Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этнографические исследования Морли

Традиция этнографических исследований массовой коммуникации Д.Морли, исследования О.Сергеевой).

 

Этнографические исследования как правило имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практикио пределенной общности с точки зрения ее культуры(нормы, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной массы населения.

Источниками информации в этнографическом исследовании могут быть

письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью.

Этнографический метод – погружение исследователей в среду.

С одной стороны, ученый должен вжиться в культуру, с другой – сохранить объективность и идентичность.

Подходы в этнографическом исследовании:

Холистический – изучение сообщества как единого целого

Два лагеря внутри холистического:

Конфигурационисты – рассматривают культуру и сообщество как единое целое

Функционалисты – рассматривают культуру и общества как закономерность функционирования отдельных элементов и соединение их в единое целое;

Функционалист Редклифф-Браун делит социальную систему на три аналитические: социальную, экологическую и культурную. Каждая из них уникальна, требует рассмотрения, как и совокупность их.

Семиотический подход – Боас, Гирц – полное погружение в культуру исследователя при сохранении аналитических способностей последним – «плотное описание». Боас полагал, что исследование культуры – это интерпретивная наука в поисках смыслов.

Гутенаф – этнонаука – выработка методов и систематизация правил поведения, присущей и уместной для данной культуре или сообществу.

Бихевиористский метод – наблюдение за моделями поведения. Цель – получение данных по заранее выделенным релевантным категориям.

Часто этнографический подход обобщают с методом включенного наблюдения, но это не совсем верно. Этнографический метод шире, т.к., помимо наблюдения, может содержать:

Элементы интервью

Сбор историй из жизни («нарратив»)

Анкетирование

Метод генеалогических исследований, выявление происхждения коммуникантов

Работа с консультантами по определенным аспектам изучаемой культуры или общества

Групповые исследования

Анализ кейсов

Проблемно ориентированные исследования

Виды участия этнографа:

Полное погружение, роль исследователя неизвестна прочим коммуникаторам. Исследователь возвращается к своим функциям только по окончании исследования.

Ученый как участник, статус которого известен окружающим.

Ученый – наблюдатель в чистом виде, не включен в процесс

Сбор материала – записи, основный вид – дневник наблюдений (полевые заметки). Конечный продукт – письменное этнографическое исследование.

Оно для публичного чтения, в отличие от полевых заметок

Техники проведения исследование: сопровождение, обучение, «скажите мне, что делать», «покажите мне, как делать»

Достоинства:

Дает погружение и получение информации из первых рук

Представляет холистический подход к исследованию

Обеспечивает доступ данных, которые было бы трудно получить в других условиях

Позволяет составить непредвзятое мнение об объекте исследования

Дает возможность детально изучить контекст интеракций

Недостатки:

Требует много ресурсов, времени и сил

Угроза потери ученым своей идентичности и полное отождествление себя с исследуемыми или же, наоборот, предвзятость при возникновении антипатии – угроза субъективности интерпретации данных.

 

Этнографические исследования Морли

 

Опыт различных исследований привел социологов к осознанию того, что без рассмотрения обстоятельств, в которых происходит телесмотрение, и всего того, что так или иначе связано с телесмотрением, невозможно получить достоверную информацию о самом телесмотрении, понять его истинное значение для зрителей и выявить, какие смыслы извлекают зрители из телевизионного содержания. Поскольку просмотр телевизора включен, по большой части, в домашнее времяпрепровождение, то исследовался прежде всего домашний контекст телепотребления – домашние дела, взаимоотношения с членами семьи, телевизионная и видео- оснащенность домохозяйства и т.д. Это направление принято называть этнографическим, хотя «его значение отличается от того, как социологи обычно понимают этнографию – как исследование, основанное на настоящем “вживании”, когда исследователи проводят несколько месяцев или лет вместе с исследуемыми». Вместе с тем, как отмечали британские социологи Д. Гонтлетт и А. Хилл (представители этого направления исследований аудитории), «термин нельзя назвать совсем уж неподходящим, так как он отражает связь с повседневной жизнью и качественный характер исследования».

Одним из первых исследований в этом направлении была работа британского социолога Дэвида Морли «Семейное телевидение» (1985). Оно возникло как своего рода «работа над ошибками» более раннего исследования Морли – упомянутого выше изучения восприятия программы «Nationwide». Одной из ошибок исследования «Nationwide», по словам самого Д. Морли, было то, что респондентам предлагали интерпретировать программу, которую в естественных, а не лабораторных условиях они, возможно, смотрели бы без особого внимания или не смотрели бы вообще. Более того, телесмотрение в общественном месте серьезным образом отличается от домашнего телесмотрения. Морли сделал вывод, что принципиально неверно изучать какие-либо аспекты телесмотрения вне естественных условий последнего, т.е. вне домашнего контекста.

Дальнейшим шагом в этом направлении стало исследование «Семейное телевидение». Задачей этого проекта было обнаружение и фиксация различных вариаций телесмотрения, зависящих от множества факторов, действующих в домашнем окружении. Поэтому в качестве единицы наблюдения использовалась семья (домохозяйство), а не отдельный человек. В результате анализа полученных ответов Морли сделал любопытные выводы. Выяснилось, например, что мужчины и женщины имеют принципиально различные особенности телесмотрения; это относится и к объему времени, проводимому у телевизора, и к выбору программ, и к возможности влиять на выбор программ при семейном просмотре и пр. Женщины обычно сочетают смотрение с домашними делами или с беседой, мужчинам свойственно сосредоточенное, увлеченное смотрение. В спорных ситуациях мужчине принадлежит право выбора программы для просмотра. Мужчины предпочитают новостные и документальные программы, т.е. реальные события и факты, и считают зазорным смотреть по телевизору «придуманную жизнь», в то время как женщины, напротив, мало интересуются новостями и с удовольствием смотрят художественные сериалы и фильмы. Женщины обсуждают с коллегами и подругами увиденное по телевизору, мужчины считают, что говорить о телевизионных программах не мужское дело, если только речь не идет о спорте. Кроме фиксации различий, Морли пришел к важному заключению, что эти различия не являются биологически предопределенными, а являются следствием разных социальных ролей мужчины и женщины в семье. Так, при изменении социальных ролей изменяется и стиль телепотребления. Морли приводит пример семьи, в которой мужчина, не имеющий работы и, следовательно, статуса кормильца и «добытчика», уже не настаивает на своем праве выбирать программу для совместного просмотра. (у кого пульт – тот и главный в доме!:))

 

В отечественной социологической науке этнографические исследования в целом не по> лучили широкого распространения. И в част> ности, это касается и практик медиа> и теле> потребления. Так, например, в 2009 г. свет уви> дела работа О. В. Сергеевой (Сергеева, 2009; 2011), в которой было изложено проведен> ное исследование «одомашнивания» (домес> тикации) телевизора, его включения в повсед> невную жизнь и изменения повседневных практик в результате появления и укоренения в домашнем пространстве нового технологи> ческого устройства. Сергеева изучала процесс доместикации телевизора, реконструируя ушедшую повседневность с основой на анали> зе воспоминаний первого поколения телезри> телей (устная история) и фотографий, на ко> торых запечатлен способ встраивания теле> приемник в домашнее пространство. Таким образом, Сергеева рассматривает, как телеви> зор прошел путь от «невиданного чуда» до привычной, обыденной, повседневной техно> логии, без которой немыслима жизнь совре> менного человека. Появление и широкое рас> пространение, включение в повседневность и стремительное освоение людьми новых ме> диа побудили О. В. Сергееву обратиться к ана> лизу встраивания в повседневную жизнь и в до> машнее пространство новых медиа, компьюте> ра (Сергеева, 2010). Новые медиа, и в первую очередь компью> тер и Интернет, не привели к утрате телевиде> нием его главенствующих позиций в системе массмедиа, а предоставили технологические возможности для новых телевизионных прак> тик. С появлением и распространением циф> ровых ИКТ и ростом медийной оснащенности домохозяйств практики телепросмотра стали 2013 — №3 Социология и жизнь 177 гораздо более многообразны и вариативны, а сам процесс просмотра телепередач — более индивидуализированным, так как человек сам, согласно своим потребностям, выбирает, что, как и когда ему смотреть (к новым телевизи> онным практикам можно отнести запись теле> передач с эфирной трансляции, просмотр те> лепередач в Интернете и др.). Поскольку эти практики являются новыми, они еще не иссле> дованы социологами и даже на обывательском уровне не получили какой>либо вербальной артикуляции, представляется вполне целесо> образным обратиться к этнографической так> тике их исследования, когда исследователь получил бы возможность «окунуться» в об> ласть, подлежащую изучению.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Масштабы графических и фотографических материалов | Тематика рефератов по дисциплине. В ходе изучения курса дисциплины предусматривается выполнение студентами реферата (контрольной работы).
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1202 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2155 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.