Основные черты позитивизма: Наука и научная рациональность признается высшей ценностью.2 Требование перенесения естественно-научных методов в гуманитарные науки 3Попытка избавить науку от умозрительных построений, требование все проверять опытом.4 Вера в прогресс науки.
Первый позитивизм
Теологическая — люди объясняют природу через понятие бога. Метафизическая — люди объясняют природу через абстрактные сущности Позитивная — явлениям природы дается научное объяснение
Второй позитивизм (эмпириокритицизм) Третий позитивизм Постпозитивизм ритический рационализм К. ПоппераКонцепция исследовательских программ И. ЛакатосаКонцепция исторической динамики науки Т. Куна«Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда
38. Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
Научная этика — это не только админнистративные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа: Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества. 2Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса. 3Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы. 4Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.
39. Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Эта структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Основные уровни научного познания:
· эмпирический (представляет собой фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; а так же результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях);
· теоретический уровень (его составляют основанные на фактах проблемы и научные предположения /гипотезы/, основанные на них законы, принципы и теории);
· метатеоретический (представлен философскими установками, социокультурными основаниями научного исследования, а так же методами, идеалами, нормами, эталонами, регулятивами, императивами научного познания, стилем мышления исследователя и т.д.).
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент здесь тоже присутствует, однако имеет подчиненное значение. На данном уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Характерными признаками эмпирического уровня познания являются сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фиксирующая деятельность.
Эмпирическое познание непосредственно (без промежуточных звеньев) направлено на свой объект. Оно осваивает объект с помощью таких приемов и средств познания как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ. Однако, опыт никогда не бывает в современной науке свободным от рациональных компонентов (так, опыт планируется, конструируется теорией, а получаемые факты так или иначе теоретически нагружены
К эмпирическим методам исследования относят наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент, к теоретическим – аналогию, идеализацию, формализацию и др.
Наблюдение - это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования. Целенаправленность - важнейшая характеристика наблюдения. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в восприятии объекта многократно и в разных условиях, планомерностью, исключающий пробелы в наблюдении, и активностью наблюдателя, его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования.
Требования, предъявляемые к научным наблюдениям:
четкая постановка цели наблюдения;
выбор методики и разработка плана;
системность;
контроль за надежностью и корректностью результатов наблюдения;
обработка, осмысление и истолкование полученного массива данных;
Как метод научного познания наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования.
Важную роль в познании играют сравнение и измерение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением.
Наиболее сложным и эффективным методом эмпирического познания является эксперимент, опирающийся на другие эмпирические методы. Эксперимент - метод исследования объекта, при котором исследователь (экспериментатор) активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств. Эксперимент предполагает применение определенных средств: приборов, инструментов, экспериментальных установок, характеризуется активным воздействием на объект, может быть повторен столько раз, сколько требуется для получения достоверных результатов.
Существуют два типа экспериментальных задач:
исследовательский эксперимент, который связан с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта;
проверочный эксперимент, который применяется в случае, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории.
40. Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различньм основаниям: по объекту исследования уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п.
Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.
Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию сути этих связей. Ибо гносеология эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма — своеобразной реакции на узкий эмпиризм — игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания
41. Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
Аспекты классификации методов
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.
Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:- философия науки- материалистическая диалектика- феноменология- структурализм- пост позитивизм- герменевтика - теории интерпретации текста
Любой метод разрабатывается на основе определённой теории.Классификация методов научного познания:
I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания
II. с учётом уровней познания выделяют методы
эмпирического и теоретического исследования
III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение
- эксперимент
- сравнение
- измерение
Методы теоретического исследования:
1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа:
1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному;
2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления
2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве
3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики
4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые
Обще логические методы познания:
- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части
- синтез - воссоединение целого из частей
- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер
- дедукция - рассуждения от общего к частному
- аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах
- абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств
- обобщение - установление общих признаков ряда объектов.
42. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
участие в разработке основных направлений государственной научной, научно-технической и инновационной политики, как составной части общей стратегии социально-экономических преобразований и проведения экономических реформ;
участие в разработке концепций, прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по направлению «наука и инновационная деятельность»;
подготовка предложений, направленных на повышение эффективности функционирования и развития отечественного научно-технического потенциала, с учетом приоритетных направлений его развития и государственных приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь;
подготовка предложений по согласованию проектов социально-экономических решений по созданию правовых и экономических условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие научно-технического потенциала Республики Беларусь;участие в разработке нормативно-правовой базы, регулирующей научную, научно-техническую и инновационную деятельность, обеспечивающей формирование и развитие инновационной активности экономики;участие в разработке и согласовании перечней государственных научно-технических программ и государственных программ фундаментальных и прикладных исследований. Внедрение биотехнологий, разработку наноматериалов и элементов солнечной энергетики, развитие информационных и аэрокосмических технологий Александр Лукашенко относит к важнейшим направлениями научной деятельности в Беларуси.Президент выразил убежденность в том, что объединение усилий, творческих и технологических возможностей белорусских и зарубежных ученых является ключом к решению многих проблем, стоящих перед человечеством.Уже сегодня партнерами Национальной академии наук являются научные центрыиз 40 государств. Так, совместно с Российской академией наук создается многофункциональная космическая система спутников нового поколения, разрабатываются и другие перспективные научные направления. Многолетнее тесное сотрудничество связывает НАН с Национальной академией наук Украины. Белорусские ученые наладили продуктивные контакты с академическими структурами всех государств СНГ, с научными центрами Китая, Франции, Германии и США.
Александр Лукашенко особо подчеркнул, что совместные проекты относятся к наиболее актуальным и востребованным на мировом рынке областям. Глава государства считает, что наука должна активнее вовлекаться в решение проблем мирового кризиса. Он выразил мнение, что мировой кризис пройдет быстро, и Беларусь должна предложить мировому сообществу тот продукт, который будет востребован. В этой связи, по словам Президента, многократно возрастает роль науки.В беседе с учеными Александр Лукашенко отметил, что в Беларуси поддержат инициативы белорусских и российских ученых, востребованные экономикой и обществом.По словам Президента, в Беларуси наука – «это один из столповгосударства и государственности». «Наука в нашей республике играет значительную роль, и мы в нее вкладываем средства. В Беларуси нет тех природных ресурсов, которыми обладают другие государства, мы всегда делали упор на интеллект нации и трудолюбие людей», - добавил Александр Лукашенко
42. Общество как область изучения социальной философии.
Общество как система социальных отношений.
К.Маркс выделял три основные исторические типа социальности: отношения личной зависимости (1), отношения вещной зависимости при личной независимости (2), отношения свободных индивидуальностей (3).
1. Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для классово-антогонистических. Общим для них явл. включение индивида в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И эта система явл. весьма устойчивой, замкнутой и давлеющей над человеком, определяет существенные особенности его поведения (дворянин защищает не просто свою честь, а себя как дворянина). Различие же заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид и реально, и в своем сознании не выделяется из коллектива и осознает себя принадлежащим роду.
2. С развитием капиталистического товарного производства ломаются костные социальные структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловленно осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хоз-ва человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом, становление личности в рамках вещных отношений представляет собой протеворечивый процесс: наряду с освобождением человека отсословных и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом маштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.
3. На основе общественной собственности складывается новый, коллективный тип личности. Этот тип взаимоотношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладают антогонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности. Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей, а способствовать проявлению богатства индивидуальностей, не ставить личность в зависимое положение от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии коллектива, как и коллектив в развитии личности.
43. Экономические, политические, духовные отношения в обществе.
44. Материальное производство и производственно-технологические
отношения. Экономическая философия.
Материальное производство, основа существования и развития общества.
М.пр. - основа, придающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. В пр-се матер. пр-ва участвуют люди, воздействуя на предмет, подлеж. обработке, с пом. орудий труда. Орудия труда стоят между ч-ком и предметом труда. Люди+орудия и ср-ва труда=производит. силы о-ва - 1я сторона способа пр-ва. 2я сторона - производств. отн-я (между людьми).
Соединение производителя с орудиями труда зав. от того, кому они принадл. Отношения собственности явл. главной, определяющей стороной производит. отн-й. Отношения распределения, обмена и потребления - важными составляющими производств. отн-й. Хар-р пр.о зав. от объ. условий, кот. сложились в о-ве, скот. люди должны считаться и кот. определяют их сознание, возм-сти, границы и общее напр-е их деят-сти. Реш. роль играют уровень и хар-р развития пр.сил, кот. треб. соответствующей им формы пр.отн-й. Анализ мат. пр-ва позволяет объ. системность, целостность о-ва.
45. Культура и цивилизация.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к
поколению и составляет культуру.
Ценность-факт культуры, и она социальна по своей сути.
Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.
Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде
своего обитания + общественные отношения(формы социальной организации культуры) обеспечивающие существование Ц. и ее продолжение.
Не Ц., а К.-единственный критерий социального развития общества.
Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них которые находятся как-бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность-все это дает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы.
Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение
ядерного оружия, В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом осуществляется как-бы "социальный отбор" этих предложений и то каким он будет зависит от текущего состояния развития общества.
ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИИ:
Сущ. 3 точки зрения на цивилизацию:
1) Цивилизация, как синоним к-ры
2) Цивил. как нечто противостоящее к-ре.
3) Цивил как хар-ка конкретного соц культурного образования.
Энгельс выделял 3 ступени развития об-ва: дикость, варварство и цивил.
Основные хар-ки цивил.:
1) Общественное разделение труда
2) Возникновение товарно-денежных отношений.
3) Раскол об-ва на классы, появление гос-ва.
4) Изменение в формах семьи от полигамии к моногамии.
5) Создание письменности
Цивил. вкл. преобразовательную, окультуренную ч-ком природу, ср-ва этого преобразования, ч-ка усвоившего к-ру и способного жить в окультуренной среде своего обитания, общественные отношения, как форма соц. организации к-ры. Цивил. заключает в себя как достижения и противоречия.
46. Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
Эсте́тика (греч. αισθητικός — чувствующий, чувственный, от αίσθημα — чувство, чувственное восприятие) — 1) наука о становлении и развитии человеческой чувственности. Основным предметом изучения является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение кприроде и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; 2) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.
Виды и типы эстетического знания
В зависимости от философских и методологических установок авторов, пишущих об эстетике, различают эстетику
эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную спекулятивную.
В зависимости от характера субъект-объектных отношений различают эстетику эксплицитную имплицитную
Этика - философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.
Основные проблемы: 1Проблема критериев добра и зла 2Проблема смысла жизни и назначения человека 3Проблема справедливости 4 Проблема должного
Классификация этических ценностей 1 Главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности); 2Добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта и сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими); 3 Более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим своё духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности).
Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полнотедобродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатсязолотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
Религиове́дение — наука и область знания, объектом изучения которой является религия, религии и религиозные явления.
47. Философское учение о ценностях.
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение).
В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона основными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу такого государства принцип справедливости. Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи, 1859—1952) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Аксиологический трансцендентализм (В. Винделъбанд, Г. Риккерт). Здесь ценность — не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, — это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Наиболее видный представитель этого направления М. Шелер утверждал объективный характер ценностей. По его мнению, они образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что в западной культуре в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. В восточной культуре на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм.
48. Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).
категория идентичности в социально–гуманитарных науках применяется для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых«тождественных самим себе» целостностей. Человеческую идентичность, однако, следует рассматривать не в качестве субстрата (т.е. как нечто изначально данное, определенное), а в качестве субстанции (т.е. как нечто самоопределяющееся). Она формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе взаимодействия. В структуре идентичности выделяются два момента самоопределения человека: индивидуальный и родовой. Абсолютно противопоставлять эти две формы человеческой идентичности (интерпретируя индивидуальную в качестве внутренней, а социальную, родовую в качестве внешней) нельзя. Безусловно, они взаимосвязаны. Тем не менее, следует четко различать закономерности онто- и филогенеза.
Кроме того, нами также выделяются два способа человеческого самоопределения: 1Интенсивное самоопределение(Идентичность).2Экстенсивное самоопределение (Идентификация).
Под идентичностью понимается интроспективное определение человека, направленность на самого себя. Это определение «вглубь», «рефлексия-в-себя» (Г.В.Ф. Гегель). Под идентификацией же понимается определение человека «вширь». Это «рефлексия-в-другое». Человек получает определенность в ходе трансцендирования себя вовне.
Необходимо отметить, что существуют и два уровня человеческого идентичности:1 Априорный уровень (потенциал) человеческого самоопределения. 2 Апостериорный уровень (актуализация) человеческого самоопределения. Причем, если априорные формы представляют собой докультурный уровень человеческой идентичности, то апостериорные формы — культурный уровень человеческой идентичности.
49. Социокультурная динамика, её направленность и содержание.
Актуальность исследования этносов, их социокультурной динамики и традиций обусловлена наличием множества нерешенных проблем в современном мире, связанных с этническим бытием. Среди них обострение, конфликтность межэтнических отношений, этническая дискриминация, растущая межрегиональная финансово-экономическая, имущественная дифференциация, снижение уровня жизни ряда этносов и угроза безвозвратной утраты их культуры. На пороге третьего тысячелетия мир людей меняется с невиданной скоростью. Упрочение экономических, информационных, культурных связей сплетает судьбы народов в единую всемирную судьбу, однако сплочения человечества не происходит. На карту мира наносятся все новые и новые государства, и процесс сепаратизма продолжается. Во многих странах идут гражданские войны, миллионы людей ищут спасения в отмежевании и расколе.
Все это ставит перед социальными науками непростые задачи осмысления происходящего, создания концепции устойчивого развития, построения альтернативных моделей трансформации общества. Наука должна обосновать приоритеты выживания земной цивилизации, одним из условий которого является сохранение гармонии многоголосия этнических культур. Этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует.
50. Восток и Запад: философский диалог культур.
В современном мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых «смысловых» ориентиров. Этот поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры - в философии, в искусстве, в религиозном постижении мира, в науке. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания человечества. Особое место в проблеме диалога культур занимает диалог Востока и Запада. По поводу возникновения этой проблемы Р. Генон писал: «До тех пор пока на Западе существовали традиционные цивилизации, для противостояния Востока и Запада не было оснований. Противостояние имеет место лишь в случае современного Запада, поскольку речь идет, скорее, о противоположности двух типов сознания, нежели двух более или менее определенных географических реальностей» (201; 152). В этом случае выяснение границ этих двух типов сознания является важнейшей задачей предмета философии культуры. Особое место здесь занимают художественные типы сознания, которые также имеют свои особенности, связанные с особенностями развития общества, в котором они формируются. Вопрос о влиянии японского искусства и культуры на европейскую культуру вот уже несколько десятилетий находится в поле зрения философов, культурологов, художественных критиков, искусствоведов, музейных работников, о чем свидетельствуют многочисленные публикации и специальные выставки, проводившиеся начиная с 1960-х годов и до последнего времени. Этот интерес закономерен, поскольку истоки искусства новейшего времени видятся как раз в последней трети XIX века, когда наиболее интенсивно проходило освоение внеевропейских культур, в том числе и культуры Японии. Особенно большое влияние произведения культуры Японии оказывали на становление культуры модерна, последнего большого европейского стиля, без осмысления которого невозможно понимание современного искусства, культуры и философии.
51. Философия безопасности.
Современная философия безопасности государства предполагает учет этих новых тенденций в развитии мирового сообщества, разумное сочетание международных и национальных факторов обеспечения безопасного развития государств, согласованность интересов и взаимную ответственность общества, государства и граждан в решении национальных проблем безопасности.
Будучи интегративным понятием, выражающим степень защищенности государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах его жизнедеятельности, безопасность государства обладает рядом сущностных признаков, среди которых можно выделить следующие.
Во-первых, безопасность государства есть такое состояние всей системы внутригосударственных отношений и взаимосвязей, которое характеризуется относительным единством жизненно важных интересов общества, государства и личности, социально-политической, экономической и духовной жизни, взаимной ответственностью власти и граждан, всего общества за обеспечение безопасности. Данный признак выражает характер внутрисистемных процессов в обществе, от качества которых во многом зависят состояние и эффективность безопасности государства. Он также определяет стержневые, системообразующие элементы безопасности государства, ее главный объект, в роли которого выступают жизненно важные интересы государства, общества и личности, степень их совпадения и единства.
Во-вторых, важным признаком безопасности государства является защищенность его граждан, общества, а также самого государства от внутренних и внешних угроз. Этот признак фиксирует сущностную характеристику эффективной системы обеспечения безопасности государства, ибо от степени защиты государства и общества от внутренних и внешних угроз зависит само его существование, способность проводить самостоятельный политический и экономический курс, решать многообразные задачи в сложном и противоречивом мире в соответствии со своими национальными интересами и предпочтениями.
В-третьих, существенным показателем безопасности государства выступает устойчивость национальной культуры к неблагоприятным воздействиям внутренних и внешних факторов, стабильность и прогрессивность его развития. Этот признак безопасности государства связывается прежде всего со способностью национальной культуры к самосохранению и самовыражению, с возможностями государства придать неоднозначному цивилизационному процессу приемлемые для данной страны формы развития.
Сравнительный анализ показывает, что философия безопасности государства в существующих сегодня подходах в своей основе сохраняет присущие безопасности сущностные характеристики, но вместе с тем значительно различается во взглядах на соотношение международных и национальных факторов, в формах и способах ее обеспечения.
Вместе с тем с изменением геополитической ситуации в мире все более осознавалось, что существующая в прежних формах теория реализма и военной безопасности государства превратилась в синоним грозящей опасности гражданам, ставшим заложником политики ядерного сдерживания.
Дискуссии по проблемам безопасности в последние годы привели к некоторым фундаментальным изменениям в осмыслении не только теоретических основ, на которых строилось традиционное понимание безопасности государства, но и эпистемологических подходов к проблеме безопасности в целом. Наиболее ярко среди западных взглядов на современные проблемы безопасности проявили себя два направления
52. Концепция устойчивого развития Республики Беларусь.
Устойчивое развитие (УР) – это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Эта формулировка из доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году, стала сутью новой парадигмы развития человечества. В принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году представителями 179 стран «Повестке на XXI век» концепция устойчивого развития приобрела статус важнейшего принципа существования земной цивилизации.
Особенно активно идеи устойчивого развития распространялись в мире в последние 10–15 лет. Большое количество стран сделало реальные шаги по переходу к устойчивому развитию. В них созданы государственные органы, ответственные за устойчивое развитие (советы, комиссии, комитеты при правительствах или главах государств), разработаны или разрабатываются документы национального уровня, ориентирующие развитие на путь устойчивости (концепции и стратегии устойчивого развития, законы, другие нормативные и методические документы). Все большее распространение получают модели устойчивого производства и потребления. Расширяется участие общественности, ученых, бизнеса в решении проблем устойчивого развития.
В Республике Беларусь работу в области устойчивого развития курирует Национальная комиссия по устойчивому развитию при Совете Министров.
Первая Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь была разработана в 1996 году и одобрена Правительством Республики Беларусь в начале 1997 года, став важным шагом в реализации обязательств Беларуси в части выполнения «Повестки на 21-й век» и заложив основы новых подходов к государственному прогнозированию и планированию.
Принципиальным моментом при разработке и реализации Национальных стратегий устойчивого развития является то, что эти стратегии – не просто документы. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет Стратегию устойчивого развития как «согласованный набор демократичных и непрерывно улучшающихся процессов анализа,
В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Национальная стратегия устойчивого развития разрабатывается раз в пять лет на 15-летний период. В 2004 году Президиум Совета Министров Республики Беларусь одобрил Национальную стратегию устойчивого развития Беларуси на период до 2020 года.
С 15 по 23 октября 2010 г. состоялась Неделя устойчивого развития – 2010, организаторами которой выступили Программа поддержки Беларуси Федерального правительства Германии, Минский международный образовательный центр им Й. Рау, Проект Европейского Союза и Программы развития ООН «Устойчивое развитие на местном уровне», Международный гуманитарно-просветительский фонд «Живое партнерство» и Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ).
53. Философия техники и область её исследования.
Философия техники как специфическая область философского знания зародилась на Западе более ста лет назад и приобрела "второе дыхание" ныне. в эпоху бурного научно-технического прогресса. Она призвана дать философский синтез знаний о технике и разработать методологию ее исследования. К философскому анализу техники сложились различные подходы. В одних случаях техника трактуется в чисто инструментальном плане, в других как явление культуры, в третьих в ее взаимоотношениях с научными знанием. Иногда технику рассматривают в таких аспектах, как мировоззренческий, натуралистический, волевой, рациональный и т.д.Наличие многоаспектного рассмотрения техники при ее философском иследовании вполне правомочно и определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, в различные исторические периоды в термин "техника" вкладывалось разное содержание в зависимости от значимости функций человека и техники в трудовом процессе. Поскольку при использовании ручных орудий труда огромное значение имело умение человека ими работать под техникой понималось искусство, мастерство. В условиях ремесленного производства мастерство, передаваемое из поколения в поколение, имело большое значение, но возрастает и роль орудий труда в производственном процессе. Под техникой начинают понимать не только искусство работника, но и средства его труда. Не случайно английское слово technolodgу означает и технику и технологию. С переходом в начале ХХ111 века к крупному машинному производству, когда мастерство рабочего отступило на задний план, под техникой стали понимать материальные средства труда. Ныне, когда техника внедрилась буквально во все сферы человеческой деятельности, технику понимают более широко, как искусственно созданные средства человеческой деятельности и, более того, как овеществленное знание. Принцип историзма требует анализа различных исторических значений феномена техники. Учтем и то. что техника представляет собой весьма сложную и гетерогенную систему, что затрудняет ее однозначное определение.
54. Философия инженерной деятельности.
Общая концепция инженерной деятельности, представляя собой общеметодологический уровень знания, должна эффективно обеспечивать синтез конкретных инженерных дисциплин с целью оптимизации взаимосвязи природы и общества, прогнозированСовременная техническая деятельность по отношению к инженерной несет на себе исполнительную функцию. Инженерная же деятельность выходит за пределы только техники. Она предполагает регулярное применение научных знаний, в этом еще одно ее отличие от технической деятельности, которая более основана на опыте, практических навыках, догадке.Современное состояние проблемы инженерной деятельности заключается в том, что окружающий нас мир представлен искусственно созданными, спроектированными предметными структурами - техникой и инженерными сооружениями. Проникновение техники во все сферы социальной жизни, принципиальное изменение статуса ее общественных функций и в целом способа жизнедеятельности человека требуют изменения традиционных представлений относительно характера инженерной деятельности, ее онтологических и гносеологических регулятивов. ффективность инженерного труда определяется особой подготовкой специалиста, связанной с овладением специальными средствами, методами и суммой знаний технико-технологического порядка, с выработкой навыков и умений оперировать этими знаниями. Наряду с этим инженеру необходимо четко усвоить специфическую систему норм и ценностных ориентаций, стимулирующих инженерный поиск и нацеливающих на создание социально значимых, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
55. Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук.
56. Глобализация социальных процессов.
Что же такое глобализация? Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. Глобализация имеет и положительные и отрицательные черты, влияющие на развитие мирового сообщества. К положительным можно отнести отказ от послушного подчинения экономики политическому началу, решительный выбор в пользу соревновательной (рыночной) модели экономики, признание капиталистической модели как «оптимального» социально-экономического строя. Всё это хотя бы теоретически сделало мир более однородным и позволило надеяться, что относительная однотипность общественного устройства будет способствовать устранению нищеты и бедности, сглаживанию экономического неравенства на мировом пространстве.Распад СССР в какой-то мере подтвердил тезис об однонаправленности исторического процесса. Именно в начале 1990-х гг. на Западе появилось немало последователей идеи всемирной либерализации. Её авторы полагают, что глобализация - это одна из форм неолиберальной модели развития, прямо или косвенно влияющая на внутреннюю и внешнюю политику всех стран мирового сообщества.лобализация затронула и социальную сферу, хотя интенсивность этих процессов во многом зависит от экономических возможностей интегрируемых составных частей. Социальные права, доступные ранее населению только развитых государств, постепенно перенимаются для своих граждан и развивающимися странами. Во все большем числе стран возникают гражданские общества, средний класс, в некоторой степени унифицируются социальные нормы качества жизни.Весьма заметным явлением за последние 100 лет стала глобализация культуры на базе колоссального роста культурного обмена между странами, развития индустрии массовой культуры, нивелировки вкусов и пристрастий публики. Этот процесс сопровождается стиранием национальных особенностей литературы и искусства, интеграцией элементов национальных культур в формируемую общечеловеческую культурную сферу
57. Техногенные проблемы человечества.
Прогрессируя техника определила культурный образ жизни человека. Она содействовала повышению эффективности трудовых усилий ра6отника и рационализации хозяйственного и бытового уклада. Человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться сам. При этом он стал основоположником принципиально нового объективного процесса — культурного.
Бэкон, Декарт, французские материалисты XVIII в. и многие другие сулили обществу и господство над природой, и материальное благополучие, если оно возьмет на вооружение формулу «знание — сила», познает законы природы и материализует их в разнообразных машинах. Культ техники укоренился в обществе в результате технической революции конца XVIII — начала XIX в. Машина стала идолом для западноевропейского политика и обывателя. Техническая грамотность стала теснить художественную литературу, живопись и музыку. В развитых странах появились мощные политехнические институты, ставшие своеобразными храмами культа техники.
Культ техники породил многочисленную философскую литературу, в которой нашло свое отражение противоречивое отношение общества и к самой технике, и к ее культу.
Через технику в социально - исторический процесс врываются радиация и микроволновая вибрация, агрессивность химических реакций и электромагнитные поля.
. Главное направление современной НТР (2-й этап) -
автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники.
Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.
Концепции будущего развития:
1)"постиндустриального" общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития - научные центры.
Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все соц.проблемы.
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы).
2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.
58. Методология социального прогнозирования.
Футурология (от лат. Futurum — будущее и греч. Λόγος — учение) — наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.. На
методы футурологии пороге третьего тысячелетия мир людей Экстраполяция — лишь один из многих методов и техник, используемых при изучении будущего (таких как сценарии, метод Дельфи, мозговой штурм, морфология и другие). Футурология также включает рассматривание таких вопросов как нормативные или желаемые варианты будущего, но её реальный вклад — это сочетание методов экстраполяции и нормативного исследования для изучения лучших стратегий. Футуролог использует вдохновение и исследование в различных пропорциях. Этот термин исключает тех, кто предсказывает будущее сверхъестественными способами, а также тех, кто предсказывает недалёкое будущее или легко предсказуемые варианты развития событий. (Например, экономисты, которые предсказывают изменения процентных ставокв течение следующего делового цикла, футурологами не являются, в отличие от тех, кто предсказывает относительное богатство наций через поколение.) Футурология, хотя и основывается иногда на науке, не может следовать научному методу, так как не может быть верифицирована никакими методами, кроме как ожиданием будущего. Однако футурологи могут применять (и применяют) многие научные методы. Прогнозируемые варианты будущего (по состоянию на 2003 год) включают как экологическую катастрофу, так и утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, так и трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, а также уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе. судьбы народов в единую всемирную судьбу, однако сплочения
Социальное прогнозирование в зависимости от глубины прогнозного исследования может быть раскрыто и уточнено за счет ввода дополнительных информационных данных по различным блокам— научно-техническому, информационному, медико-биологическому, социально-экономическому, демографическому, этническому, этическому, экономическому, социологическому, образовательно-культурному, градостроительному, военно-политическому, геокосмическому.
В настоящее время насчитывается около 150 различных методов и процедур прогнозирования. Их разделяют на три основные группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные, — основу которых составляют как практические, так и теоретические данные.
К общенаучным методам относятся анализ, синтез, экстраполяция, интерполяция, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, экспериментирование и др. Интернаучными являются индуктивный метод, мозговая атака, метод Дельфи, а также утопия и фантастика. Часть методов основана на переработке научно-технической информации (прогнозирование развития науки и техники) и на различных теориях (морфологического анализа, огибающих кривых, на основе разрешающих матриц, метода проб и ошибок и т.п.). Частнонаучные методы — это прогнозы по изобарическим картам, скорости добегания волны, срыву лавин, тестам и т.д.
Возросший интерес к познанию социального побуждает к разработке все новых и новых технологий социального развития. В мире накоплен достаточно большой и емкий научный материал, раскрывающий как содержание социальных позиций, так и прогностический характер проблем. Поэтапное создание прогноза технологично по самой своей сущности. Сложность заключается не в представлении характеристики таких технологий, а в их практическом применении.
Социальное прогнозирование тесно связано с инновационной деятельностью, так как представляет собой приемы, направленные на технологическое обеспечение реализации инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию прогностических знании, материальных и других ресурсов общества,
59. Футурология как наука и образ мышления.
Футурология – и есть наука о прогнозировании грядущего. Только не о предсказании с помощью чудесного дара, видений или вещих снов, а именно прогнозирования на основании экономических, технологических, социальных открытий.
Основателем футурологии считается немецкий социолог Осип Флехтхайм. Именно он в письме к английскому писателю Олдосу Хаксли в 1943 году впервые употребил этот термин. В странах Восточной Европы прогнозировать будущее стали после Второй мировой войны, когда экономику нужно было восстанавливать из руин и предлагать новые пути ее развития.
Ее методы
Для прогнозирования будущего используют более ста методов. Наиболее прогрессивный – технологическое предвидение, который впервые использовали в Японии в 1971 году. Сначала собирается полная информация о предмете прогнозирования (то есть стране, явлении, процессе и т. п.) с учетом экономических, политических, социальных факторов. Затем футурологи эту информацию анализируют. Например, в настоящее время в корректируют ее, предлагают новые пути решения проблем, опираясь на мнения других экспертов. И так до тех пор, пока специалисты не придут к единому решению.
Например, не так давно эксперты собирались для того, чтобы дать ответ на актуальный для компаний, занимающихся морским нефтяным промыслом, вопрос: «Когда вместо водолазов для проверки платформ под водой будут использоваться роботы?» Метод Дельфи обещает: максимум в 2015 году. Обещаниям его можно верить: дельфийский метод – самый надежный. 60% его прогнозов сбываются.
Ее отрасли
Сейчас футурология все больше приобретает практический характер. Одна из самых перспективных ее отраслей – трансгуманизм. Приверженцы этого философского движения (их численность с каждым годом растет) убеждены, что способности человека безграничны, и совершенствованию его нет пределов.
Ее значимость
Во-первых, футурологи, прогнозируя будущее на основе настоящего, подсказывают нам актуальность той или иной социальной тенденции, дают четкое представление о сегодняшнем состоянии техники и науки.
Какие же тенденции и тренды сегодня «нашептывает» нам футурология? Прежде всего развитие альтернативной энергетики – использование ветровых двигателей, солнечной энергии, приливных станций. В Украине, кстати, существует компания «Украинская альтернативная энергетика».
Еще один тренд, который просто не могли не навеять идеи трансгуманизма и иммортализма, – максимальное продление жизни, попытки «пододвинуть» ее к естественному пределу в 120 – 130 лет.
Во-вторых, будущее представляется нам уже не призрачным, а четким и предсказуемым. И главное – мы можем сами его создавать, делая ярче, чище, красивее.