Дополнительной практикой в шавасане является психическое дыхание, которое включает осознавание дыхательного процесса в различных психических переходах тела.
В нашем теле много тонких каналов, через которые течет прана или жизненная энергия. Мы обычно не наблюдаем этих движений, следуя за облеченным в некоторую определенную форму состоянием нашего ума, но после отзывания назад сознания и фиксации его на дыхании, особенно после Сурья намаскар, мы можем развить способность постигать и понимать работу этих сил, которые представляют в нас здоровье, активность (ментальную, также как и физическую) и жизнь саму по себе.
Пока вы лежите в шавасане с полностью успокоенным телом, наблюдайте за своим естественным дыханием. Ни в коем случае не вмешивайтесь в дыхание, просто переведите свое внимание с тела на дыхание.
Чувствуйте каждое дыхание с полным и всеобщим вниманием – расширение и опадание легких, поднимание и опускание живота. Не пропускайте ни одного дыхания и скоро вы найдете, что все ваше сознание стало расслабленным и поглощенным процессом дыхания.
Теперь вы готовы начать наблюдение за психическим дыханием. Перенесите ваше сознание на пупок и, когда вы вдыхаете, представьте себе, что прана движется вверх через специальный проход к гортани. На выдохе прана возвращается назад по проходу к пупку. Вы должны вообразить маленький проход между пупком и гортанью, через который воздух движется.
Теперь начинаем счет дыханий от пупка к гортани и обратно. Начинаем с 50 и считаем назад до 0. Каждый завершенный вдох и выдох считается одним раундом. Если вы ошиблись, возвратитесь назад и начните снова.
ПЕРЕМЕННОЕ ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ ОДНУ НОЗДРЮ
Теперь оставляем наше наблюдение за психическим проходом между пупком и гортанью и начинаем наблюдать за дыханием в носу, исключая все иное. Когда вы вдыхаете, концентрируйтесь на левой ноздре и чувствуйте воздух проходящим только по левой стороне. Когда вы выдыхаете, концентрируйтесь на правой ноздре и чувствуйте воздух выходящим только через правую сторону. На следующем вдохе поддерживайте внимание на правой ноздре, затем с выдохом на левой. Затем снова левая – вдох, правая – выдох и т.д. Начинаем считать: левая вдох, правая выдох – 50, правая вдох, левая выдох – 49 и так до 0. Когда вы закончите этот счет, переведите ваше внимание снова на тело. Затем мысленно пропойте 3 раза: "Ом". Сядьте и откройте глаза.
ПСИХИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ
В тонком теле человека находится 7 наиболее важных психических центров, называемых чакрами. На физическом уровне они представляют различные сплетения нервов и эндокринные железы. В процессе Сурья намаскар эти точки используются для фокусирования на них ума и развития концентрации внимания. Концентрация на этих областях позволяет нам активизировать чакры и собирать в них психическую и духовную энергию, которая ассоциируется с усилением их деятельности. Родственные физические структуры тоже извлекают большую пользу через это усиленное осознавание. Своевременное давление физического коррелята каждого психического центра с помощью какой-либо асаны имеет стимулирующий эффект на вовлеченную чакру. Она является промежуточным звеном между давлением и стимуляцией нервов и ребалансировкой эндокринных компонентов. Однако активизация психического центра через Сурья намаскар происходит в большей степени благодаря развитию внутреннего осознавания, концентрации и визуализации. Своевременная физическая стимуляция с помощью каждой асаны увеличивает энергию праны, позволяющую нам лучше фокусировать и концентрировать нашу ментальную и физическую энергию на область чакры. Здесь двойной аспект нашего ментального осознавания – повысить нагрузку физических структур, которая ведет к соединению ума и тела, иды и пингалы и которая воспламеняет чакру. Эта инициация кульминирует в духовной практике.
Осознание чакр
Когда мы усвоили начальную стадию практики, называемую асаны и пранаяма, мы переходим к осознаванию каждой чакры в продолжение асаны. Чтобы это делать, нам нужно ясно представлять, где чакры находятся.
Муладхара – у мужчин на полпути между анусом и гениталиями, в промежности, у женщин – в точности за шейкой матки.
Свадхистана – в крестцовой области позвоночника, на копчике. Точка наблюдения – в точности поверх лобковой кости впереди тела.
Манипура – на позвоночнике, на уровне пупка. Точка наблюдения - сам пупок.
Анахата – на позвоночнике позади грудной кости. Точка наблюдения – грудная кость.
Вишудха – на позвоночнике за гортанью. Точка наблюдения – гортанная ямка.
Аджна – на полпути между межбровным центром (бхрумадхья) и затылком, т.е. в центре головы. Точка наблюдения – межбровный центр. (Во всех случаях словосочетание trigger point переведено как точка наблюдения, trigger спусковой крючок.) Т.к. другие чакры или психические центры не вовлечены в практику Сурья намаскар, дальнейшую детализацию их можно найти в других текстах.
Процесс стимуляции происходит в следующем порядке:
Пранамасана – анахата
Хаста уттанасана – вишудха
Падахастасана – свадхистана
Ашва санчаланасана – аджна
Парватасана – вишудха
Аштанга намаскара – манипура
Бхуджангасана – свадхистана.
Проникновение в чакры
Во время выполнения каждой асаны мы стараемся найти чакру, соединиться с ней и проявить нашу концентрацию на этом центре. Для этого нужно некоторое время, особенно на начальной стадии, однако в каждой асане должно проводить не более одной минуты, если вы проводите занятие не под руководством учителя. Когда мы разовьем умение находить чакры, мы сможем быстро продвинуться в практике.
Когда умение сосредоточиваться на чакре и визуализировать улучшится, процесс "асана – пранаяма - наблюдение чакр" может быть сплавлен. Человек может использовать дыхание, чтобы увеличить стимуляцию чакр, например, визуализировать психическое дыхание, проводя прану в тело через чакры на вдохе и выпуская из тела на выдохе. Во время задержки дыхания осознавать встречу праны и апаны в манипуре. Конечно, эти виды продвинутых практик должны изучаться под руководством учителя для этого уровня Сурья намаскар, пригодного как часть подготовительной практики для Кундалини Йоги.
В практике Сурья намаскар мы мысленно дотрагиваемся до всех чакр в теле, исключая муладхару. Сурья намаскар развивает другие чакры, готовя их к пробуждению кундалини от муладхары. Тело должно быть сильным и здоровым, чтобы противостоять энергии пробужденной муладхары, которая ассоциируется с освобождением могущественных бессознательных сил. Сурья намаскар повышает выносливость при подготовке к этому событию. Потом, когда подойдет время, можно будет использовать другие практики для пробуждения муладхары. Человек может комбинировать концентрацию на чакрах с мысленным произнесением мантр с ощущением, что мантра произнесена в или на чакре. Когда практикующиеся довели концентрацию до высокой ступени, они могут даже чувствовать, что вибрации мантр вытекают наружу из психических центров - это наиболее удивительное и сильное переживание.
СОЛНЕЧНЫЕ МАНТРЫ
Все внешние звуки, которые мы воспринимаем, возникают, когда два или более объектов, таких как голосовые связки, ударяются друг о друга и создают вибрации в атмосфере. Эти вибрации затем входят в уши, в свою очередь, вызывая колебания в барабанной перепонке. Характеристики этих вибраций передаются в мозг, где они воспринимаются и сравниваются с хранящимися в памяти всеми прошлыми звуками, ум в свою очередь представляет их происхождение.
Мантры являются комбинациями звуков, которые предназначены создавать специфическое действие на ум и его функционирование. Мантра может быть проговорена вслух, шепотом или произнесена мысленно, но мысленное произнесение – наилучший способ. Когда звук произнесен мысленно с наблюдением и концентрацией, мысль принимает форму этого звука, она становится этим звуком, и энергия, содержащаяся в этом звуке, проявляется в уме.
Мантры формулируются из букв санскритского алфавита, каждая буква имеет свою собственную особенную вибрационную частоту и производит соответствующий эффект на сознание. Эти 52 звука известны как деванагари, были созданы древними риши в ведический период через состояние глубокой медитации. Эти высокоразвитые души были способны прикоснуться к первоисточнику всех звуковых энергий, Шабда Брахману, Высшему Сознанию, проявляющемуся как звук.
Солнечных мантр
Каждый год солнце проходит через 12 различных стадий, известных как знаки зодиака в западной астрологии и как раши в индийской. Согласно индийской астрологии, каждый раши имеет специфические атрибуты или настроения, и в каждом настроении Солнце берет другое имя. Эти 12 имен включены в 12 солнечных мантр, которые мысленно повторяются в их соответственном порядке в соединении с 12-ю движениями Сурья намаскар. Эти солнечные мантры не просто имена Солнца, но каждый звуковой слог, содержащийся в них, является носителем основной вечной энергии (шакти), представляемой самим Солнцем. При повторении их и концентрации на этих мантрах все умственные структуры получают пользу и станут возвышенными.
Хотя эти мантры не нуждаются в интеллектуальном понимании, их смысл передается ниже для людей с исследовательским умом, так же как и для людей с духовным (большим) уклоном, которые желают использовать мантры как способ настройки с первоисточником духовного озарения, символизируемого Солнцем.
1 Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу)
Первая поза пранамасана, она воплощает позу вверяющего себя первоисточнику всей жизни, как мы это знаем: Солнце рассматривается как универсальный (всеобщий) друг, непрерывно дающий свет, тепло и энергию для поддержки нашей и всех других планет. В летописях Митра описывается как пробуждающий людей к активности, поддерживающий землю и небо и смотрящий на все творение без дискриминации, точно так же, как Солнце ранним утром подает сигнал о начале дневной активности и роняет свой свет на все живое.
2 Ом Равайа Намаха (приветствие светящему)
Равайа значит тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни. Во второй позе хаста уттанасане мы вытягиваем все свое существо вверх, к первоисточнику света, чтобы принять это сияние.
3 Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность)
Здесь Солнце является в очень динамичном аспекте, как Божество Сурья. В древней ведической мифологии Сурья был объектом поклонения как Господин Небес, изображаемый пересекающим небо в огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Эта прекрасная аналогия нуждается в правильной интерпретации. Семь коней в действительности представляют семь лучей или семь эманаций Верховного сознания, которые выявляют семь планов бытия: бху (земной, вещественный), бхувар (промежуточный астрал), сувар (тонкий, небесный), махар (место пребывания дэвов), джанах (место обитания святых душ, которые перешли за пределы эго), тапах (место пребывания просветленных сиддхов) и сатьям (не поддающаяся анализу истинная реальность). Сурья символизирует само Верховное Сознание, контролирующее все эти планы проявления. Сурья относится к наиболее конкретным солнечным Богам; один из Богов первой ведической троицы, его место пребывания – небо, в то время как Агни (огонь) – его представитель на Земле.
4 Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет)
Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. В 4-ой позе (ашва санчаланасана) мы поворачиваем наше лицо по направлению к этому сиянию и молимся за окончание темноты ночи невежества.
5 Ом Кхагайя Намаха (приветствие тому, кто движется через небо)
Солнечное ежедневное движение по небу, которое является основой нашего измерения времени от прежних, используемых как солнечные часы, до искушенных изобретений, используемых сегодня. В парватасане мы предлагаем поклон тому, который измеряет время, и молимся за прогресс в жизни.
6 Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание)
Солнце является источником всех сил. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. Мы предлагаем уважение в аштанга намаскаре, касаясь Земли всеми восемью точками нашего тела. В сущности, мы предлагаем всего себя в надежде, что он может подарить ум, физическую и духовную крепость и питание для нас.
7 Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности)
Хиранья Гарбха также известен как золотое яйцо, блистательный как Солнце, в котором был рожден Брахма, как проявление личного аспекта бытия. Хиранья Гарбха – семя причинности. Вся эта Вселенная, прежде чем проявиться, была в потенциальном состоянии заключена в пределах Хиранья Гарбха. В некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция, и это является великим космическим принципом. Мы оказываем почтение Солнцу в бхуджангасане, седьмой позе и молимся за пробуждение творчества.
8 Ом Маричайя Намаха (приветствие лучам Солнца)
Маричи – один из сынов Брахмы. Лучи света тоже являются сынами Солнца. Но это имя также означает мираж. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте. В 8-ой позе (парватасане), мы молимся за истинное озарение и распознавание, чтобы быть способным отличить действительное от недействительного.
9 Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити)
Адити одно из многих имен, данных космической матери Махашакти. Она является матерью всех Богов, безграничная и неисчерпаемая творческая мощь, от которой произошли все дивизионы сил. Солнце – один из ее сыновей и проявлений. В 9-ой позе (ашва санчаланасана) мы приветствуем Адити, безграничную Космическую Мать.
10 Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца)
Савитри известен как стимулирующий, пробуждающий, он часто ассоциируется с Сурьей, который также представляет ту же самую позу падахастасану. О Савитри говорят, чтобы представить Солнце перед восходом, стимулирующим и пробуждающим человека к дневной деятельности, а о Сурье говорят, чтобы представить Солнце после восхода, когда деятельность началась. Следовательно, в натяжении позы падахастасана мы приветствуем Савитри, чтобы получить оживляющую силу от Солнца.
11 Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы) Арка значит энергия. Солнце – самый большой источник энергии в нашей системе, как мы знаем. В 11-ой позе (хаста уттанасана) мы предлагаем почитание этому источнику жизни и энергии.
12 Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению)
В этом финальном приветствии мы предлагаем уважение к Солнцу, как символу великого открывателя всех трансцендентальных и духовных истин. Он освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели – освобождению. В 12-ой позе (пранамасане) мы молимся, чтобы эта тропинка была открыта для нас.
Биджа мантры Как смену 12 именам Солнца здесь представлена серия биджа мантр или семенных слогов. Биджа мантры - это звуки, которые не имеют буквального смысла сами по себе, но вызывают очень мощные вибрации энергии в пределах ума и тела.
Вот эти биджа мантры:
1.ОМ ХРАМ
2.ОМ ХРИМ
3.ОМ ХРУМ
4.ОМ ХРАЙМ
5.ОМ ХРАУМ
6.ОМ ХРАХА
(Правильность произношения следует проверить по другим источникам.)
Шесть биджа мантр повторяют 4 раза в течение практики одного раунда Сурья намаскар.
Те или другие биджа мантры или солнечные мантры могут пороизноситься вслух или мысленно в зависимости, главным образом, от склонности практикующего и скорости практики. Если скорость практики очень маленькая, можно комбинировать солнечные мантры с наблюдением чакр. Если скорость немного быстрее, тогда биджа мантры могут быть использованы таким же образом. Если физические движения становятся намного быстрее, тогда те и другие мантры повторяются одни без прохождения чакр, или же наблюдение может быть проведено через чакры без мантр.
СУРЬЯ НАМАСКАР ДЛЯ ДЕТЕЙ
Дети – завершенные, но не выраженные личности. Они являются семенем, внутри которого полное содержание, но только в потенциальной форме. Ежедневно мы видим мистерию трансформации всего как вокруг, так и внутри нас, однако мы до сих пор не понимаем всего этого процесса. Как можем мы действительно помочь нашим детям расти, если мы сами не владеем нашими собственными жизненными силами? Только садовник-мастер знает, как много воды, удобрений и обрезки нужно растению. Таким образом, если мы не мастера, то мы не должны стремиться обрезать наших детей, чтобы не отрезать какую-нибудь важную часть, которая может больше не вырасти снова.
Гуру есть мастер, садовник тела, ума и души. Он знает, как провести рост ребенка через все стадии развития. Духовные мастера прошлого предписывают Сурья намаскар, как простой рецепт, вместе с легкой нади шодхана пранаямой и Гаятри мантрой для детей от 8- ми лет. Таким образом, интегральное развитие детей было застраховано с раннего детства.
Сурья намаскар в классе
Сегодня наши дети сидят в переполненных классных комнатах, перекормленные и согнутые над своими книгами, их ум устал от слишком большой нагрузки (интеллектуальной). Образование приобретается в расчете на то, что мы получим в институте интеллектуальный багаж знаний и профессиональное мастерство. Однако реальное образование нужно не только для выполнения внешнего социального и экономического заказа, но также для нашего внутреннего понимания и роста нашей личности на всех уровнях – физическом, ментальном и духовном.
Недавно был призыв учителей увеличить глубину и жизненность образовательной системы. Эти люди хотят развивать интуитивную и творческую сторону личности детей и их ум, чтобы в результате исправить существующий дисбаланс, являющийся возможной причиной многих наших современных проблем в жизни. Сурья намаскар, нади шодхана и Гаятри мантра могут быть использованы, чтобы реализовать этот потенциал и развить не только интеллект, но также и интуицию. Таким образом, получится равновесие.
Свами Йогабхакти Сарасвати (Милэ М.Флак) основатель Сатьянанда ашрама в Париже и учитель в C.E.S. Condorcet высшей школе широко использовала в обучении Сурья намаскар (в классах), чтобы привести интеллектуальную и интуитивную стороны детей в равновесие. Она констатирует: "По мнению родителей, детей, а также учителей, обучение детей практике Йоги, такой как Сурья намаскар, принесло успех нашей школе. Уже многие родители ощутили, что эта практика оказала стабилизирующее воздействие на их детей. Она должна быть включена в школьную программу." Только вопрос здесь был поднят о подготовке большего числа учителей этого метода. Уже учителя и директора во всем мире берутся за работу и начинают вводить Сурья намаскар и другие практики, относящиеся к Йоге, в школьные системы. Везде они находят, что несколько минут перед занятием делают детей более восприимчивыми к занятиям, внимательными, послушными и коммуникабельными. Сурья намаскар является превосходным методом конструктивного использования избыточной физической энергии, которой у детей больше всего, т.к. она направляет ее в русло физического и умственного здоровья. После этой серии асан дети лучше подготовлены к восприятию материала урока.
Приведение в равновесие эмоций
Легко оценить важность баланса в определенных пределах детских эмоций для их будущей жизни. Мы должны об этом помнить, когда мы исследуем действие Сурья намаскар в создании и повышении их умственной и эмоциональной устойчивости.
В возрасте около 8 лет мозговая желёзка (имеющая форму сосновой шишки) начинает обизвествляться и разлагаться, так что в возрасте 12-14 лет начинается половая зрелость. Желёзка содержит мокротные гормоны, ответственные за сексуальную зрелость, они останавливают и предотвращают преждевременную половую зрелость. Преждевременное угасание деятельности шишковидной железы часто допускает сверхбыстрое сексуальное развитие. Развитие новых чувств и неудовлетворенных желаний опережает умственное развитие и производит дисбаланс. Юный ум оказывается неспособным освоиться с быстрым развитием новых чувств, свойственных взрослому состоянию. В результате – эмоциональная травма и "кризис индивидуальности", что преобладает в возрасте от 12 до 20 лет. Это может также привести к серьезному дисбалансу и различным расстройствам, как физическим, так и ментальным.
Что мы находим в йогической практике, так это то, что она поддерживает шишковидную железу, следовательно, на несколько лет задерживает сексуальное развитие. Когда эмоциональное развитие догоняет физическое, половое созревание может происходить в контролируемой форме, свободно от эмоциональных травм, которые оставляют после себя непроходящие шрамы.
Сурья намаскар, комбинируемая с нади шодхана пранаямой, шамбхави мудрой и Гаятри мантрой, является древним методом, описанным йогами и риши для замедления угасания деятельности шишковидной железы.
Эта практика помогает поддерживать весь аджна-чакра комплекс, который сосредоточен на шишиковидной железе. Если это будет выполнено, жизнь будет протекать гладко. Что случается, если дети не способны уравновесить ум и физический аспект своего существа? Если преобладает ментальная энергия, ребенок становится мечтателем, не способным выразить себя. С другой стороны преобладание физической энергии делает его беспокойным, не умеющим управлять собой. Отсюда следует, что баланс между этими двумя полюсами нашего существа является главным, поэтому так важно помочь нашим детям расти здоровыми и развиваться вполне гармонично.
Развитие человека новой расы
Сурья намаскар является практикой, которая позволяет начинать формирование гуманной личности с раннего возраста, с 8 лет. Ребенок, которому повезло получить этот вид тренировки, будет иметь много преимуществ перед его товарищами-студентами, которые получили чисто интеллектуальное образование, превалирующее сегодня.
Йогическое образование делает вполне достижимыми критерии, оставленные великим психологом и гуманистом Алексисом Каррелом: "Развитие молодого гуманиста происходит между 6-ю и 18-ю годами и должно начинаться одновременно в анатомическом, функциональном, скелетном, мускульном, физиологическом, интеллектуальном и эмоциональном аспектах. Ни в одной из этих сфер развитие не может происходить отдельно. Наиболее важными из этих сфер являются физиологическая и эмоциональная, и образование должно начинаться с них. На первом месте должны быть представлены психо-физиологические дисциплины и в то же время принципы владения собой при гуманных отношениях должны укореняться в привычку."
Вдобавок это утверждение указывает на необходимость введения основ йогической тренировки, которая включает Сурья намаскар, чтобы производить контролируемое интегральное развертывание физических и психических функций у нашей молодежи, что в свою очередь могло бы привести к развитию новой расы людей. Сошлемся на слова великого гуманиста и врача Альберта Швейцера: "Должен прийти новый ренессанс, простирающийся намного глубже, чем тот, который вывел нас из средних веков, великий ренессанс, когда человечество будет находить, что этическая ценность есть высшая правда."
ГЕНЕРАТОР ПРАНЫ
Сурья намаскар – техника солнечного оживления, серия упражнений, которая заряжает нас подобно электрической батарее, позволяя нам жить более полно и радостно, с динамизмом и сноровкой в делах. Кажется, что практика была завещана с двумя главными целями в уме: первая – поддерживать хорошее физическое здоровье, как часть просвещенной системы жизни, и вторая – подготовлять для техники кундалини-йоги и духовного пробуждения. Польза, получаемая через регулярную практику Сурья намаскар, далеко превосходит пользу от обычных физических упражнений и в то же самое время улучшает спортивные и другие формы физического отдыха. Само собой разумеется, что этот очевидный оживляющий эффект солнечных энергий тела концентрируется в манипура чакре и течет в пингала нади. в то же время, когда асаны выполнены с пранаямой или совместно с йогической садханой, они ведут к балансу энергетических систем физического и ментального уровня. Чтобы полнее понять это, мы нуждаемся в основах знания о психическом каркасе нади, которые дают физическому телу кинетическую энергию.
Двойственный аспект жизни
Мы живем в мире двойственности: день-ночь, свет-темнота, хороший-плохой, обращение внутрь - обращение наружу, знание- действие и т.д. Мы обитаем в мире полярности, который символически представлен в йоге как ида и пингала. В даосизме, например, как ян и инь. Этот символ может быть использован, чтобы помочь нам понять Вселенную на всех уровнях.
Согласно Йога Шастрам, существуют невидимые энергетические структуры, которые дают жизнь нашему телу. Летописные тексты называют 72 000 нади или энергетических каналов, которые пронизывают тело человека. Эти каналы имеют различные взаимопроникающие уровни, совсем как звук имеет гармоники и субгармоники. Они могут быть физическими (нервы, кровеносные сосуды, лимфатические и т.д.), праническими (более тонкие потоки энергии, также относящиеся к физическому телу, например метаболизм), ментальные (потоки мыслей) или психические (сон или видения).
Пингала нади заведует прана шакти (жизненной энергией), а ида нади заведует манас шакти (ментальной энергией). Следующая таблица показывает характеристики этих двойных энергетических каналов:
Ида | Пингала |
1.Дыхание через левую ноздрю | 1.Дыхание через правую ноздрю |
2.Погружение вовнутрь | 2.Распространение наружу |
3.Наблюдение | 3.Энергия и деятельность |
4.Ум | 4.Прана |
5.Отрицательное | 5.Положительное |
6.Холод | 6.Тепло (жар) |
7.Женское | 7.Мужское |
8.Пассивность | 8.Активность |
9.Луна | 9.Солнце |
10.Субъективное | 10.Объективное |
11.Интуиция | 11.Логика.Анализ |
12.Левая сторона тела | 12.Правая сторона тела |
13.Левая сторона мозга | 13.Правая сторона мозга |
Число возможных атрибутов иды и пингалы бесконечно для нас, видящих это свойство двойственности во всей природе и во всём в природе. И макрокосм, и микрокосм, которым является тело человека, базируются на этой двойной полярности, например, вены-артерии, симпатические-парасимпатические нервы, калий-натрий в проводимости нервных импульсов и т.д.
Пробуждение духовных сил
Когда ида и пингала объединяются, их двойственность уходит и возникает третья сила. Этой силой является течение духовной энергии в сушумна нади. Это пробуждение может произойти, если ида и пингала совершенно сбалансированы. В человеке это пробуждение соотносится с пробуждением энергии в позвоночнике. Энергия, выпущенная на свободу, переносит индивидуальное осознание в трансцендентную сферу (духовную) по ту сторону пространства и времени. Прежде чем это осознание может произойти, ум и тело должны быть адекватно подготовлены в течение длительного периода времени, и энергия должна течь в достаточном количестве и ровно. Сурья намаскар формирует основную часть поведения освобожденной пранической энергии и баланс в пингала нади. Здоровое тело и активная пробужденная жизнь являются основой для духовного развития. Многие философии в прошлом также не обходили вниманием этот самый важный пункт. Если физический компонент не мог быть сбалансирован и объединен в тотальную структуру человека, пробуждение внутреннего света не могло произойти. Эволюция, особенно на духовном уровне, требует баланса, в противном случае темнота и невежество постоянно превозмогают.
Физиопранические эффекты
Чтобы быть в состоянии понять, как Сурья намаскар работает в праническом теле и нади, нам надо знать как практические упражнения, так и иметь ясные представления о том, как работает каждая асана индивидуально. Затем мы можем понять практику в целом.
Итак, мы должны помнить, что не только манипуляции с асанами, но также пранаяма, осознавание чакр и мантры тысячекратно увеличивают эффект.
Пранамасана (поза молящегося)
создает состояние внутреннего сосредоточения, расслабления и спокойствия и очевидной активизации анахата чакры.
Хаста уттанасана (поза с поднятыми руками)
растягивает тело вверх и назад. Мышцы спины и шеи расслаблены, а мышцы передней части тела, грудной клетки и живота растянуты. Это комбинируется с глубоким вдохом, делающим мягкий массаж содержимому живота, улучшающий пищеварение. Вытяжение вверх дает позвоночнику импульс, помогающий поддерживать здоровье губчатых дисков между позвонками и настраивающий спинной мозг. Руки и плечи расслаблены и закруглены. Кроме того, эта поза убирает излишний вес, т.к. она действует на вишудха чакру и щитовидную железу, ускоряющую метаболизм. Прана поднимается вдохом к верхней части тела.
Падахастасана (поза руки к ногам)
комбинирует эффект перевернутой позы с действием позы, наклоненной вперед. Она массирует абдоминальные органы, особенно печень, почки, желчный пузырь, поджелудочную железу, надпочечники, матку и яичники. Вся брюшная полость настраивается, изгоняя многие болезни, такие как запор. Увеличивается сила пищеварения, снимаются женские расстройства, такие как опущение матки и менструальная нерегулярность. Хорошее кровообращение стимулирует нервы позвоночника, т.к. они натянуты и тонизированы. Сухожилия икроножных мышц также растянуты, помогая освобождать варикозные вены от крови и возвращать ее в сердце. Это возвращение крови увеличивает кровоснабжение мозга. Комбинация инверсии и наклона вперед является мощным средством регулирования всего тела, т.к. давление оказывается на все главные эндокринные железы – гениталии, надпочечники, тимус, щитовидную, паращитовидную, шишковидную и мокротную. Что более важно, дается большое напряжение тазу на вытяжение, и оказывается воздействие на свадхистана чакру. Прана проходит по каналам в нижние регионы тела, подталкиваемая выдохом. Когда прана движется вниз, она называется апана.
Ашва санчаланасана (поза всадника)
дает спине изгиб назад, чтобы расслабить мускулы задней части тела. Как следствие, при этом натягивается область брюшной полости. Главное вытяжение, однако, происходит в районе таза. Таз толкается вниз и вперед; один человек сразу ставит его на место, в то время как другой вытягивает его по возможности. Концентрация осуществляется на межбровном центре, аджна чакре, которая непосредственно соединена с муладхарой. Энергия, освобожденная в районе таза, тем самым помогает стимулировать аджну, а вдохом прана движется вверх вдоль нади, которая может ощущаться вдоль передней части бедер, бегущей вверх вдоль передней части тела прямо в район аджна чакры. Если ваши синусы блокированы, во время выполнения асаны вы будете чувствовать непосредственое облегчение, когда каждая сторона тела натянута.
Парватасана (поза горы)
также зовут ее сумери асана (главная поза), физически сильно натягивает нервы и мышцы рук и ног, вытягивает икроножные мышцы и ахиллесово сухожилие, делает спину прямой и стройной. Это асана, которая освобождает варикозные вены, так же как настраивает позвоночные нервы. Она, говорят, стимулирует вишудха чакру, потому что подбородок расположен на груди, оказывает давление на щитовидную железу. Прана движется вниз с выдохом.
Аштанга намаскара (приветствие 8-ю членами тела)
развивает грудную клетку и сильно натягивает руки, плечи, ноги. Она делает ударение на нормальном изгибе спины и добавляет крови в эту область, помогая омолодить нервы. Задние мускулы испытывают глубокое расслабление в этой позе, в которой рекомендуют стимулировать манипура чакру. Каждый может чувствовать усиленное освобождение энергии из этого центра, когда позвоночник сжат от вершины до ягодиц в этой асане. Когда дыхание состоит во внешнем его удержании (бахир кумбхака), прана движется вниз к манипуре где, как известно, имеет место встреча праны и апаны.
Бхуджангасана (поза кобры)
дает динамическое давление на содержимое грудной клетки и живота, освобождая от многих недомоганий, таких как астма, запор, несварение, проблемы почек и печени и т.д. Как средство освобождения от натяжения мышц и нервов спины она является одной из лучших асан, потому, что каждый позвонок сверху донизу растягивается, как того требует эта поза. Она тянет позвоночник вперед по направлению головы, и это оказывает тонкое влияние на нижний конец позвоночника, на свадхистана чакру.
Прана стремится двигаться вверх в этой позе, т.к. она делается на вдохе, однако мы переносим наше осознание на область свадхистаны в попытке стимулировать прану у начала ее движения вверх. Прана, таким образом, стремится двигаться вверх спонтанно, потому что она удерживалась внизу на протяжении предыдущих двух поз.
Объединенный эффект
Физическое тело состоит из вещества и энергии. Своевременное физическое движение вперед и назад достаточны для увеличения нашей метаболической нормы и освобождения энергии. Когда его соединяют со стимуляцией чакр, эффект становится выше. Спинной мозг, связующее звено между головным мозгом и телом, Является также каналом для всех наших энергий. Внутри него находится ида и пингала нади, так что его здоровье является первейшим фактором. Сурья намаскар, будучи активной динамической системой, оказывает большое влияние на пингала нади, особенно когда ее практикуют быстро. Однако, когда практикуют медленно и совместно с чакрами и мантрами, их стимулирующими, обе – и ида, и пингала почти одинаково стимулируются, развивая способности практикующегося.
Когда мы практикуем Сурья намаскар медленно, меньшее ударение делается на пингала нади и больше времени дается на ментальное развитие. Практика трансформируется из серии асан в серию ведущих мудр, чтобы сбалансировать развитие.
Это является причиной, что мы рекомендуем комбинацию как быстрых, так и медленных практик, т.к. для большинства из нас требуется маленькая сверхстимуляция пингалы и очищение, потому что такова природа нашего современного стиля жизни. Прежде чем мы сможем прикасаться к психике человека с мудрами или медитацией, мы должны, во-первых, сделать наше тело сильным и здоровым. Каналы для вывода нечистот должны быть свободными, следовательно, мы можем все делать с небольшим преобладанием физических упражнений.
Каналы для праны в теле чистятся увеличением и контролем движения праны в теле. Когда каждая асана помогает усиливать естественное течение праны вверх и вниз, старые блоки снимаются. После того, как серия завершена, эти потоки движутся с большей легкостью и улучшают функционирование тела. Это мысленное прохождение каналов предпочтительнее, чем позволение ей рассеиваться.
Мысленное прохождение каналов, вернее сказать, восстановление, приводит к эффекту разблокирования, который повышается стимулированием манипура чакры. Хотя мы не делаем сознательной концентрации на манипуре более чем дважды за каждый раунд, она является глубоко эффективной для практики, и в то же самое время придает силу потокам энергии в пингала нади.
Манипура чакра расположена у пупка вблизи центра тяжести тела. Ее считают городом, украшенным «драгоценностями». Она соединена с солнечным сплетением, которое является узлом нервов, расходящихся от центрального сплетения подобно солнечным лучам. Солнечное сплетение управляется симпатической нервной системой, пингалой нади, и отвечает за пищеварение и усвоение питания. На макрокосмическом уровне Солнце также ответственно за рост растений и производство пищи. Отсюда следует его большая важность в пределах нашего физического здоровья. Сурья намаскар вытягивает и сгибает наше тело, вытягивая и производя давление на центр тяжести и давая ему максимум стимуляции. Не считая наличия хорошего пищеварения, все тело пронизано жизненностью, когда здорова манипура чакра.
Мы попробовали предварительный тренинг Сурья намаскар и, познакомившись с ним, должны теперь двигаться, систематически приближаясь к завершенному варианту. Сначала мы медленно напрягаем физические структуры (мышцы и сухожилия) и стимулируем внутренние органы. Как только мы получим знания о наших физических ограничениях и начнем преодолевать их, мы можем приступать к осознанию праны и работать через различные помехи и блоки на этом уровне. Окончательно мы учимся контролировать нашу прану, манипулируя и управляя ею по своему желанию. Затем мы готовы к следующей стадии, которая является подъемом праны на тонкие психические и ментальные уровни.
Психодинамики
В йогической физиологии тело состоит из физического, пранического, ментального, интуитивного и духовного компонента. Более тонкие аспекты его более могущественны. Ум правит телом. Например, если мы можем создать состояние ума, в котором мы визуализируем положительное, оживляя воображение, мы можем изменить негативное состояние, такое как депрессия, тревога, летаргия. Это возможно потому, что тело и ум взаимозависимы. Они обмениваются информацией и в финале анализа рассчитывают на взаимную поддержку. В то же самое время сила ума является невообразимой.
Йогические техники нацелены на развитие способностей тела и ума. Через медитативную практику, такую как антармоуна, мы окончательно достигаем точки, где мы отвергаем какую-нибудь неожиданную мысль или чувство, прежде чем они могут нарушить наше равновесие. Чтобы достичь такой стадии, требуется практика, опыт и руководство. До того как такое событие произойдет в жизни мужчины или женщины мы сознательно выбираем, чем удовлетворить наш ум, в этом случае нам нужны другие способы, чтобы помочь себе создавать положительное, творческое состояние.
Сурья намаскар, как уже указывалось, действует как на ида, так и на пингала нади. Это особенно верно, когда мы выполняем программу медленно. Данный эффект еще более усиливается с использованием мантр и чакр. В то же время здесь наблюдается другой аспект Сурья намаскар, который помогает создавать и визуализировать позитивное состояние ума. Каждая асана передает образ в модельные глубины нашего ума. Например, образ кобры имеет очень мощный и динамичный пингала-типа эффект. В нашем мире можно назвать немного более могущественных и гипнотически внушающих страх животных. Образ, передаваемый позой горы, позой всадника и позой с поднятыми руками, тоже очень динамичны. Прекрасно и эстетично, что Сурья намаскар, заключенная в оболочку таких динамичных образов, находится внутри мирных святых молитвенных поз.
Визуализация каждой асаны в Сурья намаскар и осознавание эффекта каждого образа на себе используются как упражнение в созерцании. Следующие интерпретации психодинамических эффектов от Сурья намаскар предназначены углубить практику и помочь каждому индивидууму сформировать его собственную интерпретацию с учетом глубины его собственного ума с целью расширить интуитивный опыт практики.
Психодинамическая интерпретация
Пранамасана, как первая и последняя поза серии, отмечает начало и конец прохождения солнечного коридора от рассвета до сумерек. Если так, это представляет мир, спокойствие и красоту солнечных восходов и закатов. Это тишина двух духовных времен дня, когда силы тьмы и света, иды и пингалы поглощаются одна другою и создают третью силу сушумны, духовного света. Она позволяет нам найти наше внутреннее равновесие и баланс в начале нашего делового энергичного дня, представленного более динамичными и напряженными асанами, и таким образом быть способным к быстро меняющимся обстоятельствам, требующим от нас прежде всего активности. Следовательно, это создает ситуации для ментальной гибкости: от времени, когда мы можем быть в мире с самими собой, чтобы собрать наши ресурсы перед тем, как нырнуть в мир, до времени, когда мы выныриваем использовавшими имевшуюся у нас энергию в дневной активности. Когда асана выполнена с выдохом, это показывает, с одной стороны, на погруженность и, с другой стороны, на отдавание себя миру.
К хаста уттанасане, в которой наши руки и голова вытянуты вверх, к их наивысшей точке, мы приходим от пранамасаны. От этой точки голова и тело будут постепенно двигаться по направлению вниз, так что к середине серии тело будет в наинизшей позиции, в то время как солнце в наивысшей. Хаста уттанасану можно понимать, как показывающую человека, впитывающего энергию только что взошедшего Солнца, но не только через дыхание, а через все поры тела. Эту энергию человек будет использовать, ныряя в деловую дневную жизнь, представленную следующей асаной – падахастасаной.
Такие асаны, как падахастасана и парватасана, кажется, представляют погруженность внутрь, однако они скорее символизируют сосредоточенность, необходимую, чтобы довести до конца наши дневные обязанности, таким образом, смысл пратьяхары уменьшается. Они принимают меры для сохранения баланса при выходе вовне, характерном для дневной жизни. Падахастасана предшествует ашва санчаланасане, дающей нам ощущение взгляда изнутри для вдохновения и ответов на вопросы, с которыми мы должны встретиться прямо и смело в нашей дневной жизни. После того, как человек смотрит в небеса для вдохновения, он смотрит на землю для баланса и стабильности.
Ашва санчаланасана представляет силу и мужество, требуемые для встречи проблем жизни и для уверенности, чтобы восстать после самопогружения внутрь и войти в контакт с внутренним гидом (аджной).
Аштанга намаскара представляет энергию человека при его низшей точке отлива. Когда солнце находится в экстремальной точке, неважно в полдень или в полночь, человек находится в своем уязвимом периоде. Для него это время инерции, тамаса, когда большинство людей испытывают потребность в отдыхе или сне. Как таковая эта асана представляет людей совершенно сдающимися перед силой полуденного Солнца.
Бхуджангасана представляет пробуждение человека от его сна, восставание от невежества к знанию, пробуждение раджаса, жизненной энергии от инерции и тамаса. Когда змея, представляющая мудрость, встает, человек начинает подъем назад к духовности, гармоническому саттвическому состоянию. Мы видим, что синхронизированные с движением физического Солнца через различные ступени неба асаны могут представлять состояния жизненной энергии человека, пингала нади, от его пика на рассвете до его нижней точки в полдень (или полночь) и снова к пику в сумерки.
Хотя вышеприведенная интерпретация является лишь одной из многих возможных, польза от таких образов придает силу и глубину практике и поднимает ее от чисто физической. Образы, такие как эти, и их созерцание, меняют баланс ментального осознавания от негативного к позитивному. Когда это сопряжено с физическим благополучием, испытанном при должном стимулировании пингалы, ментальные эффекты усиливаются.
Мы, следовательно, используем Сурья намаскар как матрицу, с помощью которой мы обращаемся к уму, трансформируем его, особенно когда мы держим такие образы в уме во время практики, попутно увеличивая физическую жизненость и здоровье.
РИТМЫ ЖИЗНИ
Органы здорового тела подобны хорошо настроенным инструментам оркестра, который управляется мозгом и нервной системой. Каждый орган функционирует в ритме и гармонии со всеми другими органами тела, вступающими в действие в свое время дня, когда их деятельность необходима. Однако, в нездоровом теле нет гармонии и лада. Это случается, когда наши энергетические системы истощаются или переполнены энергией, или когда какая-то часть нервных импульсов искажается и дает неточные указания телу. Дневные или суточные ритмы нашего тела создаются окружением и нашим стилем жизни. Внутренние ритмы должны не только приводить в созвучие внутренние потребности, но должны работать в концертной гармонии с внешними запросами и силами. Многие из внутренних ритмов создаются суточными узорами света и темноты и нашими узорами активности, вызванными ежедневным поворотом Земли в ее вращении вокруг собственной оси во время движения вокруг Солнца.
Профессор Веслав Романовский от департамента физиологии Академии медицины, Варшава, первым работавший над исследованием йогических асан, установил, что: "Движение и ритмы, характеризующие Вселенную, в которой мы живем … создают в живущих организмах определенные ритмические функциональные изменения, зависящие от периодических процессов, которые имеют место во внешнем окружении и известны как внешние ритмы. Существует специфическая ритмичность в биологической единице – внутренняя ритмичность." Согласно теории биоритмов эти внутренние и внешние ритмы могут быть классифицированы по частоте следующим образом: низкие частоты, такие как сезонные и месячные циклы; средние частоты, такие как частота дыхания или ударов сердца; высокие частоты, такие как пульсации ферментативной системы или атомов в кристалле.
В нашем обучении Сурья намаскар относится к группе ритмов средних частот, что для нас наиболее интересно, потому что они видимы, воспринимаемы и могут, таким образом, обозреваться нами в любой момент. Они являются первым шагом в понимании низких и высоких частот вокруг нас. Средние частоты также включают суточный (день-ночь), сердечный (пульс) и брюшной (перистальтику) ритмы.
Современная жизнь уводит человека от природного существования и ее ритмических воздействий. Внутренние ритмы, присущие нервам и эндокринным системам, подобно часовому механизму, могут разбалансироваться из-за стресса и напряжения, в результате ощущение дискомфорта и потери благополучия, и ведут к болезням и неврозам. Энцефалограмма большинства "нормальных" людей показывает потерю согласования между частями мозга, приводящую к сомнениям и асимметричным узорам. В условиях клиники мы видим это, например, в том, что одна часть тела расслаблена, в то время как другая готовит тело к стрессу. Это показывает потерю согласованной гармонии между частями. Вернее, органы присваивают себе автономию и действуют как отдельные сущности (это может быть микроскопическим отражением макрокосмической ситуации). Субъективно это выражается в беспорядочном рисунке мысли, слабом маниакально-депрессивном состоянии, неспособности к концентрации, эмоциональной и ментальной неустойчивости. Или же эффект может быть серьезнее.
Чтобы вернуть снова нормальные внутренние ритмы функциям, мы должны поискать какой-нибудь способ, дающий возможность упорядочить узоры, которые мы разрушали, может быть, много лет. Это требует рабочих инструментов или техники. Чтобы проникнуть в «stroma» нервной системы, может потребоваться применение техники, т.к. ее основная сетка состоит из чувственных, моторных и автономных компонентов. Эта stroma является причиной таких параметров, как форма энцефалограммы (черты индивидуальности того, как мы думаем, чувствуем, отзываемся на мир). Она ответственна за поддержание привычек и испытанных ответов, таких как болезнь или здоровье. Stroma может быть изменена, если знать, как это делать. Возможно, лучшим способом противодействовать нездоровым ритмам тела является суперналожение новых психических ритмов здоровья, соответствующим природным ритмам. Химические препараты, шокотерапия, новые способы поведения, новые условия, психологические техники и многие другие методы использовались на протяжении столетий в попытке улучшить внутренние ритмы и ощущения, однако с малым результатом. Они производили в нервной системе несущественные изменения или радикально изменяли ментальные структуры и были, как правило, недостаточны, чтобы принести постоянное улучшение.
Методы Йоги, изменяющие внутренние ритмы, совершают это медленно и систематически. Они не пытаются радикально изменять ничего. Вернее, Йога ищет, как медленно, день за днем нашей жизни изменять и формировать сущность структуры, чтобы получить новое здоровое ее состояние. Она накладывает регулярные и последовательно направленные в нужную сторону силы, которые нацелены на совместное действие и подкрепление естественных, присущих телу ритмов. Она работает с природой, а не против нее. Это является причиной, почему практика Йоги должна выполняться регулярно, ежедневно, даже если только несколько минут. Когда мы выполняем Сурья намаскар на ежедневной основе, мы прибавляем новый фактор в нашу жизнь: организующую, последовательную, систематическую, дающую энергию и очищающую серию поз, дыхание, мантры и стимуляцию чакр. Он подобен снадобью или тонизирующему средству, принимаемому ежедневно перед завтраком. Это как если бы мы получили несколько инъекций праны в уже существующие структуры. Рост возможностей тела непрерывен. Метаболизм, нервная проводимость, секреция эндокринных гормонов, ежедневная активность – все идет по свойственному телу нормальному пути, однако новый добавленный фактор, действуя на протяжении месяцев и лет, тонко изменяет формы и ритмы. Это подобно щепотке соли, добавленной в пищу и заметно меняющей вкус.
Здоровый внешний ритм, наложенный на уже существующий, изменяет его. Упорядоченный, гармонизирующий ритм, такой как Сурья намаскар, наложенный на беспорядочный больной ритм, имеет даже более драматический эффект.
Польские исследователи Пасек и Романовский установили, что психо-профилактические процедуры, часть из которых составляют асаны Сурья намаскар, нацелены на организованный и стабильный порядок функциональных состояний и расслабления, характеризуемых определенным биологическим ритмом. Они называют этот ритм контрольным, по контрасту с двумя другими естественными ритмами: внутренним и внешним. Этот механизм может изменять внутренние ритмы по принципу радиоприемника, изменяющего частоту принятого сигнала.
Сурья намаскар появляется как могущественное средство, чтобы выполнить сознательный контроль над нашими, обычно скрытыми, внутренними системами тела, как регулятор или прекрасный настройщик механизма процессов тела. Мы сами возникли от сжимающих сил неврастенических неподходящих сочетаний, привычек, подавляющих внутренние силы, а теперь начинаем радоваться более творческой и спонтанной жизни, настроенной в унисон с солнечными ритмами природы (Романовский "Роль контролируемых биологических ритмов в современном психо- физическом образовании").
Терапевтические принципы
Сурья намаскар является мощным орудием на вооружении йога- терапии, имеющим многостороннее адаптирующее воздействие. Она может быть широко применена в терапии, потому что она легка и приятна в выполнении, не требует большого количества времени, что хорошо для нетерпеливых.
В предыдущих главах мы видели, как Сурья намаскар оживляет физический организм и помогает поддерживать динамичный и активный стиль жизни. Хорошее физическое здоровье – необходимое условие хорошего состояния ума. В этом проявляется часть роли Сурья намаскар как предупредительной меры, т.к. профилактика предпочтительнее лечения.
В этой главе мы будем приводить терапевтические свойства Сурья намаскар, описывать, как она атакует болезненные процессы, а также помогает приводить в порядок физические функции, течение энергии и равновесие ума. Действительно, роль Сурья намаскар в ментальном здоровье намного больше, чем большинство людей себе представляет, а в случае серьезного психического расстройства Сурья намаскар является одним из наиболее эффективных и мощных средств, которое йога-терапевт имеет в своем распоряжении. В некоторых ситуациях она даже превосходит медитацию в ее способности реорганизовать энергию, которая, став искаженной, приводит к ментальным и нервным расстройствам различной степени. Хотя Сурья намаскар является действенным способом надежно искоренить болезнь, особенно в случаях состояний с пониженным тонусом, а также психосоматических и определенно вырождающихся состояний, тем не менее она должна использоваться благоразумно и мудро. Еще раз следует напомнить, что она, конечно же, должна преподаваться только в терапевтическом варианте под руководством эксперта, т.к. эта практика освобождает огромные потоки праны, которыми можно было бы пользоваться многие годы.
Процесс выздоровления должен быть медленным и контролируемым, если мы не хотим, чтобы он был дегенеративным и протекал с большой болью и дискомфортом в форме оздоровительных кризисов, например, фурункулы, сыпь, озноб и понос.
В более экстремальных случаях, таких как повышенное кровяное давление, паралич, коронарно-артериальная болезнь, грыжа, кишечный туберкулез или при очень ослабленных системах тела, освобожденная сверхэнергия может стать тем импульсом, который способен опрокинуть равновесие и уничтожить жизненные органы тела. Трубка с трещиной в ней должна быть сначала запаянной, прежде чем подвергать ее дополнительным внутренним давлениям. Таким образом, процесс выздоровления должен проходить поэтапно и систематично. Это подтверждено опытом. Как правило, вся терапия должна предприниматься под руководством квалифицированного медицинского работника и эксперта йога-терапевта.
Некоторые расстройства, поддающиеся Сурья намаскар Список этих расстройств гласит: прыщи, фурункулы, анемия, отсутствие аппетита, быстрая утомляемость, тучность, замедленное развитие, варикоз вен, остеохондроз и ревматические состояния, головная боль, астма и другие легочные заболевания, нарушение пищеварения, запор, проблемы почек, слабая функция печени, пониженное кровяное давление, эпилепсия, диабет, заболевания кожи (экзема, псориаз, лейкодермия), предотвращение обычных простуд, расстройство баланса эндокринных желез, проблемы менструаций и менопаузы,такие психические расстройства, как депрессия, невроз, психоз и многие другие. Так же она используется для восстановления защитных сил, а также для стимуляции нормального роста.
Основы терапии
Человеческое тело состоит из очень большого числа различных систем и органов, работающих совместно, чтобы выполнять свои особые функции и поддерживать организм в целом. Жизненные процессы, такие как пищеварение, кровообращение и т.д. не изолированы, но являются результатом равновесного взаимодействия различных взаимозависимых систем и органов.
Несостоятельность одной системы органа или функции, оказывает вредное действие на все тело. В этом случае болезнь неизбежна. Есть много причин, разрушающих тело. Медицинские исследования называют следующие группы причин: врожденные (от природы), инфекционные, канцерогенные, травматические, метаболические, аллергические, ятрогенические (вызванные врачом), самолечение, эндокринные и невралгические причины. Есть также большая психологическая группа болезнетворных факторов, в этих случаях физические изменения и болезнь вызваны работой ума. В дополнение к этому большому разнообразию причин болезней имеется большая группа идиопатических или неизвестных причин.
С йогической точки зрения расстроенное здоровье есть результат дисбаланса в энергетических системах тела. Безразлично, насколько умен, хорош и законопослушен может быть человек, если его энергетическая система функционирует не должным образом - он будет страдать от болезней.
Часто болезнь может обнаружиться неожиданно, однако, вероятнее всего, она была в латентном состоянии многие годы, запрограммирована в генетических структурах тела от рождения или в каких-то глубоких подсознательных областях ума. Следовательно, лечение от болезни заключается в восстановлении равновесия энергетических систем, направляющих энергию в нужное место. И не важно при этом, какой фактор (кажущийся, поверхностный или причинный) ее вызвал. С этих позиций мы должны изучить потоки энергии, называемые ида и пингала.
Разбалансировка нади
Для большинства из нас тотальное здоровье, которое ведет к окончательному духовному пробуждению, не может быть достигнуто. Мы часто испытываем колебания настроения, периоды здоровья и болезни, обычные взлеты и падения жизни. Это нормальный жизненный процесс и объясняется он в йогических терминах постоянным переходом энергии из иды в пингалу и наоборот приблизительно в 90-минутный период. У нормального индивидуума в течение 90 минут преобладает ида, затем – 90 минут пингала. Мы бываем в саттвическом сбалансированном состоянии очень редко – несколько минут каждый раз. Равновесие имеет место в переходной точке каждого цикла.
Состояние болезни возникает, когда случается чрезвычайный переход энергии, выходящий за нормальные рамки обычного относительно здорового состояния индивидуума, или когда ритм перехода нарушен. Например, если мы сосредоточиваем внимание на наших мыслях или каком-либо событии нашей жизни, мы вызываем непрерывный поток ментальной энергии, которая может быть использована. Это может создать ситуацию невроза, когда чрезмерный акцент на внутренних ментальных затруднениях становится причиной поломки уже разбалансированного ума. Так возникает ситуация психоза.
Такое состояние возможно из-за нашего стиля жизни, жизни с преобладанием иды, состояния интровертности. Хотя это не является экстремальной ситуацией или острым кризисом, но действует постоянно, хронически. Снижается устойчивость организма, что может при соответствующем случае привести к острому срыву и выявиться в действительной болезни позже в жизни. Такой дисбаланс является вредным и не делает человека счастливым.
1.Личность с преобладанием пингалы.
Человек, который главным образом экстраверт, имеет очень мало доступа к внутреннему опыту. Он ищет заполнения внутренней пустоты внешними удовольствиями, он неудовлетворен и амбициозен. Он постоянно тянется наружу к внешним гарантиям и счастью, которые не могут удовлетворить внутренние потребности. Это ведет к большим разрушениям и внутренним напряжениям, заставляющим его двигаться в направлении еще большего внешнего поиска. Такие люди с пингала-доминантой склонны к сверхактивности своей симпатической нервной системы, повышенной секреции желудочного сока, что является причиной язвы, ангины или повышеного кровяного давления. Они постоянно находятся в состоянии готовности к «сражению» или «бегству», что имеет причиной повышенную секрецию адреналина и, как правило, малую физическую нагрузку, сжигающую возбуждающие секреторные вещества. Болезни возникают от дисбаланса секретов и метаболических процессов. Такие люди могут быть неугомонными и раздражительными, страдающими «болезнью» в интерперсональных ситуациях.
2.Личности с преобладанием иды.
Люди с преобладанием интравертности по натуре мечтатели, которые много думают, но не приводят в действие свои мысли. Такие индивидуумы остро осознают свои чувства (ощущения) и обычно сверхчувствительны к внешним событиям и межличностным переживаниям. Они могут думать о катастрофах и обычно имеют мало перспектив реализоваться. Здесь маленькое внутреннее счастье должно возместить неспособность «добиваться результата вместе, в сотрудничестве». Эти люди редко проявляют активность физического типа. У них недостаточно жизненной энергии, чтобы действовать продуктивно в мире, так чтобы доводить до конца свои планы, хотя, конечно, не очень серьезную разбалансировку они могут выдержать. В экстремальном случае есть тенденция к очень малой физической жизненности и болезням, таким как запор, депрессия, тревожность, язвенный колит, экзема и масса психо-соматических болезней, развивающихся на этой основе.
Отсюда мы видим два главных рисунка болезней:
Болезни высокой (излишней) физической энергии, обычно преобладает пингала (раджасическое или динамическое состояние).
Болезни низкой (недостаточной) физической энергии, обычно преобладает ида (тамасичное или пассивное состояние).
Восстановление баланса каналов нади
Состояния с низкой физической энергией особенно легко поддаются воздействию Сурья намаскар. Это происходит потому, что эти состояния требуют поднятия прана шакти, чтобы получить необходимый запас жизненности для преодоления болезни, а также для активизации катаболических процессов - чтобы освободить тело от чрезмерной траты продуктов и гормонов, таких как адреналин. Или у нас может получиться замедленная скорость метаболизма. Здесь проявляется двойственный аспект Сурья намаскар: не только выжимать химикалии из тканей тела, но и своевременно стимулировать существующие внутри- и межклеточные энергетические процессы. Именно это делает ее такой мощной терапевтической практикой.
В состоянии с пониженной физической энергией важно повернуть энергию от ментальной активизации на физический план, перемещая наше внимание на физический процесс. Мы должны не только активизировать тело и пингала нади, но мы должны перевести фокус нашего осознавания и ментальные энергии на физический аспект, так чтобы уменьшить ментальное использование энергии. Это ведет к восстановлению баланса.
Одним из парадоксов терапевтической ситуации является то, что в состоянии с пониженной энергией мы вначале утомляем тело, хотя нашей конечной целью является снабдить тело энергией и уменьшить рассеивание ментальной энергии. Это требует некоторого усилия, чтобы выполнить динамическую серию асан, особенно когда энергия тела каким-либо образом понижена. Это так, как если бы мы старались повернуть заржавевшее колесо. Первоначально большие усилия необходимы. В один прекрасный момент мы чувствуем, что работа получается легче и легче, особенно если мы практикуем ежедневно. Число раундов должно увеличиваться медленно и постепенно, под руководством, чтобы минимизировать усилия. Эффект от усталости тела двоякий. Первое - мы расходуем энергию и не можем использовать ее на негативные мысли и тем разрушать нашу жизнь с ненужной решимостью. Второе - то, что засыпание становится легче. Ментальная сверхактивность и недостаточная физическая активность мешают глубокому, дающему отдых сну - виду отдыха, необходимого для восстановления больных тканей. Без настоящего сна почти невозможно полностью выздороветь от какого- нибудь хронического заболевания. Здесь кроется один из секретов мягкого или жесткого протекания психических расстройств: даже если болен ум, глубокого сна для оздоровления требует мозг. В состояниях с повышенной физической энергией мы должны быть очень осторожны в использовании Сурья намаскар. Например, одной из таких областей, где Сурья намаскар следует использовать с большой осторожностью, является нижний уровень высокого кровяного давления. В таких ситуациях мы должны поддерживать работоспособность тела, однако, не ценой ущерба тканям. В этих случаях лучше использовать другие йогические практики, такие как паванамуктасана, которые играют намного более оздоравливающую роль, но являются более мягкими.
Конечно, благоразумный здоровый человек с преобладанием пингалы, который практикует Сурья намаскар, найдет, что количество его чрезмерных энергий уменьшается при практике, сжигается. Это особенно заметно, когда мы увеличиваем скорость нашей практики. Факт такого уменьшения чрезмерной энергии является на самом деле здоровым состоянием, произошедшим вследствие очистки каналов блокировавших энергию. Эта блокировка и приводила к преобладанию пингалы вначале. Нужно, чтобы этот процесс регуляции физической и умственной энергии приводил к набору энергии лучшего качества и в большем количестве, делая более действенными наши занятия. В то же самое время тело делается более гибким, и мы имеем больший контроль над нервной системой, обеспечивающей нас огромной чувствительностью и мастерством. Только в случае расстройств, вызванных пингала-доминантой, мы должны быть чрезвычайно осторожны.
Сурья намаскар в терапии
В конце анализа мы видим, что Сурья намаскар работает на восстановление баланса энергии в уме и теле в зависимости от того, как мы выполняем ее. Эти знания позволяют нам изменять энергии в теле в соответствии с нашими задачами. Важным для некоторых практикующих Сурья намаскар, но особенно в терапии, является точное выполнение каждой стадии практики, прежде чем переходить к следующей. В терапевтической ситуации редко бывает необходима стадия осознавания чакр или повторения мантр. Это составляет духовную сторону, за которую мы беремся, когда наше тело становится здоровым и сильным под воздействием асан и пранаямы. Когда практикуют Сурья намаскар для ее терапевтического исполь