Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Малый Магистерий и Великое Делание

ГЛАВА IV

Материя Великого Делания. — Два пути.

Золото и серебро. — Их очищение.

Источник философов.Баня короля и королевы.

Растворение золота и серебра. —

Малый Магистерий и Великое Делание

 

В предшествующей главе мы видели, что алхимики бра­ли извлеченные из металлов «серу», «меркурий» и «соль» как материю для получения камня. Для этого они могли упо­треблять много методов, ведущих к той же цели. Таким об­разом, некоторые алхимики предполагали извлечь материю из олова, свинца или купороса, о чем будет сказано далее.

Что же касается обыкновенного хода Великого Делания, то самые знаменитые учителя герметизма признавали толь­ко один метод: «Существует только один камень, одна ма­терия для опыта, один огонь, один способ варки для дости­жения белого и красного цветов, и все делается в одном со­суде» (Avicenne. «Declaratio lapidis physici»1). И, несмотря на это утверждение, алхимики с XVII века различали два пути: сырой и сухой. Они называют сырым путем следую­щую операцию: «сера и меркурий философов» варятся на умеренном огне в закрытом сосуде до тех пор, пока материя не сделается черной, затем прибавляют огня, и она ста­новится белой; наконец огонь делают еще более сильным, и тогда содержимое получает красную окраску; сухой путь со­стоит в том, что «соль небесную», то есть «Меркурий фи­лософов», смешивают с металлическим земным телом и ста­вят в реторте на легкий огонь, и дело оканчивается в четыре


1 Авиценна. «Обнаружение естественного камня» (лат.).

 

дня. Таким образом оперировал артист, о котором вспоми­нает Гельвеции в своем «Veau d'or»1 (Barchusen. «Liber sin-gularis de Alchimia»).

Однако этот сухой путь был мало принят, и мы не зна­ем ни одного специального трактата об этом предмете; по­этому мы займемся только путем скрытным, или мокрым, всемирно признанным адептами всех стран и всех веков. Сера, Меркурий и соль составляют материю камня,но все тела содержат в себе эти начала; из которого же луч­ше их извлечь? Это было камнем преткновения для суфле­ров. Принимая слова философов в буквальном смысле, они не умели разобраться в символике. Серу назвали красным цветком, материю камня — растительным или металличе­ским деревом. Суфлеры спешили толочь травы, собирать со­ки, дистиллировать цветы. В других местах камень называ­ли кровью, волосами, собакой, орлом и т. д.; говорили так­же, что материя вещь не чистая и что ее находят повсюду. Все герметические философы единогласно утверждают, что материю надо добывать из металлов, ибо цель Велико­го Делания есть производство золота. «Природа забавля­ется с природой, природа содержит природу, и природа умеет побеждать природу» («Texte d'Alchimie»). Эта зна­менитая аксиома, которая поставила Бернара Тревизана на истинный путь, находится в сочинении «Physiques et mys­tiques de Democrite le mystagogue, alchimiste grec»2. «При­рода побеждает природу». Адепты не переставали повто-


1 «Золотой телец» (фр.).

2 «Физическое и мистическое посвящение в таинство Демокрита, гре­ческого алхимика» (фр.). Несмотря на то что, по утверждению М. Бер-тело, древнегреческий философ Демокрит является «отцом алхимиков», здесь имеется в виду не философ Демокрит Абдерский, а некий аноним­ный автор, скрывавшийся, следуя обыкновению алхимиков, под именем известного ученого. Среди исследователей алхимии его принято имено­вать Псевдо-Демокритом и относить к VI в. н. э. Что же касается само­го Демокрита, его теория строения тел из набора мельчайших неделимых частиц (атомов) скорее противоречит основной идее алхимиков, чем под­держивает ее.

 

рять эту формулу под всеми формами; то же самое говорит Арнольд из Виллановы в своем «Flos florum»1: «Человек воспроизводит только человека, лошадь производит толь­ко лошадей; то же самое и с металлами: они могут быть произведены только их собственным семенем».

Следовательно, материя должна быть извлечена из метал­лов, но вопрос — из каких: из неблагородных или из совер­шенных, из золота и серебра, то есть из Солнца и Луны?

«Солнце есть отец. Луна есть мать» («Изумрудная скрижаль»). «Материя, из которой выработано высшее ле­карство философов, есть тоже золото, только очень чистое, и наша ртуть» (Bernard de Trevisan. «La Parole delaissee»). «Золото, Серебро и Меркурий составляют материю камня, после того как они были подготовлены согласно указаниям Искусства» (Libavius. «Paraphrasis Arnoldi»2).

Тексты, указывающие на золото, серебро и Меркурий как источники извлечения материи, бесчисленны; преды­дущие достаточно ясны, но в особенности тексты Либавия, из которых наиболее интересен следующий фрагмент: «Го­ворю тебе, работай с помощью Меркурия и подобных ему, но только не прибавляй к ним ничего постороннего и знай, что золото и серебро не чужды Меркурию» (Saint Thomas d'Aquin. «Secrets d`Alchimie»3). Это значит: работай с помо­щью Меркурия, золота и серебра.


1 «Цветок цветов» (лат.).

2Либавий. «Пересказ Арнольда» (лат.).

3 Св. Фома Аквинский. «Секреты алхимии» (фр.). В нашем перево­де этот трактат Фомы называется «Об искусстве алхимии».

 

Но эти три металла представляют довольно отличную от камня материю; наиболее близкая материя есть сера, мерку-рий и соль, изъятые из нее. Из золота добывают серу, из се­ребра — меркурий, а из ртути — обыкновенную соль. По словам теоретиков алхимии (Roger Bacon, в особенности в его «Miroir d`Alchimie»), золото содержит серу — начало весьма чистое, устойчивое, красное, несгораемое, а сереб­ро — меркурий, начало чистое, более или менее летучее, блестящее, белое. Что касается соли, то она заключает ртуть. Материя камня состоит, следовательно, из тела, по­лученного из золота и серебра. «Есть другие философы, предполагающие, что камень добывается из меркурия, по­лучаемого с помощью Искусства из металлов совершенных, как Солнце и Луна» (Albert le Grand. «Concordance des philosophes sur le Grand- uvre»1).

Здесь замечается легкое противоречие с тем, что мы говорили выше, но это не так: философы часто обознача­ли под именем «меркурия философов» материю камня, рассматриваемую в своем составе; таким образом, слово «меркурий» имеет четыре различных значения; оно можетуказывать: во-первых — металл, во-вторых — начало, в-третьих — серебро, приготовленное для Делания, в-чет­вертых — материю камня. В этом последнем смысле надо понимать следующее место:

 

Это есть Меркурий из Меркуриев;

И многие люди прилагают свои старания,

Чтобы найти его для своего дела,

Ибо это не есть меркурий обыкновенный.

Jean de la Fontaine.

«La fontaine des amoureux de science»


1 «Согласованность философов в Великом Делании» (фр.).

Наоборот, в смысле серебра, приготовленного для Де­лания, о Меркурии-начале, изъятом из серебра, говорит­ся в следующей цитате:

 

Мечтаешь ли ты сделать устойчивой ртуть,

Если она улетучивающаяся и обыкновенная,

А не та, из которой я делаю металл?

Бедный человек, ты сам себя очень обманываешь!

Этим путем ты ничего не сделаешь,

Если не пойдешь по другим путям!

Jean de Meung.

«La complainte de nature a I'alchimiste errant»1

 

Мы уже сказали, что о соли как о третьем начале едва упоминается у древних алхимиков; они говорят часто толь­ко о сере и меркурии, золоте и серебре, Солнце и Луне.

Чтобы затемнить действительность, им доставляло удо­вольствие употреблять одни термины взамен других. «Солнце — отец всех металлов, Луна — их мать, хотя Лу­на получает свой свет от Солнца». От этих двух планет за­висит состав магистерия (R. Lulle. «La Clavicule»2). В пер­вой фразе Солнце и Луна суть синонимы серы и меркурия, всемирных начал. В другой фразе они означают серу и мер-курий как материю Делания. Эти четыре термина могли быть взяты дважды по два как абсолютные синонимы.

Один рисунок Бархузена изображает знак серы как соответствующий Солнцу, золоту, а знак меркурия как со­ответствующий Луне, серебру. Символы серы и меркурия как начал могут применяться к сере и меркурию, взятым

1 Жан де Мен. «Жалоба природы блуждающему алхимику» (фр.).

2Р. Луллий. «Ключик» (ит.).

 

в смысле материи камня, а равно и к золоту, и к серебру. (Об этих символах см. главы II и III этой второй части.)

Золото и серебро, приготовленные для Делания, назы­вались золотом и серебром философов. Они были сначала очищены, вот почему Разес говорит: «Начало нашего де­лания есть очищение» («Livre des lumieres»1). Совершен­ствовать — значит очищать. Гревер говорит: «Золото обыкновенное не чисто, оно загрязнено присутствием по­сторонних металлов, окислено, нездорово и потому даже бесплодно; то же самое можно сказать и об обыкновенном серебре. Напротив, Солнце и Луна философов совершенно чисты, они не осквернены никакими посторонними приме­сями, здоровы, сильны, в них изобилует плодородное се­мя» (Greyer. «Secretum nobilissimum»2). Очищая эти ме­таллы, прибавляли им совершенства и давали им, таким об­разом, способность совершенствоваться во время Великого Делания. Обыкновенное золото совершенно только по сво­ей природе и настолько, чтобы делиться им с металлами не­совершенными; из этого можно заключить, что золото про­стое, обыкновенное может усовершенствовать форму ме­таллов несовершенных. Дабы их превратить, необходимо, чтобы это обыкновенное золото было усовершенствовано (Colleson. «Idee parfaite de la philosophic hermetique»3). Из­быток своего совершенства золото и серебро передают ме­таллам во время трансмутации.

Золото очищали цементацией, то есть сплавляли с сурь­мой, а серебро — купеляцией со свинцом.


1 «Книга свечений» (фр.).

2 Грейер. «Благороднейший секрет» (лат.).

3 Колезон. «Совершенная идея герметической философии» (фр.).

 

Все это относится к золоту и серебру монетному или в изделиях, которые всегда смешаны с другими металлами. Ископаемое золото можно употреблять прямо, потому что оно достаточно чисто само по себе. «В недрах земли нахо­дят золото совершенное и иногда находят маленькие кусоч­ки самородка. Если ты можешь достать его — оно доста­точно чисто; если же нет, то тебе придется его очищать сурьмой» (Philalete. «Entree ouverte аu Palais ferme du roi»). Мы сказали, что было два способа очистки золота: «Про­гони золото через царский цемент или через сурьму» (Ph. Rouillac. «Abrege du Grand- uvre»). Цемент, или цар­ский цемент, состоял, по словам Макера («Dictionnaire de chimie»), из четырнадцати частей толченого кирпича, части зеленого кальцинированного, то есть прокаленного, или красного купороса (это были, следовательно, купоросные ос­татки или извержения) и одной части обыкновенной соли. Из всего этого готовили тесто с помощью воды или мочи и заключали в плавильный тигель, перекладывая слоями зо­лота и цемента поочередно.

Чтобы указать эти операции, алхимики употребляли массу символов. Золото и серебро обыкновенно изобража­лись королем, одетым в красное, и королевой, одетой в бе­лое. «Мужское символизируется красным, женское — бе­лым» (Isaak le Hollandair. «Opera mineralia»1).

Золото и серебро изображали также в виде больших че­ток. Их одежды означали посторонние примеси, нечисто­ты, которые их загрязняют. Алхимики говорили еще, что король и королева очистились в бане. «Но раньше, чем венчать чистоту их любви и допустить их до брачной посте-


1 Исаак Голланд. «Труды по минералогии» (лат.).

 

ли, надо их тщательно омыть от всех грехов, как врожден­ных, так и усвоенных... Приготовьте, следовательно, для них теплую ванну, в которой вы их вымоете, каждого от­дельно, ибо женщина, менее сильная, не могла бы перенес­ти едкости мужской ванны. Она была бы неизбежно раз­рушена или уничтожена. Мужская ванна приготовляется из сурьмы. Что же касается женской ванны, то Сатурн вам покажет, какова она должна быть» (Huginus a Barma. «Le regne de Saturne change en siecle d'Or»1).

Мы здесь находим указанное аллегорически очищение золота сурьмой (на латыни — stubum) и серебра — свинцом (Сатурн). Очищение было символизировано ис­точником, в который король и королева, Солнце и Луна, шли купаться. Этот символ присутствует в рисунках Ав­раама Еврея и у Розера.

Сурьма символизирована волком, а свинец — Сатурном, вооруженным косой. Таким образом, в первом из рисунков сочинения Василия Валентина «Les douzes clefs de Sagesse»2, которое говорит об очищении, сурьма символизирована вол­ком, помещенным рядом с царем, символом Солнца, или зо­лота. Операция совершается в тигле: свинец, символизиро­ванный Сатурном, помещен рядом с королевой, Луной, или серебром, с той же стороны помещена купель. Что же каса­ется трех цветков, которые держит королева, то они означа­ют, что очищение должно быть повторено три раза.

Первая картина Авраама Еврея, изображающая Мер­курия, преследуемого Сатурном, относится к очищению серебра свинцом. И действительно, серебро после купе­лирования становится легче по той причине, что содержит


1 Гигинус из Бармы. «Царство Сатурна меняется в век золота» (фр.).

2 «Двенадцать ключей мудрости» (фр.).

 

посторонние металлы, окиси которых поглощаются стен­ками тигля. Алхимики, видя, что в этой операции серебро потеряло свой первоначальный вес, допускали, что улету­чивающиеся части испарились. Сатурн, или свинец, пре­следует Меркурия, или серебро, и отрубает ему ноги, то есть делает его неподвижным, устойчивым — одним сло­вом, неизменяемым. Это настоящее сгущение меркурия, на котором обманывалось столько суфлеров.

Очищенные золото и серебро составляют материю, удаленную от камня.

Сера, изъятая из золота, меркурий, извлеченный из се­ребра, были материей будущей. Все философы согласны в этом последнем пункте. «Золото есть наисовершеннейший из всех металлов; это есть отец нашего камня, а между тем это есть только материя: „материя камня есть семя, содер­жащееся в золоте"» (Philalete. «Fontaine de la philosophie chimique»1). Еще: «Вот почему я вам советую, о друзья мои, оперировать над Солнцем и Луною только после обращения их в их материю, которая есть сера и меркурий философов» (R. Lulle. «La Clavicule»). Гигинус говорит положительно: «Сера золота есть настоящая сера философов».

Следующий процесс был употребляем алхимиками для извлечения серы или меркурия из золота или серебра: они растворяли сначала эти два металла, следуя древней акси­оме: «Corpora non agunt nisi soluta»2. Затем они давали этой жидкости остыть, то есть ее кристаллизовали, после чего разлагали соли, полученные таким способом; вновь раство­ряли полученные золото и серебро, обращали их в порошок, и после разных разложений, которые варьируются у раз-

 

1 Филалет. «Источник химической философии» (фр.).

2Тела действуют лишь в свободном состоянии (лат.).

 

личных философов, наконец получались сера и меркурий, годные для добывания камня.

Что же касается «соли», это обыкновенно была летучая меркуриальная соль. Перед трансформацией в соль Мер­курий очищался кристаллизацией.

Мы видели, что философы употребляли кислоты для растворения золота и серебра. «В нашем камне скрыт весь секрет порошка магистерия, который есть солнце, луна и крепкая водка» (R. Lulle. «Eclaircissement du testament»1). Крепкая водка обозначает жидкости кислот. «Во-первых, надо, чтобы тело было растворено и чтобы поры были от­крыты, для того чтобы природа могла действовать» (Le Cosmopolite2). Эту часть Великого Делания алхимики дер­жали особенно в тайне. По их мнению, эту операцию про­извести труднее всего.

«Самая трудная работа заключается в том, чтобы хо­рошо приготовить материю» (Augurel. «La Crysopee»3).

Большая часть адептов обошла молчанием эту часть Делания и начинала описание Великого Делания, предпо­лагая, что приготовление материи известно. Это, впрочем, нам подтверждает Колезон: «Они говорят весьма мало и весьма темно о первой операции герметического магис­терия, без которой, между прочим, ничего нельзя сделать в этой науке трансмутации» («Idee parfaite de la philosophie hermetique»4).

Между тем нам удалось найти несколько строк, осве­щающих этот вопрос. Из них ясно, что золото было рас-


1 Р. Луллий. «Прояснение заповеданного» (фр.).

2Космополит (фр.).

3 Огурэль. «Хризопея» (фр.).

4 «Совершенная идея герметической философии» (фр.).

творяемо в царской водке, а серебро — в крепкой водке, или азотной кислоте, а иногда в купоросном масле (серной кислоте). Артефиус распространяется более всех других о водке или кислоте, употребляемой для растворения золо­та; он называет ее первичным меркурием, уксусом гор. «Этаводка, — говорит он, — растворяет все, что может быть растворено и обращено в жидкость. Эта водка весомая, или тяжелая, липкая, клейкая... Она растворяет все тела в их первичную материю, то есть в серу и в ртуть. Если ты поло­жишь в эту водку какой бы то ни было металл (в опилках) и оставишь на некоторое время в умеренном жару, металл весь растворится и превратится в липкую водку... Она при­бавится в весе и примет цвет совершенного тела» (Artephius. «Traite secret de la pierre des philosophes»1).

Последний параграф совершенно верен: хлористый раствор золота, полученный действием царской водки, имеет желто-блестящий цвет и тяжелее употребленного металла.

Автор анонимного труда «Traite du Blanc et du Rouge»2, который говорит открыто о Великом Делании, оперирует над солями, полученными из предварительного раствора зо­лота и серебра. Вот его рецепт водки для золота, то есть царской водки: «Возьми совершенно сухого венгерского си­него купороса и селитры, более фунта нашатырной соли. Сделай из этого крепкую водку в стеклянном, хорошо зама­занном сосуде, снабженном стеклянной крышкой или кол­паком». Рипли входит в подробности опыта.


1 Артефиус. «Секретный трактат о камне философов» (фр.).

2«Трактат о белом и красном» (фр.).

 

«Тело, уже приготовленное, влей сверх составленной водки, чтобы она была покрыта толщиной в 1/2 дюйма. Водка начнет сейчас же кипеть на извести без малейшего внешнего огня, растворится и примет форму льда, высушив все» (Riplee. «Moelle d`Alchimie»1). Принять форму льда — значит кристаллизоваться. Эта последняя операция называ­лась также сгущением. «Ты узнаешь, что всякий Магисте-рий состоит только из одного растворения и одного сгуще­ния» (Albert le Grand. «Le livre des huit chapitres»2).

Соли, полученные таким образом, служили для Дела­ния. «Соли не имеют никакого трансмутационного качест­ва. Они служат только ключом к приготовлению камня» (Basile Valentin. «Char de triomphe de l`Antimoine»). Но они претерпевают различные видоизменения, после которыхпревращаются в кислоты или новые соли.

Кислоты символизировались львами, пожирающими Солнце или Луну. Каждый рисунок, изображающий Солн­це или Луну, Аполлона или Диану, побежденными и по­жранными животными сильными и храбрыми, каковы: лев, орел, тигр и т. д. — символизирует растворение дра­гоценных металлов. Филалет говорит: «Прежде, чем на­чать последний процесс Делания, надо найти жидкость, в которой золото растворяется, как лед в воде». Эта жид­кость есть кислота, называемая желудком страуса; подоб­но тому как страус переваривает все, так и эта жидкость растворяет все металлы.

В картинах, которые Фламель велел вылепить на кладбище Инносанс (Невинных), растворение представ­лено драконом, пожирающим человека, прижатого им


1 Рипли. «Сущность алхимии» (фр.).

2Альберт Великий. «Книга в восьми главах» (фр.).

к земле. Готовую уже материю изображали жидкостью, заключенной в сосуде. Наконец, ее представляли химиче­ским гермафродитом, и она дает прирост всем вещам, смешиваясь безразлично со всеми ими, потому что содер­жит семена всех эфиров (Venceslas Lavinius. «Traite du ciel terrestre»1). Гермафродит изображен одним телом с двумя головами. Он называется «ребис» и символизирует серу и меркурий, приготовленные для Великого Делания. Ри­чард Английский говорит: «Первая материя нашего кам­ня называется ребис, то есть вещь, получившая от приро­ды двойное тайное свойство, которое дает ей имя герма­фродита» («Le triomphe hermetique»2).

Мы не сделаем ошибки, повторив, что меркурий фило­софов, когда он представлен как единая материя Делания, обозначает собрание тел, входящих в состав материи. Взя­тый в этом смысле, он представляет собой не специальное тело, а синоним материи Делания. Это ясно из следующих строк Рипли: «Теперь, сын мой, чтобы сказать что-нибудь о меркурий философов, узнай, что, когда вы смешаете ва­шу водку с красным мужчиной (нашей магнезией) и с белой женщиной, которую называют альбифической, и когда они все будут соединены, составляя одно тело, тогда-то толь­ко вы действительно будете иметь меркурий философов» (Riplee. «Traite du mercure»3).

Мы окончим эту главу несколькими словами о получе­нии порошка, называемом Малым Магистерием Великого Делания, или Великого Магистерия.

Малое Делание, или Малый Магистерий, представлял операцию с Меркурием (солью серебра), но философский


1 Венцеслас Лавиний. «Трактат о земном небе» (фр.).

2«Герметический триумф» (фр.).

3 Рипли. «Трактат о ртути» (фр.).

 

камень, полученный таким способом, был белый и не об­ращал металлы в серебро. Великое Делание производи­лось смесью солей золота и серебра с серой и Меркурием, и тогда получался настоящий философский красный ка­мень, превращавший металлы в золото.

Два камня и два Магистерия изображались деревом; одно — лунное дерево, имеет на себе луны в виде плодов, это — Малое Делание; другое — солнечное дерево, име­ет на себе солнца, это — символ Великого Делания. Это различие между двумя Деланиями весьма древнее; его зна­ли все алхимики. «Философы утверждают, что золото сна­чала прошло через состояние серебра. Следовательно, если бы кто-нибудь захотел совершить Делание с одним только серебром, он не мог бы двинуться дальше белого и мог бы превратить несовершенные металлы только в серебро, но никогда не превратил бы их в золото» (Vogel. «De lapidis physici conditionibus»1). Гебер признавал два философских камня, или эликсира, так как он говорит: «Луна, укреплен­ная для белого эликсира, приготовляется раствором луны в едкой водке» (Geber. «Livre des fourneaux»2).

Ход обоих Деланий одинаков, кроме того что ход работ в Малом Магистерий останавливался при появлении бело­го цвета, между тем как Великий Магистерий продолжался до появления красного цвета. Трактат «Du Blanc et du Rouge» различает также два делания. Разъяснив простран­но Великое Делание, или Делание красное, он довольст­вуется указанием, что для Малого Делания достаточно по­вторить те же операции, работая только с серебром, раство­ренным в специальной водке. Философы писали только


1 Фогель. «О состояниях физического камня» (лат.).

2 Гебер. «Книга печей» (фр.).

 

о Великом Делании, поэтому и мы оставим в стороне Ма­лый Магистерий. Между прочим, известно, что тигель, со­суд, огонь, операции, цвета сходны в обоих случаях, но Ве­ликое Делание продолжительнее, ибо после белого цвета, конца Малого Делания, другие цвета появляются в Вели­ком Делании. В сущности, говоря об одном, мы будем гово­рить одновременно и о другом.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перечислите тканевые структуры оболочек желчных протоков (а,б,в) | Понятие государственной тайны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 514 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.