Военный коммунизм – это система, созданная большевиками для обеспечения Красной Армии в годы Гражданской войны (1918–1921). Термин «военный коммунизм» был введен еще в 1916 г. большевиком А. Богдановым. Он считал, что любое гос-во, которое ведет военные действия, распространяет на этой территории политику военного коммунизма. При этом он подчеркивал, что нет ничего общего между военным коммунизмом и социализмом. В.И. Ленин же употребил этот термин в 1921 г., связав военный коммунизм с продразверсткой.
В январе 1918 г. экономическое положение Советской республики стало ухудшаться: снизилось продовольственное снабжение, прежде всего в Москве и Петрограде, снизились темпы промышленного развития, новые руководители не имели достаточного хозяйственного опыта, квалифицированных кадров. В.И. Ленин по-прежнему больше надеялся на реквизиции и конфискации, чем на налаживание нормальной торговли. Ухудшалась работа гос. предприятий.
В России «военный коммунизм» стал особой идеологией и постепенным расширением (эскалацией) чрезвычайных мер, которые должны были утвердить диктатуру пролетариата в стране с огромным преобладанием мелкобуржуазных элементов. Складыванию системы мер военного коммунизма предшествовала интенсивная национализация банков, торговых и промышленных предприятий – все это В.И. Ленин назвал «красногвардейской атакой на капитал».
В мае 1918 г. в стране объявили продовольственную диктатуру, когда все крестьяне, имевшие излишки хлеба и другого продовольствия, были обязаны сдавать его гос-ву. Крестьянский хлеб был нужен большевикам для обеспечения городского населения, прежде всего рабочих, поддерживавших власть большевиков. Ленин писал: «Настало время стать во главе истомленной и устало ждущей выхода массы… крестьянство мы поведем к социализму, хотя оно и будет стонать и упираться!». Хлеб в деревне был, но крестьяне не желали сдавать его бесплатно!
Против таких мер выступил большевик Александр Иванович Рыков. Весной – летом 1918 г. произошел разрыв большевиков и левых эсеров, не поддерживавших их экономическую политику.
В 1918 г. большевики создали комитеты бедноты (комбеды). Они начали проводить изъятие у крестьян хлеба и другого продовольствия. Комбеды состояли из беднейшего крестьянства, из пришлых элементов других губерний, из рабочих голодающих городов. В каждый комитет входило от 3до 5 чел. Всего по России действовало около 100 тыс. комитетов.
Ленин поставил задачу расколоть деревню: из всего изъятого продовольствия комбеды имели право забирать 25%. Очень часто члены комбедов изъятые продукты потребляли прямо на месте, на глазах у бывших их хозяев. У середняков появился стимул доносить на более богатых соседей, тогда появлялась надежда на то, что их двор обойдут стороной. Комбеды скоро стали фактической властью на местах, оттеснив сельские Советы, в которых преобладали середняки и кулаки. Комбеды создали большевикам социальную опору на селе.
После такой экономической политики большевиков огромная масса средних и зажиточных крестьян оказались в оппозиции советской власти. Началось уничтожение крупного крестьянского хозяйства. Так, у кулаков отобрали около 50 млн. гектаров земли из имевшихся у них 80 млн.
Ленин писал: «Сильнее подчеркнуть основную мысль о необходимости, для спасения от голода, вести и провести беспощадную и террористическую борьбу и войну против крестьянской и иной буржуазии, удерживающей у себя излишки хлеба;… владельцы хлеба, имеющие излишки… и не вывозящие их на станции и в места сбора и ссыпки, объявляются врагами народа и подвергаются заключению в тюрьму на срок не ниже 10 лет, конфискации всего имущества и изгнанию навсегда из его общины». А вскоре ВЧК и продотряды (продовольственные отряды) получили право расстрела саботажников и спекулянтов.
В декабре 1918 г. комбеды упразднили. Дольше всего просуществовали продотряды. В основном они состояли из рабочих, членов городских советов и комитетов, солдатов и матросов. Действия и манеры поведения продотрядов были теми же, что и у комбедов. Когда в январе 1919 г. в стране ввели продразверстку, для крестьян это стало меньшим злом, чем комбеды и продотряды, т.к. вводилась определенная сумма изымаемых продуктов. Продразверстка проводилась по классовому принципу: с бедных крестьян ничего, с середняков умеренно, с богатых много.
Из центра начали насаждать на местах идею коллективных хозяйств, для облегчения сбора продуктов. Эта идея не поддерживалась крестьянами. Вся продовольственная политика большевиков имела негативные последствия: 1) крестьяне потеряли заинтересованность в расширении сельскохозяйственного производства, все свои посевы они сократили до потребительской нормы; 2) разрушались связи между городом и деревней; 3) укреплялось настороженное отношение крестьян к советской власти.
В промышленности военный коммунизм проявился в ускоренной национализации сначала крупных, а потом и мелких, средних предприятий. Процесс национализации мелких и средних предприятий уже не контролировался большевиками, т.к. его взяли в свои руки рабочие. На национализированных предприятиях устанавливался социалистический принцип производства и распределения. Началась выстраиваться управляемая сверху вниз централизованная система промышленности. Предприятия одной области объединялись в тресты, возглавляли их главки. Такая система «главкизма» обеспечивала рост бюрократизма в стране, была крайне непроизводительной. Она хорошо работала в деле распределения продукции, а не производства.
Широкое распространение получила милитаризация экономики (подчинение экономической, политической и общественной жизни страны ее военным целям). К концу 1918 г. вся тяжелая промышленность, основные отрасли легкой промышленности и транспорт были переведены на военные рельсы, для снабжения Красной Армии вооружением, боеприпасами, обмундированием, продовольствием. На производстве вводилась жесткая военная дисциплина.
Милитаризация охватила буквально все слои советского общества. Мирное население привлекалось к выполнению трудовой повинности, такой повинностью могло считаться все что угодно, например, рытье окопов. Всеобщая трудовая повинность объявлялась для всех людей от 16 до 50 лет. Привлекали к общественно-полезному труду и «нетрудовые элементы» – интеллигенцию, бывших капиталистов и помещиков. Как рабочую силу использовали солдат Красной Армии при транспортировки хлеба, разгрузки вагонов и т.д. Большевики вкладывали в эти меры воспитательный смысл.
Одним из проявлений милитаризации труда стало появление исправительных и концентрационных лагерей. Поначалу в исправительно-трудовые лагеря отправлялись нарушители, приговоренные ВЧК. По запросу промышленных предприятий заключенных отправляли на определенные виды работ. Работали по 8 часов в день, ¾ зарплаты вычиталось. Потом стали создаваться лагеря для детей и подростков. Эти лагеря стали системой дешевой, а чаще всего бесплатной рабочей силы. Постепенно сеть их увеличивалась по стране.
Военный коммунизм проявился в натурализации хозяйственных отношений: упразднили плату за коммунальные услуги (за телефон, телеграф, жилье и пр.). «Трамваи даром, а они почти не ходят, нет топлива… все то даром, чего нет… квартиры всем с 1 января (1921 г.) бесплатно и с 1 ноября никому ни полена не давали…». Отменялась зарплата, торговля запрещалась, вводился прямой продуктообмен. Начал развиваться «черный рынок» нелегальной, незаконной торговли, появляется «мешочничество». Крестьяне выставляли на рынок сельскохозяйственную продукцию, а горожане – мануфактурные товары (нитки, иголки, ткани, керосин, спички, мыло, гвозди и пр.). На рынке торговали как сами продавцы, так и их посредники – спекулянты. В ноябре – декабре 1918 г. советская власть начала борьбу со спекуляцией хлеба, вплоть до расстрела «изобличенных спекулянтов и саботажников». Правда, эти меры чаще провозглашались, чем применялись на практике. Но «черный», «вольный» рынок помог большевикам продержаться у власти первые 100 дней.
Государство взяло на себя снабжение продовольственными и промышленными товарами городского населения и ввело карточную систему с 21 ноября 1918 г. Продукты распределялись среди населения по классовому принципу: рабочие имели преимущества в снабжении. Но и самые большие пайки составляли 300–400 граммов хлеба в день.
Военный коммунизм был бы невозможен без активной борьбы рабочих и крестьян за его осуществление. Но это были временные вынужденные разрухой и войной меры большевиков. Политика военного коммунизма развязала Гражданскую войну в стране, которую вполне можно было бы избежать при правильной организации экономики. Советские же историки оправдывали военный коммунизм интервенцией Антанты в 1918 г. По мнению современных историков, обстановка весной 1918 г. содержала в себе различные альтернативы развития.