Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Как достичь эмоциональной свободы вокалисту




Ростовская Государственная Консерватория им. С. В. Рахманинова

 

 

Статья на тему:

Как достичь эмоциональной свободы вокалисту

 

Выполнил(а): Ляпко Ирина Григорьевна

4 курс, факультет Академическое пение

 

Ростов - на - Дону

2016г

Профессиональное пение и сцена были всегда взаимосвязаны друг с другом. Необходимо было не только продемонстрировать технику и стиль исполнения, но ярко и наиболее полноценно передать образ героя или героини в арии, романсе, песне и т. д. Профессия певца, как и любого музыканта, достаточно многогранная и трудоёмкая. Пение - это психофизический процесс, требующий эмоциональных и физических затрат. Поэтому в этой статье хотелось бы уделить внимание эмоциональной раскрепощённости певца на сцене.

«К. С.Станиславский писал на эту тему: «Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса является мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают хрипеть, сипеть. Когда зажим утверждается в ногах, актёр ходит точно паралитик, когда зажим в руках – руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаум. Зажим может появиться и в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку». Почему сцена вызывает такое волнение, а зачастую непреодолимый страх у певца, особенно начинающего? Выход и выступление певца можно сравнить с корридой. Не знаешь, кто победит публика или ты. Поэтому появление страха это нормально, так как это чрезвычайная ситуация для нервной системы. У любого выходящего на сцену человека кровь выделяется адреналин, руки холодеют, у кого – то сохнет во рту, у кого – то потеют ладони, у некоторых просто ноги подкашиваются. Всё это относится к простой боязни выйти на сцену для чего угодно, не обязательно для пения. Лекарство от этой «болезни» - практика и знание, как подготовиться к выступлению. Чем чаще вы будите выходить на сцену, тем лучше. Со временем вы заметите, что научились владеть собой в условиях концерта и начнёте получать удовольствие от своего выступления. Хотя есть и более сложные случаи, когда человек совершенно не может владеть собой и находится в полуобморочном состоянии перед выходом на публику. Совет здесь – обратиться к специалистам, начиная с врачей и заканчивая курсами сценического движения и тренингами.

Итак, рассмотрим подробнее особенности подготовки к выступлению. Для певца, находящегося на сцене, особенно для начинающего, одним из подсознательных страхов является - фальшиво взятая нота, а так же, как говорят среди музыкантов «пустить петуха» (т.е. не взять высокую ноту), к ним так же можно отнести: забыть слова, снять с дыхания, посадить звук на горло и ряд других технических ошибок. Это наиболее распространённые случаи. Поэтому для певца высокая стрессоустойчивость необходима.

Кроме того существует ряд других сложностей. В связи с тем, что концерты и выступления проходят на разных площадках, необходимо учитывать акустические особенности помещения, которые играют большую роль при исполнении. Далеко не все залы приспособлены для академического вокала. Залы могут быть очень большими, например актовые залы дворцов культуры, домов офицеров и т.д. Кроме того, вас будут окружать множество предметов, поглощающих звук: стулья в зале, которые обычно обиты мягкой тканью, большой многослойный занавес, висящий над сценой и многое другое. Но это не причина отказываться от выступления. По возможности попросите провести репетицию в зале, чтобы привыкнуть и немного осмотреться. Со временем и опытом вам будет достаточно пары минут, чтобы найти резонансную точку, из которой вас будет лучше слышно.

Следующий ценный совет – никогда не выносите на публику «сырые» произведения. Потому что, выходя на сцену, как правило, возникает волнение, что может существенно повлиять на качество исполнения. Пусть ария или романс будут лёгкими, недлинными, но если вы будете уверенны в них на 200%, то можно считать что половина дела сделана.

Что касается других страхов. Сфальшивить иногда может любой вокалист. Когда мы смотрим телевизор или какую – либо трансляцию с ведущих театров мира, то можем наблюдать, как известные певцы иногда промахиваются, исполняя произведение в живую. Конечно, речь не идет о явном пении мимо нот, а о неточном интонировании. Оно случается, все мы люди. Просто постарайтесь проработать все сложные для вас моменты в произведении на этапе подготовки.

Боязнь не взять верхнюю ноту из того же разряда: не уверены – не берите. Тем более, что зачастую в ариях верхние ноты вставные, то есть композитор их не предполагал. Но есть случаи, например, конкурсы, в которых слушатели или жюри будут ждать верхнюю ноту, потому что такова традиция. В этом случае опять же хорошо отрепетируйте арию. Если у вас на каждом уроке по несколько раз получается спеть верхнюю ноту, то это просто пустые страхи, вы сможете спеть её и на выступлении. Главное – не стоит суетиться перед ответственным моментом. Вдохните, расслабьтесь и спойте. Убедите себя, что споёте, ведь на уроке получалось.

Страх забыть слова это тоже одна из навязчивых мыслей, мешающих уверенному исполнению. Но не стоит этого опасаться. Дело в том, что когда мы учим вокальные произведения, у нас в мозгу формируется неразрывная связь музыки с текстом. Они как бы склеены между собой. Вот почему певцы, которые не пели какую - то из своих партий лет 20, легко могут её вспомнить. И эта связь может разорваться только тогда, когда вас что - то сильно поразило или отвлекло во время выступления. Елена Образцова в одном из своих интервью рассказывала, что на оном спектакле «Кармен» ей достался такой красивый Эскамильо, что она в 4 акте забыла слова и пела какую – то абракадабру. Так что не стоит бояться забыть слова, потому что всегда можно их сочинить. Это совсем не трудно. На иностранном языке тем более просто: мало кто поймет.

И, наконец, страхи, связанные с техникой. Чтобы не снимать с дыхания и не сажать на горло необходимо нарабатывать нужные ощущения при разучивании произведения, тогда вы сможете обезопасить себя от этих ошибок на сцене. Делайте все как на уроке.

Кроме того, во время работы в классе, должна быть психологически благоприятная, творческая атмосфера. Певец должен чувствовать себя комфортно, уверенно. Поэтому очень важно найти «своего» педагога. Его поддержка и помощь обязательно скажутся положительным образом на эмоциональном фоне певца. Помимо этого, любому вокалисту необходимо развивать такие качества как целеустремленность, вера в себя, умение работать над ошибками и воспринимать их как определенный этап для творческого роста.

В любом случае, не провоцируйте ненужные страхи. Настраивайтесь не на возможные ошибки, а на удовольствие от исполнения, не тратьте силы на пустые эмоции. Лучше настройтесь на то, что легкое творческое волнение даже полезно для выступающего. Во время концерта пойте с артистизмом! – это является необходимым дополнением к технике, помогает избегать излишнего напряжения, а эмоциональная скованность, напротив, ведет к физической скованности, зажатости голосового аппарата. Помните, что голос – часть души. Пойте с душой, а все остальное придёт с опытом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1221 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2459 - | 2138 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.