22013-06-29 18:58:54
- Автор: boer
- Администратор
- Зарегистрирован: 2009-05-10
- Приглашений: 0
- Сообщений: 5563
- Репутация: [+44/-0]
- Позитив: [+22/-7]
- Наград: 0
- Подарков: 0
- Провел на форуме:
2 месяца 2 дня - Последний визит:
Сегодня 17:05:48
лава 2-я
При свете истории
3. Челобитная 1616 года.
Прежде всего, следует выбросить всякую мысль о каком-либо намеренном угнетении русской государственностью туземных народностей.
Еще в 1616 году древние опоки, сородичи нынешних ингушей и чеченцев, будучи подданными Терского воеводства, писали ЦАРЮ МИХАИЛУ ФЕОДОРОВИЧУ:
"…ты, в. г ц. и в. к. М. Ф. в. Р.. благоверен и милостив, а нас иноземцев жалуешь паче иных своихгосударевых людей и обиды на,… живущим под твоею царскою высокою рукою, и изгони никакие, ни от кого не бывает" (Белокуров. "Сношения России с Кавказом". Т. 1-й, стр. 559).
Эти симпатии к чужим более чем к своими, составляют характерную особенность русской государственной власти вообще и известны нам, живущим среди целой семьи нерусских, более чем кому бы то ни было; они составляют подчас самое больное место в сердце каждого русского поселянина, так долго и так беззастенчиво ограбляемого и оскорбляемого и так долго не могущего найти на обидчиков праведной защиты. Можно говорить о несовершенствах правительственной системы, неудовлетворительности существующей администрации, но говорить о том, что туземцев угнетают только потому, что они туземцы – значило бы сознательно погрешить против истины.
4. Общее указание
В Терской области живут не одни ингуши из числа инородцев. Помимо 222189 ч. терских казаков и 232048 прочих русских, в ней проживают:
Осетины…………………124480 чел.
Кабардинцы……………99045
Ногаи……………………..36152
Кумыки…………………..31384
Остальные горцы…..36489
И только потом уже:
Ингуши…………………..53117
Чеченцы…………………226857
Во всякой народности есть в известных процентах т. н. "преступный элемент", подлежащий ведению юстиции и полиции. Есть он, конечно, среди всех народностей Терской области, не исключая казаков и русских.
Но в то время как осетины, кабардинцы, ногаи, кумыки и пр. более мелкий горный народ мирно живут, не выделяясь из общей массы, о подвигах чеченцев и ингушей говорит весь местный край и о них уже вторично поднимается вопрос в Государственной Думе. (Первый запрос был в 1-й думе после Троицкого столкновения ингушей с казаками но он не успел в ней разрешиться1)
Для всякого беспристрастного ума должен возникнуть вопрос о причинах такой особенности.
Администрация в Терской области для всех народов одна, и одними ее несовершенствами объяснить явления невозможно.
Причина кроется в самом характере ингушско-чеченского народа
5. Почему не только ингуши, но и чеченцы?
Ингуши есть одно из ответвлений общей массы чеченского народа. Говорить о них вне зависимости от остальных чеченцев нельзя, тем более что в делах разбойничества и воровства весь народ совершенно одинаков.
В запросе речь идет об ингушах лишь потому, что в их районе совершилось нападение на воинский отряд, и на них обрушились экстренные кары администрации.
Но для нас, раз поднимается в Государственной Думе вопрос разбойничестве, и об ингушах, важно поставить его весь целиком: обо всем ингушско-чеченском народе2.
Еще одно маленькое пояснение.
В то время как ингуши разбойничают и нападают по верхним Тереку и Сунже, на кабардинцев, осетин и верхне-сунженские станицы – чеченцы обслуживают весь остальной район но Тереку и Сунже, низовое казачество, а также племена кумык и караногайцев.
6. Что за народ чеченцы?
Великий Пушкин когда-то написал:
Бегите русские девицы
Спешите, красные, домой
Чеченец ходит за рекой.
А великий Лермонтов повторил в "Колыбельной песне":
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал.
Вся Россия в свое время выучила эти стихи, а затем, вероятно, забыла. Нам приходится здесь несколько восстановить забытое.
7. Свидетельство академика Буткова
Известный собиратель материалов по новой истории Кавказа, академик Бутков, говорит о чеченцах следующее:
"Чеченцы такой народ, который по зверским своим склонностям никогда не бывает в покое и при всяком удобном случае возобновляешь противности тем наглее, что гористые места, ущелья и леса укрывают его и препятствуют так его наказать, как он заслуживает" ("Материалы для новой истории Кавказа", т. 2, стр. 112).
…."взятые в плен (чеченцы), будучи смертельно ранены; имели злость плевать всем в глаза, с произнесением бранных слов"… (Там же, стр. 111).
"Один чеченец, потеряв в сражении брата своего, ехал прямо в селения Моздокского казачьего полка, чтобы убить кого-нибудь из русских" (Там же, т. 3, стр. 111).
8. Мнение генерала Ермолова
Ермолов, которому пришлось действовать на Кавказе позднее Буткова, писал о них в высочайшем представлении 14 мая 1818 года:
"Все сии народы и часть самих чеченцев, живущие по левому берегу Сунжи и даже по правой стороне Терека, против самых селений наших, именуются мирными, и последние из сих, прикрывая себя личиною доброго к нам расположения, суть наиопаснейшие для нас, ибо ближайшими будучи соседями, и зная обстоятельно положения наши, пользуются благоприятным временем, приглашают неприязненных нам на разбой, укрывают у себя, всеми средствами вспомоществуют им и сами бывают участниками. Равнодушие многих из начальников на Линии допустило их поселиться на Терек, где земли издавна принадлежала первым, основавшимся здесь нашим казачьим войскам, и, ограничив Тереком, удовольствовалось тем, что вменило им в ответственность делаемые на нашей стороне похищения.. Беспрестанно изобличаются они в воровствах, нападениях и увлечении в плен людей наших; нет спокойствия и безопасности. Они посмеиваются легковерию нашему к ручательствам их и клятвам, и мы не перестаем верить тем, у кого нет ничего священного в мире. Десятая доля не удовлетворяется потери нашей: ни одного преступника не выдали нам для наказания".
В "Записках" Ермолова читаем:
"Селения сии (на правом берегу Терека расположенные) не менее прочих наполнены были разбойниками, которые участвовали прежде во всех набегах чеченцев на Линию. В них собирались хищники и укрывались до того, пока мирные чеченцы, всегда беспрепятственно приезжавшие на Линию, высмотрев какую-нибудь оплошность со стороны войск наших., или поселян могли провождать их к верным успехам" ("Записки Алексия Петровича Ермолова" т. 2, стр. 45).
"Во всех случаях", заключает с горечью Ермолов: где в отношении к ним хотел я быть великодушным, самым наглым образом бывал обманут" ("Записки", т. 2, стр. 58).
9. Отзыв поэта Полежаева3
Поэт А. Полежаев, сосланный на Кавказ и влачивший там жалкие дни в качестве рядового, после Ермолова, написал о чеченцах следующее:
"Кому неизвестны хищные, неукротимые нравы чеченцев? Кто не знает, что миролюбивейшие меры, принимаемые русским правительством" для усмирения буйств сих мятежников, никогда не имели успеха? Закоренелые в правилах разбоя, они всегда одинаковы. Близкая, неминуемая опасность успокаивает их на время; после опять то же вероломство, то же убийство в недрах своих благодетелей" ("Из послания к Лозовскому". Примечание).
10. Свидетельство генерала Бриммера
Генерал Бриммер, прослуживший на Кавказе всю свою долгую жизнь и ушедший со сцены в самом конце Шамилевской эпохи, оставил нам следующие свидетельства:
а) "Горцы, эти дети природы, как все глупые и немыслящие люди, принимают всегда доброту за слабость". (Кавказский сборник. Т. XVI, стр. 125).
а) "Вообще, кумыки народ добрый, не то что соседи их ауховцы и чеченцы" (Там же, стр. 149).
- Поделиться
32013-06-29 18:59:28
- Автор: boer
- Администратор
- Зарегистрирован: 2009-05-10
- Приглашений: 0
- Сообщений: 5563
- Репутация: [+44/-0]
- Позитив: [+22/-7]
- Наград: 0
- Подарков: 0
- Провел на форуме:
2 месяца 2 дня - Последний визит:
Сегодня 17:05:48
Глава 3-я
Что изменилось?
Изменилось ли что-нибудь после этих свидетелей? Очень немного. Вот помещаемая целиком статья одной из местных газет, вышедшая тотчас после опубликования думского запроса:
11. Голос кабардинца
"Я, пишущий эти строки, и все другие кабардинцы, как мусульмане, казалось бы, обязаны разделять взгляд мусульманской фракции в Государственной Думе и по мере возможности прийти на помощь в ее начинаниях, конечно, в тех случаях, когда эти начинания касаются интересов мусульман. Но думаю, что не только кабардинцы, но и другие мусульмане в России, а в особенности Терской области, не могут разделять выступления мусульманской фракции по поводу запроса о репрессиях против ингушей. Несомненно, что мусульманская фракция в данном случае вовлеклась в дело это вследствие слезной просьбы депутации от ингушского народа, а также она увлечена социал-демократами, любителями разжигания страстей под прикрытием защиты обиженных и интересов общей массы народа. Приходится лишь сожалеть, что мусульманская фракция взялась защищать убийства, разбои, грабежи и насилия, совершаемые ингушами.
Шариат и ислам требуют от каждого мусульманина полное послушание и закономерность, т.е. не делать того, что запрещено шариатом, а им безусловно запрещены: кражи, разбои, грабежи, убийства, укрывательства и все другие насилия, за каковые преступные деяния в мусульманском мире в недавнем прошлом налагались самые суровые телесные наказания вплоть до лишения жизни.
Исполняют ли ингуши требования шариата, чтобы можно было за них заступиться? Нет! – ответит всякий мусульманин. Следовательно, крайне прискорбно, что за этих отступивших от шариата и не признающих ничего святого взялась заступиться мусульманская фракция, якобы в этом заключаются интересы мусульман в России. Мусульманская фракция в данном случай допускает ошибку, несомненно, в виду того, что среди нее нет представителя от туземцев Терской области, а потому она не знакома с действительностью, но если бы она знала, что вся Терская область стонет от насилий ингушей, или бы хотя нисколько была знакома с теми печальными фактами, свидетелями которых является всякий из нас, то, несомненно, фракция эта не присоединилась бы к социал-демократам.
Так или иначе, мусульманская фракция взяла на себя защиту ингушей.
Полагая, что для мусульманской фракции интересы мирного элемента мусульман важнее, чем преступного, спешу выяснить в общих чертах, что переносят кабардинцы, в особенности Малой Кабарды от ингушей.
Цветущее коневодство в Малой Кабарде, имевшее общегосударственное значение, прекратило свое существование, благодаря кражам и грабежам, совершаемым соседями ингушами. Не мало было случаев угона косяками, лошадей ингушами из Большой Кабарды. Десятки людей в Малой Кабарде убиты и искалечены ингушами при ограблении ими их же добра. Систематические кражи и грабежи совершаемые ингушами в Малой Кабарде в корне, подорвали экономическое благосостояние и довели до нищеты, о чем мало-кабардинцы не раз приносили жалобы местному начальству.
В данное время никто не может ручаться за свою безопасность и что он сегодня или завтра не будет ограблен или убит ингушами; при таком положены нет возможности заниматься хозяйством. Я не перечисляю подробно все кражи; грабежи, убийства и другие насилия совершенные ингушами в соседних мало-кабардинских селениях, так как это заняло бы слишком много места. Говоря, что ингуши – народ преступный, я далек от мысли, что нет преступных людей среди кабардинцев, но смело могу сказать, что если не все ингуши совершаюсь кражи, разбои, грабежи, убийства и другие насилия, то поголовно все они, являются укрывателями своего преступного элемента и добытого этим элементом путем преступления имущества, так как не было случая, чтобы они выдали преступника или украденное им, даже в тех случаях, когда на виду всех преступник скрывался в их селении или след целого табуна лошадей пригонялся в селение. Мало того, ингуши держат в терроре всех крестьян-хуторян в Малой Кабарде, вынуждая их держать караульщиками ингушей.
Я слышал, что недавно, когда начальник округа объезжал Малую Кабарду, то в одном из хуторов он потребовал удаления нанятого этим хутором за солидную сумму ответственного караульщика-ингуша, на это хуторяне заявили начальнику округа, что у них ранее стояла воинская команда, а также и команда казаков, но, не взирая на это, кражи и грабежи, учиняемые ингушами, продолжались, но вот как они взяли караульщиком ингуша, все спокойно и нет краж и грабежей, и потому просили оставить караульщиком ингуша. В другом хуторе, когда начальнику округа стало известно, что караульщик хутора ингуш лечится где-то от раны и его нет около трех месяцев, и спросил, кто караулить хутор, то хуторяне ответили, что отсутствующий караульщик сказал им, что он оставляет на хутор свою шапку, которая предупредит их от краж и грабежей и что в действительности в хуторе за время отсутствия этого караульщика не было краж и грабежей. Еще, в одном хуторе, когда возбуждался вопрос об охране хутора караульщиком ингушом, то один хуторянин-крестьянин был против найма ингуша. Спустя два- три дня этого хуторянина ингуши ночью мало того, что обокрали, но и ранили. Является вопрос, каким образом шайка ингушей может окарауливать целое поселение.
Вывод простой и ясный: если не все ингуши, то, весь порочный элемент осведомлен об этой шайке, а потому и не крадут в этом месте, других же воров, кроме ингушей, там нет. Думаю, что при такой постановке дела, никакие гуманные меры не заставят ингушей прекратить совершение преступлений, кроме особо исключительных мер.
Теперь спрашивается – права ли мусульманская фракция Государственной Думы в том, что присоединилась к социал-демократам и делает совместно с ними запрос о репрессиях против ингушей?
На что каждый мусульманин Терской области ответит: нет, не права. Ингушей нужно отрезвить, и для этого нужны осо6о-исключительные меры, на что необходимо уполномочишь областную администрацию, так как гуманные законные меры их не отрезвят; не, только защищать ингушей, а, по-моему, необходимо всем мусульманам Терской области соединиться и объявить ингушам, что они, как мусульмане, вопреки шариата, крадут, грабят, убивают мирных жителей и укрывают разбойников".
12. Русские мольбы и слезы
Что касается чеченцев, то о них мы можем привести следующий печальный мартиролог, почерпнутый из жалоб одной только Кахановской станицы:
1) "В ночь под 1-е апреля 1905 года на полевых работах убит казак Иван Максимов следы злоумышленников не доведены до Гудермесовского земельного надела на 40 саж".
2) "Днем 10 го августа 1905 года на полевых работах у вдовы казачки Прасковьи Горюновой тремя чеченцами ограблена одна пара быков, стоящая 135 руб., следы быков и злоумышленников сданы в селение Цацан-Юрт".
3) "Утром 19-го октября 1905 год отставной 85-ти летний казак Ион Стрельцов с внуком своим 14-ти летним мальчиком Захаром Рудневым. на одной повозке с двумя парами быков и упряжью, ехал на пашню: на дороге их встретили чеченцы, взяли с быками и повозкой в плен, побили обоих на Цацан-Юртовской земле и на огне пожгли некоторые части тела; трупы были затоплены в реке Черной речке и найдены 10-го ноября того года, Следы преступления остались за селением Цацан-Юрт".
4) "В ночь под 31-е декабря 1905 года шайка конных чеченцев до 10-ти человек напала на пастухов, бывших на пастьбе с овцами, принадлежащими Ивану Саенко, произвели в них несколько выстрелов и затем скрылись; затем в ночь под 1 ноября того года чеченцы вторично напали, тоже на пастухов, разогнали которых выстрелами, убили одну собаку и ограбили 300 штук овец, на сумму 2462 руб. Следы овец и злоумышленников, остались за селением Амир-Аджи-Юрт, но часть этих баранов задержана начальником экзекуционного отряда в селении Цацан Юрт".
5) "18-го декабря 1905 года из города Грозного на 10-ти подводах в свои станицы ехали 10 человек казаков, на них напала шайка чеченцев, которые убили трех человек: казаков – Егора Выпрецкого и Фрола Демченко и еврея И. Дубиллер, ограбили вещей у первого на 48 руб. Следы раненных злоумышленников приведены в селение Цацан-Юрт".
6) "Вечером 18-го декабря, при возвращении из станицы Щедринской через селение Брагуновское Грозненского округа, убить казак Михаил Стрельцов. Следы крови, где совершено преступление, остались за селением Брагуны Грозненского округа".
7) "В ночь вод 28-е февраля 1906 года, у казака Ивана Бондарева, через пролом старой жилой хаты, со двора украдена одна пара быков, следы коих приведены в селение Мискер-Юрт, и быки найдены в жилой сакле у Такса Хамутаева".
8) "Вечером 17-го апреля 1906 года, при возвращении из станицы Шелковской в Кахановскую, на дороге, ехавший на фаэтоне извозчик дворянин Игнатий Гуминский напавшими четырьмя чеченцами убит на дороге, ограблены две лошади с упряжью".
9) "12-го сентября 1906 года на смежном Амир-Аджи-Юртовском земельном наделе на расстоянии от этого селения 1 1/4 версты чеченцами ограблены три женщины и их кучера".
10) "На земле того же селения 6-го октября 1906 года одним чеченцем поранен в левую руку казак Трофим Негоднов".
11) "15-го октября 1906 года чеченцами ранен в берец правой ноги казак Самуил Максимов, следы не открыты, но направление их было на селение Цацан-Юрт и Мискер-Юрт"
12) "В три часа утра 22-го сентября 1906 года на шедшую из Кахановского почтового отделения на станцию Гудермес Влад. жел. дор. Государственную почту чеченцами сделано нападение, при чем в перестрелке убит казак, сопровождавший эту почту, Казьма Негоднов и ранен Тихон Петрусенко. Следы злоумышленников сданы в селение Гудермес".
13) "В ночь под 1-е июня 1906 года пятью вооруженными чеченцами, у крестьянина Ивана Кишка ограблена упряжная лошадь, стоящая 60 руб., следы преступления не открыты".
14) "Атаман станицы Кахановской Петр Козлов негласно дознал, что шайка чеченцев до15-ти человек в ночь под 8-е октября, намерена сделать нападение на разъезд "Джалка" Влад. жел. дор., с целью ограбления у служащих ружьев и револьверов, а затем учинить крушение почтовых поездов и ограбление почт. Когда своевременно были приняты меры к отражению шайки, чеченцами в другом месте развинчены рельсы, ожидая крушения почтового поезда, с опозданием которого, со станции был выпущен товарный поезд, который и потерпел крушение, при чем чеченцами убит и ограблен один кондуктор, другой же кондуктор оказался мертвым с отрезанными по развилки ногами; следы злоумышленников выведены на землю сел. Гудермес"
15. "В ночь под 18-е сентября 1906 года пастухи выпасывали овец, принадлежавших овцеводу Ивану Саенко, на них напала шайка конных чеченцев, произвели в пастухов до 50-ти ружейных выстрелов, не причинив вреда, бесследно скрылись".
16) "8-го мая 1907 года, торгующий в станице Кахановской урядник Кирилл Бычков, при следовании его из города Грозного, на дороге сам убит и ограблено у него товара и вещей на 229 руб. Следы злоумышленников приведены на землю селения Мискер Юрт".
17) "Днем 10-го апреля на приказчика Амир-Аджи-Юртовской почтовой станции, ехавшего с той станции в Кахановское почтовое отделение с легкою почтою, Ивана Джавахова, напали три вооруженных конных чеченца, ограбили у него последние деньги 1 р. 20 к., остановив затем ехавшего за ним из гор. Кизляра фаэтонщика, ограбили у его пассажира, мещанина города Винницы Говши Браиштейна наличными деньгами 30 руб. и документами – векселями на шесть тысяч рублей. Казаки, видя ограбление, открыли по грабителям огонь, в перестрелке поранен казак Харлампий Бугаев в левую руку".
18) "Днем 17-го июня 1907 года крестьянин Степан Лысенко убит чеченцами, следы убийц выведены на землю селения Мискер-Юрт".
19) "Вечером 15 го июля 1907 года, близ станицы, в огородах, во время собирания помидор, тремя чеченцами поранен крестьянин Николай Коваль; следы злоумышленников приведены к селению Гудермес"
20) "2-го августа 1907 года на земле селения Истису чеченцами убит проживающий в станице Кахановской мещанин Степан Недошевин, убийцами ограблено имущества, денег и документов на сумму 963 руб.".
21) "Днем 25-го августа 1907 года на Кахановской паромной переправе Ново-Юртовцем Хамзатом Докаевым поранен кинжалом в лоб урядник Денис Бакуленко".
22) "Утром 3 го сентября 1907 года, ехавший на подводе из станицы в гор. Грозный крестьянин Франц Минейкес, напавшими четырьмя чеченцами близ границы земельного надела селения Мискер-Юрт; с ограблением на дороге убит, следы убийц выведены на землю означенного селения..
22) "Вечером 13-го октября 1907 года на ехавшего на подводе из станицы Шелковской в Кахановскую, на земле этой же станицы, крестьянина Ивана Парфомова сделали сколько выстрелов, ограбили одну лошадь, стоящую 100 р. следы этой лошади приведены на базарную площадь селения Гудермес".
24) "19-го марта 1908 года, из станицы была послана команда казаков для розыска без вести пропавшего в дороге16-го числа того месяца Дмитрия Ушурелова; разыскивая последнего, казаки нашли кости и некоторый предметы без вести пропавшего Шелкозаводского крестьянина Федора Умрихина, который 6-го августа 1907 года купил в гор. Грозном новый фургон, запряг в него двух своих лошадей, купил досок и реек и, не доезжая этой станицы верст 12, на земле селения Мискер-Юрт, чеченцы убили названного Умрихина, забрав его лошадей с упряжью, фургон доски, рейки и прочее имущество, на сумму 500 руб., бесследно скрылись. Следы преступлены остались за селением Мискер-Юрт".
25) "10-го марта 1908 года крестьянин Дмитрий Ушурелов на фургоне, запряженном тремя лошадьми, отправился из станицы в гор. Грозный, в который между прочим не приезжал и бесследно с фургоном, лошадьми и прочим имуществом исчез. Судя по признакам, Ушурелов чеченцами убить в том месте, где лежал труп Федора Умрихина; забраны все вышеперечисленные предметы на сумму 295 руб.".
26) "Днем 5-го мая 1908 года урядник Амплей Бокуленко на конной подводе ехал на мельницу Лысенко, на дороге, не доезжая до той мельницы версты полторы, на него напали три чеченца, с целью лишить жизни, произвели в Бокуленко три выстрела и скрылись. Следы трех злоумышленников остались за селением Цацан-Юрт".
27) "В ночь под 23-е июля 1908 года у крестьянина Михаила Школяра чеченцами у сарая взломан замок, выстрелили в Школяра два раза и уворованы одна пара быков, стоящая 180 руб. Следы злоумышленников остались за селением Гудермес".
28) "Вечером 27-го сентября 1908 года крестьянин Иван Саенко, из станицы на двух лошадях ехал на свой хутор, на дороге его встретили 6 верховых чеченцев. которые ограбили у Саенко означенных лошадей, стоящих 300 руб. На хуторе названного Саенко в тот же вечер чеченцами было сделано нападение, причем злоумышленники произвели в пастухов, пасших овец, до 50-ти выстрелов, коими убиты собаки, стоящие 200 р. Следы первого происшествия сданы в селение Гудермес".
29) "Вечером 28 го сентября 1908 года" на казака, служащего у овцевода Саенко, Арефия Неберикутя напали пять человек вооруженных чеченцев, произвели в Неберикутя до 10 выстрелов, но промахнулись, и затем скрылись в лес, по направлению на селение Гудермес".
30) "Ночью под 12-е января 1909 года было произведено чеченцами нападение на хутор овцевода Сила Саенко, при чем злоумышленниками была убита овца, пробит сарай, черепица на нем, а также пробит сарай крестьянина Федора Родинченка. при чем было произведено до 60-ти выстрелов".
31) "В 3 часа утра 20-го января 1909 года, у крестьян, проживающих в станице Кахановской, Филиппа Марофовского и Наума Иваненко, ехавших на участок Эльджуркаева верстах в 8-ми от станицы ограблены у Иваненко две лошади стоящие 195 руб., и у Марофовского одна лошадь, стоящая 100 руб., тремя вооруженными чеченцами, под угрозою лишения жизни".
32) "21-го июня 1909 года утром, казак станицы Кахановской Андрей Ребров, возвращаясь из слоб. Ведено, около сел. Эрсепой подвергся ограблению пяти чеченцев, вооруженных винтовками; ограблено шинель, хлеб и 5 рублей денег".
33) "В 12 часов ночи под 15-е июля 1909 года на пастухов с хутора Андрея Саенко, пасших табун овец, Магомада Асадова и Касьяна Андрийца было произведено тремя чеченцами нападение; при чем было произведено около 20-ти выстрелов. Ограбления не было в виду того, что табун разбежался по лесу мелкими частями".
34) "12-го сентября 1909 года в 3 часа утра у крестьянина, проживающего в станице Кахановской. Ивана Чебаненко, во время возвращения его с участка Эльджуркаева с дровами, неизвестными двумя чеченцами ограблены две лошади, при чем один из чеченцев, наставив в грудь винтовку, по-русски ломанным языком приказывал указать, где его винтовка, но таковой у Чебаненко не было. Принятыми мерами лошади найдены в горах, на земле селения Элисхан-Юрт, 4-го участка Веденского округа".
35) "30-го сентября 1909 года около 7-ми часов вечера; казаки станицы Кахановской Евстроп Бакуленко и Иосиф Цыбин, при возвращении в свою станицу, между селениями Истису и Гудермес, 4-го участка Веденского округа, видели, что их обогнали четыре человека чеченцев, ехавших на пароконном фургоне; часов в 7 вечера, на Цыбина и Бакуленко было произведено из засады 4 выстрела, которыми Цыбин был смертельно ранен, Бакуленко же, отстреливаясь, успел скрыться и дохал с раненным Цыбиным до станицы, где последний скончался".
36) "20-го октября 1909 года; часов в 7-м вечера, по дороге из селения Амир-Аджи-Юрт в станицу Кахановскую. не доезжая до последней верст 8, ограблены тремя чеченцами у работника проживающего в станице торговца Василия Лужнова – Касьяна Андрийца три лошади, стоящие 380 руб. и вещей на 41 руб. 50 коп., принадлежащие Лужнову, у Андрийца вещей и денег на 21 руб. 23 коп, у пассажира крестьянина Калина Алексеенко денег и вещей на 15 руб. 50 коп. Причем Андрийца раздели и ограбили до нага. Получасом ранее этого ограбления, 6 вооруженных чеченцев ограбили урядника станицы Бороздинской дворянина Владимира Батырева, везшего на фургоне; запряженном 2-мя лошадьми, в гор. Грозный пассажиров: казака своей станицы Семена Якушенко для сдачи на службу в 1-ю Терскую казачью батарею, казака ст. Приближной, Моздокского отдела, Никита Тихоненко и казака станицы Александроневской Федора Бабилурова; у Батырева ограблены: кобылица, стоящая 100 рублей, деньгами 22 руб. и вещей на 28 руб., у Семена Якушенкова все форменное обмундирование и снаряжение на сумму 112 руб. у Никиты Тихоненко денег 10 р. и у Федора Бабилурова жеребчик, стоящий 120 руб., а всего 9 чеченцами (ограблено) у поименованных выше лиц на 1002 руб. 58 коп. Следы направились к сел. Гудермес".
Приведя такой обширный список, казаки еще добавляют, что: "кроме вышеописанных происшествий, в этой дополнительной записке не помещены сведения о кражах у нас скота, лошадей и имущества, чинимых чеченцами, а также о порубке станичного заповедного леса, хищнически истребляемого чеченцами".
Казаков не только обкрадывают и бьют, но их еще истязают и над ними издеваются.
Так, помимо указанных в предыдущем перечне 85-летнего казака Иона Стрельцова и 14-летнего внука Захара Руднева. у которых, "убив, были на огне пожжоны некоторые части", можно привести еще следующие случаи:
Близ аула Старого Юрта убиты на дороге два возвращавшихся с нефтяных промыслов Червленских парня, причем; сложив крестом их трупы, оба прострелены общею пулею.
Близ хутора Васильева, на земле аула Шама-Юрт, убиты два казака (станицы Калиновской и Савельевской) 16-тилетняя девица и 10-тилетний мальчик; которые все брошены в зажженный стог и сожжены. Мальчик, как видно горел даже живым, а, может быть, и остальные. Потому что в нескольких саженях от стога, на земле найдены были выпавшие из горевшего бешмета крючки и кучка обгоревших, склеившихся в ком, семечек, бывших в кармане мальчика. По-видимому, горевший выскочил из огня, но отбежав, упал, продолжая гореть, и был снова брошен в костер злодеями. Трупик его найден в стогу вместе с остальными трупами.
Казак ст. Тарской Егор Гусаков был в лесу распят ингушами и расстрелян.
Той же станицы казака Димитрия Михайлова изранили кинжалами и подожгли.
Одного казака ст. Петропавловской, везшего в гор. Грозный воз помидоров, заставили танцевать на возу.
– Ну, танцевай твоя! И наставили винтовки.
И танцевал горемычный казак, пока из помидоров сок потек.
13. Телеграмма гор. Владикавказа
Можно привести еще телеграмму гор. Владикавказа, посланную в 1909 году министру внутренних дел, следующего содержания:
"По уполномочию Владикавказской Городской Думы имею честь донести Вашему Высокопревосходительству. Население города Владикавказа терроризовано постоянными грабежами с разгромом имущества и человеческими жертвами. Многочисленные, хорошо организованные, вооруженные усовершенствованным оружием, шайки грабителей дерзко и безнаказанно, с обстрелом жилищ, нападают на город. 15 октября в 6 часов вечера ограблен и убит в своей квартире крупный лесоторговец Кролик, 1 ноября в центре города ограблен и ранен в своей квартире купец Резаков, в ночь на 11 ноября, в своей квартире при мукомольной мельнице ограблен купец Проханов, причем один сторож убит, а другой ранен. Требуются экстренные меры охраны беззащитных жителей. Город бессилен. Необходима помощь воинских команд. В виду серьезности положения. Городская Дума непосредственно пред Вашим Высокопревосходительством ходатайствует о зависящем распоряжении установить охрану при помощи военной силы".
- Поделиться
42013-06-29 18:59:55
- Автор: boer
- Администратор
- Зарегистрирован: 2009-05-10
- Приглашений: 0
- Сообщений: 5563
- Репутация: [+44/-0]
- Позитив: [+22/-7]
- Наград: 0
- Подарков: 0
- Провел на форуме:
2 месяца 2 дня - Последний визит:
Сегодня 17:05:48
Глава 4-я
Прекратилась ли война в Терской области?
14. Не роковое ли недоразумение?
В русской истории значится, что в 1859 году, с падением Гуниба и взятием Шамиля, прекратилась война, и настало мирное развитие на Восточном Кавказе. Не есть ли это роковое недоразумение?
15. Почему на детях казаков старые раны?
Одно официальное лицо, производившее телесный пересмотр казаков сунженских станиц, освобожденных от службы, уверяло серьезно, что война на Сунже не прекращалась. "Не смотря на то", говорило лицо: "что нынешние поколения выросли много лет спустя после официального прекращения войны, на телах казаков до сих пор старые раны. У того прострелена рука и зажила, у иного изуродована нога; тот ранен в бок пли был порезан кинжалом". Оказывается, что это следы ночных похождений чеченцев, плоды бдительной охраны казаками своего имущества.
Война с Чечней и в прежнее время не столько характеризовалась большими делами, сколько такими налетами чеченцев на линию.
"Кавказская война" – говорить историк Попко, "распределила роли между сторонами аульною и станичною таким порядком, что первой отвела нападение, а последней оборону и защиту"4.
Как доказательство того, что в станицах даже официально признается режим доброго боевого времени, приводится следующий приказ:
"Приказ по Терскому казачьему войску N 27. 10 ноября 1910г. "Согласно приказа по Терскому войску, настоящего года, за N 415, в отбывании нарядов для несения службы в секретах, вновь установленных этим приказом, должно участвовать все казачье население каждой станицы в возрасти от 17-ти до 38-ми лет от роду, при чем отбывание это должно производиться всяким казаком по установленной в станице очереди и при условии, конечно, что от отбывания сего следует освобождать тех казаков, которые, с ведома и согласия станичного правления или общественного сбора, нанимают вместо себя подходящих заместителей, как это исстари допускалось делать в казачьих войсках, и тем освобождаются уже от личного отбывания лежащих на них станичных повинностей, за исключением, разумеется, чисто хозяйственных повинностей.
Между тем, до наказного атамана дошли сведения, что, хотя молодые казаки в некоторых станицах (начиная с 17 лет) и нанимают вместо себя подходящих станичников для отбывания за них повинностей, когда до них доходит очередь по ведущемуся в правлении нарядному списку, тем не менее станичные правления привлекают почему-то к нарядам в секреты и этих молодых казаков, и таким образом, казакам сим приходится отбывать в действительности станичные повинности вдвойне, т.е. и деньгами и личною службою.
Находя, что такой порядок является крайне несправедливым, ибо, благодаря ему, с одного и того же казака "дерут две кожи", наказной атаман приказал просить атаманов отделов сделать по станицам распоряжение – прекратить практиковать в будущем подобный порядок.
Если же наем молодыми казаками вместо себя других лиц вносит путаницу в ведущиеся в правлениях нарядные списки, то, по мнению Его Превосходительства, лучше не допускать таких наймов, за исключением казаков, совсем отсутствующих из станиц и не могущих лично отбывать лежащие на них повинности".
Смотри также приложения, приказ по Терскому казачьему войску N 415.
Не то ли мы видим теперь?
У казаков даже в песне поется:
Говорят Кавказу баста
И Чечне не воевать,
Но нас грабят очень часто.
И нет сил, чтоб их унять.
День работаешь, трудишься
Солнце скрылось за бугром…
Тут скотину загоняешь,
И стоишь всю ночь с ружьем.
Действительно, казаки до сих пор спят и бодрствуют с оружием, до сих пор у них на груди и на поясе патроны.
– Только прежде,- говорят они: было легче. Прежде с вышек мы охраняли свой скот; теперь закапываемся в ямы: на вышках опасно".
16. Край под оружием
В самом деле, если у нас действительно мир, то почему весь край под ружьем? без оружия никто не пускается в путь, и приезжающие с сельскими продуктами в города казаки обвешены сплошь боевыми патронами?
В крае мир, а полям рыщут шайки вооруженных людей, отбивают табуны лошадей и скота, исчезают бесследно?
В крае мир, а владельцы экономий отстреливаются со своими близкими от вооруженных нападений, ведут с осаждающими целые битвы (Карпушин, Мамонтов, Рудометкин, Саенко)?
В крае мир, а разоряются хутора, нападают на станицы (Ильинская, Щедринская), пленяют людей и отпускают за выкуп?
В России полагают, что все это Зелим-хан и его шайка.
Но разве против Зелим-хана у нас почту сопровождают вооруженные казаки, линия железной дороги под боевой охраной и на товарных и пассажирских поездах – бригады "стражников"?
17. "Соучастники"
В России едва ли знают тот смысл, какой вкладывается в это слово здесь среди "мирного, ни в чем неповинного ингушского народа".
Недавно, в беседе с одним ингушом, пришлось познакомиться с этим словом.
Прижатые последними мерами и чувствуя, что так дальше нельзя некоторые из ингушей стали тайно заходить к войсковому старшине Вербицкому и передавать свои заветные тайны. Хотя для нас Вербицкий не больше как чиновник, находящийся под следствием но в глазах ингушей имя его до сих пор грозно.
И вот, рассказывая об одном нападении и услышав от меня слово разбойник ингуш запротестовал:
– Нет, какой разбойник! Он был "соучастник".
Оказалось из его слов, что это для ингуша не одно и то же. Разбойник – так то уж разбойник: а это "соучастник", простой мирный человек из народа.
– Когда разбойник идет воровать или грабить, – объяснял ингуш – многим хочется получить барыш в его деле. И они идут с ним. Это – "соучастники".
Соучастники были в пленении Месяцева; с соучастниками совершилось Кизлярское дело.
В последнем "соучастников" ингуш насчитал более десятка.
– Но это не разбойники, – говорил он: – это мирный народ. Всякому хочется попользоваться…
18. Откровенное признание
Когда спросили этого ингуша, воровал ли он сам? ингуш отвечал откровенно: да, конечно!
– Стыдно не воровать, весь народ воровал,- прибавил он: – но теперь не ворую.
И он берется розы екать всех воров, и вырвать с корнем заразу.
– Теперь я знаю, что не надо воровать, и хочу, чтоб не было вор на свете!
И глядя на него, на его честное правдивое лицо, ему можно поверить.
В самом деле, он давно отстал от воровства, нажил имение и капитал, стал богатым хозяином; а тут приходят к нему: плати какой-то там штраф, отвечай за воровство, в котором не участвовал!
То, что данный субъект в молодости воровал, служит в глазах ингуша даже рекомендацией ему, как кандидату в старшины.
– Я знаю всех воров, я знаю, где поймать, на каких дорогах – говорить нам честный бывший вор, добиваясь старшинства: – Я всех их поймаю.
И с этим можно согласиться.
19. 38 судей – бывшие воры
Подтверждением только что высказанной мысли может служить следующий случай.
В горский словесный суд выбирали судей, и на одного из выбранных, Чока Чомакова, был сделан донос, что он сидел в тюрьме за кражу.
Посланное расследовать официальное лицо донесло, что все остальные 37 избранных кандидатов – бывшее воры и судились гораздо позже Чомакова.
20. Генуш – "многогрешный"
Есть один из ингушей, о котором все говорят? что он никогда не воровал, это старшина селения Плиевского. Он вел и ведет беспощадную войну со всеми ворами и ничем перед ними не стесняется. Но это так для ингушей необычно, что его знает всякий ингуш и ему дана особая кличка – ГЕНУШ – "многогрешный".
Убить генуша никто не решается, так как; по поверью ингушей, на убийцу должны перейти все грехи генуша.
Благодаря этому, отважному старшине благополучно сходит с рук всякая расправа, тогда как с другими воры не стесняются5.
21. Кровавые столкновения
Кровавые столкновения казаков и ингушей производят всегда общий переполох и вызывают неблагоприятные толки по адресу казачества.
Но если посмотреть на ту подогретую почву, на которой они возникают, то столкновения эти не должны бы удивлять людей наблюдательных. Костер войны незримо тлеет, агония длится десятки лет, а правда, возмездия которой ждут казаки, все не приходит.
И наболевшие нервы не выдерживают, рассыпается в прах знаменитая "сдержка", казачье пламя прорывается наружу…
И чем дольше будет длиться момент, "не терпимый ни в каком правовом государстве" – момент безнаказанных оскорблений и насилия одних над другими, – момент, длящийся непозволительно долго, – тем труднее будет борьба с колеблющейся стихией общенародного негодования и горя.
- Поделиться
52013-06-29 19:00:30
- Автор: boer
- Администратор
- Зарегистрирован: 2009-05-10
- Приглашений: 0
- Сообщений: 5563
- Репутация: [+44/-0]
- Позитив: [+22/-7]
- Наград: 0
- Подарков: 0
- Провел на форуме:
2 месяца 2 дня - Последний визит:
Сегодня 17:05:48
Глава 5-я
Положение других народностей
22. Не национальный ли гнет?
Если бы насилия, чинимые ингушами и чеченцами, были направлены против одних казаков или только против одних русских, тогда возможно было бы предположить, что эти насилия есть результат национальной вражды, процесс реакции против когда-то учинявшегося гнета, – как многие и думают. Но вся обстановка грабежей этому противоречит.
23. Кабардинцы
Еще в 1909 году, на одном из фракционных заседаний партии центра Государственной Думы, многие депутаты могли видеть седовласого старика, уполномоченного кабардинцев? который, вслед за казачьим представителем, подтверждал им эту истину.
Одно интеллигентное лицо, из лучших кабардинских фамилий, высказывало следующим образом свои сетования по поводу творящихся над кабардинцами безобразий:
"Когда кабардинский народ был независим, кабардинцы никогда не позволяли над собой таких насилий. Наши отцы умели защищать свою неприкосновенность. Ингуши и Чеченцы были нашими данниками. Они не смели помыслить приблизиться к черте наших селений, не только воровать и грабить… Но мы вошли в состав России, поверили силе русского закона… отдали свое оружие. Что же с нами делают? Вооруженные ингуши и чеченцы разъезжают по нашей земле, чего не бывало прежде. Издеваются, насильничают… На наших глазах отхватывают наши табуны, прогоняют мимо кабардинских селений. Соседи выбегают по тревоге, видят, как гонят награбленное народное добро, но только беспомощно бьют об полы руками… и возвращаются с краской стыда в свои жилища".
Лично о себе этот кабардинец рассказал следующее:
"Был у меня родительский конный табун, как у многих кабардинцев. Много лет подряд и содержал этот табун почти исключительно для ингушей, потому что они одни им пользовались: придут и заберут весь приплод ежегодно. Но производителя не брали. Наконец, наехали однажды, забрали и производителя… Плюнул я, и бросил коневодство. Так многие кабардинцы побросали…"
24. Осетины
Осетины – наиболее просвещенный из туземных народов. Но и у них мира нет с ингушами. 23 мая 1907 года в одном из их селений, Ольгинском, произошло целое сражение, следующим образом описанное в местной газете:
"В предобеденное время ингуши большим скопищем напали на жителей сел. Ольгинского и стали их грабить. Из ольгинцев одни в панике бежали из селения, другие же стали защищать себя и свое имущество. В первое время разграблен был дом ольгинского священника, который с семейством очутился в сел. Беслане. В нескольких местах сел. Ольгинское было подожжено. Местная администрация стала взывать о помощи во Владикавказ и на ст. "Беслан". Первоначальную помощь оказал резерв Апшеронцев, стоявших для охраны на станции. Под командой поручика Белявского резерв этот, состоявший из 15 вооруженных солдат, отправился в Ольгинское, где им удалось взлезть на колокольню церкви и оттуда первое время отражать нападения со стороны ингушей. Между 4 и 5 часом дня к месту происшествия прибыла конная сотня казаков. В помощь им отправлено было два пулемета и часть апшеронцев. Во время перехода этих воинских частей ингуши продолжали вести ожесточенную перестрелку и где можно грабили и увозили верхом и на арбах. В этот промежуток оказались раненными три нижних чина: два апшеронца и один казак. Раненые, под охраной нескольких человек, во главе с поручиком Белявским, отправлены были на ст. "Беслан". К 8 часам вечера в Ольгинском селении насчитывалось до трех сгоревших домов, а убитыми и ранеными до 30 чел.; тяжело раненые были отправлены во Владикавказский военный госпиталь, некоторые же из легко раненых успели скрыться вместе с женами и детьми в ближайших местах. К ночи же, когда на Ольгинское селение стали наступать от 3-х до 4-х тысяч ингушей, из Владикавказа были отправлены две батареи с орудиями и один батальон. В нападении ингушей до 10 час. и 20 мин. ночи был перерыв, а затем они снова возобновили перестрелку. Тогда принуждены были пустить в ход пулеметы, произошел перекрестный огонь со стороны двух позиций. Областной администрации дано было знать, что пулеметный огонь не достигает цели, а необходима артиллерия. В 11 час. ночи еще шла перестрелка, а в полночь уже все стихло. В Ольгинском оказалось до 10-ти сгоревших домов; были трупы убитых ингушей, которых родственники клали на арбы и увозили в аул. Очевидцами массового движения на ольгинцев были и некоторые из пассажиров, ехавших с поездом ж. д. Очевидцы рассказывают, что, начиная от разъезда "Яндырка", Вл. ж. д. и до селений Базоркинского и Ольгинского тянулись вереницы вооруженных ингушей: одни из них следовали на арбах, другие – верхами, было много и пеших. Часть ингушей около. сел. Базоркина находилась в окопах, откуда, главным образом, они и производили стрельбу по ольгинцам и войскам до часа ночи. В 10-м часу утра на разъезде "Долаково", Влд. ж. д., прибыл санитарный вагон для приема и отправки раненых.
(Из газеты "Терек. Вед." за 1907 г. N 114)6.
И напрасно осетинская депутация показывала прибывшему генерал-губернатору Колюбакину тела своих раненных и трупы убитых. Ингушам, по обыкновению, все сошло благополучно"
– Ингушам все сойдет! – говорят знающие здесь, и это убеждение подкрепляется даже настоящим запросом.
25. Караногайцы
Положение караногайцев, "обслуживаемых" чеченцами, самое безотрадное.
Еще в эпоху прошлой войны набеги в караногайскую степь составляли излюбленное занятие чеченских шаек. Народ безоружный, мирный – они не то, что казаки, которые всегда готовы дать сдачи. Как робкие овцы, они только жмутся при появлении грозного гостя и отдают все безропотно.
Пригнетенные и запуганные хищниками-чеченцами, арендующими соседние участки под видом мирного промысла, они не только боятся жаловаться, но со страхом передают даже один на один о своей доли.
– Как можно – убьет! – говорили они, пугаясь, атаману отдела, который посетил их в прошлом году и расспрашивал об обстоятельствах краж и виновных.
– Ты уйдешь, а он убьет! Придет и убьет, если узнает.
Чтобы добиться, кто его грабитель, нужно было обещать караногайцу, что чеченца не станут преследовать.
Зная наши "законы", караногайцы были уверены, что из "преследования" ничего не выйдет, а им все равно отомстят, если не сам вор, так его товарищ.
26. Кумыки
Кумыки, как низовые казаки, ближе всех граничат с территориями чеченцев, и они, как караногайцы, терпят от них давно.
Мне только раз пришлось проехать по территории кумыков, но и в этот единственный раз пришлось быть свидетелем следующего факта.
В селении Аксай, где мы остановились в доме почтенного кумыка, было горе: было выкрадено 8 буйволиц, составлявших главное богатство хозяина. Сына кумыка не было дома: он поехал их разыскивать. Дальше по дороге в Хасав-Юрт мы его встретили. Он скакал озабоченный домой в сопровождении какого-то туземца. Мой знакомый разговорился. Оказалось, что сын нашел буйволиц в Баташ-Юрте и теперь ехал к отцу за выкупом: воры требовали 70 рублей за 8 буйволиц, цена не высокая. Я был очень возмущен и бесстыдством воров и таким послаблением, им оказываемым, и, когда, на возвратном пути, мы опять заехали к кумыку – я стал ему высказывать. К моему огорчению, вместо почтенного кумыка, мне пришлось краснеть самому, и очень много, когда, в ответ, он начале сыпать справедливые упреки моему правительству (он говорил: начальству) за потачку тем самым ворам, в которой я его обвинял, и рассказывать про свое горемычное; житье под гнетом воров, будто бы правительством ("начальством") покровительствуемых.
– Как не выкупить? – говорил кумык. Денег не дашь, буйволиц загонят, что не найдешь, или порежут! Доказывать, кто деньги принимал? Он скажет, я тебя не знаю: свидетелей не было. Скажешь тому, кто указал буйволиц: ты знаешься с ворами; говорит: нет, передал один знакомый… Сам кругом виноватым будешь.
От этого кумыка я многое в один вечерь узнал о нашем суде и о нашей власти.
Довольно сказать, что туземцы предпочитают платить, разбойникам дань и оканчивать дело миром, чем обращаться к помощи русских судебных учреждений.
– Вызовет тебя судья, – говорит кумык: ты придешь, а вора нет; поезжай назад, дело откладывается. Зовут тебя: на другой раз, – ты рабочий человек; тебе некогда: на ярмарку надо ехать (кумык был скотопромышленник), дело в другом ауле. Ты не поехал, думаешь – отложат опять; вор приехал, тебе отказ: зачем не приехал. А вор грозит: убью, сожгу…
Так живут кумыки.
В последнее время у них стояла особая стража на всей границе Чечни, для защиты округа от чеченцев.
27. Хевсуры и андийцы
Хевсуры и андийцы, гранича с Чечней, живут вне Терской области; хевсуры в Тифлисской губернии, андийцы в Дагестанской области. Те и другие горные пастухи, живущие в неприступных щелях. Как живется им в соседстве чеченцев, у нас сведений нет. Но что у добрых и мирных андийцев с чеченцами дружбы никогда не было, общеизвестно. А полудикие хевсуры в позапрошлом году 4-х чеченцев сожгли живьем, поймавши на краже.
- Поделиться
62013-06-29 19:00:51
- Автор: boer
- Администратор
- Зарегистрирован: 2009-05-10
- Приглашений: 0
- Сообщений: 5563
- Репутация: [+44/-0]
- Позитив: [+22/-7]
- Наград: 0
- Подарков: 0
- Провел на форуме:
2 месяца 2 дня - Последний визит:
Сегодня 17:05:48
Глава 6-я
Что происходить у самих чеченцев?
28. Вырезки из NN газет
О том, что у самих чеченцев и ингушей делается, могут свидетельствовать следующие газетные вырезки, взятые случайно из NN одной только почты ("Терек", "Терские Ведомости", "Терское Эхо").
"Волчата"
"В ауле Старые Атаги 23-го сентября между тремя мальчиками туземцами на почве общей ссоры произошло кровавое столкновение.
Ссора началась вначале между Абдул Османовым и X. Самбиевым.
Брат Османова вмешался в ссору, желая примирить противников, и без всякой причины получил от Самбиева удар кинжалом по кисти руки. Тогда Абдул Османов в свою очередь вступился за брата и нанес Самбиеву тоже кинжалом тяжелую рану в голову. Падая, Самбиев еще успел ткнуть кинжал в живот Абдула Османова. Положение раненых тяжелое".
"Терское Эхо".
"Из засады"
"25-го сентября был ранен из засады житель селения Атаги Нотой Ихлев. Он шел по берегу реки Аргуна, возвращаясь из Новых Атагов в Старые. В это время в него из кустов раздались два выстрела. И он упал, раненый в бедро. Как причин, так и злоумышленников он не знает.
"Т. Эхо".
За заступничество
"На днях житель села Гехи Д. Джабатаев наткнулся; на выбежавшую с криком из своей сакли свою односельчанку Забайт Макаеву. За нею гнался ее муж с обнаженным кинжалом. В ответ на просьбу и увещевания Джабатаева, муж Мукаевой ударил его кинжалом по голове".
"Т. эхо."
"На днях в 8-9 верстах от ст. Сунженскойе найден убитым жит. сел. Ольгинскаго Г. Гозов".
"Т. Вед."
"Убийство"
"22-го сентября, днем, в сел. Базоркинском разыгралась кровавая драма между местными жителями – С. Дарсиговым и Д. Цолоевым, при следующих обстоятельствах: Обе стороны встретились на улице. Цолоев, питая вражду к Дарсигову, крикнул ему: "Это ты способствовал похищению моей сестры" – при чем обнажил кинжал и стал наносить ему поранения. Дарсигов, не желая остаться у своего противника в долгу, также обнажил свой кинжал и стал обороняться от разъярившегося Цолоева. Цолоев отделался несколькими сравнительно легкими поранениями, Дарсигов же получил настолько тяжкие раны, что к вечеру умер".
"На днях, на 3-й день праздника "Вайрам", в сел. Эльхотово, братья Козыревы затеяли драку, во время которой были пущены в ход кинжалы. Противники до того изрубили себя, что когда подошли к ним, то они были уже мертвыми".
"Тер. Вед."
"В сел. Ярыксу-Аух Хасав-Юрсовского.округа, вечером на улице Алхамат
Бийсултанов, 18 лет, вытаскивая из-под мышки кремневое ружье, убил на повал стоявшего вблизи мальчика 11 лет Батыр Султана Алиева." (Терек).
"В сел. Дылым между бывшими в поле детьми Мухуматом Шаразутдиновым 16 лет, и Халостом Эрбегеновым 10 лет, произошла ссора, перешедшая затем в драку, во время которой последний кинжалом тяжело ранил в голову первого".
"Терек"
20. Новое подтверждение
Выло уже сказано, что насилия чеченцев и ингушей лишены характера племенной вражды или национального антагонизма. В происходящем среди самих чеченцев мы видим новое подтверждение этой мысли. Мы не знаем внутренней жизни чеченцев, но если судить по отзывам их самих и по некоторым исходящим от них документам, то разбойничают и крадут они у своих не меньше, чем у чужих, и в аулах их не менее тяжело от воров, в станицах.
Червленское постановление. Один из пунктов протокола постановлений Червленского съезда содержит буквально следующее:
"Чеченцы высказали, что от казачьего населения воровства и грабежей они не терпят и к казакам в этом отношении вражды не питают, но что они такие же бедствия, как и русские, терпят от тех же порочных своих сочленов, воров и абреков и т. п.".
"Труды Червленских съездов". Влад. 1906 г. стр. 68.
31. Голоса на Грозненском съезде
На съезде в Грозном один чеченский депутат (Песа Акбулатов), по поводу жалоб казаков на воровства и разбои, высказал им следующее утешение:
–Вы терпите что? Мы терпим больше. К вам едет воровать не всякий. Наши воры, прежде чем воровать у вас, сдают экзамен у нас, в наших аулах.
Другой, Яхшаат Загдаев, открыто заявил, что, за явную вражду к ворам, в него уже 4 раза стреляли и что он, будучи без оружия, не знает даже, попадет ли живым домой со съезда.
32. Слова начальника округа
Как отголосок чеченских речей на этом съезде, привожу следующие слова начальника Грозненского округа, взятые из журналов съезда.
–Гг! Мы здесь слышали справедливые требования казачьего сословия оградить их от грабителей, дать им возможность мирно трудиться, не опасаясь воров, которые иногда, в один прием, разрушают долголетние плоды его мирного труда.
Мы здесь же слышали уже не требования; а вопль (иначе не берусь охарактеризовать) наболевшей души мирных чеченцев: делайте, что хотите, рубите руки ворам, шельмуйте их позорящим наказанием, но дайте нам такие меры,
действительные меры, которым избавили бы нас от воров.
"Журналы Грозненского общеобластного съезда". Стр. 26.
33. Постановление в Устар-Гордое
Наконец, на самостоятельном съезде в ауле Устар-Гордой, где не было ни казаков, ни русских, ни даже самой администрации, а одни только чеченцы, сделано постановление, которое оканчивается буквально следующими словами:
"Если начальство не оградите нас от абреков и воров, то нам нет возможности к дальнейшему существованию".
Подчеркивая эти последние слова, я полагаю, что дальше говорить по данному вопросу нечего, что сказанного довольно.
- Поделиться
72013-06-29 19:03:06
- Автор: boer
- Администратор
- Зарегистрирован: 2009-05-10
- Приглашений: 0
- Сообщений: 5563
- Репутация: [+44/-0]
- Позитив: [+22/-7]
- Наград: 0
- Подарков: 0
- Провел на форуме:
2 месяца 2 дня - Последний визит:
Сегодня 17:05:48
Глава 7-я
Что же делать?
34. Вместо ответа
Вместо ответа на этот вопросу приведу здесь, что было.
35. Приказы Беллика
В конце Кавказской войны, когда еще часть чеченцев подчинялась Шамилю и его наибам, начальником чеченского народа был полковник (впоследствии генерал-майор) Беллик, от которого оставшаяся книга приказов по чеченскому народу сейчас имеется у меня, и я из нее привожу следующее наиболее интересные приказы:
1857 г.
14-го июня. N 14. Приказ. Кр. Грозная
По воле Его Сиятельства Г. Главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом, объявляется чеченскому народу, что если кто-либо из чеченцев окажет сопротивление при заарестовании его посланными от меня или наиба мюридами, то против него будет употреблено оружие и за смерть сопротивлявшегося посланный не подвергается никакой ответственности, как исполнивший долг службы при сопротивлении законной власти.
Августа 29. N 18.
Я вижу, что некоторые деревни, нуждаясь в муллах, приглашают к себе для исполнения духовных треб таких людей, которые достойны более названия бродяг, нежели мулл; я знаю во многих деревнях таких мулл, которые не только неграмотные и непонимающее обязанности своей, но они отличаются еще особенною бездарностью ума; а между тем, эти неспособные муллы вмешиваются в дела старшин по управлению деревнею, а иногда даже позволяют себе решать аульные дела Шариатом. Для блага народа я приказываю, чтобы, по получении этого моего приказания, все аульные муллы явились к старшему кадию в кр. Грозную, для испытания их достоинству и после того я дозволяю иметь в деревне того только муллою, кого найдет достойным кадий. Кроме того, поставляю всем деревням в обязанность:
1) Без ведома моего не приглашать к себе мулл; всякий мулла, не получивши от меня письменного разрешения, не может быть муллою, и я таким людям воспрещу именоваться муллами и исполнять в ауле обязанность муллы.
2) Мулла в деревне должен знать только мечеть, но, отнюдь, не должен вмешиваться в дела старшины по управление аулом.
3) С объявлением этого приказания, всякое дело, решенное аульным муллою по Шариату, я буду считать не действительным, ибо все дела, подлежащие решению Шариата, должны разбираться только в Махкеме главным кадием.
Сентября 13. N 21
Между чеченцами считается пороком быть доказчиком преступления, тогда как в этом же народе не считается предосудительным воровство и другие постыдные поступки, и народ как будто не чувствует вредных последствий от этого старинного и дикого своего обычая, все еще продолжает поощрять воровство, а упрекать доказчика.
Объявляю народу, что ни в одном благоустроенному государстве не существует такого дикого обычая, какой теперь у нас. Человек, посягнувший на чужую собственность, делается порочным, и он терпит за то тяжкое наказание и никуда уже в обществе не принимается.
Доказчик же, за открытие какого-либо преступления, пользуется данью уважения, и народы только этою мерою достигают искоренения дурных пороков, вредных обществу. Я желал бы, чтобы и чеченцы перестали держаться вредного для самих себя обычая поощрять воровство, а упрекать доказчика и по возможности перенимали бы законы общественной жизни от народов благоустроенных государств.
Нам известно, что воровства я но терплю; я его преследовал, преследую и буду преследовать; человек, учинивший воровство, пусть не надеется на помилование, и буду определять строгое и достойное ему наказание. Доказчик же всегда может надеяться на мое покровительство: я желал бы, чтобы доказчик не стыдился входить в присутствие и доказывать преступление и не боялся бы за то мщения; человек, обидевший доказчика, подвергайся строгому наказании.
Ноября 19. N 24, п. 4.
Несмотря на неоднократные приказания мои, чтобы владельцы, имеющие у себя холопов, не продавали их, не получив от меня на то разрешения и свидетельства, все еще продолжается непозволенная продажа холопов.
Объявляю, что если владельцы холопов и после сего будут это делать, то ослушники будут ссылаться в Георгиевск па целый год на крепостные работы, а проданные холопы будут отобраны от купившего, за возвратом денег от продавца, и отпущены на волю. Строго также воспрещается продавать детей от матерей.
Все эти мои приказания объявить народу при сборе у мечети.
1858 г.
Февраля 8. N 3
а) Собак злых и делающих вред людям держать во дворах на привязи.
б) Если собака укусит чеченца, проходящего по улице, то хозяин собаки обязан за это укушение сделать удовлетворение.
в) Если собака нападет на человека и сделает ему укушение, то в таких случаях защищающемуся дозволяется убить собаку, не подвергаясь за то перед хозяином собаки ответственности.
г) Если собака, принадлежащая хозяину, будет кем-либо убита, и без всякой причины, то убийца собаки подвергается ответственности перед хозяином, как за бесчестие.
д) Если за убийство собаки хозяин произведет ссору с убийцею и нанесет убийце обиды или поранения, то виновный за то будет подвергнуть ссылке в Георгиевск и по обычаю удовлетворению за нанесение обиды. О чем объявляю по вверенному мне народу.
Февраля 18. N 9
Берегитесь, брагуновцы! Дружба ваша с мошенником Трамом доведет вас до неприятности; не думайте, чтобы ваши проступки в содействии Траму не были мне известны, я еще потерплю и посмотрю, исправитесь ли вы, или нет; если нет, тогда найду я виновных из среды вас и пошлю их навсегда в Сибирь.
Это мое приказание прочесть брагуновскому народу при сборе у мечети.
Февраля 24. N 12
Ко мне доходят слухи, что некоторые наибы позволяют себе брать взятки и за то скрывают от меня мошенников и воров.
Наибы! Я ваш начальник, и, как управлять народом, должны брать пример с меня.
Если я делаю худо, и вы делайте худо, если делаю хорошо, то и вы делайте хорошо; я не терплю взяток, что советую и вам делать; тот плохой судья, кто берет взятки: он из дела черного делает дело белое, а из белого – дело черное; такой судья для народа есть наказание.
Приказываю вам, наибы, быть для народа своего судьями справедливыми; подарков от народа не брать, а народу приказываю подарков наибам не давать; за взятки наиб лишается места, а тот, кто даст взятку, будет наказан.
Приказ этот объявить по всем аулам при сборе народа у мечети.
Февраля 25. N 13
Алиюртовсшй князь, подполковник Кагерман Алхасов представил ко мне двух своих жителей, из которых один сознался в краже из ст. Ищерской двух пар быков, а другой в даче ему лошади для поездки на воровство.
За такое благонамеренно действие в преследовании воров я изъявляю князю Кагерману Алхасову мою совершенную благодарность,
Кто из добросовестных людей не скажет, что искоренение воров, нарушающий спокойствие трудолюбивых жителей, есть благо, за которое и люди, и начальство должны быть благодарны.
Вот вам пример, гг. наибы и старшины аулов, которому следуя, вы всегда принесете обществу своему пользу и будете вознаграждены правительством.
Внушите народу, что пора злодейства минула, надо жить честным трудом, который благословляет Бог, а воровство и всякие другие пороки наказывает.
Апреля 26. N 15
Вас поселили на том месте, где теперь живете, не для того, чтобы вы делали нам вред, а для того, чтобы вы жили смирно и пользовались дарованною вам землею. Вы держите среди себя воров, которые и нас и вас беспокоят. Из крепости в короткое время уведено две лошади и корова, следы которых проведены по-над стенами вашего аула. Лошади и корова стоят 264 руб. 80 коп. серебром; деньги эти представьте ко мне для удовлетворения обиженных воровством, и с настоящего времени я возлагаю на вас ответственность за все воровство на расстоянии, начиная от Сарачан-Юрта до вашего аула, на том основании, что земля эта вам принадлежите (на поле написано: копия этого приказа отослана в Старо-Сунженский аул 29-го апреля).
Мая 14. N 16
До сего времени покорные чеченцы за воровство, сделанное ими на левой стороне Терека, подвергались только штрафованию – выкупу из гор русских пленных.
Теперь, как наказание подобное оказываемся слабым, потому что чеченцы не перестают воровать, я объявляю вверенному мне народу, что всякий из чеченцев, обвиняемый в воровстве за Тереком, не получит свободы за выкуп, а будет ссылаться в Сибирь навсегда.
Приказ этот поручаю наибам и старшинам объявить народу троекратно на сборе всего общества.
Мая 15. N 17
Я заметил, что некоторые чеченцы, имеющие крест или медаль, надеясь, что они избавлены от телесного наказания, позволяют себе делать воровство. Объявляю народу, что чеченцев, имеющих крест или медаль и изобличенных в воровс