Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности

I. Немецкая классическая философия;

II. Философия марксизма

III. Западная философия середины 19-20 веков

I. Немецкая классическая философия

2-я половина 18 – 1-я половина 19 веков

 

Особенности немецкой классической философии

Пришла на смену французскому метафизическому материализму.

 

Характеризовалась рядом особенностей:

- более глубокое исследование различных философских проблем (онтология, гносеология, этика и др.);

- углубленное развитие диалектики (в т.ч. - категорий и законов);

- в гносеологии исследуется не только объект, но и субъект познания;

- возвращение и господство в философии идеализма.

Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы, понятия)

И. Кант (1724-1804)

Родоначальник немецкой классической философии.

Пруссия, Кенигсберг, сын ремесленника.

Профессор и ректор Кенигсбергского университета.

Кроме вклада в философию: крупный ученый в области естественных наук: космогония, физическая география, антропология.

Космогония:

1) естественное возникновение Солнечной системы из разряженного облака мелких частиц;

2) происходит вечное образование новых планет;

3) зависимость вращения Земли от приливов;

Все это – доказательство исторического развития природы (диалектика!).

Физика: относительность движения и покоя;

Биология: предложил генеалогическую классификацию животного мира.

 

Два периода в творчестве И.Канта:

1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).

2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781).

Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума.

 

Основные задачи философии:

- Что я могу знать? (ответ в книге «Критика чистого разума»);

- Что я должен делать? (работа «Критика практического разума»);

- На что я смею надеяться? (работа «Религия в пределах только разума»).

 

Основные проблемы:

- проблема познаваемости мира и границы человеческого познания;

- нравственность человека

 

Основные понятия:

- явление, вещь в себе, категорический императив.

Гносеология Канта

Предложил:

- переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания,

- а также изучить границы познания.

 

 

Учение о «вещи в себе» (или о сущности и явлении):

Основные идеи учения:

1. Познание человеком мира имеет свои границы.

2. В предмете различаются две стороны:

а) явления – это внешная сторона предмета, та, что познается нами с помощью органов чувств (то, что нам через них является);

б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, основа вещи, отличающая ее от всех других вещей.

3. Сущность и явления не совпадают друг с другом.

4. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и принципиально непознаваема. Поэтому это – т.н. «вещь в себе».

«Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А я на самом деле…».

В этом - агностицизм Канта.

5. Явления человек способен познать с помощью органов чувств. Поэтому явления – открыты для познания. Это т.н. «вещь для нас».

 

Например: человек.

Явления человека – его внешность, поведение на людях.

Сущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа.

 

Причины непознаваемости сущности (по Канту):

1. Бесконечность и изменчивость мира;

2. Нравственная целесообразность ограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом.

 

А нужно ли человеку все знать?

Пример: использование атомного оружия.

Выводы: В своем учении Кант обращает внимание на:

1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»;

2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью.

 

Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности:

Кант не прав. И сущность познаваема - через познание явлений.

«Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении открывается и частичка сущности предмета.

Таким образом, через последовательное изучение и познание явлений предмета мы все больше узнаем и о его сущности.

Таким образом, Гегель указывает на:

1) диалектическую взаимосвязь сущности и явлений;

2) принципиальную возможность познания сущности;

3) указывает механизм познания сущности.

 

 

Этика Канта

Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности

Название учения говорит само за себя.

Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.е. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.

Н-р: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение классов, перенапряжение сил).

Антифеодальная (антикрепостническая) направленность данного учения. Т.е. нельзя угнетать других. Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.

Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я учусь уважать человека».

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример практического применения теоретического материала. | Хронология для апелляционной инстанции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 276 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.