Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А.М. Андрияшев о Новгородских пятинах




 

В исторической географии Новгородской Земли Андрияшев называет всю совокупность этих земель — страной. Это действительно так, ибо до захвата Новгорода Москвою при Иване III город на Волхове вел самостоятельную, часто «внерусскую» политику, ориентированную прежде всего на собственные политико-экономические интересы. Заметим, что зачастую связи Новгорода с Западом были предпочтительнее связей с Москвой. Отдельную главу истории Новгорода составляют отношения со Псковом, бывшим т.н. Младшим Братом.

Происхождение пятинного деления Новгорода — неясно. Источники до 90-х гг. XV в. их вовсе не упоминают. Отсюда родилась версия, что пятинное деление возникло лишь после «прихода Москвы».

Часть исследователей придерживается версии древненовгородского деления на пятины. Ни в коем случае пятинное деление не может относиться до деления Новгорода на 5 концов.

Изучая материалы К.А Неволина 1853 г., в которых тот приводит составленные им пятинные карты, А.М Андрияшев пришел к выводу, что в основной своей части границы пятин проходят естественным путем, — по рекам, которые центром своим имеют оз. Ильмень. Этот географический феномен поразителен.

Сложившиеся с течением времени погосты Новгородчины не всегда следуют границам пятин. Часть из них расположена по берегам разграничительных рек, какими являлись: Луга, Волхов, Мста, Ловать.

Интересно, что все пятины были одинаковы по количеству освоенных земель и народонаселения, не зависимо от размеров площадей.

Пятины и реки делившие их, следующие: Обонежская и Вотская пятины делились Волховом, Вотская и Шелонская пятины делились Лугой, Шелонская и Деревская пятины делились Ловатью. Мста разделяла Деревскую, Обонежскую и Бежецкую пятины.

Расположение пятин относительно Ильменя практически радиально. В единственном «сегменте» Новгородской земли, — между Мстой и Волховом — отсутствует разделительная река. Здесь Бежецкая и Обонежская пятины делятся условно, причем, Бежецкая до Ильменя верст на 100 доведена не была.

 

Знаменитая книга А.М. Андрияшева.

Экземпляр краеведа Ф.А. Чуркина.

Собрание редких книг Сланцевской ОРБ.

 

В наших местах междуречье Наровы и Луги по логике «речного деления» должно находиться в Шелонской пятине, но писалось в Вотской. Это могло быть сделано по этническим соображениям. В междуречье селились нарвузы, — лютеране, близкие водцам, ижорам, финам, карелам и эстонцам. Земли Верхнего Понаровья, от Скамьи до Криуш, относились к Пскову. Здешние православные приходы в XX веке тоже включали деревни за пограничной рекой, где говорили больше по-русски.

Андрияшев замечает, что погосты обычно старались не делить по большим рекам и что пятинные границы постоянно нарушают границы погостские. Это не отражалось на целостности погостской организации.

 

Исследуя связь пятин «московского времени» и деление земель Новгорода «времен независимости», А.М. Андрияшев отчасти находит тождество названий. Под 1316 годом летопись пишет: «и сошлася вся Волость Новгордская: Псковичи, Ладожане, Русане, Корела, Ижора, Вожане». В других местах летописи называются земли: Обонежье, Бежицкий Ряд, Дерева, но они крайне неопределенны. Полностью умалчивается о делении, которое можно бы было отождествить с Шелонской пятиной. «Пятины… только именами своими сближаются с упоминаемыми в старой Новгородской земле местностями».

 

Страница книги А.М. Андрияшева с пометой неизвестного читателя.

 

«Пятины, о которых так упорно умалчивают все достоверные источники новгородской истории до самого конца XV века, вовсе не существовали до присоединения Новгорода к Московскому государству и, следовательно, установление их всецело принадлежит московскому правительству».

Интересно, что Андрияшев приходит к выводу, что «самостоятельными административными единицами пятины не были». — Нигде в писцовых книгах не говорится о пятинных администраторах и о местах их пребывания. Напротив, упоминаются: городские наместники, тиуны, погостские старосты и посельские в дворцовых волостях. В Волово в 1498 г. сохранялся «большой двор Богдановский» (Есипова), а в нем «тиун Ивангороцкого наместника».

 

 

А.М. Андрияшев.

Карта Сумерского погоста, составленная по описаниям Писцовых книг.

В экземпляре Ф.А. Чуркина ее нет.

Карта представлена во всемирной сети.

 

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ. 1890 – 1907.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 592 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2687 - | 2506 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.