Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Античная философия




ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ,

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЯЗЫКА

Предельные обобщения, к которым прибегает философия, получили свое выражение в особенностях философского языка. Уход от частностей предполагает использование максимальных, предельных абстракций (среди важнейших понятий философии – бытие, сознание, причина, следствие, сущность, материя, форма, содержание, движение, время, случайность, необходимость и подобные). Студентам предлагается обдумать отрывок из книги М.А. Антоновича “О гегелевской философии”, в котором говорится об особенностях философского языка и анализируются некоторые из трудностей, с которыми сталкивается начинающий осваивать философию.

М.А. АНТОНОВИЧ

О ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Странное чувство овладевает простым смертным, когда он первый раз входит, так сказать, в самое святилище философии, без всякой подготовки и предварительного знакомства с элементарными философскими сведениями приступает к чтению ученых сочинений или к слушанию специальных лекций по части философии. Философский туман охватывает его со всех сторон и придаст окружающим предметам какой-то странный колорит, так что они представляются ему совершенно в неестественном виде и положении. Очутившись среди философов, он видит, что это люди, которые мыслят, чувствуют и говорят чрезвычайно оригинально, вовсе не так, как обыкновенные смертные, а с какою-то особенностью, очень, впрочем, ненатуральною и фантастическою даже; на все они смотрят по-своему, и все у них выходит как-то навыворот.

Конечно, и в храмах других наук непосвященные и профаны чувствуют себя в первый риз тоже очень неловко; в математике, например, также очень странно и дико звучит для них разные гиперболы да параболы, тангенсы да котангенсы, и тут они точно в лесу. Но первое знакомство с философией заключает в себе еще более странные особенности и оригинальные положения. Профан в математике воспринимает один только звуки математических терминов, а смысл их для него закрыт и недоступен; он слышит слова и фразы, но не понимает, что именно и какое реальное содержание в них заключается, и потому ему остается только пожа­леть о своем неведении и проникнуться благоговением к математи­ческому языку, который, как он уверен, должен выражать собою очень здравый и даже глубокий смысл. Тик иногда случается и с профанами в философии, но иногда выходят истории позабавнее.

Читающий в первый раз философскую книгу или слушающий философскую беседу видит, что в них терминов совершенно уже непонятных не так много, а то все такие же слома и выражении, которые попадаются везде, во всякой книге, употребляются даже в устном разговоре; говорится о боге, божественном, бесконеч­ном — это понятно всякому верующему; рассуждается о сущнос­ти,— но читающий, может быть, сам на своем иску сделал тысячи экстрактов и извлечений, в которых заключились все «сущности дел»; о субъекте, но он сам видал множество нервных и раздражительных субъектов; о представлении, которое тоже ему извест­но, так как он или сам представлял, или был представляем к чинам, отличиям и наградам, или смотрел на представления в театре; одним словом, ему попадается в философском сочинении целая стра­ница, а пожалуй, и больше, где употребляются слова и выраже­ния для него ясные, каждое слово не остается для него пустым звуком, как гипербола или абсцисса, но вызывает в его голове известную мысль, известное понятие; он понимает содержание отдельных фраз и предложений, видит их логическую связь и после­довательность, ему доступен самый смысл речи; вследствие этого он получает возможность судить об этом смысле, определить его значение, степень его вероятности и сообразности с сущностью дела и предмета, о которых идет речь. И пот в таких-то случаях нови­чок в философии часто находит, что смысл философских речей чрезвычайно странен, что в них высказываются мысли хоть и по­нятные, но часто о высшей степени дикие и ни с чем не сообразные, особенно если он нападет на какого-нибудь оригинального фи­лософа, да еще идеалиста; тут он вычитывает столько неожидан­ных диковинок, что ему даже покажется вероятным, будто гг. фи­лософы — это какие-то полупомешанные люди, но крайней мере с расстроенным воображением; а иначе как же объяснить то, что они говорят нелепости ни с чек не сообразные, порют дичь, в кото­рой нет и капли здравого смысла, убиваются и ломают голову над пустяками, о которых и толковать не стоит, которые всякому из­вестны; ларчик просто открывается, а они вот какую возню и ку­терьму поднимают! И за что их называют философами, за что ува­жают и превозносят их? Подобную философскую галиматью легко можно выдумать и всякому.

Кто, один раз отведавши философии, бросит ее в сторону, с тем чтобы никогда не дотрагиваться до философских сочинений, тот и останется навсегда с такими невыгодными и нелестными мнени­ями о философии и философах. Но кто, несмотря на первое небла­гоприятное впечатление, произведенное на него философией, ста­нет все-таки продолжать заниматься ею, тот мало-помалу втяги­вается, вчитывается в философские сочинения, войдет во вкус философии и философских рассуждений и через несколько вре­мени, к изумлению своему, заметит, что мысли разных философов, казавшиеся ему с самого начала нелепостью, несообразною с здра­вым смыслом, напротив, имеют очень серьезный смысл и важное значение, что философ, высказавший их, должен быть человек с большою энергиею и силою в мыслительной способности и что, действительно, если посмотреть на дело так, как он говорит, то естественно и даже необходимо прийти к его мыслям, к его образу воззрений на вещи. Все вопросы, казавшиеся новичку до знакомст­ва его с философией неинтересными и не требующими решения, теперь представляются ему во всей своей заманчивой прелести и во всей многосложной запутанности, представляющей лишь слабую надежду на их решение, и чем больше он занимается фило­софией, тем яснее понимает трудность философствования, тем больше уважения он чувствует к философам, созидавшим самос­тоятельные оригинальные системы, и, наконец, окончательно убеж­дается, что не всякая голова, не всякий ум способны на это дело.

Отчего же по происходит, отчего философствование и фило­софские системы, так заманчивые и увлекательные при коротком знакомстве с ними, на первый раз представляются странными и ди­кими? Философское мышление чрезвычайно общо и отвлеченно; оно употребляет и слова обыкновенного житейского языка, но соединяет с ними свое собственное значение; оно берет для себя часто простые и общеупотребительные формы выражения, но придает им более общий и отвлеченный смысл, тогда как в обыкно­венном словоупотреблении эти формы принимаются в смысле конкретном, единственно в приложении их к частным и отдельным предметам, как названия только этих одних предметов, а не как выражения дли общего понятия, под которое эти предметы входят только как части.

Человеку, видевшему кондукторов только на паровозах да в ди­лижансах, очень странно бывает слышать, если назовут кондукто­ром металлический цилиндр в электрической машине, потому что он и не воображал, чтоб это слово было общее, имело значение от­меченное, ему казалось, что кондуктор — это непременно должен выть человек с известным назначением. Так же точно философ говорит, например: абсолютное есть дух; при слове «дух» в обык­новенном понимании тотчас возникает представление конкретное о человеке, о его духе или же о каком-нибудь другом существе, о личности со свойствами человеческого духа; тогда как философ под словом «дух» разумеет не личность, не существо какое-нибудь, а общее качество или свойство, которое в известном смысле принадлежит и человеческому духу. Это-то различное понимание оди­наковых слов и выражений и бывает причиною забавных недора­зумений, где действительно философия может представиться в смешном виде. Философ, положим, рассуждает о «Я» и «не-Я»; читающий или слушающий его не- философ понимает эти два сло­ва непременно в значении конкретном, в приложении к одному индивидууму, к личности. «Я» — это значит я. Иван Иванович, такого-то звания и чина; а «не-Я» — это вот Петр Иванович или вот стул, на котором я сижу; и представьте же себе, что выдумал фило­соф, говорит как-то там, что «Я» – источник, начало и конец всего, от «Я» произошло все м должно опять возвратиться в «Я», то есть это значит, будто я, Иван Иванович, произвел на свет Петра Ива­новича и этот стул и всех вот этих несносных мух и комаров, и что это все опять должно возвратиться меня, — вот уж чепуха, прос­то следовало бы в сумасшедший дом этого философа. Другой фи­лософ говорит, будто ничего нет на свете, мы ничего не знаем, ниче­го не можем доказать, может все, что ни делается вокруг нас, есть одно наваждение, мечта, так, наше воображение только и боль­ше ничего. «Отодрать бы тебя хорошенько, ты бы узнал, какое воображение»,— рассуждает Иван Иванович и с крайним презрени­ем отворачивается и от философии и от философов. А там еще най­дутся философы, которые говорят, что у нас души нету, что мы все, равно как собаки какие-нибудь; это уж обидно даже и не для одного Ивана Ивановича.

Подобные недоразумения, только более тонкие и не в столь гру­бой форме, встречаются очень часто и вводят многих в обман нас­чет философии; этим же, кажется, между прочим можно объяс­нять нерасположение к философии, которое питают к ней люди умные, но привыкшие к конкретному и наглядному способу мышления, неспособные подняться вдруг на высоту отвлечения, чтобы понять значение философских вопросов, и потому считающие фи­лософию праздною игрою и фантастическою группировкою мыс­лей, совершенно произвольными и не подлежащими никакому контролю выдумками.

Все это показывает, как важен первый шаг в философии и как трудно знакомить с философскими вопросами и в особенности с философскими системами людей, нисколько к этому не приго­товленных. Если излагать систему какого-нибудь философа собственными его словами, — а философы не считают нужным применяться к обыкновенному ограниченному разумению, — то тут можно опасаться, что читающие или вовсе не поймут системы или пой­мут ее по-своему, то есть совершенно превратно; если же переда­вать систему своими словами, не придерживаясь буквально вы­ражений философа, то для самого передающего есть опасность допустить много неточностей, скрыть от читателя характеристичес­кие оттенки и индивидуальный колорит системы. Но последний способ все-таки лучше для популярных сочинений; усвоив себе дух и характер системы, автор в изложении ее может быть совершенно самостоятельным, придумывать свои формулы и выражения; но при этом он может искусно провести своих читателей через несколько ступеней отвлечения; сначала он может говорить, прос­то применяясь к обыкновенному конкретному пониманию, чтобы хоть как-нибудь связать мысль читателя с идеями системы, потом мало-помалу возвышать по понимание, отрицая конкретное значение формул и выражений, и разъясняя их отвлеченный, фи­лософский смысл, и, наконец, сблизить свое изложение с собственными словами и выражениями излагаемого философа; после этого читателю будет не так трудно читать и понимать самого фило­софа. Поэтому человек, не знакомый с философией, гораздо ско­рее и лучше узнает всякого философа при пособии опытного ру­ководителя и посредника, удобнее и яснее поймет его в изложении, в чужой передаче, чем в его собственных произведениях.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Чувство, которое овладевает “простым смертным”, впервые обратившимся к чтению философских текстов, названо в тексте странным. В чем его странность?___________________________________________________________ ______________________________________________________________________2. Каковы особенности системы понятий философии в сравнении с понятиями частных наук?________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________3. Подготовьте изложение фрагмента в форме лаконичных рекомендаций начинающему изучение философии

 

1. Запомни, что __________________________________________________ ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________2. Учти, что _____________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________3. Не забудь, что _____________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Родина европейской философии – Древняя Греция. Наиболее глубокая и разнообразная философия древнего мира – античная философия – возникла на рубеже VII–VI вв. до Р.Х. в городах-государствах западного побережья Малой Азии (Ионии), основанных греками. Затем она переместилась в греческие города Южной Италии и собственно географическую Грецию, где в Афинах в V в. до Р.Х. испытала период блестящего взлета.

Обдумайте содержание фрагментов трактата Гераклита “О природе”. Обратите внимание на значения понятий, которые сохранены в тексте без перевода:

§ Логос – высший разум-закон, управляющий миром.

§ Психея – душа.

§ Сивилла – мифическая пророчица.

Обратите внимание на критическое отношение Гераклита к своим современникам и недоверие к их мышлению.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1016 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.