Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Подготовка процесса тонирования

КРАСКИ ДЛЯ ТОНИРОВАНИЯ

 

Акварельные краски. Акварель — это клеевая водорастворимая краска, от­личающаяся большой прозрачностью и чистотой цвета. Она изготовляется на основе пигментов минерального и орга­нического происхождений. В состав ак­варели входят растительные клеи, пластификаторы, поверхностно-активные вещества и антисептики. В состав клея входят гуммиарабик и декстрин.

Для тонирования утрат использую! наборы акварельных красок «Нева» и «Ленинград». Использовать желательно краски светостойкие, чтобы тонировки минимально изменяли свой цвет при экспонировании произведений. Свето­стойкость — это устойчивость пигмен­тов к действию рассеянного солнечного света, она зависит от химического со­става пигмента.

Светостойкость акварельных красок обозначается на этикетках выпускаемых красок звездочками:

Вполне светостойкие 2 красные звездочки

Светостойкие 2 черные звездочки

Умеренно светостойкие 1 черная звездочка

Слабо светостойкие без звездочки

Кроме светостойкости на постоян­ство цвета влияет способность некото­рых пигментов вступать в химические соединения и менять цвет. Поэтому в ра­боте можно пользоваться таблицей сме­сей акварельных красок «Ленинград», в которой дана оценка светостойкости и прочности смесей в пятибальной системе (см. таблицу светостойкости красок и их смесей на первом форзаце).

В русской иконописи употреблялось сравнительно небольшое количество кра­сок. Поэтому при тонировании вполне достаточно ограничиться такими краска­ми в акварели, как охра, английская красная, умбра натуральная и жженая, все виды марсов, кость жженая, сажа, сиена натуральная, железная красная, кобальт синий, травяная зелень, сепия, алая.

Особенно нестойкими в смесях крас­ками лучше не пользоваться. Это изум­рудная зелень, берлинская лазурь, крап­лак, ультрамарин, кадмий желтый и оранжевый (последний нестоек в смесях с земляными красками).

Чистая акварель, то есть разбавляе­мая чистой водой без добавления свя­зующего, применяется в тех случаях, когда тонировки выполняются на авторском грунте в местах стертой живописи и служат средством для погашения беле­соватости обнаженного грунта и мелких утрат. Однако чистая акварель не создает прочную пленку и при нанесении лака тампоном может быть стерта. Особенно слабо она держится на поверхности ста­рого прочного левкаса. Поэтому для упрочнения красочного слоя тонировки и его связи с твердой глянцевитой поверх­ностью левкаса акварельные краски раз­водят не чистой водой, а слабой эмульси­ей желтка.

Тонировка, выполненная акварелью с добавлением желтка или желтковой темперой, может быть покрыта лаком не ранее чем через два-три месяца, а тони­ровка чистой акварелью — через семь-десять дней.

Сухие пигменты. В тонировании применяются как природные, так и ис­кусственные минеральные пигменты.

Природными минеральными пигмен­тами называют земли, окрашенные глав­ным образом соединениями железа и марганца. Кроме хромофоров в состав природных пигментов входят наполняю­щие породы, такие, как соединения крем­ния, алюминия, марганца, меди, хрома и другие. С целью изменения природно­го оттенка некоторые пигменты подвер­гаются прокаливанию. Таким образом получают сиену жженую, умбру жженую, охру красную, сурик.

Искусственные минеральные пиг­менты — это пигменты, получаемые в ре­зультате химического соединения на ос­нове двух-трех, а иногда и значительно большего числа исходных веществ. На­пример, ярко-красная киноварь состоит из ртути и серы, имеющих другие цвета. Синий ультрамарин также получают из веществ, не имеющих синего цвета. Не­которые искусственные пигменты имеют цвет, сходный с цветом веществ, из ко­торых они получены, но несколько иного оттенка. Например, из синего медного купороса получают синюю краску друго­го оттенка.

Широко применяются также органи­ческие природные и синтетические пиг­менты. Классификация пигментов дана в приложении (с. 155).

Почти все выпускаемые заводами су­хие пигменты перед употреблением для тонирования требуют дополнительной перетирки. Их лучше всего перетирать каменным курантом. Его могут заме­нить лист толстого стекла площадью до 1 м 2 (в зависимости от объема работы) и стеклянный курант. Стекло должно быть матовым, с тонкой шероховатой по­верхностью. Если нет стеклянного ку­ранта, то используют кусок специально обточенного стекла с матовой рабочей поверхностью. Стекло должно быть об­работано так, чтобы его удобно было дер­жать рукой.

На лист стекла насыпается пигмент, его слегка смачивают водой, накрывают курантом и, плотно прижимая, круго­образными движениями растирают пиг­мент. При этом следят, чтобы вся масса пигмента попадала между рабочими по­верхностями, иначе останутся нерастертые частицы. По мере просыхания пиг­мента в процессе перетирки добавляют воду. Время перетирки может быть от одного часа до трех-четырех часов.

Перетертый пигмент просушивают, ссохшиеся комки растирают в ступке. Затем пигмент помещают в стеклянную посуду или в полиэтиленовый пакет.

Нужно учитывать, что некоторые крупнокристаллические пигменты при сильном измельчении утрачивают интен­сивность цвета от разрушения граней кристаллов, кроме того снижается их кроющая способность. Таковы, напри­мер, ультрамарин, кобальт, свинцовый сурик.

 

«СТАРАЯ ОЛИФКА»

 

При тонировках можно использовать «старую олифку». Удаляемые старые олифные пленки собирают в стеклянный пузырек с притертой пробкой. Пузырек заливают аммиачной водой (нашатыр­ным спиртом), закрывают пробкой, ста­вят в теплое место (например, на бата­рею водяного отопления) и выдержи­вают в течение месяца. Время от времени содержимое пузырька взбалтывают. Сме­си дают отстояться и жидкую коричне­вую фракцию сливают в отдельную по-

суду, которую оставляют открытой до полного испарения аммиака. Если ам­миак испаряется медленно и состав силь­но загустел, то добавляют воду, переме­шивают все и продолжают выветрива­ние. Когда жидкая «старая олифка» становится густой, посуду закрывают пробкой.

Перед тонированием иконы «старую олифку» наносят кистью на палитру и разводят водой до получения нужной светосилы. При тонировании она дает прозрачный золотистый цвет (ил. 102). По мере необходимости ее можно под­цвечивать акварелью.

 

ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА ТОНИРОВАНИЯ

Перед началом тонирования необхо­димо хорошо проверить состояние про­изведения, тщательно укрепить слу­чайно оставшиеся отставания или ше­лушения грунта и красочного слоя. Поверхность живописи протирают ват­ным тампоном, смоченным яичной эмульсией (одна часть желтка — на во­семь частей дистиллированной или ки­пяченой воды). Можно протереть по­верхность разбавленным соком чеснока или препаратом бычьей желчи.

Для выполнения работ по тониро­ванию поверхности живописи необходи­ма свежеприготовленная эмульсия из желтка в соотношении 1:3 или 1:4. Ки­сти круглые беличьи или колонковые № 2, 3, 6, 8 и 10. Кисть № 10 удобна для нанесения подмалевка при тониро­вании больших участков.

Для удаления излишков краски с по­верхности могут потребоваться пористая бумага типа фильтровальной, а также узкие полоски белой плотной бумаги (чертежной, полуватмана), которые нужны для сравнения составленного ко­лера с цветом соответствующего участка авторской живописи. Для работы необ­ходима белая палитра, которую можно заменить белой керамической облицо­вочной плиткой или тарелкой. Для кра­сок, затертых из сухих пигментов с яич­ной эмульсией, удобны небольшие (на 50—100 мм 3) фарфоровые чашечки, не­окрашенные деревянные ложки, которые предварительно пропитаны олифой и просушены.

На палитру наносят краски чистой кистью. Тут же смешивают их, получая нужный колер, сравнивают его с коле­рами иконы, наносят на полоски белой бумаги, подсушивают и высохший колер корректируют по тонам живописи иконы.

При составлении колеров не рекомен­дуется соединять пигменты, резко отли­чающиеся степенью размельченности (дисперсности). Тонировки, имеющие пигменты разной дисперсности, при просыхании расслаиваются. Тонкодисперс­ные пигменты образуют отдельные слои, как бы всплывающие на поверхность всего наложенного слоя краски, а круп­нодисперсные — осаждаются на поверх­ности левкаса. Это резко изменяет перво­начальный цвет тонировок. Смешивать акварель и краски из крупнодисперсных пигментов можно лишь, имея большой опыт тонирования. Начинающему ре­ставратору лучше применять только ак­варель.

Тонировки делают так, чтобы после полного просыхания они становились несколько более светлыми, чем соответ­ствующие участки подлинной живописи произведения. После нанесения покров­ной пленки они приобретут повышенную интенсивность цвета, прозрачность и более темный тон.

 

СПОСОБЫ ТОНИРОВАНИЯ

 

Для тонирования произведение кла­дут в горизонтальное положение (при вертикальном положении произведе­ния — на мольберте — получаются за­теки краски, искажающие фактуру и то­на тонировок). В процессе работы про­изведение время от времени ставят в вер­тикальное положение и направляют на него свет, чтобы с расстояния оценить качество тонировки.

Тонировку выполняют пуантелью, способом штриховки или способом сплошной заливки жидкой краской или полусухой кистью с подмалевком или без него. Выбор способа зависит от ха­рактера сохранившейся живописи и участков, подлежащих тонированию. Автор­ская живопись бывает корпусной или прозрачной. Она может иметь хоро­шую сохранность, которую сравнива­ют иногда с поверхностью эмали или, наоборот, быть дефектной (иметь потер­тости краски, кракелюры, утраты грун­та и т. д.).

Во всех случаях тонировки должны отличаться от авторской живописи, как-то выделяться. Это достигается разными способами — с помощью очень тон­кого контура вокруг реставрационной вставки, изменением тона, использова­нием пуантели, штриховки и так далее.

Очень важно чтобы тонировки (за­ливками, пуантелью и т. п.) были проз­рачными и чтобы через них просвечивал грунт. Иначе рядом с прозрачными ав­торскими красками тонировки будут вы­глядеть как глухие потемневшие «за­платы».

Один из приемов тонирования — это легкое затенение поверхности грунта темной по тону лессировкой. При нане­сении последующих слоев красок тони­ровка становится еще темнее и ярче. Но нельзя допускать, чтобы после высы­хания тонировка была темнее авторской живописи.

Если тонируемый участок должен иметь темный цвет, то делают яркий цветовой подмалевок, который придает тонировке звучность. Подмалевок обяза­тельно делается на яичной эмульсии, иначе при нанесении последующих сло­ев красок он будет размазываться.

Если пользоваться краской только одного цвета, накладывая ее слой за слоем, то трудно достичь гармонии с ав­торской живописью. Такая тонировка получится темной, резко отличающейся от подлинных частей живописи своими тяжелыми, глухими тонами.

Белилами нужно пользоваться край­не ограниченно, так как добавление их в другие краски придает тонировке глухой непрозрачный матовый тон, который трудно исправить даже последующими лессировками. Нужно также учитывать, что тонировка с избытком сажи темне­ет после полного просыхания (через один-два дня).

Тонирование пуантелью. Тонирова­ние пуантелью — наиболее распростра­ненный способ в современной отече­ственной реставрации (ил. 100).

Пуантель — это способ нанесения краски отдельными мазками-точками.

Кисть смачивается приготовленным колером, освобождается от крупной кап­ли. На тонируемую поверхность легким прикосновением кисти наносится капля краски, рядом с ней вторая, так чтобы, не успев просохнуть, они слились краями. Так тонируют весь нужный участок, ко­торый зрительно напоминает несколько потертую или растрескавшуюся автор­скую живопись. В то же время благодаря равномерно распределенным точкам он хорошо отличается на близком расстоя­нии от авторской живописи.

Способом пуантели воспроизводят утраченные фрагменты изображений ус­ловно, без деталей. Такие восполнения не воспринимаются как подделка под ори­гинал.

Способ пуантели можно сочетать с лессировкой. Непосредственно на грунт наносят легкий, прозрачный подма­левок, а сверху применяют пуантель. В этом случае точки можно наносить бо­лее разреженно, отдельно друг от друга. При правильно найденных тоновых и цветовых отношениях подмалевка и пу­антели такие тонировки выглядят осо­бенно легкими, органичными.

Тонирование вертикальной штрихов­кой. Этот способ применяется только реставраторами Западной Европы. Штрихи наносят вертикально полусухи­ми мазками. Однако, резкая полосатость

противоречит спокойной манере письма, характерной для иконописи.

Тонирование перекрестной штрихов­кой. Здесь линии пересекаются под пря­мым углом. Тонировка выглядит более равномерно и если выполнена точно, то не вносит беспокойства, как вертикаль­ная штриховка (ил. 103). У нее есть небольшое преимущество перед пуан­телью: четкий штрих нельзя спутать с по­тертостями авторской живописи. Но если сетка сделана крупно, слишком резко вы­деляется, то она также мешает восприя­тию авторской живописи.

Тонирование способом заливки. Этот способ допустим только в местах неболь­ших утрат при общей хорошей сохран­ности авторской живописи. На фоне по­тертой, растрескавшейся, имеющей мно­гочисленные мелкие утраты живописи такие тонировки выглядят чуждым ров­ным пятном или самостоятельными фрагментами, что противоречит самому принципу тонирования.

Тонировки всегда делаются близкими к сохранившейся живописи приглушен­ными колерами (но не матовыми и не бе­лесыми) и обязательно прозрачными. Манера нанесения красочного слоя должна отличаться от авторской жи­вописи (ил. 102, 103).

При наложении лессировок каждый последующий слой обязательно нано­сится только на подсохший предыдущий слой, так как в сыром состоянии он размывается, краски перемешиваются, а случайные смешивания приводят к образованию грязных, глухих по тону пятен.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика нефте-газо-водоносности месторождения. Зоны возможных осложнений. | Физические способы переноса тепла и массы вещества при нагреве пищевых продуктов. Теплопроводность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 531 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2316 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.