ТЕМА 9-1. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Проблемные ситуации в науке и включение новых теоретических представлений в культуру
Ход научного мышления можно описать на основе триады «проблема – гипотеза – теория». Исходным звеном цепочки научного познания
является научная проблема.
Проблема в самом общем смысле – это знание о незнании. Научная проблема – это совокупность научных суждений, которая включает в себя как ранее установленные факты, так и вероятностные знания о содержании изучаемого объекта. Проблема в науке рассматривается как средство получения нового знания.
Проблемные ситуации фиксируют противоречия между старым и новым знанием. Они заставляют ученых искать новые способы объяснения изучаемых объектов.
Виды проблемных ситуаций:
1. Глобальные проблемы науки – характерны для революционных периодов в развитии науки. Например, на рубеже XIX-XX вв.
происходит революция в естествознании. Суть этой революции состоит в ломке старых представлений о строении и сути материи. Возникает проблемная ситуация: новые научные открытия (рентгеновские лучи, электромагнитные поля, радиация и т.д.) вошли в противоречие с меха- нической картиной мира, которая сводила материю к веществу, а также считала конечной предельной единицей материи неделимый атом. Научным ответом на решение этой проблемы стало создание квантовой механики, которая объединяет свойства вещества и поля при объяснении явлений микромира.
2. Локальные проблемы науки включают противоречия, которые возникают между старым и новым знанием в рамках отдельной научной дисциплины. Например, в биологии в XVIII в. выкристаллизовалось противоречие между богословской трактовкой возникновения жизни и научными фактами, которые не соответствовали богословской идее о постоянстве форм жизни на планете. Научным ответом на решение этой проблемы стала идея эволюции жизни (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин).
Достижения науки не могут существовать изолированно от мира культуры.
Культура – это искусственный мир, созданный человеком. Культура делится на материальную и духовную. Что касается науки, то она является составной частью духовной культуры, наряду с религией,
моралью, искусством, философией. Наука не остается безучастной к остальным компонентам культуры и взаимодействует с культурой. Наблюдается прямая и обратная связь науки и культуры. Эта связь за- ключается в том, что как наука влияет на культуру, так и культура
влияет на науку.
Влияние науки на культуру порождает проблему включения новых научных представлений в состав культуры. Новые научные представления нередко противоречат общественному мнению, вызывают сопротивление идеологических и властных структур. Дело в том, что общество не всегда готово к восприятию новых научных идей. Старая культура сопротивляется научным новациям, как это было с идеей гелиоцентризма в XVI в.
Способом внедрения научных новаций в культуру, в общественное сознание является образование и просветительская деятельность. С помощью просвещения сложный научный язык подвергается упрощению и тем самым становится доступным широким массам населения.
Примером такой просветительской деятельности можно считать телепередачу
«Очевидное невероятное», которую на протяжении десятков лет бессменно вёл профессор С. Капица.
Следовательно, культура может, с одной стороны, содействовать развитию науки, а с другой стороны – тормозить развитие науки, не принимать научные новации в состав науки. Противоречивое отношение к науке наблюдалось в период пребывания у власти И. Сталина. С одной стороны, это был период величайших достижений российской науки. Но с другой стороны, этот период известен гонениями на некоторые отрасли естественных наук (генетика, кибернетика), а также фактическим застоем в области гуманитарных наук (философия, история и т.д.).