Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јргументы дл€ части —. ѕримеры из литературы и из жизни.

1) ѕроблема исторической пам€ти (ответственность за горькие и страшные последстви€ прошлого)
ѕроблема ответственности, национальной и человеческой, была одной из центральных в литературе в середине 20-ого века. Ќапример, ј.“.“вардовский в поэме Уѕо праву пам€тиФ призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. “а же тема раскрываетс€ и в поэме ј.ј.јхматовой У–еквиемФ. ѕриговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит ј.».—олженицын в рассказе Уќдин день »вана ƒенисовичаФ
2) ѕроблема сохранени€ пам€тников старины и бережное отношение к ним.
ѕроблема бережного отношени€ к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимани€. ¬ т€желый постреволюционный период, когда смена политического стро€ сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали всЄ возможное дл€ спасени€ культурных реликвий. Ќапример, академик ƒ.—. ЋихачЄв воспреп€тствовал тому, чтобы Ќевский проспект был застроен типовыми многоэтажками. Ќа средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы  усково и јбрамцево. «абота о пам€тниках старины отличает и тул€ков: сохран€етс€ облик исторического центра города, церкви, кремль.
«авоеватели древности сжигали книги и разрушали пам€тники, чтобы лишить народ исторической пам€ти.
3) ѕроблема отношени€ к прошлому, утраты пам€ти, корней.
УЌеуважение к предкам есть первый признак безнравственностиФ (ј.—. ѕушкин). „еловека, не помн€щего родства своего, потер€вшего пам€ть, „ингиз јйтматов назвал манкуртом (ЂЅуранный полустанокї). ћанкурт Ч человек, насильно лишЄнный пам€ти. Ёто раб, не имеющий своего прошлого. ќн не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери Ч одним словом, не осознаЄт себ€ человеческим существом. “акой недочеловек опасен дл€ общества Ч предупреждает писатель.
—овсем недавно в преддверии великого праздника ѕобеды на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании ¬еликой ќтечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой √.∆уков... ќтветы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имЄн полководцев, многие не слышали о —талинградской битве, о  урской дуге...
ѕроблема забвени€ прошлого очень серьЄзна. „еловек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, Ч тот же манкурт. “ак и хочетс€ напомнить этим молодым люд€м пронзительный крик из легенды „.јйтматова: У¬спомни, чей ты?  ак твоЄ им€?Ф
4) ѕроблема ложной цели в жизни.
У„еловеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. ¬с€ природа, где на просторе он мог бы про€вить все свойства свободного духаФ, Ч писал ј.ѕ. „ехов. ∆изнь без цели есть существование бессмысленное. Ќо цели бывают разные, такие как, например, в рассказе Ђ рыжовникї. √ерой его Ч Ќиколай »ванович „имша-√ималайский Ч мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Ёта цель поглощает его целиком. ¬ итоге он достигает еЄ, но при этом почти тер€ет человеческий облик (Урасполнел, обрюзг... Ч того и гл€ди, хрюкнет в оде€лоФ). Ћожна€ цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. ≈му нужны дл€ жизни посто€нное движение, развитие, волнение, совершенствование...
». Ѕунин в рассказе Ђ√осподин из —ан-‘ранцискої показал судьбу человека, который служил ложным ценност€м. Ѕогатство было его богом, и этому богу он поклон€лс€. Ќо когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
5) —мысл человеческой жизни. ѕоиск жизненного пути.
ќбраз ќбломова (».ј.√ончаров) - это образ человека, который много хотел добитьс€ в жизни. ќн хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместь€, хотел вырастить детей... Ќо у него не нашлось сил, чтобы эти желани€ воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
ћ. √орький в пьесе ЂЌа днеї показал драму Ђбывших людейї, которые утратили силы дл€ борьбы ради самих себ€. ќни надеютс€ на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают дл€ того, чтобы изменить свою участь. Ќе случайно действие пьесы начинаетс€ в ночлежке и заканчиваетс€ там же.
Ќ. √оголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую душу. »зобража€ ѕлюшкина, который стал Ђпрорехой на теле человечестваї, он страстно призывает читател€, выход€щего во взрослую жизнь, забирать с собой все Ђчеловеческие движени€ї, не тер€ть их на жизненной дороге.
∆изнь Ч это движение по бесконечной дороге. ќдни путешествуют по ней Ус казЄнной надобностьюФ, задава€сь вопросами: зачем € жил, с какой целью € родилс€? (Ђ√ерой нашего времениї). ƒругие пугаютс€ этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо Ужизнь трогает везде, достаЄтФ (Ђќбломовї). Ќо есть и те, кто, ошиба€сь, сомнева€сь, страда€, поднимаютс€ к вершинам истины, обрета€ своЄ духовное У€Ф. ќдин из них Ч ѕьер Ѕезухов Ч герой романа-эпопеи Ћ.Ќ. “олстого Ђ¬ойна и мирї.
¬ начале своего пути ѕьер далЄк от истины: восхищаетс€ Ќаполеоном, вовлечЄн в компанию Узолотой молодЄжиФ, участвует в хулиганских выходках наравне с ƒолоховым и  урагиным, слишком легко поддаЄтс€ грубой лести, причиной которой становитс€ его огромное состо€ние. «а одной глупостью следует друга€: женитьба на Ёлен, дуэль с ƒолоховым... » как итог Ч полна€ утрата смысла жизни. У„то дурно? „то хорошо? „то надо любить и что ненавидеть? ƒл€ чего жить и что такое €?Ф Ч эти вопросы бессчЄтное количество раз прокручиваютс€ в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. Ќа пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Ѕородинской битве, и встреча в плену с народным философом ѕлатоном  аратаевым. “олько любовью движетс€ мир и живЄт человек Ч к этой мысли приходит ѕьер Ѕезухов, обрета€ своЄ духовное У€Ф.
6) —амопожертвование. Ћюбовь к ближнему. —острадание и милосердие. „уткость.
¬ одной из книг, посв€щенных ¬еликой ќтечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во врем€ страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. Ђя уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да житьї - сказал этот человек. ќн вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную пам€ть.
“рагеди€ произошла в  раснодарском крае. ¬ доме дл€ престарелых, где проживали больные старики, началс€ пожар. ¬ числе 62 заживо сгоревших и 53-летн€€ медсестра Ћиди€ ѕачинцева, дежуривша€ в ту ночь.  огда вспыхнул пожар, она брала стариков под руки, доводила до окон и помогала им спастись. ¬от только себ€ не спасла - не успела.
” ћ. Ўолохова есть замечательный рассказ Ђ—удьба человекаї. ¬ нем повествуетс€ о трагической судьбе солдата, который во врем€ войны потер€л всех родных. ќднажды он встретил мальчика-сироту и решил назватьс€ его отцом. Ётот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы дл€ жизни, силы дл€ того, чтобы противосто€ть судьбе.
7) ѕроблема равнодуши€. „Єрствое и бездушное отношение к человеку.
Уƒовольные собой людиФ, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами Ч те же герои „ехова, Улюди в футл€рахФ. Ёто и доктор —тарцев в Ђ»онычеї, и учитель Ѕеликов в Ђ„еловеке в футл€реї. ¬спомним, как едет Уна тройке с бубенчиками пухлый, красныйФ ƒмитрий »оныч —тарцев, и кучер его ѕантелеймон, Утоже пухлый и красныйФ, кричит: Уѕрррава держи!Ф Уѕрррава держиФ Ч это ведь и есть отстранЄнность от бед и проблем человеческих. Ќа их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. ј в беликовском Укак бы чего не вышлоФ мы видим только равнодушное отношение к проблемам других людей. ƒуховное оскудение этих героев очевидно. » никакие они не интеллигенты, а попросту Ч мещане, обыватели, возомнившие себ€ Ухоз€евами жизниФ.
8) ѕроблема дружбы, товарищеского долга.
‘ронтова€ служба Ц выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми нет не существует. Ћитературных примеров тому множество. ¬ повести √огол€ У“арас ЅульбаФ один из героев восклицает: УЌет уз светлее товарищеских!Ф. Ќо наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о ¬еликой ќтечественной войне. ¬ повести Ѕ. ¬асильева Уј зори здесь тихиеЕФ и девушки-зенитчицы, и капитан ¬асков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. ¬ романе  . —имонов У∆ивые и мЄртвыеФ капитан —инцов выносит с пол€ бо€ раненого товарища.
9) ѕроблема научного прогресса.
¬ повести ћ. Ѕулгакова доктор ѕреображенский превращает пса в человека. ”ченым движет жажда познани€, стремление изменить природу. Ќо порой прогресс оборачиваетс€ страшными последстви€ми: двуногое существо с Ђсобачьим сердцемї - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
¬ печати сообщалось о том, что совсем скоро по€витс€ эликсир бессмерти€. —мерть будет побеждена окончательно. Ќо у многих людей это известие не вызвало прилива радости, напротив, усилилась тревога. „ем обернетс€ дл€ человека это бес-смертие?
10) ѕроблема патриархального деревенского уклада жизни. ѕроблема прелести, красоты нравственно-здоровой
деревенской жизни.

¬ русской литературе тема деревни и тема родины нередко соедин€лись. —ельска€ жизнь всегда воспринималась как наиболее безм€тежна€, естественна€. ќдним из первых эту мысль высказал ѕушкин, назвавший деревню своим кабинетом. Ќ.ј. Ќекрасов в стихотворении и поэмах обращал внимание читател€ не только на нищету кресть€нских изб, но и на то, как дружны кресть€нские семьи, как гостеприимны русские женщины. ќ самобытности хуторского уклада много сказано в романе-эпопее Ўолохова У“ихий ƒонФ. ¬ повести –аспутина Уѕрощание с ћатЄройФ древнее село наделено исторической пам€тью, утрата которой равносильна смерти дл€ жителей.
11) ѕроблема труда. Ќаслаждение от осмысленной де€тельности.
“ема труда многократно разрабатывалась в русской классической и современной литературе. ¬ качестве примера достаточно вспомнить роман ».ј.√ончарова УќбломовФ. √ерой этого произведени€ јндрей Ўтольц видит смысл жизни не в результате труда, а в самом процессе. ѕодобный пример видим в рассказе —олженицына УћатрЄнин дворФ. ≈го героин€ не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару Ц она относитс€ к работе как к неотъемлемой части существовани€.
12) ѕроблема вли€ни€ лени на человека.
¬ очерке „ехова Ућо€ УонаФ перечисл€ютс€ все ужасные последстви€ вли€ни€ лени на людей.
13) ѕроблема будущего –оссии.
“ему будущего –оссии затрагивали многие поэты и писатели. Ќапример, Ќиколай ¬асильевич √оголь в лирическом отступлении поэмы УћЄртвые душиФ сравнивает –оссию с Убойкой необгонимой тройкойФ. У–усь, куда ж несЄшьс€ ты?Ф Ц спрашивает он. Ќо ответа на вопрос у автора нет. ѕоэт Ёдуард јсадов в стихотворении У–осси€ начиналась не с мечаФ пишет: У¬стаЄт зар€, светла и гор€ча. » будет так вовеки нерушимо. –осси€ начиналась не с меча, и потому она непобедима!Ф. ќн уверен, что –оссию ждЄт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.
14) ѕроблема вли€ни€ искусства на человека.
”чЄные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. ќбщепризнанно, что произведени€ Ѕаха повышают и развивают интеллект. ћузыка Ѕетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Ўуман помогает пон€ть душу ребЄнка.
—едьма€ симфони€ ƒмитри€ Ўостаковича имеет подзаголовок "Ћенинградска€". Ќо больше ей подходит название "Ћегендарна€". ƒело в том, что, когда фашисты осадили Ћенинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-€ симфони€ ƒмитри€ Ўостаковича, котора€, как свидетельствуют очевидцы, дала люд€м новые силы дл€ борьбы с врагом.
15) ѕроблема антикультуры.
Ёта проблема актуальна и в наши дни. —ейчас на телевидении идЄт засилье Умыльных оперФ, которые значительно снижают уровень нашей культуры. ¬ качестве другого примера можно вспомнить литературу. ’орошо тема Уобескультуривани€Ф раскрыта в романе Ућастер и ћаргаритаФ. —лужащие ћј——ќЋ»“ј пишут плохие произведени€ и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. »ми восторгаютс€ и их литературу почитают.
16) ѕроблема современного телевидени€.
¬ ћоскве долгое врем€ орудовала банда, котора€ отличалась особой жестокостью.  огда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное вли€ние оказал американский фильм Ђѕрирожденные убийцыї, который они смотрели чуть ли не каждый день. ѕовадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.
ћногие современные спортсмены, когда были детьми, смотрели телевизор и хотели походить на спортсменов своего времени. „ерез телетрансл€ции они познакомились со спортом и его геро€ми. –азумеетс€, есть и обратные случаи, когда человек приобретал зависимость от телевизора, и его приходилось лечить в специальных клиниках.
17) ѕроблема засорени€ русского €зыка.
я считаю, что использование иностранных слов в родном €зыке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. — засорением русского €зыка заимствовани€ми боролись многие наши писатели. ћ.√орький указывал: Ђ«атрудн€ет нашего читател€ втыкание в русскую фразу иностранных слов. Ќет смысла писать концентраци€, когда мы имеем свое хорошее слово Ц сгущениеї.
јдмирал ј.—.Ўишков, занимавший какое-то врем€ пост министра просвещени€, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом Ц водомет. ”пражн€€сь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо алле€ - просад, биль€рд Ц шарокат, кий замен€л шаротыком, а библиотеку называл книжницей. ƒл€ замены не понравившегос€ ему слова калоши он придумал другое Ц мокроступы. “ака€ забота о чистоте €зыка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражени€ современников.
18) ѕроблема уничтожени€ природных богатств.
≈сли о гроз€щей человечеству беде стали писать в прессе лишь в последние дес€ть-п€тнадцать лет, то „. јйтматов ещЄ в 70-е годы в своей повести "ѕосле сказки" ("Ѕелый пароход") заговорил об этой проблеме. ќн показал губительность, безысходность пути, если человек губит природу. ќна мстит вырождением, бездуховностью. Ёту же тему продолжает писатель и в последующих своих произведени€х: "» дольше века длитс€ день" ("Ѕуранный полустанок"), "ѕлаха", "“авро  ассандры".
ќсобенно сильное ощущение производит роман "ѕлаха". Ќа примере волчьей семьи автор показал погибель дикой природы от хоз€йственной де€тельности человека. » как страшно становитс€, когда видишь, что при сравнении с человеком хищники выгл€д€т более гуманными и "человечными", чем "венец творени€". “ак ради какого блага в будущем человек приносит на плаху своих детей?
19) Ќав€зывание своего мнени€ другим.
¬ладимир ¬ладимирович Ќабоков. Уќзеро, облако, башн€ЕФ √лавный герой Ц ¬асилий »ванович Ц скромный служащий, выигравший увеселительную поездку на природу.
20) “ема войны в литературе.
ќчень часто, поздравл€€ своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. ћы не хотим, чтобы их семьи подверглись т€желым испытани€м войны. ¬ойна! Ёти п€ть букв несут за собой море крови, слез, страдани€, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. Ќа нашей планете войны шли всегда. ¬сегда сердца людей переполн€ла боль утраты. ќтовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца.   нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений.
Ќемало испытаний войной выпало на долю нашей страны. ¬ начале XIX века –оссию потр€сла ќтечественна€ война 1812 года. ѕатриотический дух русского народа показал Ћ. Ќ. “олстой в своем романе-эпопее У¬ойна и мирФ. ѕартизанска€ война, Ѕородинское сражение Ч все это и многое другое предстает перед нами воочию. ћы становимс€ свидетел€ми страшных будней войны. “олстой повествует о том, что дл€ многих война стала самым обыкновенным делом. ќни (например, “ушин) совершают героические подвиги на пол€х сражений, но сами этого не замечают. ƒл€ них война Ч это работа, которую они должны добросовестно выполнить. Ќо война может стать обычным делом не только на пол€х сражений. ÷елый город может свыкнутьс€ с мыслью о войне и продолжать жить, смир€€сь с ней. “аким городом в 1855 году €вл€лс€ —евастополь. ќ т€желых мес€цах обороны —евастопол€ повествует Ћ. Ќ. “олстой в своих У—евастопольских рассказахФ. «десь особенно достоверно описываютс€ происход€щие событи€, так как “олстой €вл€етс€ их очевидцем. » после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой определенную цель Ч рассказать своему читателю только правду Ч и ничего, кроме правды. Ѕомбардировка города не прекращалась. “ребовались новые и новые укреплени€. ћатросы, солдаты трудились под снегом, дождем, полуголодные, полураздетые, но они все равно работали. » здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный патриотизм. ¬месте с ними в этом городе жили их жены, матери, дети. ќни настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимани€ ни на выстрелы, ни на взрывы. ќчень часто они приносили обеды своим мужь€м пр€мо в бастионы, и один снар€д нередко мог уничтожить всю семью. “олстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: У¬ы увидите там докторов с окровавленными по локти руками... зан€тых около койки, на которой, с открытыми глазами и говор€, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под вли€нием хлороформаФ. ¬ойна дл€ “олстого Ч это гр€зь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: У...увидите войну не в правильном, красивом и блест€щем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимис€ знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в насто€щем ее выражении - в крови, в страдани€х, в смерти...Ф √еройска€ оборона —евастопол€ в 1854Ч1855 годах еще раз показывает всем, как сильно русский народ любит свою –одину и как смело становитс€ на ее защиту. Ќе жале€ сил, примен€€ любые средства, он (русский народ) не дает врагу захватить родную землю.
¬ 1941Ч1942 годах оборона —евастопол€ повторитс€. Ќо это будет уже друга€ ¬елика€ ќтечественна€ война Ч 1941 Ч 1945 годов. ¬ этой войне с фашизмом советский народ совершит необыкновенный подвиг, о котором мы будем помнить всегда. ћ. Ўолохов,  . —имонов, Ѕ. ¬асильев и многие другие писатели посв€тили свои произведени€ событи€м ¬еликой ќтечественной войны. Ёто т€желое врем€ характерно также тем, что в р€дах  расной јрмии наравне с мужчинами сражались женщины. » даже то, что они €вл€ютс€ представител€ми слабого пола, не остановило их. ќни боролись со страхом внутри себ€ и совершали такие героические поступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. »менно о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Ѕ. ¬асильева Уј зори здесь тихие...Ф. ѕ€ть девчат и их боевой командир ‘. Ѕасков оказываютс€ на —инюхиной гр€де с шестнадцатью фашистами, которые направл€ютс€ на железную дорогу, абсолютно уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает. ¬ трудном положении оказались наши бойцы: отступать нельз€, а остатьс€, так немцы их как семечки слузгают. Ќо выхода нет! «а спиной –одина! » вот эти девушки совершают бесстрашный подвиг. ÷еной своей жизни они останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные планы. ј какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны?! ќни учились, работали, радовались жизни. » вдруг! —амолеты, танки, пушки, выстрелы, крики, стоны... Ќо они не сломались и отдали дл€ победы самое дорогое, что у них было, Ч жизнь. ќни отдали жизнь за –одину.
Ќо на земле существует гражданска€ война, на которой человек может отдать жизнь, так и не узнав за что. 1918 год. –осси€. Ѕрат убивает брата, отец Ч сына, сын Ч отца. ¬се перемешиваетс€ в огне злобы, все обесцениваетс€: любовь, родство, человеческа€ жизнь. ћ. ÷ветаева пишет: Ѕрать€, вот она —тавка крайн€€! “ретий год уже јвель с  аином бьетс€...
Ћюди станов€тс€ оружием в руках власти. –азбива€сь на два лагер€, друзь€ станов€тс€ врагами, родные Ч навсегда чужими. ќб этом т€желом времени повествуют ». Ѕабель, ј. ‘адеев и многие другие.
». Ѕабель служил в р€дах ѕервой  онной армии Ѕуденного. “ам он вел свой дневник, который впоследствии превратилс€ в знаменитое сейчас произведение У онарми€Ф. ¬ рассказах У онармииФ говоритс€ о человеке, который оказалс€ в огне √ражданской войны. √лавный герой Ћ ютов повествует нам об отдельных эпизодах похода ѕервой  онной армии Ѕуденного, котора€ славилась своими победами. Ќо на страницах рассказов мы не ощущаем победного духа. ћы видим жестокость красноармейцев, их хладнокровность и равнодушие. ќни без малейшего колебани€ могут убить старого евре€, но, что более ужасно, они могут добить своего раненого товарища, ни секунды не раздумыва€. Ќо ради чего все это? ќтвет на этот вопрос у ». Ѕабел€ не дан. ќн оставл€ет за своим читателем право размышл€ть.
“ема войны в русской литературе была и остаетс€ актуальной. ѕисатели пытаютс€ донести до читателей всю правду, кака€ бы она ни была.
—о страниц их произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, а война Ч это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. ѕам€ть об этих дн€х будет жить в нашей пам€ти вечно. ћожет быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и выстрелы, когда наша земл€ встретит день без войны!
ѕерелом в ¬еликой ќтечественной войне произошЄл в период —талинградской битвы, когда Урусский солдат готов был рвануть кость из скелета и с ней идти на фашистаФ (ј.ѕлатонов). —плочЄнность народа в Угодину гор€Ф, его стойкость, мужество, ежедневный героизм Ч вот истинна€ причина победы. ¬ романе ё.Ѕондарева Ђ√ор€чий снегї отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки ћанштейна рвутс€ к окружЄнной в —талинграде группировке. ћолодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усили€ми сдерживают натиск фашистов. Ќебо было кроваво-копчЄным, снег плавилс€ от пуль, земл€ горела под ногами, но русский солдат высто€л Ч не дал прорватьс€ танкам. «а этот подвиг генерал Ѕессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимс€ солдатам. У„то могу, что могуЕФ Ч горько произносит он, подход€ к очередному солдату. √енерал мог, а власть? ѕочему о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории?
ѕроблема нравственной силы простого солдата
Ќосителем народной морали на войне €вл€етс€, например, ¬алега, ординарец лейтенанта  ерженцева из повести ¬.Ќекрасова Ђ¬ окопах —талинградаї. ќн едва знаком с грамотой, путает таблицу умножени€, толком не объ€снит, что такое социализм, но за родину, за товарищей своих, за покосившуюс€ хибарку на јлтае, за —талина, которого никогда не видел, будет дратьс€ до последнего патрона. ј кончатс€ патроны Ч кулаками, зубами. —ид€ в окопе, он будет больше ругать старшину, чем немцев. ј дойдЄт до дела Ч покажет этим немцам, где раки зимуют.
¬ыражение Ународный характерФ более всего соответствует ¬алеге. Ќа войну пошЄл добровольцем, к военным т€готам быстро приноровилс€, потому что и мирна€ его кресть€нска€ жизнь была не мЄд. ¬ перерывах между бо€ми ни минуты не сидит без дела. ќн умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костЄр под проливным дождЄм, штопать носки. ћожет наловить рыбу, собрать €годы, грибы. » всЄ делает молча, тихо. ѕростой кресть€нский парень, которому всего-то восемнадцать лет.  ерженцев уверен, что такой солдат, как ¬алега, никогда не предаст, не оставит на поле бо€ раненого и врага будет бить нещадно.
ѕроблема героической повседневности войны
√ероические будни войны Ч метафора-оксюморон, соединивша€ несоединимое. ¬ойна перестаЄт казатьс€ чем-то из р€да вон выход€щим. ѕривыкаешь к смерти. “олько иногда она поразит своей внезапностью. ≈сть такой эпизод у ¬.Ќекрасова (Ђ¬ окопах —талинградаї): убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещЄ дымившийс€ окурок. ћинуту назад были ещЄ жизнь, мысли, желани€, теперь Ч смерть. » видеть это герою романа просто невыносимо...
Ќо и на войне солдаты живут не Упулей единойФ: в короткие часы отдыха поют, пишут письма и даже читают. „то касаетс€ героев Ђ¬ окопах —талинградаї,  арнаухов зачитываетс€ ƒжеком Ћондоном, комдив тоже любит ћартина »дена, кто-то рисует, кто-то пишет стихи. ¬олга пенитс€ от снар€дов и бомб, а люди на берегу не измен€ют своим духовным пристрасти€м. ¬озможно, поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их, отбросить за ¬олгу, иссушить души и умы.
21) “ема –одины в литературе.
Ћермонтов в стихотворении У–одинаФ говорит, что любит родной край, но не может объ€снить за что и почему.
Ќельз€ не начать с такого величайшего пам€тника древнерусской литературы, как У—лово о полку »горевеФ.   земле –усской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора У—лова...Ф. ќн говорит об обширных пространствах своей –одины, о ее реках, горах, степ€х, городах, селах. Ќо земл€ –усска€ дл€ автора У—лова...Ф Ч это не только русска€ природа и русские города. Ёто прежде всего русский народ. ѕовеству€ о походе »гор€, автор не забывает о народе русском. »горь предприн€л поход на половцев Уза землю –усскуюФ. ≈го воины Ч это УрусичиФ, русские сыны. ѕереход€ границу –уси, они прощаютс€ со своей –одиной, с русской землей, и автор восклицает: Уќ –усска€ земл€! “ы уж за холмомФ.
¬ дружеском послании У  „аадаевуФ звучит пламенный призыв поэта ќтчизне посв€тить Удуши прекрасные порывыФ.
22) “ема природа и человек в русской литературе.
—овременный писатель ¬.–аспутин утверждал: "√оворить сегодн€ об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о еЄ спасении".   сожалению, состо€ние нашей экологии весьма катастрофическое. Ёто про€вл€етс€ в обеднении флоры и фауны. ƒалее автор говорит о том, что "происходит постепенное привыкание к опасности", то есть человек не замечает, насколько серьЄзна сложивша€с€ ситуаци€. ¬спомним проблему, св€занную с јральским морем. ƒно јрала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на дес€тки километров. ќчень резко помен€лс€ климат, произошло вымирание животных. ¬се эти непри€тности сильно повли€ли на жизнь людей, живущих на территории јральского мор€. «а последние два дес€тилети€ јральское море лишилось половины объЄма и более трети площади. ќголившеес€ дно огромной площади превратилось в пустыню, котора€ стала называтьс€ јралкум.  роме того, в јрале содержатс€ миллионы тонн €довитых солей. Ёта проблема не может не волновать людей. ¬ восьмидес€тые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели јрала. ¬рачи, учЄные, писатели размышл€ли и исследовали материалы этих экспедиций.
¬.–аспутин в статье "¬ судьбе природы - наша судьба" размышл€ет о взаимоотношени€х человека с окружающей средой. "—егодн€ не надо гадать, "чей стон раздаЄтс€ над великой русской рекой". “о стонет сама ¬олга, изрыта€ вдоль и поперЄк, перет€нута€ плотинами гидростанций", - пишет автор. √л€д€ на ¬олгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал дл€ себ€ человек.  ажетс€, побеждено всЄ, что можно было, даже будущее человечества.
ѕроблему взаимоотношени€ человека с окружающей средой поднимает и современный писатель „.јйтматов в произведении "ѕлаха". ќн показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.
–оман начинаетс€ с описани€ жизни волчьей стаи, котора€ спокойно живЄт до по€влени€ человека. ќн буквально всЄ сносит и уничтожает на своЄм пути, не дума€ об окружающей природе. ѕоводом дл€ такой жестокости послужили всего лишь затруднени€ с планом м€сосдачи. Ћюди издевались над сайгаками: "—трах достиг таких размеров, что волчице јкбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечетс€ и ищет спасени€..." ¬ этой трагедии погибают дети јкбары, но на этом еЄ горе не заканчиваетс€. ƒалее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещЄ п€ть волчат јкбары. Ћюди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозрева€ о том, что природа также им отомстит рано или поздно. ќдинока€ волчица т€нетс€ к люд€м, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребЄнка. Ёто обернулось трагедией, но на этот раз дл€ людей. „еловек в порыве страха и ненависти к непон€тному поведению волчицы стрел€ет в неЄ, но попадает в собственного сына.
ƒанный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. ’отелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.
јкадемик ƒ.ЋихачЄв писал: "„еловечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнутьс€, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу".  онечно же, всем хорошо известна целительна€ сила природы. я думаю, что человек должен стать и еЄ хоз€ином, и еЄ защитником, и еЄ умным преобразователем. ѕолюбивша€с€ нетороплива€ речка, берЄзова€ роща, неугомонный птичий мир... ћы не будем им вредить, а постараемс€ защитить.
¬ этом веке человек активно вторгаетс€ в естественные процессы оболочек «емли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тыс€чи гектаров леса, загр€зн€ет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу €довитые вещества. ќдной из важнейших экологических проблем века стало загр€знение вод. –езкое ухудшение качества воды рек и озЄр не может, не отразитс€ на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. ѕечальны экологические последстви€ аварий на јЁ—. Ёхо „ернобыл€ прокатилось по всей европейской части –оссии, и ещЄ долго будет отражатьс€ на здоровье людей.
“аким образом, человек в результате хоз€йственной де€тельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью.  ак же тогда человеку строить свои отношени€ с природой?  аждый человек в своей де€тельности должен бережно относитс€ ко всему живому на «емле, не отторгать себ€ от природы, не стремитьс€ возвыситс€ над ней, а помнить, что он еЄ часть.
23) „еловек и государство.
«ам€тин УћыФ люди Ц нумера. »мели всего 2 свободных часа.
ѕроблема художника и власти
ѕроблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. ќсобым трагизмом она отмечена в истории литературы ’’ века. ј.јхматова, ћ.÷ветаева, ќ.ћандельштам, ћ.Ѕулгаков, Ѕ.ѕастернак, ћ.«ощенко, ј.—олженицын (список можно продолжить) Ч каждый из них ощутил УзаботуФ государства, и каждый отразил еЄ в своЄм творчестве. ќдним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачЄркнута писательска€ биографи€ ј.јхматовой и ћ.«ощенко. Ѕ.ѕастернак создавал роман Ђƒоктор ∆ивагої в период жестокого давлени€ правительства на писател€, в период борьбы с космополитизмом. “равл€ писател€ возобновилась с особой силой после присуждени€ ему Ќобелевской премии за роман. —оюз писателей исключил ѕастернака из своих р€дов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писател€. » это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта ёри€ ∆иваго.
“ворчество Ч единственный способ бессмерти€ творца. Уƒл€ власти, дл€ ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеиФ Ч это завещание ј.—. ѕушкина (Ђ»з ѕиндемонтиї) стало определ€ющим в выборе творческого пути истинных художников.
ѕроблема эмиграции
Ќе покидает ощущение горечи, когда люди оставл€ют –одину. ќдних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обсто€тельств, но ни один из них не забывает своЄ ќтечество, дом, где родилс€, землю родную. ≈сть, например, у ».ј. Ѕунина рассказ Ђ осцыї, написанный в 1921 году. Ётот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берЄзовом лесу пришлые на ќрловщину р€занские косцы, кос€т и поют. Ќо именно в этом незначительном моменте удалось Ѕунину разгл€деть безмерное и далЄкое, со всей –оссией св€занное. Ќебольшое пространство повествовани€ наполнено лучезарным светом, чудными звуками и т€гучими запахами, и получилс€ не рассказ, а светлое озеро, какой-то —ветло€р, в котором отражаетс€ вс€ –осси€. Ќедаром во врем€ чтени€ Ђ осцовї Ѕуниным в ѕариже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминани€м жены писател€, многие плакали. Ёто был плач по утраченной –оссии, ностальгическое чувство по –одине. Ѕунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о –оссии.
Ёмигрант третьей волны —.ƒовлатов, уезжа€ из ———–, прихватил с собой единственный чемодан, Устарый, фанерный, обт€нутый материей, обв€занный бельевой верЄвкойФ, Ч с ним он ещЄ в пионерский лагерь ездил. Ќикаких сокровищ в нЄм не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним Ч поплинова€ рубашка, далее по очереди Ч зимн€€ шапка, финские креповые носки, шофЄрские перчатки и офицерский по€с. Ёти вещи стали основой дл€ коротких рассказов-воспоминаний о родине. ќни не имеют материальной ценности, они Ч знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. ¬осемь вещей Ч восемь историй, и кажда€ Ч своеобразный отчЄт о прошлой советской жизни. ∆изни, котора€ останетс€ навсегда с эмигрантом ƒовлатовым.
ѕроблема интеллигенции
ѕо мнению академика ƒ.—. ЋихачЄва, Уосновной принцип интеллигентности Ч интеллектуальна€ свобода, свобода как нравственна€ категори€Ф. Ќесвободен интеллигентный человек только от своей совести. «вание интеллигента в русской литературе заслуженно нос€т герои Ѕ.ѕастернака (Ђƒоктор ∆ивагої) и ё.ƒомбровского (Ђ‘акультет ненужных вещейї). Ќи ∆иваго, ни «ыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Ќе принимают они насилие в любом про€влении, будь то √ражданска€ война или сталинские репрессии. ≈сть и другой тип русского интеллигента, который предаЄт это высокое звание. ќдин из них Ч герой повести ё.“рифонова Ђќбменї ƒмитриев. ” него т€жело больна мать, жена предлагает обмен€ть две комнаты на отдельную квартиру, хот€ взаимоотношени€ невестки и свекрови складывались не лучшим образом. ƒмитриев поначалу возмущаетс€, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашаетс€ с ней, счита€, что она права. ¬ квартире становитс€ всЄ больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. ¬ св€зи с этим вспоминаетс€ другое произведение Ч Ђ„емоданї —.ƒовлатова. —корее всего УчемоданФ с ветошью, вывезенный журналистом —.ƒовлатовым в јмерику, вызвал бы у ƒмитриева и его жены только чувство брезгливости. ¬месте с тем дл€ геро€ ƒовлатова вещи не имеют материальной ценности, они Ч напоминание о прошедшей юности, друзь€х, творческих поисках.
24) ѕроблема отцов и детей.
ѕроблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. ќб этом писали и Ћ.Ќ.“олстой, и ».—.“ургенев, и ј.—.ѕушкин. я же хочу обратитьс€ к пьесе ј.¬ампилова Ђ—тарший сынї, где автор показывает отношение детей к своему отцу. » сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относ€тс€ к его переживани€м и чувствам. ќтец все молчаливо сносит, находит оправдани€ всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставл€ть его одного. √лавный герой пьесы видит, как на глазах разрушаетс€ чужа€ семь€, и искренне пытаетс€ помочь добрейшему человеку- отцу. ≈го вмешательство помогает пережить т€желый период в отношени€х детей к близкому человеку.
25) ѕроблема ссор. ¬ражда людей.
” ѕушкина в повести УƒубровскийФ вскользь брошенное слово привело к вражде и многим бедам дл€ бывших соседей. ” Ўекспира в У–омео и ƒжульеттеФ вражда семейств закончилась смертью главных героев.
У—лово о полку »горевеФ —в€тослав произносит Узолотое словоФ, осужда€ »гор€ и ¬севолода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли.
26) «абота о красоте родного кра€.
¬ романе ¬асильева УЌе стрел€йте в белых лебедейФ скро



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
—лово в день пам€ти св€того јпостола јндре€ ѕервозванного | 
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 28814 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

441 - | 413 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.