Недавно в программе «Время» по 1 каналу телевидения довелось услышать из уст ведущего такую сентенцию: «Сегодня 20 миллионов мусульман России отпраздновали рамадан». Тут же подумалось: что он там врёт такое на всю страну? По официальным данным, которые легко найти на многочисленных сайтах Интернета, русских в России (из 144 миллионов жителей) проживает 112 миллионов (77 %), за ними на втором месте по численности следуют татары (5 миллионов или 3.7 %), далее из «потенциально мусульманских» народов идут башкиры и чеченцы (по полтора миллиона). Аварцев, вместе с казахами и азербайджанцами наберётся ещё на 2 миллиона. Плюс примерно 2 миллиона в совокупности иных народов, которые преимущественно исповедуют ислам. Итого – 12 миллионов, причём далеко не все из них так религиозны, что отмечают рамадан. Ведь есть же и атеисты (и их немало!) в среде упомянутых выше этносов. Следовательно, «господин соврамши» из телевизора сознательно обманывал зрителей, завышая озвученную цифру более чем в 2, а то и в 3 раза. Нередко в современных средствах массовой информации можно повстречать и такие высказывания: «Всё (!) население России отмечает рождество (или там, пасху)». Очень уж хочется современным российским идеологам загнать всех скопом в религиозные рамки! Начиная с 90-х годов идёт широкомасштабное религиозное наступление на русский и иные народы, проживающие в нашей стране. Наступление это, кроме самих религиозных конфессий, активно поддерживает власть (государство). Вообще, по моему мнению, это позорная страница в истории нашей страны: после стольких лет государственного и народного атеизма, часть населения снова обернулась назад, по сути дела, решив окунуться в мрачное средневековье с его религиозными догмами и конфликтами, а ведь на пороге – новое тысячелетие и новый век (правда, относится к этим временным рубежам с каким-то пиитетом тоже не стоит, ведь они рассчитаны всё от того же «рождества Христова»). Сразу возникает вопрос: зачем это делается в наши дни, зачем наше государство после двух великих атеистических революций (французской 1789 года и русской 1917 года) снова заигрывает с верой в мифических богов?
По многочисленным независимым социологическим опросам, истинных православных верующих в нынешней России – не более 5 % населения. Эту группу можно рассматривать лишь как одно из разнообразных меньшинств в нашей стране. Что нужно понимать под православным верующим человеком? Это тот, кто верит в бога-троицу, соблюдает все церковные традиции и ритуалы, регулярно посещает церковь, молится (знает молитвы) и, по крайней мере, пытался читать Библию и иную религиозную литературу. К несчастью нашему, сейчас у людей сложилось извращённое представление о вере: человек считает себя верующим, но всё то, что было перечислено в предыдущем предложении, выполнять не стремится, и более того – не желает этого делать. Таких «верующих» очень много и отнести их к истинным православным, ну, никак нельзя. Вся их религиозность зачастую ограничивается обрядом крещения в церкви. После чего такой «православный» вешает себе на шею крестик и успокаивается. Я пытался говорить с подобными людьми на тему религии, например, о содержании текста Библии… Дело пустое: Библии они не читали, как и где возникло христианство – не знают, в чём суть бога-троицы – не разумеют, но зачастую их сознание полно совершенно диких псевдорелигиозных предрассудков (о конце света, о рае и аде, об амулетах, мощах, иконах и проч.)…
…Если кто-то забыл, напомню, в статье 14 ельцинско-гайдаровской конституции говорится: «Российская Федерация – светское государство». Что это означает в переводе на «житейский» язык? А то, что современные властные структуры должны отчётливо дистанцироваться от всех религиозных течений. Как говорится, «вершки – вам, корешки – нам», или наоборот, что не важно. Религия должна быть личным делом каждого человека, включая и руководителей государства. Мне, атеисту, например, неприятно смотреть по ТВ, как президент и председатель правительства торчат в храме на богослужениях, усердно крестясь под песнопения церковников. Никто вас не держит, идите в церковь в любое время, но зачем показывать это на всю страну по центральным каналам? Не помню, какой-то мудрец сказал, что «АТЕИЗМ – ЭТО ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА». Выводы из этого утверждения напрашиваются сами собой…
В областной газете «Красный Север» есть регулярная полоса «Православие», а в таком же бюджетном журнале «Вологодский лад» из номера в номер печатаются беседы со священником. Вопрос: а почему в этих изданиях нет, скажем, рубрики «Атеизм» или «Беседы с атеистом»? Почему меньшинство пользуется страницами этих бюджетных изданий для пропаганды своих религиозных взглядов, а большинство (атеисты) этих прав не имеют? Мне могут возразить, мол, всё остальное содержание газет и журналов имеет светское содержание, и этого достаточно, но проблема в том, что православные страницы направлены именно на пропаганду своей идеологии, а светские материалы пропагандистскими назвать трудно. Ведь на все церковные тезисы давно известны атеистические аргументы, научно обоснованные. Вот таких-то материалов мы сейчас и не видим в контролируемых властью и бизнесом СМИ. Более того, в условиях новой России появился уголовный термин «оскорбление чувств верующих». Я согласен, надо дать людям свободно выбирать свою конфессиональную принадлежность, но почему тогда нет термина «оскорбление чувств неверующих»? Более того, недавно в СМИ прошла новость о том, что в Госдуме по предложению президента (!) рассматривается проект закона о том, чтобы священные книги христиан, мусульман, иудеев и буддистов не считать экстремистскими изданиями! То есть, сам закон уже признаёт экстремисткую сущность этих книг и запрещает людям обсуждать даже цитаты из Библии и Корана! Закон пока не принят, но если депутаты пойдут на это – вот наглядный пример деградации нашей «элиты»!
Я тридцать лет проработал в образовании (до закрытия нашей школы в 2015 году по так называемой реструктуризации) и вот как-то в начале нового учебного года директор школы предложил мне вести курс «Истоки» в 5 и 7 классах. До этого с данным образовательным предметом я не сталкивался по ходу работы, хотя серию учебников с таким же названием, конечно же, видел. Автором их является известный вологодский учёный-историк, профессор педуниверситета А.В. Камкин. Так вот, пришлось мне целый год вести курс «Истоки», знакомится, как положено, с программой по этому предмету, методическими разработками, искать дополнительные материалы. Я сразу понял, что «Истоки» – это попытка тихой сапой ввести в современную российскую школу (а здесь надо сказать, что упомянутая программа внедряется сейчас не только в школах Вологодской области, но и целом ряде иных субъектов федерации) бывший «Закон божий», о преподавании которого так много было написано в своё время негативного большинством русских писателей XIX – начала XX веков. И вот всё возвращается на круги своя! Как мог я, атеист, вести такую церковную белиберду, что прописана в учебниках «Истоки»? Конечно же, на своих уроках я из «Истоков» сделал «Антиистоки» и рассказывал школьникам о религии с атеистической точки зрения, особый упор делая на разоблачения всяческих православных чудес, святых, почитаемых икон и прочей религиозной мишуры. Знаю, что многие думающие учителя, которым тоже пришлось вести «Истоки», поступали так же. Но были, естественно, и такие учительницы, которые, «взяв под козырёк», принимались истово пропагандировать на занятиях религиозные догмы православия, а некоторые даже ходили на эти уроки даже в платочках и длинных юбках!
Надо отметить, что недавно принятый 273-й «Закон об образовании», по моему мнению, нарушает как раз упомянутую выше статью 14 конституции РФ. Почитайте, например, статью 87 этого закона (глава XI): «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования: 1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). 2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. 3. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном настоящего Федерального закона».
Так вот, как бывший учитель со стажем, я скажу, что сведений о мировых религиях (их происхождении, богах, догматике и проч.) и раньше, в советской школе, и позднее, в российской, вполне хватало в обычных школьных курсах географии и истории. Причём излагались эти сведения на вполне научной основе, без всякой религиозной пропаганды. Новый закон, по сути дела, позволяет в светской (по конституции!) школе заниматься распространением среди детей религиозных учений. Если бы я был верующим, то стал бы, наверное, баптистом, потому как у них, по крайней мере, для детей нет принуждения по религиозному признаку. Человек, только став совершеннолетним, сам выбирает, примет он крещение или нет. А у нас закон об образовании, подключив к этому делу родителей и «централизованные религиозные организации», насильно втягивает детей в религиозную деятельность! И это в XXI веке! Нам «объясняют», мол, дети сами могут выбирать, о какой религии им будут рассказывать на уроках, но где эта грань между пропагандой религиозного учения и вполне светским рассказом об истории религии? К сожалению, в последнее время в школах эта грань всё больше сдвигается именно в сторону пресловутого дореволюционного «Закона божьего», что, по моему, прискорбно.
Теперь представьте себе такую ситуацию: на «религиозном» уроке ученики получают порцию фантастики о том, что бог создал Адама из глины, а потом из ребра Адама создал Еву, а весь мир сотворил за семь дней 7523 года тому назад и т.д., затем эти же ученики идут на урок биологии, где им рассказывают о возникновении жизни на Земле многие миллионы лет назад, в архейскую эру, о теории эволюции, о том, что животные предки человека ещё в начале антропогена лазали по веткам деревьев… Как на эту разноголосицу отреагирует ещё пока слабая психика ребёнка? Не наплодим ли мы с раннего детства людей с раздвоённым сознанием? Ребёнок верит взрослым, тем более – школьным учителям, а тут тебе на разных уроках об одном и том же сообщают диаметрально противоположные вещи… Как тут не «съехать крыше»?
Учебники «Истоков», написанные А.В. Камкиным я из интереса всё же прочитал все, с 1 по 9 класс. Скажу своё мнение: написаны они без учёта возрастных особенностей учеников, каким-то казённым, вымученным языком; иные сентенции на страницах «Истоков» способны «убить наповал» взрослого человека с высшим образованием, а тут автор пытается их дать для какого-то третьеклассника. Иллюстрации к «Истокам» подобраны соответствующим образом: чуть не на каждой странице мелькают иконы, церкви, лики святых и проч. Справедливости ради нужно отметить, что автор «Истоков» всё-таки целенаправленно проводит линию маскирования церковно-религиозного содержания своего курса и вставляет временами сведения по истории и культуре русского народа. Но – опять же – зачем это делать? Всё это уже давно изучается в регулярном курсе «Истории Отечества» и повторы подобных сведений в «Истоках» не делают камкинским учебникам чести. Ничего нового, оригинального «Истоки» ученикам не дают. Моё мнение – это совершенно ненужный современной российской школе предмет. А вот «Научный атеизм» в старших классах (10-11) школы я бы ввёл; да, пожалуй, учитывая современную ситуацию с «Истоками», предмет «Атеизм», как разумное им противопоставление, надо вводить уже с 1 класса!
Причины такой полюбовной связи государства, образования и религии понятны и давно уже вскрыты всё теми же классиками материализма. Пускай люди лучше свои горести и заботы несут тихо-мирно в церковь, мечеть, синагогу, дацан, чем они это недовольство будут выражать публично на площадях, в печати, активно участвовать в политической деятельности. Религия для власти во все времена – это громоотвод народного гнева, а умело манипулируя верующими людьми, всегда можно их энергию направить в нужное для власть предержащих русло. Всё это хорошо понятно как раз для атеистов, поэтому распространяться на эту тему особенно и не хочется… Просто жаль этих оболваненных людей, которые вместо сложного и интересного поиска научной истины доверились глупым и примитивным религиозным фантазиям. Поразительная вещь из последних 25 лет правления «демократов-либералов»: всё больше закрывается школ по России (особенно – сельских, хотя и в 300-тысячной Вологде за этот период не построено ни одной новой школы!), но всё больше «возрождается» церквей и монастырей. Куда мы катимся?...
…В конце своего очерка я бы вспомнил известное в своё время «Открытое письмо 10 академиков», опубликованное в печати 22 июля 2007 года за подписью видных российских учёных (Е. Александров, Ж. Алфёров, Г. Абелев, Л. Барков, А. Воробьёв, В. Гинзбург, С. Инге-Вечтомов, Э. Кругляков, М. Садовский, А. Черепащук). Письмо академиков называлось «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?» и было обращено напрямую к президенту РФ. В обращении была выражена обеспокоенность «всё возрастающей клерикализацией российского общества, активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни», в частности в систему государственного образования. «Верить или не верить в бога — дело совести и убеждений отдельного человека – пишут академики. – Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашённый государством курс на инновационное развитие может быть осуществлён лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует». В письме поднимается вопрос о невозможности введения во всех школах России обязательного предмета «Основы православной культуры», так как это ставит сторонников разных конфессий в неравное положение. Этот вопрос также связан с резолюцией XI Всемирного русского народного собора, в которой, в частности, содержится просьба «о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального обязательного стандарта».
В письме академиков также говорилось: «Иерархи РПЦ неоднократно обращались к правительству России с просьбами ввести такой предмет как обязательный. А патриарх Алексий II в своём циркуляре от 9 декабря 1999 года писал: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из чего академики, авторы письма, делают вывод (и обращают на это внимание президента РФ), что речь идёт не о культурологическом предмете, как это пытаются преподнести, а о введении в школах предмета «Закон божий», как это было в дореволюционной России. Однако, заключают авторы письма, даже если речь идёт о культурологической дисциплине, в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя, так как это нарушает права сторонников других конфессий, а также – права атеистов.
Думаете, президент отреагировал на это письмо уважаемых людей? Ноль реакции. А церковь продолжает своё наступление на образование. Прискорбно, что часть учёных, после «Письма 10 академиков», выступила с письмом «за религию», и среди них был наш земляк Ф.Ф. Кузнецов, известный московский писатель и критик, чьё детство прошло в деревне Маныловица Погореловского сельсовета Тотемского района. Вот его мнение: «С моей точки зрения, большой ошибкой после революции было то, что Россия отказалась от религии – того духовного скрепа, который возник на протяжении столетий». Ну, про «духовные скрепы» я уже писал выше, как они «притягиваются за уши» в наше время некомпетентными исследователями, и сразу же разваливаются под натиском неопровержимых документальных доказательств (см. выше цитаты из церковной летописи). А вот то, что декрет об отделении государства от церкви и церкви от школы, принятый большевиками одним из первых – был величайшим законодательным актом XX века в России – для меня, да и думаю, для многих русских людей – неопровержимый факт….
© Кузнецов А.В., 2015.