Создание традиционной китайской живописи приписывается четырём отцам основателям:
Гу Кайчжи, Лу Таньвэй, Чжан Сэнъяо и У Даоцзы,
живших с IV-го по VIII века нашей эры.
Представитель «живописи интеллектуалов», известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишенная формы живопись; живопись — это обретшая форму поэзия».
Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая, что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Она раскроет суть природы, она закончит деяние творца».
Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи:
· жанр живописи растений, в частности живопись бамбука.
· живопись цветов и птиц.
· горные пейзажи
· анималистический жанр
· жанр портрета.
+ 3 жанра считались основными: «люди», «горы и реки», «цветы и птицы»
Начиная со времён зарождения китайской живописи на шёлке и бумаге в V веке н. э. множество авторов предпринимают попытки теоретизации живописи. Первым среди всех, пожалуй, был Гу Кайчжи, с подачи которого были сформулированы
шесть законов — «люфа»:
1. Шэньцы — одухотворённость,
2. Тяньцюй — естественность,
3. Гоуту — композиция живописного произведения,
4. Гусян — постоянная основа, то есть структура произведения,
5. Мосе — следование традиции, памятникам древности,
6. Юнби — высокая техника письма тушью и кистью.
Они составят идейный костяк, вокруг которого китайская живопись будет развиваться последующие столетия.
В эпоху Классической живописи Тан и Сун создаются самые известные произведения китайской живописи. Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры. Это же можно сказать и о китайской живописи. На протяжении последующих династий Юань, Мин и Цин художники ориентировались на образцы именно Сунского периода. При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082—1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку.
В отличие от художников Тан и Сун, живописцы последующих эпох не стремились к созданию новых стилей, а наоборот, всячески подражали стилям ушедших эпох. И часто делали это на очень хорошем уровне, как художники времён монгольской династии Юань, последовавшей за эпохой Сун.
Монгольскую династию Юань сменила эпоха Мин. Среди многочисленных художников эпохи Мин выделяют четверых художников: Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмина, Тан Иня и Цю Ина. Они вошли в историю под названием «Сужчоуской четверки».
ü В целом художники Минской эпохи ориентировались на образцы эпохи Сун. Но были и нововведения. Большой импульс развития получила живопись фигур.
Династия Мин правила Китаем тогда же, когда в Европе расцветала эпоха возрождения. Интересно отметить, что на разных концах Евразии синхронно и независимо друг от друга возник интерес к изображению человеческого тела и в том числе обнажённой натуры.
В 1644 Династия Мин пала. Китай вновь завоёван варварами-маньчжурами, правившими поднебесной вплоть до Синхайской революции 1911 года. Каждое последующее нашествие порождало новый раскол в обществе, отразившийся, в том числе и на развитии живописи. Со времён монгольского завоевания в XIII веке, начинает развиваться «провинциальная» живопись художников, не желавших вступать на службу императорскому двору завоевателей.
Впрочем, множество талантливых художников продолжали служить при дворе.
Так, при династии Цин были художники, составившие так называемую «восьмерку Янчжоуских оригиналов».
ü В течение царствования династии Цин была написана одна из основополагающих теоретических книг по китайской живописи «Слово о живописи из сада “горчичное зерно”».