Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


The problem of identifying the genre of Nude in the art of Ancient Greece and Ancient Rome

ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЖАНРА НЮ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

Арычкина А.А.
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
выпускница кафедры дизайн. Научный руководитель - Варакина Г.В., доктор культурологии, профессор кафедры дизайн


Аннотация
В работе исследована проблема идентификации жанра ню в искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Проблема наготы, эволюционируя, не перестает быть актуальной. Это одна из самых привлекательных и противоречивых тем в искусстве.

Ключевые слова: жанр ню, искусство Древней Греции и Древнего Рима

THE PROBLEM OF IDENTIFYING THE GENRE OF NUDE IN THE ART OF ANCIENT GREECE AND ANCIENT ROME

Arychkina A.A.
Department of Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
Scientific supervisor – Varakina G, doctor of art criticism, professor of the chair of design


Abstract
We investigated the problem of identification of the genre of the Nude in art of Ancient Greece and Ancient Rome. The problem nakedness, evolving, do not cease to be relevant. This is one of the most interesting and controversial issues in art.

Рубрика: Студенческое научное общество кафедры дизайн

Библиографическая ссылка на статью:
Арычкина А.А. Проблема идентификации жанра ню в искусстве Древней Греции и Древнего Рима // Культура и образование. – Сентябрь 2013. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/09/875 (дата обращения: 03.12.2013).

В разные исторические периоды отношение к наготе и каноны ее изображения менялись, что тесно связано с системой религиозно-этических норм общества и ее трансформацией.

Так, в храмах Древнего Рима, на улицах и даже дома перед семьей было запрещено показываться обнаженным. Это было связано с тем, что римляне представляли окружающее их пространство заполненным богами. Дом, его стены и крыша выполняли функцию одежды. Обнажение вне дома было равнозначно оскорблению богов. Внутрисемейные отношения предполагали стыдливость. Считалось, что акт раздевания приносит вред. Но были и исключения, к примеру, для гимнастов на спортивном поле, т.к. тело молодого человека совершенно и красиво. Однако это не подразумевало полного обнажения. Мужская обнаженность в Древнем Риме, не говоря уже о женской наготе, была признаком общественного разложения. Публика упрекала криком и пением, громким голосом, выступала публично против гражданина, который нарушил хотя бы одно из правил морального кодекса. Мужская нагота римского гражданина не допускалась во всех ситуациях, но при этом разрешалась в банях, если не вступали в силу правила родственных отношений: мыться вместе отец и сын (или зять и тесть) не могли.

Иначе обстояло отношение к наготе в Древней Греции. Слово «гимнастика» происходит от греческого слова gumnazein, что означает «упражнять тело». А слово gumnazein, в свою очередь, происходит от греческого слова gumnos, что переводится как «обнаженное тело». Из этого следует, что спорт в Древней Греции связан с полным обнажением. Освобождение от одежд дает телу свободу движения. В Греции выставляющий на показ свое тело молодой красивый мужчина являет взору других членов общества свое совершенство. Обнажение было частью ритуала инициации – перехода юноши из отроческой половой нейтральности к обретению им своей истинной мужской индивидуальности.

Итак, римляне в отличие от греков показывались в обществе не просто одетыми, но в строго определенных одеждах – тогах. Они – словно фигуры, существующие для демонстрации платья и драпировок. Обнажившийся на публике перестаёт принадлежать к людям в тогах. Обнаженность скандальна для римлянина в отношении его гражданской доблести и исключительно великолепна в греческой классической культуре. Это говорит о том, что в одно и то же время нагота может быть и полезной, и вредной. Это зависит от ситуации и обстоятельств. Дабы не повлечь за собой конфликт, обнаженность требует хорошего воспитания. «В других культурах соотношение между тем, что должно быть одетым и тем, что представляется обнаженным, располагается на разных культурных осях» [1, 14]. Боги задуманы быть обнаженными, а люди должны изображаться одетыми в силу того, что «образы, призванные к наслаждению, имели бы привилегию быть обнаженными, в то время как мужчины и женщины прилагают большое старание, чтобы закрыть тело тяжелыми тканями из хлопка» [1, 14].

Известный английский ученый Джон Бергер сказал, что нагота – форма одежды и что она приговорена никогда не быть обнаженной. Это верно для определенного типа публичной наготы греков. Если опираться только на скульптуру и вазопись, то можно прийти к неверному утверждению, что греки, особенно мужчины, ходили обнаженными в повседневной жизни. В действительности же греки облачались в наготу для того, чтобы предстать в определенной форме. Нагота – способ отбросить случайное и поставить вне пространства и времени человеческую фигуру.

Обнаженный человек – особая категория, высшее внутреннее и внешнее совершенство члена общества, в ней заключается абстрактный образ безупречного человека. Так, куросы – статуи обнаженных юношей-атлетов, представляющие собой идеализированную форму периода около 650-500 гг. до н.э., – не являются портретами каких-то определенных людей. Композиция куроса статична и строго фронтальна, лицо оживлено архаической улыбкой. Такие изваяния ставились в святилищах и гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Для определения специфического типа мужского ню современные историки искусства стали использовать слово «курос» начиная с 1890-х гг.

Кора – женский эквивалент куроса – в отличие от него, всегда изображается одетой. Такое неравенство имеет множество обоснований, некоторые из которых кроются в нормах, принятых в общественной жизни Древней Греции. Например, замужним женщинам под страхом смертной казни было запрещено присутствовать на Олимпийских играх: считалось, что лицезрение большого количества обнаженных мужчин неприлично для матроны. Но и здесь кроется противоречие: существовали состязания в беге, посвященные Гере, в которых участвовали обнаженные незамужние девушки. Также есть упоминание женской обнаженности при посвящении в культ Артемиды. Полностью или частично может быть обнажена женщина-спартанка, созревшая для замужества, проститутка, гетера или жертва насилия. Но, несмотря на эти исключения, обнаженный мужчина представляет мужской пол, а одетая женщина – нормализованный женский пол, находящийся под контролем мужчины.

В греческом искусстве обнаженная натура прошла извилистый путь. Минойская цивилизация избегала полной наготы, лишь обнажая грудь жриц и богинь. В 8-7 вв. до н.э. некоторые статуи представляют богинь обнаженными, включая грудь и лобок. Начиная с 600 г. до н.э., напротив, обнаженная женская натура – редкость.

Иногда попадаются женские персонажи, которые раздеты частично из-за насильственных действий. В этом случае возможно обнажение одной груди. Это могут быть женщины племени лапифов, осаждаемые кентаврами, нимфы, преследуемые сатирами, сражающиеся амазонки, вакханки в экстатическом ужасе, подвергнутые насилию девственницы (например, Кассандра в Трое) или убитые (дочери Ниобеи). Хитон женщины, схваченной кентавром за волосы, распахнувшийся во время борьбы, обнажил одну грудь, что в данном случае выражает уязвимость жертвы. Также частично обнаженными изображаются девушки – участницы состязаний в беге. Туника, обнажающая левую грудь и ноги выше колен – типичный костюм участниц олимпийских женских состязаний в честь Геры. Это было единственной вне Спарты возможностью увидеть на людях полуодетых девушек из уважаемых семей.

Богинь, как правило, не изображают обнаженными. Апполона и Зевса – да, но не Афину, Геру или Артемиду. Ужасное наказание понесет смертный, пусть даже случайно увидевший обнаженное тело богини. В греческой мифологии платит смертью Актеон, а Тиресий расплачивается слепотой. На фронтонах Парфенона влажный пеплос облегает тело Афродиты, но не обнажает. В конце 5 века до н.э. скульптор Каллимах открывает одну грудь богини, но только Пракситель около 360 года до н.э. решается изобразить ее абсолютно нагой («Афродита Книдская»). Далее образ Афродиты становится более чувственным и земным («Афродита, присевшая на корточки») или более академичным («Афродита с острова Ми́лос, или Венера Милосская»).

Скульптура, относящаяся к эллинистическому периоду (III-I вв. до н.э.), трактовала женщину в большей мере как объект желаний. Интересно то, что в Афродите Книдской греки ценили выше вид сзади, чем фронтальный. Это связано с тем, что они не переставали превозносить в женском теле то, чем восхищались в мужском, и отмечали в первую очередь со стороны спины Афродиты изящные ямочки на бедрах. Это впоследствии проявилось в Афродите Каллипиге (т.е. «с прекрасными ягодицами»). Также, относительно древнегреческой скульптуры, нельзя обойти стороной заметную благосклонность к теме гермафродита, особенно со стороны зрителей-мужчин, для которых привлекательно сочетание в одном существе наиболее эротичных деталей обоих полов («Спящий гермафродит»).

Далее последовал период ваяния обнаженных статуй с пикой в руке, называемых «achillee» («Статуя обнаженного героя» Диадоха). Мужская нагота в древнегреческом искусстве всегда идеализирована. Атлеты не изображаются раненными или грязными, что наверняка имело место в реальной жизни. Также очень редко изображается система подвески мужского полового органа на шнурке под пупком, чем спортсмены пользовались (это отражено в надгробной этрусской живописи). Современного зрителя удивляет миниатюризация мужского полового органа, непропорционально маленького у атлетов с мощным телом (как, например, на изображениях Геркулеса). Но для античных греков это наоборот было желаемой характеристикой, и они вовсе не страдали комплексами по этому поводу. Однако эта миниатюризация в изображении не касалась мужчин, занимающихся тяжелым физическим трудом – рабов и мелких ремесленников, а также индивидуумов, считающихся ущербными: карликов, горбатых, пигмеев, стариков. Последняя категория особенно поражает. Старость рассматривается как нечто уродливое, эстетически ущебное, т.к. в греческом обществе превозносили цветущую юность. У Гераса – эллинского воплощения старости – половой орган напоминает длинную сучковатую палку. Также он изображается чрезмерно большим и всегда находящимся в эрегированном положении у древнегреческого бога плодородия Приапа, а также у уродливого, невоздержанного сатира и у мужчин, возвращающихся с симпозиумов пьяными. Распущенность незамедлительно отражается на красоте тела, искажая ее.

Нагота в римском искусстве – это явление гораздо более позднее, во многом связанное с усилением греческого влияния на римскую культуру. Для выдающихся личностей Поздней Республики становится достаточно привычным требование изобразить себя обнаженным героем в соответствии с идеалами греческой эстетики. Этот обычай сохраняется до позднего имперского периода («Статуя охотника»). Впоследствии, с распространением христианства обнаженность со временем исчезает вовсе.

Напротив, запрет на обнаженность римлянок отсутствует. Начиная с 1 века до н.э,. по примеру женщин из императорского сословия, некоторые матроны заказывали себе надгробные памятники в композиции с обнаженным телом Венеры, как напоминание о римской прародительнице Венере (намек, скорее, на плодородие, чем на эрос, «Матрона, изображенная в виде Венеры»).

Таким образом, явление наготы в античном мире разнообразно и противоречиво. Изображение обнаженной натуры в искусстве Древней Греции и Древнего Рима тесно связано с религиозно-этическими нормами, принятыми в обществе. В разных ситуациях нагота имеет разную смысловую нагрузку.

Необходимо понимать причины различий в изображении наготы – мужчин и женщин, девушек и женщин, молодых и стариков, знати и рабов, богов и людей, греков и римлян, – чтобы дать верную оценку произведению искусства. Необходимо учитывать, что эти противоречия нередко менялись с течением времени, и в рамках даже одной культуры обнаженная натура прошла извилистый путь трансформации.

 

Библиографический список

1. Nues-Ню. История. Живопись. Скульптура. – М.: Белый город, 2003. – 303 с.

2. Варакина Г.В. Основные этапы истории европейского искусства / Г.В. Варакина. – Рязань, 2006.

3. Кларк К. Нагота в искусстве. Исследование идеальной формы / К. Кларк. – СПб.: Азбука-Классика, 2004. – 480 с.

4. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства / Э. Фукс. – М.: Республика, 1995. – 448 с.

5. Янсон Х.В. Основы истории искусств / Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон. – СПб.: Азбука-Классика, 2002. – 544 с.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами. | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.