Внимание! Для прослушивания передач МРК вы можете использовать проигрыватель Media Player скачать аудиофайл
Костя: В эфире Международное радио Китая и программа «Встреча с миром». С вами ведущий Константин Щепин. В нынешнем году мы отмечаем сразу два юбилея: десятилетие создания Шанхайской организации сотрудничества и десять лет с момента подписания российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В связи с этими важными для российско-китайских отношений датами мы пообщались с человеком, стоявшим у истоков создания ШОС и разработки российско-китайского стратегического договора. Это Игорь Алексеевич Рогачев – бывший посол России в КНР, а ныне член Совета Федерации. Он лично вел переговоры по созданию Шанхайской организации сотрудничества и подписанию одного из важнейших договоров между нашими странами. Нам повезло: Игорь Алексеевич приехал с кратким неофициальным визитом в Пекин и нашему корреспонденту удалось взять у него эксклюзивное интервью. У сенатора был крайне напряженный график, и мы смогли поймать его лишь во время короткого перерыва на обед в самом центре Пекина. Наш собеседник поделился воспоминаниями о процессе создания ШОС.
Идея объединения хотя бы нескольких стран бывшего Советского Союза постоянно развивалась в 90-е годы прошлого века. В 1996 году в Шанхае собрались президенты нескольких центральноазиатских республик, президент России Борис Ельцин и председатель КНР Цзян Цзэминь. Всего было представлено пять стран. Узбекистан по некоторым соображениям воздержался вступать в новую структуру. Была создана знаменитая «шанхайская пятерка». Ее главной задачей было обеспечение безопасности в центральноазиатском регионе и защита границ. В 2001 году Узбекистан, изучив опыт работы пятерки, принимает решение присоединиться к этой структуре. В результате появилась ШОС. В этом году мы отмечаем ее 10-летний юбилей. Нам есть, что вспомнить и есть, чем гордиться.
Костя: Так чем же гордиться? На этот вопрос нам поможет ответить известный корреспондент, депутат Народного политического консультативного совета Китая госпожа Фань Бинбин. Госпожа Фань, по вашему мнению, каковы основные успехи ШОС за прошедшие 10 лет?
Фань Бинбин: Я считаю, что ключевой момент в том, что эта очень молодая организация уже смогла доказать свою состоятельность и способность оперативно реагировать на новые требования меняющейся геополитической обстановки. Показательно, что ШОС значительно расширила сферу своей деятельности. Теперь это не только механизм обеспечения региональной безопасности, но и платформа для укрепления регионального экономического и гуманитарного сотрудничества. Влияние и узнаваемость организации на международной арене значительно возросла, к ее мнению прислушиваются даже такие влиятельное игроки, как Организация объединенных наций. Но что мы все о прошлом? Давай посмотрим в будущее.
Костя: Чтобы ответить на вопрос о перспективах развития ШОС, возвращаемся к интервью с Игорем Рогачевым.
Очень интересны перспективы развития ШОС. Помимо вопросов безопасности сейчас существует очень много направлений, по которым мы объединяем наши усилия. Это энергетика и транспорт, это продовольственная безопасность, это создание совместных предприятий, Это борьба против «трех зол» - терроризма, сепаратизма и экстремизма. Это также борьба с наркоугрозой и пиратством.
Фань Бинбин: Знаешь, я слышала запись вашего интервью и, если не ошибаюсь, Игорь Алексеевич говорил не только о расширении сфер деятельности организации, но и о расширении ее членства.
Костя: Абсолютно верно. Давайте послушаем.
Большое количество международных организаций, включая ООН и европейские международные структуры, проявляют интерес к установлению контактов с ШОС. И такие контакты уже существуют. ШОС признана, и все больше стран проявляют заинтересованность в том, чтобы либо стать постоянным членом организации, либо получить статус наблюдателя при ней. Так что ШОС будет расширяться. В этом никаких сомнений быть не может.
Костя: Госпожа Фань, а давайте посмотрим на эту региональную политическую организацию с несколько необычной стороны. Как вам кажется, что общего между ШОС и традиционной китайской медициной?
Фань Бинбин: Ты меня завел в тупик. Даже не знаю, что сказать.
Костя: все просто: дело в том, что в рамках организации создается Академия традиционной медицины, которая будет исследовать опыт древних врачевателей Китая, России и центральноазиатских стран. Вот, что по этому поводу рассказал нам Игорь Рогачев:
Последние несколько лет идет большая работа по созданию Академии традиционной медицины в рамках ШОС. Большинство стран-членов организации эту идею поддерживают. Прежде всего будет исследоваться китайская традиционная медицина. Но поскольку в азиатских республиках испокон веков существует и собственная медицина, то мы решили назвать академию традиционной медицины. Ее отделения будут созданы в Москве, Пекине и всех столицах стран ШОС. Будем надеяться, что академия появится уже в нынешнем году.
Костя: Госпожа Фань, а вы как думаете, зачем создается медицинская академия при организации, которая создавалась как структура по обеспечению региональной безопасности?
Фань Бинбин: Знаешь, я не удивлена. Мы же уже говорили о том, что функции ШОС постоянно расширяются. У организации существует огромный потенциал развития гуманитарного взаимодействия. В случае с академией, думаю речь идет не только о проведении каких-то отвлеченных научных исследований. Медицина – это всегда практика. Поэтому с высокой долей вероятности на базе академии начнут работать практикующие врачи. Это сделает китайскую традиционную медицину более доступной для жителей стран ШОС. А в долгосрочной перспективе, думаю, академия сможет помочь в процессе стандартизации лекарственных препаратов между странами организации. На сегодня в этой сфере сохраняются проблемы. Например, многие в России хотят купить препараты традиционной китайской медицины, но не могут этого сделать потому, что эти лекарства не прошли стандартизацию, не одобрены властями и, соответственно, не продаются в аптеках. Деятельность академии способна внести вклад в решение этой проблемы. В этом смысле мы уже переходим к экономике. Фармацевтика – очень выгодный бизнес. Если между странами ШОС активизируется торговля лекарственными препаратами, то товарооборот между ними пополнится сотнями миллионов долларов.
Костя: На этой заздравной ноте вспомним еще об одном юбилее – десятилетии подписания российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В разговоре с нами Игорь Рогачев сказал, что важность этого соглашения трудно переоценить.
Я вспоминаю времена, когда я в качестве посла России в КНР вел переговоры о подписании договора с замминистром иностранных дел Лю Гучаном. Мы пришли к выводу о том, что настало время для того, чтобы между нашими странами снова был выработан и подписан документ, который бы заменил договор о дружбе и взаимной помощи 1950 года. Тот договор давным-давно прекратил свое действие, поскольку был рассчитан на 30 лет. С тех пор никаких межгосударственных соглашений такого уровня не подписывалось. После активной работы по линии внешнеполитических ведомств, 16 июля 2001 года договор был торжественно подписан. Его скрепили подписями Борис Ельцин и председатель КНР Цзян Цзэминь. Это договор исторического характера, поскольку он решил целый ряд проблем. Самое главное – это решение пограничной проблемы, которая существовала более 40 лет. Я сам участвовал в переговорах по этой проблеме, возглавлял на них делегации Советского Союза. На сегодня подписан целый ряд документов, которые кладут конец спорам по границе. Теперь наша граница стала регионом мира, благополучия и сотрудничества. Это чрезвычайно важно для народов обеих стран.
Мы также договорились о том, что будем бороться за создание нового мирового порядка, за мир и сотрудничество во всем мире. Было принято множество исторических решений.
Костя: По словам сенатора, 10-летие подписания договора будет отмечаться широко и с помпой.
Готовится очень большое количество документов, будут встречи на самом верху, будут подписаны новые документы, в том числе – совместная декларация лидеров двух стран.
У китайских товарищей есть хорошее выражение: Дружба из поколения в поколение, враги – никогда. Я думаю, что в основе договора лежит как раз этот принцип. Договор составлен не на короткое время, а на длительную перспективу. Он будет объединять наши народы в борьбе за справедливый мировой порядок, за сотрудничество и процветание наших стран.
Фань Бинбин: Решение многих вопросов и развитие сотрудничества между нашими странами – это прекрасно. Но остаются ли проблемы?
Костя: Вы знаете, да. Основной проблемой на сегодня Игорь Рогачев считает низкое знание народов двух стран друг о друге.
Будучи послом в КНР в течение 13 с лишним лет, я переживал за то, что наши народы пока что мало знают друг о друге. У нас прекрасные отношения на высшем уровне. Но как у нас в шутку говорят, «На верху-то жарко, а внизу– прохладно». Меня беспокоит то, что особенно недостаточно знают друг о друге наши молодые люди. Хотя в китайских СМИ всегда было достаточно материалов о России, в наших СМИ материалов о Китае мало. В последние годы предприняты большие меры для того, чтобы ликвидировать это упущение. В России открываются институты Конфуция, которые знакомят россиян с китайским языком и культурой. Число изучающих русский язык в Китае растет. В России китайский изучают все больше молодых людей. Хотя пока недостаточно хороших переводчиков на переговорах, а переговоров идет все больше и больше и по политической, и по экономической тематике.
Фань Бинбин: Знаешь, Костя, я думаю, что в решении именно этой проблемы, в том, чтобы ближе познакомить россиян с Китаем, а китайцев – с Россией, и состоит основная задача нашей работы.
Костя: Абсолютно с вами согласен. Больше узнать о Китае вы можете на нашем сайте http://russian.cri.cn/