Расположенная на стыке торговых путей запада и востока, Византия в 4-7 веках достигает экономического расцвета и становится центром новой культуры.
Культура Византийской империи складывалась и развивалась под влиянием античной. Но становление этой культуры связано с развитием новой религии – христианства.
Вопросы религии занимают в жизни византийского общества одно из главных мест. Коренным образом изменяется теперь и отношение к человеческому телу. По учению церкви оно является вместилищем греха, а не предметом любования и преклонения, как в античном мире. Человек изображается схематично, почти лишенным объемности, облаченным в одежды, имеющие орнаментальный характер.
Восприняв основные черты римского костюма, Византия значительно видоизменила его. По сравнению с типичной древнеримской одеждой византийская имела меньшую ширину, которая в основном обуславливалась большей плотностью ткани. Одежда Византии обогатилась новыми тканями, шитьем, сочными расцветками. Были восприняты персидские, затем арабские мотивы крылатых зверей, птиц. Шелковые ткани и парча были вышиты золотом и драгоценными камнями. Тело человека в эту эпоху трактуется лишь как объемная подставка, на которой показывается великолепие негнущихся тканей. Формы одежды аристократии и богатых горожан становятся все более жесткими, силуэт столбообразным.
Верхней частью мужской одежды была туника, однако она была мало похожа на классическую римскую. Спинка и перед туники состояли из прямых полотнищ ткани, а рукава, имевшие квадратную пройму, сильно сужались книзу.
Появившаяся в эпоху поздней Римской империи новая часть мужской одежды – штаны, широко распространенные на Востоке, были всеобщей мужской одеждой в Византии. Они имели форму длинных чулок из ткани. Эти штаны подвязывали к нижнему поясу специальными тесемками.
Поверх туники носили пенулу, ставшую в Византии всеобщей одеждой – мужской и женской. Но в византийском варианте она не имела сплошного разреза спереди и вырез горловины помещали не в центре, а ближе к переднему краю, что несколько изменило ее внешний вид. Наряду с пенулой употребляли всевозможных размеров и форм плащи.
Покрой туник у людей различных классов и даже разных социальных групп был однотипен, главным различием было качество ткани и длина туники. Короткую, выше колен тунику носила основная масса населения.
Обувь была проста по своей форме – мягкие сапоги, подвязанные узкими ремешками ниже колен или башмаки типа закрытых сандалий с переплетами почти до колен. Головные уборы, мало распространенные в античном мире, становятся общеупотребительными в Византийской империи. Это были шапки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем.
Женская византийская одежда по своему характеру была близка к мужской, поэтому путь их развития был одинаковым. Первоначально она еще сохраняла элементы женской римской одежды позднего времени, но постепенно проступают черты того нового внешнего облика, который отразил в себе учение христианской религии о природе женской натуры. Женское тело должно было быть полностью закрыто вплоть до головы. Оставалось открытым только лицо.
Характерный тип одежды – вышитая туника, доходившая до кончиков башмаков, с длинным узким рукавом и плащ пенула. В костюме стали проявляться элементы, взятые из церковной символики. Так, например, на одеже помещали целые картины из священного писания.
В светской одежде появились членения декоративными поясами церковной одежды (оплечье, пояс, манжеты). Все чаще в декоре одежды встречается крест. Декор служит для концентрирования внимания на лице и руках, а не на форме тела.
Сословные различия появились и в женском костюме. Образ жизни аристократической верхушки далеко не соответствовал идеал добродетели, проповедываемым церковью. Страсть к роскоши, желание выделить себя среди окружающих заставляет богатых византийских женщин одеваться в роскошные одежды из дорогих тканей, затканных золотом. Одежда отличалась изысканными сочетаниями цветов.
Одежда основной массы византийских женщин прошла тот же путь развития, что и одежда аристократок правящего класса, но в ней всегда была большая мягкость и приспособленность к условиям жизни.
Византийская культура создала своеобразный новый художественный язык, сумевший выразить в лаконичной и убедительной форме основные идеи своего времени, оказав большое влияние на формирование художественной культуры Древней Руси. Историческое значение византийского искусства велико, а вся византийская культура в целом явилась звеном, связавшим античный мир с новым, и во многом способствовала дальнейшему расцвету европейской культуры.