Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектический метод и идеалистическая система Г. Гегеля




Министерство образования и науки

Одесский национальный политехнических университет

Кафедра философии и методологии науки

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Из курса «ФИЛОСОФИИ»

Вариант 17

 

Студентка 2-го курса, заочного факультета, гр.ЗОА-151

Коверник Анастасии Олеговны

 

Шифр 017317

Вариант 17

 

 

Одесса 2016

План:

 

Вступление 3

 

1. Диалектический метод и идеалистическая система Г. Гегеля 4-7

 

2. Сознание как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности 8-9

3. Природа как предмет философского осмысления 10-12

 

Вывод 13

Словарь 14

Список использованной литературы 15

 

 

Вступление:

Диалектический метод был нечто больше чем абстрактно-аналитический метод. Сам Гегель не признавал его, он вывел диалектический метод и представил его, как более совершенный метод для трансформации одного определения в другое. Этот метод носил в себе принцип приносящий в саму суть науки внутреннюю связь и незаменимость. Так же метод диалектики представлял собой теорию развития, в основе которой стоит единство и борьба противоположностей. В довершение всего он включает в себя принципы изучения сущности как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего.

В идеалистической системе Гегель исключил любое проявления произвольной деятельности. Считал, что в его системе определена абсолютная истина. Свою систему он разделил на три ступени развития познающей силы: 1-ая- логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе; 2-ая- философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии; 3-ья философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя.

Высшей формой отражения действительного мира есть сознание, а отражение свою очередь есть результат взаимодействия объектов. Сознание- это внутренний мир человека, это его чувства, прихоти, вопросы. То, что помогает человеку существовать в этом мире как личность.

Природа окружает человека повсюду. Она предстает нам как натуральное, существующие осознание мира. Природа -наш мир, наш «Бог», которого мы видим. Она раскрывает нашу душу и не удивительно, что она стала предметом философского изучения. Она полностью открыта, так как видна нам, мы можем увидеть её, но она очень таинственна.

 

 

Диалектический метод и идеалистическая система Г. Гегеля

 

Диалектический метод Г. Гегеля

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)- немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии.

 

В учениях Гегеля значительную роль играет понятие диалектики. В его понимании диалектика представляет собой трансформацию одного определения в иное, в котором обнаруживается, что они содержат в себе отрицания самих себя. Гегель заявил, что его диалектический метод не просто односторонняя игра в доказательство и опровержение, что его метод может без всякого сомнения оспаривать всякую «школьную метафизику, какая руководствуется лишь формальными, показушными определениями». Так же что именное его метод вносит ценную внутреннюю связь в содержание науки и его несгибаемая, стойкая сила собирается во внутренне противоречивом входящем движении и развитии. Этот метод был для Гегеля как принцип вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Считал, что абстрактно-аналитический метод совершенно неприменим для философии. К применению конкретного предмета, а именно- сознания, философия не нашла своего истинного метода философской науки. Движение сознания - это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом, более высоком уровне.

Диалектика так же представляется как теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей. Но противоречие ступеней между друг-другом не исключает их единства.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Все стадии гармонизируют в единстве.

Источник всякого развития – как природы, так и общества, и человеческого мышления – заключен в самосовершенствовании понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий излагает собой диалектику вещей – процессов в природе и обществе. Диалектика вещей есть лишь отрешенный, «отчужденная», форма подлинной диалектики, присущей только жизни понятия, как он существует сам по себе, как бы в мышлении Бога.

Наследием Гегеля, что вошло в сокровищницу мировой философской мысли, было то что он дал диалектический анализ всех важнейших классов философии и сформировал 3 основных закона. Вдобавок диалектический метод включает в себя принципы изучения сущности как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего.

Гегель требовал переосмыслить природу понятия.

«В понятии до сих пор видели некоторое субъективное образование, тогда как в действительности «абсолютное понятие» есть абсолютное тождество субъекта и объекта — то самое тождество, которое, согласно Фихте, является никогда не осуществимым, хотя и всегда желанным идеалом

Он сопоставляет «чистое понятие» («Понятие» с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. По мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует».

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития — утверждения, отрицания и отрицания-отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

 

«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и

составляет жизнь целого»

Идеалистическая система Г. Гегеля

 

В своей системе Гегель принял три ступени развития познающий силы, но устранил любое проявление произвольной деятельности.

Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая.

Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

Части системы Гегеля:

1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе.

Разработал учение о Бытии, о Сущности и о Понятии. Здесь Гегель определяет основные категории своей системы: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез), а также сопутствующие категории: качества, количества, меры (единство качества и количества), скачка, сущности и явления, тождества и различия, основания, формы и содержания, необходимости и случайности, причины и действия, взаимодействия и т.д., понятия, суждения, умозаключения, единичного, особенного, всеобщего, абстрактного, конкретного и т.д.

2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии.

Природа служит внешним проявлением саморазвития логических категорий. Философия природы распадается на механику, физику и органическую физику. В рамках этого отдела Гегелем были разработаны категории материи, движения, пространства, времени и т.д.

Природа, по Гегелю, это необходимое в процессе развития «Абсолютной идеи», но все же вспомогательное средство. Создавая природу, или, точнее, превращаясь в природу, «Абсолютная идея» опредмечивает себя, и, тем самым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей.

3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя.

Самопостижение Абсолютной идеи через человеческое сознание и деятельность. Если «Логика» — это тезис, «Природа» — это антитезис, то синтезом является Абсолютный Дух. В рамках этого раздела своей системы рассматривает субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание — самосознание — разум, психология показывает теоретические и практические способности духа.

Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в праве, морали и нравственности.

Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Иначе говоря, — это духовная деятельность, сменяющих друг друга человеческих поколений. Таким образом, Абсолютный дух — это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех чело­веческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний. Абсолютный дух проявляется в религии (в форме представления), искусстве (в форме созерцания) и высшей форме человеческой деятельности — философии (в форме понятия).

Абсолют или логическая идея существует сначала, как система домировых понятий; затем он спускается в бессознательную сферу природы, пробуждается к самосознанию в человеке, выражает свое содержание в общественных установлениях, чтобы в искусстве, религии и философии возвратиться к самому себе, достигнув более высокой и развитой законченности, чем какою он владел. Поэтому логика должна быть «изображением Бога, каков он есть в своем вечном существе, прежде создания природы и конечного духа». Так как разум есть единственно существующее, так как тот же разум становится и природой и потом самосознающим духом, то логика в философской системе Гегеля совпадает с онтологией или метафизикой, она есть не только наука о мышлении, но и о бытии.

«Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1427 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.