в руки губных старост (губа — округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост из числа зажиточных слоев среди черносошного населения там, гце не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков или излюбленных голов в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государ­ственной власти в форме сословно-представительной мо­нархии.

Судебник 1550г.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов —

Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, соста­вители нового Судебника внесли в него изменения, связан­ные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за "пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточниче­ство.

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа. Московский рубль стал основной платежной единицей в стра­не. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государ­ства. Население страны было обязано нести тягло комп­лекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха. В зависимости от плодо­родия почвы, а также социального положения владельца зем­ли, соха составляла 400-600 га земли. Податная реформа еще более ухудшила положение народных масс.

Военная реформа

Много было сделано по укреплению воору­женных сил страны. Ядро армии составило дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю " избранная тысяча " — 1070 провинци­альных дворян, которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти.

Было составлено "Уложение о службе". Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли, как боярин, так и дворя­нин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры "конно, людно и оружно".

Большим шагом вперед в организации военных сил России было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались "служилыми людьми по отечеству", т.е. по происхождению. Другую группу составляли "служилые люди по прибору" (т.е. по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к шве были казаки. Ты­ловые работы, обоз, строительство фортификационных соо­ружений) выполняла "посоха" — ополчение из числа черно­сошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество — порядок замещения должностей в зависимости от знатно­сти и служебной карьеры предков. В середине XVI в. был составлен официальный справочник — "Государев родосло­вец", упорядочивший местнические споры.

Стоглавый собор

В 1551 г. по инициативе царя и митрополи­та собрался Собор русской церкви, пол­учивший название Стоглавый, поскольку

его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковников отразили перемены, связанные с централиза­цией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавших­ся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регла­ментации. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разре­шения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевла­дении победила линия на его ограничение и контроль со сто­роны царя.

Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального госу­дарства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили мощь стра­ны, однако сопровождались новым нажимом на русское кре­стьянство, вели к его дальнейшему закрепощению. Реформы середины XVI в. одновременно создали предпосылки для ре­шения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

ОПРИЧНИНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

 

Иван IV, борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержав­ной власти, основными препятствиями к установлению кото­рой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привиле­гии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государ­ственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешен­ным, привели к установлению опричнины. Иван IV распла­вился с остатками феодальной раздробленности чисто фео­дальными методами.

В январе 1565 г. через село Коломенское и Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин "опричнина" происходит от слова "опричь" — кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращенном к по­садским людям, царь сообщал о принятом решении и добав­лял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Ис­пользуя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодер­жавной власти и учреждение опричнины. Страна была разде­лена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегиче­ском отношении, а также наиболееэкономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входив­шие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было населе­ние земщины. Опричники селились на землях бояр, которых выселяли на территорию земщины. Большие вотчины князей и бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу, в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось служебное положение служилых помещиков под неограниченной властью царя-самодержца. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государ­ством. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизирующие со­бачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Опричнина по форме была возвращением к временам фео­дальной раздробленности. Однако она преследовала другую цель — уничтожить остатки феодального дробления в России.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начал­ся опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит москов­ский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претен­довавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было осо­бенно сильным. В 1579 г. Иван IV предпринял поход на Нов­город, который хотел якобы отойти к Литве. По дороге разгро­му подверглись Клин, Торжок, Тверь.

Значение. Опричнина была форсировангной централизацией без необходимых социально-экономических предпосылок. Опричнина не уничтожала окончательно боярско-княжеского землевладения, но сильно ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии в госу­дарстве, выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война яви­лись причиной социально-политического и внешнеполитиче­ского кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван IV встре­тился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.

Опричнина могла дать лишь временный эффект, так как это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению проти­воречий внутри страны, потому, что законы экономического развития невозможно было изменить никакими казнями и репрессиями.

Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразо­вана в "Государев двор".

Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объек­тивно необходимы для России. Речь шла о путях централиза­ции и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобра­зования по типу реформ Избранной Рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с "человеческим ли­цом".

Правление Ивана Грозного во многом предопределило дальнейшую историю нашей страны — "поруху" 70-80 гг. XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., которое современники называют "смутой".

КУЛЬТУРА

В XVI в. завершается формирование великорусской народ­ности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. С XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло ду­ховную жизнь общества. Все свое влияние и могущество цер­ковь употребляла на укрепление своих позиций. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 г. Он регламентиро­вал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следо­вать. В качестве образца в живописи формально провозгла­шалось творчество Рублева. Но имелись в виду не художест­венные достоинства его живописи, а иконография — располо­жение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете или изображении. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

Публицистика

События XVI в. вызвали обсужде­ние в русской публицистике мно­гих вопросов того времени: о ха­рактере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран ит.д. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое "Сказание о князьях влади­мирских", содержание которого преследовало цель укрепить авторитет верховной власти. Так, если в "Повести временных лет" летописец объяснял появление княжеской власти при­званием варягов, то "Сказание о князьях владимирских" вы­водило происхождение русской царской династии от римского императора Августа. Это легендарное историческое сочине­ние начиналось с описания Ноева ковчега. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. На­следник Пруса и Рюрика, а следовательно, и Августа, киев­ский князь Владимир Мономах получил от константинополь­ского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю:

"Мы родством от Августа кесаря ведемся". Российское госу­дарство, цо мнению Грозного, продолжало традиции великого Рима и Киевской державы.

В среде церковников был выдвинут тезис о Москве — " третьем Риме". В их изложении история выступает как про­цесс смены мировых царств. Первый Рим —"вечный город" погиб из-за ересей, "Второй Рим" — Константинополь из-за унии с католиками. "Третий Рим" — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодер­жавной власти, опирающейся на дворянство, содержится в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

 

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться рус­ское летописание. К летописным со­чинениям этого периода относится

"Летописец начала царства", в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и ще доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Другим крупным сочинением того времени является "Сте­пенная книга". Портреты и описания правлений великих рус­ских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степе­ням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное располо­жение и построение текста как бы подчеркивали неруши­мость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили ог­ромный летописный свод, своеобразную историческую эн­циклопедию XVI в. — так называемую Никоновскую лето­пись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. мини­атюр — цветных иллюстраций, за что получил название Ли­цевого свода (лицо — изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. Это повести "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и др. Создавались новые хронографы.

Об обмирщении культуры свидетельствует написание кни­ги, содержащей разнообразные полезные сведения и руковод­ства как в духовной, так и в мирской жизни, —"Домострой" (в переводе — домоводство), автором которой считают Силь­вестра.

Начало книгопечатания

Выдающееся событие в культуре XVI в. — появление русского книгопеча­тания. Началом русского книгопеча­тания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга "Апостол". Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые ано­нимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших

русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первый русский букварь (в 1574 г. во Львове). За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI и в XVII вв.

Архитектура

Усиление Российского централизо­ванного государства отмечено рас­цветом национальной архитектуры.

Одним из выдающихся его проявлений было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри стол­бов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Воз­несения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строи­тельство больших пятиглавых монастырских храмов по типу московского Успенского собора. Подобные храмы были соору­жены во многих русских монастырях, и как главные соборы — в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успен­ский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский со­бор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было стро­ительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремес­ленниками определенной специальности, и посвящались оп­ределенному святому — покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, на­званной Китайгородской (ряд историков считают, что назва­ние произошло от слова "кита" — вязка жердей, используе­мых при строительстве крепости). Она защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Ф. Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белогогорода (современное Буль­варное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал —15-километровую деревянную крепостьна валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), городах южнее Москвы (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западеРоссии (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком севере (Со­ловецких островах).

Ремесло

Высокого уровня достигло русское ремесло. Особенно это проявилось в области литейного дела. Русская артиллерия появилась в 1382 г. при отражении набега Тохтамыша (на несколько лет позже, чем в Европе). Своей вершины литье орудий достигло в работах Андрея Чохова. Созданнаяим царь-пушка до сих пор является круп­нейшим по калибру артиллерийским орудием в мире. Она предназначалась для обороны Москвы и должна была стре­лять картечью. Царь-пушка весит 40 т, а ее калибр — 89 см.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1135 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2493 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.