Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II.2 Темы, затронутые в романе




В романе «Тихий Дон» затронута тема трагедии людей. Дитрих писал об этом. Он говорил: «Шолохов запечатлел в грандиозном эпосе как человеческую трагедию великий социальный переворот в жизни донского казачества со всеми сложными последствиями революции в этом необъятном крестьянском мире... Все движение эпохи проходит через душу Мелехова и над ним... Трагические утраты усиливают тяжесть ударов бури, проносящейся над Мелеховым, но жизнеутверждающая сила нового еще более возвышается вследствие контраста – внутреннего разлада отставшего одиночки (Мелехова). Герой – проиграл, но великая битва – выиграна! И поэтому трагедия теряет свой пессимистический акцент»

Также мы можем увидеть, как говорит об этой трагедии и страшном времени в жизни людей А. Стиль. Он пишет: «Тихий Дон – шедевр Шолохова – повествует нам о грозном и величественном времени, когда рождалось в муках и утверждалось первое социалистическое отечество. "Тихий Дон" – это живое дыхание истории не в абстрактном плане идей, дат и чисел, а с высоты Человека, в совокупности его жизни, чаяний и страданий, его повседневных забот и надежд, то есть этот роман несет в себе необыкновенно яркие и доступные образы, мысли, факты из жизни, которые могут воочию рассмотреть и оценить каждый мужчина и каждая женщина, ибо это роман о неугасимой и страстной любви.»

Борек писал о романе следующее: «Прочитав знаменитый роман М. Шолохова "Тихий Дон" каждый может проследить вначале слабый, почти неуловимый, процесс разложения, происходящий среди казаков – в самом дисциплинированном ядре русской армии. Мы видим, как революционная буря очищает душную атмосферу над тихим Доном, как дует свежий, острый и здоровый ветер революции. "Тихий Дон" Шолохова широко обоснованное и документально точное произведение, показывающее возникновение революции и ее развитие. Что касается честности описаний и выразительности образов, то вряд ли мы нашли бы равное в любой другой литературе. Шолохов не знает безвкусной сентиментальной «человечности» и пацифистского лимонада, которые наводняют девяносто процентов так называемой военной литературы, несмотря на то, что ее авторы считают себя мастерами реалистического изображения. Шолохов представляет людей и события так, как дает их жизнь, и его заслугой является то, что читатель переживает за судьбы героев и верит, что революция должна была наступить и что она пустила глубокие корни.»

 

 

II.3 Проблемы в романе

В современной отечественной литературе есть загадочная и надрывная ситуация, более многозначительная, чем это может показаться на первый взгляд. Речь идёт о восприятии, осмыслении и оценке судьбы и творчества Михаила Шолохова. Нетрудно заметить, что многие критики сегодня, упоминая об авторе «Тихого Дона», «Поднятой целины» и «Судьбы человека», ограничиваются лишь эмоциональными определениями, в большинстве же случаев вообще обходятся фигурой умолчания. Кажется, они не знают, как быть с Шолоховым. Достаточно обратить внимание на то, что имя Шолохова, как правило, отсутствует в рассуждениях исследователей, пытающихся выстраивать на материале послеоктябрьской русской литературы типологические схемы нового образца. Автор «Тихого Дона» во все эти конструкции не вписывается. Поэтому о нём либо вообще не упоминается, либо его произведения скороговоркой насильно притягиваются к той или иной общности.

Косвенное подтверждение растерянности по отношению к писателю и его творческому наследию можно услышать из уст самих критиков. Так, Н. Иванова недавно призналась: «При всей высокой оценке «Тихого Дона» я предпочитаю о Шолохове … не писать … всерьёз говорить о Шолохове по многим причинам куда сложнее».

Центральный образ «Тихого Дона» в предвоенные годы вызывал отчаянное неприятие ревностных защитников идеологических установок того времени, которые были убеждены в том, что такой человек, как Григорий, не имеет права на жизнь в условиях современной действительности. В качестве примера можно привести малоизвестное, но красноречивое высказывание публициста и критика А. Бека. Во время дискуссии, посвящённой четвёртой книге «Тихого Дона», которая состоялась в начале 1941 года, он заявил: «С точки зрения советской власти мало найдётся людей, которые будут утверждать, что это основное произведение социалистического, коммунистического общества. Всякие наши разговоры, что это исключительный человек, тут прекращаются, это враг, и он должен быть наказан… Мне кажется, что центральная задача нашей литературы именно заключается в том, чтобы с такой же силой или большей создать образы людей, которые мыслят, строят, рубят – в том числе и головы таким людям, как Григорий».

Сколько политически правоверного упоения в этой характерной добавке! Но такие суждения о герое Шолохова не были исключительными. В. Ермилов, например, незадолго до начала Великой Отечественной войны писал: «Нет любви для Григория, его любовь погибает, – нет для него жизни, и потому светит для него чёрное солнце. Мы не знаем более сильного образа опустошения, более жестокой кары художника своему герою. Чёрное солнце страшно, как смерть в пустыне». Нечто подобное можно было прочитать и в книгах и статьях И. Лежнева, В. Гоффеншефера, Л. Якименко и многих других критиков.

Сокровенное чувство жизненной правды в самом искреннем её выражении в той или иной мере переживал читатель шолоховской эпопеи, доверившийся голосу её создателя, даже в предвоенное десятилетие. Странные лишь на первый взгляд метаморфозы происходили с теми критиками, которые не принимали «Тихий Дон» по мотивам идеологического свойства. Эстетическое и эмоциональное воздействие книги Шолохова было столь значительным, что оно способно было сглаживать самые категоричные политические убеждения. Многие испытали это на себе. Характерно, например, недоумение, с которым члены Комитета по Сталинским премиям в 1940 году столкнулись с, казалось бы, неразрешимым противоречием в оценке «Тихого Дона». Так, А. Фадеев сокрушался по поводу того, что «Шолохов поставил… нас в затруднительное положение при оценке… там не показана победа сталинского дела, и это заставляет меня колебаться в выбopе». Но для Фадеева было очевидным и другое – то, что в конечном итоге определило его решение: «Это исключительно талантливое произведение, и как будто двух мнений не может быть, любой человек прочтёт и скажет: «Это произведение, равного которому трудно найти».

 

 

Заключение

Рассмотрев роман «Тихий Дон», я пришла к выводу, что это произведение богатство русской литературы. Его изучали, изучают и будут изучать. Роман будет жить вечно. В нём затронута тема, которая будет волновать людей всегда. Но нельзя сказать, что в произведении говорится только о революции. Шолохов показал нам многое в своём произведении.

Мастерство Шолохова в раскрытии психологии человека, душевного богатства народа сплетается в «Тихом Доне» с проникновением в мир природы, драматизм повествования с лиричностью, трагические ситуации с юмористическими сценами. Автор не только населил мир живыми человеческими характерами, он создал для них неповторимое, шолоховское окружение, со своими запахами, красками и звуками; ту бурную кипучую жизнь, без которой и вне которой герои «Тихого Дона» не могли бы восприниматься как реальные типы.

Большой мастер пейзажа, Шолохов использует его в самых различных целях. В начале романа еще встречаются неразвернутые пейзажи - описания хуторского быта. Нередко в них проникают натуралистические краски. С ростом мастерства художника пейзажи приобретают большую эмоциональную окраску. Особенно характерны для Шолохова сопоставления между жизнью природы и скрытыми переживаниями человека. Подобные параллели в сильной мере определяют своеобразие авторского стиля, служат важным средством раскрытия диалектики души, сложных связей героев «Тихого Дона» с окружающим миром, полны широких философских раздумий автора над жизнью, над судьбами героев. Иные пейзажные описания выливаются в проникновенные лирические отступления. Автор не может сдержать своих чувств и переживаний. Он живет народной жизнью, дышит одним воздухом со своими героями, активно участвует вместе с ними в развертывающихся событиях, верит во всепобеждающие силы народа, в неистребимость жизни на земле.

Шолохов пришел в литературу со своим видением мира, со своим поэтически свежим восприятием его. Эта свежесть и самобытность взгляда на мир определили своеобразие поэтики его письма. Эмоционально-смысловая насыщенность образов, красочная метафорическая речь писателя тесно связаны с народной образностью, с основными средствами художественной выразительности устной народной поэзии. Шолохов охотно прибегает к сложным эпитетам, смысловым повторам, единоначатиям. развернутым сравнениям и параллелям. Поэтизация трудовой народной жизни накладывает серьезный отпечаток на всю языковую структуру романа.

Часто писатель обращается к образам из крестьянского обихода, трудовой жизни народа.Нередко Шолохов переносит то, что связано с верным другом казака, конем, на аналогичные явления из жизни людей и природы.Особенно большое влияние «Тихий Дон» оказывает на молодую литературу стран народной демократии. Эпопея Шолохова пользуется большой популярностью в Китае и Болгарии, Чехословакии и Польше, Венгрии и Албании. Румынская печать так оценила значение «Тихого Дона»: «Эта книга, читаемая и любимая миллионами людей во всем мире, способна не только направить развитие литературы, но и изменить сознание людей»’. И «Тихий Дон» - книга-спутник многих честных людей во всем мире, действительно участвует в формировании сознания наших современников, в распространении морали нашего общества.

 

Список использованной литературы

1. Загадки и тайны "Тихого Дона". Двенадцать лет поисков и находок: — Москва, АИРО-XXI, 2010 г

2. 100 великих романов: В. М. Ломов — Москва, Вече, 2010 г

3. Житие Дон Кихота и Санчо: Мигель де Унамуно — Санкт-Петербург, Азбука, Азбука-Аттикус, 2010

4. Тихий Дон атамана Каледина: Родионов В. — Санкт-Петербург, Алгоритм, 2007 г

5. «Тихий Дон» текст Михаил Шолохов.

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 664 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2407 - | 2226 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.