Смирнова Е. О.
Педагогические системы и программы дошкольного воспитания
Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование» — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 119 с.
Содержание
Введение
Часть 1. Классические системы дошкольного воспитания
Часть 2. Обзор современных альтернативных программ обучения и воспитания дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Новые подходы к оценке качества дошкольного образования
Литература
Е. О. СМИРНОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование»
В учебном пособии представлены наиболее важные системы и программы дошкольного воспитания — как классические, так и современные. Автор достаточно полно, в доступной форме описывает главные их аспекты, раскрывая философский фундамент, ценностные ориентиры и специфические формы организации педагогического процесса. В пособии дается анализ классических систем дошкольного воспитания (системы Ф. Фребеля, М. Монтессори, Вальдорфский детский сад, советская система дошкольного воспитания), а также излагаются наиболее популярные современные программы дошкольного воспитания: «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «РОСИНКА» и др.
Пособие не только знакомит с разными образовательными системами, но и дает возможность проследить развитие основных педагогических идей и образовательных тенденций.
Пособие адресовано студентам средних специальных учебных заведений, педагогам дошкольных учреждений, родителям, выбирающим детский сад для своих детей.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
Философские основания и цели дошкольной педагогики 4
Психологические особенности детей дошкольного возраста 6
Вида деятельности дошкольника 8
ЧАСТЬ 1. КЛАССИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ 15
Система дидактических игр Фридриха Фребеля 15
Система дошкольного воспитания Марии Монтессори 21
Вальдорфский детский сад 30
Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад) 43
ЧАСТЬ 2. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 58
Обновление дошкольного образования в 90-х годах XX в. 58
Комплексные программы дошкольного воспитания 61
Программа «Радуга» 61
Программа «Развитие» 65
Программа «Золотой ключик» 70
Программа «Детский сад — дом радости» 73
Программа «Детство» 75
Программа «Истоки» 79
Программа «Содружество» 85
Парциальные программы дошкольного воспитания 88
Система «РОСИНКА» 88
В мире прекрасного 90
Расту здоровым 92
В мире природы 94
Программа ТРИЗ «Умка» 98
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 102
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 104
Программа «Дружные ребята» 108
Программа «Я — Ты — Мы» 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Новые подходы к оценке качества дошкольного образования 115
Литература 119
Введение
◄ Философские основания и цели дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика — это особая, специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию и уровень развития общества. Специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста. Это отношение имеет несколько аспектов: философский, идеологический, психолого-педагогический, социально-экономический. Остановимся на данных аспектах подробнее.
В основе любой педагогической системы всегда лежат определенные философские представления о человеке, та или иная философская антропология. В этих представлениях в самых общих чертах находят отражение такие важные вопросы, как место человека в мире, его сущность, истоки его способностей, его «строение», уровни его функционирования и т. д. Все это задает направление в развитии человека, определяет закономерности его формирования, которые становятся ориентирами для педагогики. Особую важность философские основания имеют для начальных этапов становления человека, когда складываются наиболее фундаментальные личностные качества, определяющие дальнейший ход его развития. Философские основания той или иной педагогической системы могут быть представлены более или менее развернуто или могут даже не упоминаться, но в осознанной или неосознанной форме они всегда присутствуют и задают стратегию педагогического процесса. Так, в одних педагогических системах главные человеческие способности и индивидуальность человека рассматриваются как изначально заложенные природой или Богом; соответственно задача воспитания состоит в том, чтобы оберегать этот изначальный потенциал и не мешать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт общественных отношений или социального научения, поэтому задачей воспитания становится целенаправленное обучение детей и усвоение ребенком существующих в обществе норм и правил поведения.
С философскими представлениями о человеке тесно связан идеологический аспект воспитания, который задает его цели и ценности. Каждая педагогическая система всегда основана на тех или иных ценностных установках, которые приняты в обществе и определяют конечные цели образования. Например, в западных демократических странах, где главными ценностями являются свобода и ответственность, образование направлено на воспитание независимости и ответственности за свои действия, воспитание способности работать самостоятельно и индивидуально. В восточных странах на первый план выходят такие ценности, как общность, умение работать в коллективе, ориентироваться на общие цели.
Образование человека — процесс сложный и многоаспектный, включающий такие линии развития, как умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, нравственное, коммуникативное и др. Какие из этих линий являются наиболее важными и ценными? Что составляет главную цель педагогического процесса, а что считается второстепенным? Все это определяется идеологией общества или идеологическими установками конкретного автора той или иной педагогической системы. Однако даже в тех случаях, когда целью воспитания провозглашается всестороннее и гармоничное развитие личности (как, например, было в государственной программе советского дошкольного образования), какие-то определенные линии развития превалируют. В советской системе явный приоритет отдавался умственному воспитанию (по методической оснащенности, по проработанности, по времени и вниманию, которое уделялось этой линии развития). В последние годы, когда в нашей стране произошла смена идеологических установок, в дошкольном образовании предпочтение отдается личностно-ориентированной педагогике. Первостепенными становятся гуманизация и гуманитаризация образования, уважение к личности ребенка, организация общения с детьми, вариативность педагогических систем и пр. В то же время каждая программа дошкольного воспитания формулирует и обосновывает свои цели и задачи образования, которые определяют приоритетные направления в образовании и конкретные психолого-педагогические методы.
Если целевые идеологические установки программы образования задают ценностные ориентиры, т. е. определяют, что необходимо формировать и воспитывать, то педагогические
принципы обусловливают методы достижения этих целей, т. е. определяют, как именно данные цели могут быть реализованы. В этой области дошкольная педагогика имеет ярко выраженную специфику, обусловленную своеобразием дошкольного возраста. Ребенок до шести – семи лет не может целенаправленно и сознательно учиться, поскольку учебная деятельность складывается за пределами дошкольного возраста. Вместе с тем доказано, что маленькие дети нуждаются в определенных педагогических воздействиях, которые должны быть адекватны их возрастным особенностям. Учет возрастных особенностей и ориентация на возможности каждого возраста — совершенно необходимое условие при разработке любых педагогических методов. Возрастные особенности дошкольников изучает детская психология, поэтому дошкольная педагогика тесно связана с этой наукой.
◄ Психологические особенности детей
дошкольного возраста
Дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то дошкольник сам начинает определять собственное поведение.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что в этот период складывается новая система психических функций, в центре которой формируется внутренний план действий. Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно постепенно отрывается от воспринимаемой ситуации, и, следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями,
которые не дает непосредственно чувственный опыт. Ребенок начинает устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Конструируя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.
Воображение — одно из важнейших новообразований в психике детей дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью: в обоих случаях ребенок использует образы и представления. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как «воспроизводящее воображение». Однако, помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем детстве, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном возрасте.
Еще одно важнейшее новообразование в психике детей этого периода — возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. У ребенка впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, т. е. создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Так формируется осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.
Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошкольного возраста. Постепенно ребенок начинает понимать, что он умеет, а что — нет, понимать свое место в системе отношений с другими людьми, осознавать не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания, предпочтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого, к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.
Все эти важнейшие новообразования не возникают сами по себе, просто по мере роста ребенка; они зарождаются и первоначально развиваются в специфичных для дошкольника
видах деятельности. Именно эти формы деятельности должны стать главными в дошкольной педагогике. Рассмотрим формы деятельности, характерные для детей трех – семи лет.
◄ Виды деятельности дошкольника
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — лучше всего и легче выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает огромное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель служит опорой для развития мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает «действовать» во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению с помощью образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предметы с разных сторон. А это развивает важнейшую мыслительную способность человека, позволяющую представлять другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой
ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения.
Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.
Помимо сюжетно-ролевой игры существуют и другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и настольные).
Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники), а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.
А вот в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей. Задача такой игра состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно лучше и точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа.
Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки,
салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.
Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.
И все же игра не единственный вид деятельности в дошкольном возрасте. В этот период развиваются различные виды продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности способствует тому, что ребенок овладевает новыми навыками и умениями, а главное, учится представлять то, что он хочет сделать.
Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок. Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное — получить результат, т. е. изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением и в это время много говорят и жестикулируют, а потом часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали.
Еще одно важное отличие детских рисунков состоит в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете. Вот почему иногда очень трудно бывает догадаться, что рисует малыш. Так, например, острые углы он может изображать в виде колючек, отходящих от овала, а мягкую шерсть кошки — в виде размашистых линий. Характер рисунков детей зависит от того,
что выделяет для себя ребенок в предмете и что он знает о нем. Так, одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. Младшие дошкольники рисуют человека в виде «головонога», у которого руки и ноги растут прямо из головы. Это значит, что в образе взрослого для ребенка главное — лицо и конечности, а все остальное особого значения не имеет.
У ребенка, как правило, нет потребности наблюдать натуру (он почти не смотрит на предмет, который рисует), поэтому его рисование можно определить как рисование по представлению. Постепенно рисунки детей становятся все более похожими на изображаемую реальность. Однако детским рисункам присуща явная тенденция к закреплению традиционных графических образов, которые быстро превращаются в шаблоны. Распространенными шаблонами являются изображения домиков, деревьев, цветов и пр. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью и передаются из поколения в поколение. Закрепление графических образов и превращение их в шаблоны — это большая опасность для развития детского рисования. Ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных схем отдельных предметов. Вот почему важнейшей задачей обучения рисованию следует считать разрушение застывших шаблонов и стимулирование собственного творчества детей.
Другим видом продуктивной деятельности дошкольника является конструирование — целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность имеет свои способы и приемы, т. е. особые операционально-технические средства. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.
Выделяют три типа конструктивной деятельности детей.
Первый и наиболее элементарный — это конструирование по образцу. Ребенку демонстрируют образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но необходимо
проявить внимание, сосредоточенность, а главное, выполнить поставленную задачу — «действовать по образцу».
Второй тип — конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, ребенку нужно построить и обнести забором два домика — для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забором, чтобы лиса в него не проникла.
Третий тип конструктивной деятельности — конструирование по замыслу. В этом случае ничто не ограничивает ни фантазию ребенка, ни выбираемый им строительный материал. Такой тип конструирования обычно диктуется игрой: можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающих предметов — мебели, палок, зонтов, кусков ткани и др. Дети строят дома, корабли, машины, ракеты и т. д. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры.
Все три типа конструирования не следует считать этапами, последовательно сменяющими друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в зависимости от задачи и ситуации, но каждый тип конструирования развивает определенные способности.
Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном возрасте формируются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. Основная особенность учебной деятельности состоит в том, что она предполагает не получение внешнего результата, а целенаправленное изменение самой личности, приобретающей новые знания и навыки. Ребенок учится с первых месяцев своей жизни — учится обращаться с предметами, ходить, говорить и др., но в раннем возрасте он учится как бы по своей собственной программе, которая субъективно еще не существует для него как учебная. В школьном возрасте он уже способен учиться по программе взрослых — педагогов и воспитателей. Дошкольный возраст в этом отношении занимает промежуточное положение. Ребенок в этот период может учиться по определенной
программе, но лишь в той мере, в какой она является его собственной программой, т. е. если она близка и понятна ему. В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение детей на занятиях, но оно бывает эффективным лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Один из наиболее распространенных методов включения учебного материала в интересы детей — это использование игры (в частности, дидактической) как средства обучения дошкольников.
Соотношение игровой и учебной деятельности детей — большая самостоятельная проблема дошкольной педагогики. Этим вопросам посвящено немало исследований. Данная проблема находит своеобразное решение в каждой образовательной системе.
Рассмотренные виды деятельности характерны именно для детей дошкольного возраста, когда наиболее эффективно происходит развитие ребенка и складываются главные возрастные новообразования. Поэтому организация и создание условий для развития этих видов деятельности — важнейшая задача дошкольной педагогики.
◄ Специфика дошкольной педагогики
О тесной связи дошкольной педагогики и детской психологии свидетельствует, в частности, тот факт, что большинство наиболее популярных в настоящее время программ дошкольного воспитания были созданы психологами или при их активном участии. Методы и результаты многих психологических исследований органично вошли в практику дошкольного воспитания и стали частью педагогических программ.
Таким образом, специфика дошкольного возраста побуждает к педагогическому творчеству не только воспитателей, но и психологов. Как отмечалось выше, у детей дошкольного возраста лишь только формируются предпосылки учебной деятельности: им нельзя просто сообщать новую информацию в учебной обстановке; при работе с маленькими детьми нельзя использовать формальные и стандартные методы обучения. Педагогам и воспитателям необходимы новые авторские приемы, новые игры, новые материалы. Характерно, что в последнее
десятилетие появилось более 20 новых авторских программ дошкольного образования, и их число продолжает расти. В сфере начального и среднего школьного образования такого бурного педагогического творчества не наблюдается.
Более широкая вариативность программ дошкольного воспитания объясняется тем, что требования к дошкольному образованию не столь жестко регламентированы, как к школьному. Выпускник детского сада в отличие от выпускника средней школы не сдает государственных экзаменов и не получает документа, удостоверяющего уровень его образования (аттестата зрелости). Это открывает большую свободу для вариативности как в сфере содержания и методов образования, так и в сфере инновационного педагогического экспериментирования.
Развитие дошкольной педагогики, как и многих других сторон общественной жизни, предполагает определенный экономический фундамент. Очевидно, что конкретные организационные формы образования маленьких детей зависят не только от психолого-педагогических методов, но и от уровня материального обеспечения. Количество и качество игрушек и пособий, оснащенность помещений, уровень квалификации педагогов — все это во многом определяется экономическими вложениями в образование маленьких детей. К сожалению, дошкольная педагогика, как правило, не считается приоритетным направлением в экономике. По сравнению с государственной важностью многих других направлений (энергетика, сельское хозяйство, борьба с болезнями и преступностью, обеспечение инвалидов и пенсионеров и т. д.) дошкольная педагогика не выдерживает конкуренции. Вместе с тем мировой опыт показывает, что затраты на воспитание дошкольников не только окупаются, но и дают впоследствии существенную экономию: значительно сокращаются расходы на коррекционную работу, на борьбу с правонарушениями малолетних, предотвращаются многочисленные отклонения в умственном и личностном развитии детей. Вложения в дошкольную педагогику можно рассматривать как своеобразную профилактику многих социальных и педагогических проблем. Такую эффективную форму профилактики могут позволить себе только высокоразвитые страны. Уровень обеспечения образования дошкольников можно рассматривать как своеобразный индикатор развития общества и его отношения к детям.
Часть 1
◄ Классические системы
дошкольного воспитания
◄ Система дидактических игр Фридриха Фребеля
Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782—1852). Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.
Идеологические основания и педагогические
принципы системы Ф. Фребеля
Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.
Опираясь на философскую систему Ф. Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая
вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.
Фребель исходил из врожденной позитивной природы ребенка. Ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Ему изначально присущи светлые и чистые помыслы и желания. Недобрым и закрытым его делают прежде всего воспитание и дурное влияние окружающего общества. Следовательно, главная задача воспитания — не испортить врожденной и позитивной природы ребенка. Поэтому воспитание должно быть «...пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным»1. Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.
Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И. Г. Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека. Истинно рациональное воспитание должно одинаково заботиться о развитии познания и творчества, слова и дела, ума и характера. Оно должно развивать человека всесторонне и гармонично, не допуская перегибов и перекосов в какую-либо сторону. Особое значение придавалось развитию творчества ребенка. Во многих своих сочинениях Фребель говорит о необходимости видеть в ребенке с первых минут его жизни творческое существо и развивать его для творчества и «самодеятельности». Именно направленность на развитие творчества и самостоятельности отличает систему воспитания Фребеля от методов обучения, существовавших до него.
Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание.
«Дитя — существо деятельное, творящее, — писал он, — которое постоянно требует дела и идет от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя — охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их»1. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.
Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля — необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом. «Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способностей ребенка связывать его действия и поступки со словом. Ни то ни другое в отдельности не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребенка»2. Связь действия ребенка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им.
Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка. «Игра, — пишет он, — есть высшая ступень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего... Игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни... Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее»3. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.
Особенности дидактических
методов Ф. Фребеля
Фребель рассматривал игру как средство обучения и воспитания маленьких детей. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские игры. Изменения и разработки Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики. Рассмотрим эти изменения.
Материалом для детских игр (или игрушками) у Фребеля стали не нарядные куклы или солдатики с ружьями и барабанами, а в высшей степени простые и недорогие предметы, за которыми даже не всегда нужно идти в магазин: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Игрушки Фребеля — это самый обыденный материал, который можно найти в любой ситуации. Он исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. Чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простора для собственного творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки ограничивают свободу творчества, предопределяя игру и как бы приковывая ребенка к известным стереотипным действиям. Более простые и менее определенные игрушки не диктуют характера игры с ними и допускают широкий спектр возможных игровых действий. Чем проще игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка.
Фребелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Они отвечают самым различным особенностям детского ума и творчества, а также индивидуальным склонностям отдельных детей. С ними можно производить разные действия: строить, клеить, лепить, рисовать, вырезать и т. д. Разные игрушки предусматривались для детей разного возраста: самым маленьким детям предлагались простые предметы, с которыми нетрудно справиться; детям постарше — игрушки, требующие большей самостоятельности и умелости.
Фребель внес изменения и в сам процесс детских игр. Он «очищал» и облагораживал известные народные игры и делал их более благоприятными для развития каждого ребенка.
Другое важное изменение, внесенное им в процесс детских игр, — это текстовое, словесное оформление игры. Все игры Фребеля, которые он сам называл «дарами», сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Нередко эти песенки содержали мораль или правило поведения. Так у Фребеля реализовывался принцип единства действия и слова. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт более осмысленными и осознанными. Через тексты, включенные в действия, происходит знакомство маленьких детей с общими свойствами и взаимоотношениями вещей, что подготавливает их к усвоению элементарных понятий об окружающей действительности. Кроме того, песенки и стихи, которые дети исполняют вместе с воспитательницей, способствуют эстетическому развитию детей, развитию чувства ритма, гармонии и др.
Еще одно важное изменение, которое внес Фребель в процесс игры, — это непременное участие взрослого в детских играх. Детские «садовницы», получившие специальную подготовку, должны были, по Фребелю, стать душой детских игр, показывать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Только при постоянном и активном содействии взрослого игра может иметь развивающий эффект. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально. Воспитатель демонстрировал нужные действия с «дарами», пел песенки, читал стихи, а дети, следуя его примеру, воспроизводили те же действия и слова со своим дидактическим материалом.
И наконец, существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры. До Фребеля никакой системы в детских играх не было: они выбирались случайно и хаотично. Фребель же определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие — для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему. Все это говорит о том, что Фребель является автором первой системы дошкольного воспитания.
Значение системы Фребеля
и ее оценка
Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. В начале XX в. детские сады связывались исключительно с именем Фребеля и его родиной — Германией. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.
Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины XIX в., работали преимущественно по системе Фребеля. В 1871 г. в Санкт-Петербурге было организовано Фребелевское общество, содействовавшее раннему воспитанию детей и объединившее деятелей культуры, меценатов, педагогов и др. Это общество взяло на себя новую для России задачу — подготовку специальных педагогических кадров для работы с маленькими детьми: детских садовниц и руководительниц детских садов. Фребелевские курсы подготовили за время своего существования (1894—1917 гг.) более 300 «фребеличек», которые открывали свои детские сады, работавшие, естественно, по системе Фребеля.
Однако в процессе массового использования на практике игры с «дарами», по Фребелю, были извращены и превратились в формальные упражнения. Судя по отзывам многих педагогов (К. Д. Ушинский, С. Л. Бобровская, Е. И. Тихеева и др.), основной перекос состоял в том, что всю активность брала на себя «садовница»: она демонстрировала нужные действия с предметами, сама пела песенки, а ребенок оставался слушателем и наблюдателем. В играх, придуманных Фребелем, было много искусственного, «недетского», а песенки оказались в большинстве своем скучными, отличались морализированием и дидактизмом. Исходный принцип Фребеля — принцип деятельности, собственной активности и творчества ребенка оказался нарушенным. Видимо, такая опасность содержалась в самой методике фребелевских игр: в их жесткой систематизации, завершенности и определенности, излишней проработанности и искусственности. Воспитательница («садовница») должна была воспроизвести чужую методику, которая не оставляла простора для ее собственного творчества. В результате игры Фребеля утратили свой развивающий эффект, а фребелевские детские сады подверглись справедливой критике за формализм, педантизм и дидактизм.
◄ Система дошкольного воспитания
Марии Монтессори
В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори (1870—1952). Будучи врачом, она начала разработку методов воспитания детей с умственной отсталостью, а затем пришла к выводу, что эти методы можно успешно применять и в воспитании нормальных детей. Разработанная более 100 лет назад, эта система сохраняет свою популярность и в настоящее время. Многие детские сады США и Европы работают на основе принципов и методов, предложенных М. Монтессори. Широкое распространение получила эта система и в нашей стране. Остановимся подробнее на ценностных установках и педагогических принципах данной системы.
Ценностные установки и педагогические
принципы системы Монтессори
Главная ценность воспитания в системе Монтессори — это прежде всего индивидуальность ребенка. Стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Так же как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не может и не должен менять его внутреннюю природу. Монтессори категорически возражала против единой усредненной программы воспитания, против руководства действиями ребенка, против навязывания детям какого-либо учебного материала. Главная забота воспитателя, с ее точки зрения, — сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. Основное условие сохранения и развития детской индивидуальности — это предоставление полной свободы. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.
Однако свободу М. Монтессори понимала не как простой стихийный процесс, а как возможность иметь собственную цель, как возможность выбрать цель своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Характерно, что в педагогике Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребенка. О возникновении воли, с ее точки зрения, можно говорить тогда, когда возникает способность к продолжительной «концентрации». Воля как психологическое качество развивается путем усиления направленности на какой-либо предмет и путем ограничения посторонних импульсов, отвлекающих от решения поставленной задачи.
В развитии детской воли Монтессори выделяет три стадии, три ступени. Первая из них — повторение одних и тех же действий, что часто наблюдается у детей раннего возраста. В этом, с точки зрения Монтессори, проявляется «концентрация» ребенка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребенку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять. Ощутив свою независимость и автономность в движениях, ребенок поднимается на вторую ступень развития воли, когда он начинает сознательно выбирать самодисциплину, может принимать самостоятельные решения и отвечать за свои действия. Достигнув стадии самодисциплины, ребенок в развитии своей воли подходит к следующей ступени, когда возникает стремление к послушанию, которое, естественно, становится следствием развития свободной воли ребенка.
Этот момент в педагогике Монтессори является, пожалуй, самым трудным для понимания. Воля и послушание традиционно представляются противоположными и несовместимыми началами: послушание обычно достигается путем подавления взрослым воли ребенка. Однако Монтессори рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание, т. е. подчинение определенным правилам, — это высшая стадия развития воли. Разумеется, здесь имеется в виду не слепое бессознательное послушание, а добровольное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие детской воли приводит к тому, что соблюдение норм и правил поведения
становится собственной потребностью ребенка и свободно принимается им. Такое направление детской воли складывается, согласно представлениям М. Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задача воспитателя — не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребенку полную свободу и самостоятельность. Ребенку изначально присуще стремление к порядку, послушанию и организованности. Воспитатель должен поддерживать и развивать это стремление, а не разрушать его.
Таким образом, главные ценности воспитания в системе Монтессори — индивидуальность ребенка, его интерес, который проявляется в концентрации и сосредоточенности, и послушание. Поскольку все эти качества изначально свойственны природе ребенка, педагогическая стратегия воспитания состоит в том, чтобы предоставить ему полную свободу и самостоятельность, не навязывать и не руководить, а дать возможность самому выбирать нужные ему предметы и действия. Однако такая свобода возможна только в специально организованной среде, соответствующей потребностям и возможностям ребенка.
Согласно представлениям М. Монтессори ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждают приспосабливаться к чуждой обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает природу ребенка и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход к ребенку состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду. М. Монтессори внесла выдающийся вклад в дошкольную педагогику, так как разработала и создала именно такую среду, центром которой является специальный дидактический материал. Главное обучающее воздействие в этой системе как бы передано дидактическому материалу, который обучает и воспитывает у ребенка ценные качества, а также защищает его от сложных и опасных воздействий взрослого мира, сама Монтессори называла созданную ею среду «убежищем в шторм», «оазисом в пустыне», «местом духовного отдыха». Рассмотрим основные особенности развивающей среды, созданной М. Монтессори.
Сенсорный дидактический материал
Монтессори
Главной целью развития маленького ребенка Монтессори считала развитие интеллекта и познавательное развитие. Основой всех познавательных процессов является восприятие. Интеллектуальное развитие начинается с умения собирать, различать и классифицировать чувственные впечатления. Разработанный М. Монтессори сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, помогающие ребенку развивать свой интеллект путем различения и классификации различных чувственных признаков предметов. Это не игрушки для свободной игры, а именно дидактический материал для серьезных учебных упражнений. Показательно, что действия с этим материалом Монтессори называла не игрой, а «работой».
В сенсорном материале Монтессори представлены самые разные воспринимаемые качества вещей — форма, цвет, размеры, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и др., причем данные качества как бы «очищены», «изолированы» от самих предметов. В каждом предмете выделено именно то качество, на котором нужно зафиксировать детское внимание, и отброшено все лишнее, отвлекающее от данного качества. Так, например, для различения высоты или объема используются просто цилиндры или призмы, убывающие в размерах (а не домики или грибочки); для различения формы — плоские геометрические фигуры; для различения цвета — простые таблички из цветной бумаги или цветного шелка. Таким образом достигается изоляция определенного качества, что способствует получению четких представлений в сознании ребенка. Все градации сенсорных качеств тщательно продуманы и подобраны. Здесь важно все — размеры кубиков и цилиндров (вплоть до миллиметра), оттенки и интенсивность различных цветовых тонов, степень гладкости или шероховатости материала, тональность и высота звуков, издаваемых колокольчиками, и т. д. В этом материале нет второстепенных, неважных деталей: каждый нюанс имеет смысл и может иметь решающее значение для работы ребенка. Вот почему данный материал нельзя изготовлять кустарно: сборку комплектов материала Монтессори выполняют только профессионалы на специализированных предприятиях.
Столь бережное и серьезное отношение к качеству сенсорного материала объясняется тем, что в педагогической системе Монтессори учит и развивает ребенка именно данный материал. Работая с ним, ребенок учится различать и классифицировать качества предметов, располагать их в определенной последовательности. Знакомясь с данным материалом, ребенок познает, что предметы могут быть более или менее высокими или низкими, толстыми или тонкими; цвета могут иметь различную степень насыщенности; звуки — различную тональность; формы находятся в различной степени сходства между собой и т. д. Сравнивая и вкладывая предметы, ребенок устанавливает тождество или различия качеств. Например, он или вкладывает геометрические фигуры в ячейки, или прикладывает друг к другу две таблички разных цветов, или сравнивает величину двух брусков. Специальной задачей многих упражнений является сериация, т. е. расположение предметов в порядке убывания (или возрастания) качества: от бледного к самому интенсивному оттенку цвета, от самой гладкой к самой шероховатой поверхности, от самого широкого к самому узкому кубику и т. д. Монтессори многократно подчеркивала, что ее материал как бы сам подсказывает, что нужно делать, и сам указывает на ошибки, с ним нельзя работать не по назначению.
Так, например, одним из первых дидактических пособий для детей около трех лет является «розовая башня», которая состоит из десяти розовых деревянных кубиков разных размеров: длина ребра у каждого на 1 см меньше предыдущего. Чтобы построить устойчивую башню, нужно каждый раз ставить меньший кубик на больший. Если заданный порядок построения не соблюдается, башня разваливается. Данное пособие используется для формирования понятий «большой — маленький».
Для различения толщины предметов предлагается «коричневая лестница», которая состоит из десяти деревянных призм с квадратным основанием (длина каждой 20 см). Размер бокового ребра каждой призмы уменьшается от 10 до 1 см. Призмы прикладываются друг к другу в определенной последовательности — от самой толстой к самой тонкой так, чтобы толщина каждой последующей была на 1 см меньше предыдущей. В результате получается лестница, равномерность ступенек которой можно легко увидеть или ощутить руками.
Для развития моторики и координации движений детям предлагаются рамки с различными застежками: большими и маленькими пуговицами, бантами, шнурками и др. Если половинки рамок соединены неправильно, они сразу распадаются.
Благодаря этим и многим другим аналогичным упражнениям в сознании ребенка устанавливается «первичный порядок», который постоянно обогащается содержанием. Способность упорядочивать образы восприятия, находить свое место каждому предмету создает основу для формирования внутреннего, умственного порядка, что, согласно Монтессори, позволяет отличать одну вещь от другой. Ребенок получает импульс к систематизации внешнего мира. И, что особенно важно, к пониманию такого внутреннего порядка ребенок приходит сам, не посредством рассуждений других, а благодаря собственному опыту, благодаря своему восприятию и своим действиям.
Организация занятий и роль взрослого
Как уже отмечалось, воспитатель, по Монтессори, не должен вмешиваться в действия ребенка и управлять ими. Особые ограничения система Монтессори накладывает на вербальную активность взрослого. Слова взрослого должны быть предельно простыми, ясными для ребенка и лаконичными. Воспитатель не должен произносить ни одного лишнего слова, а только те, которые дают ясное, отчетливое представление о предмете. Лучше ничего не сказать, чем забросать ребенка многими непонятными словами. Гораздо важнее слов дать такой материал, который стимулирует активность ребенка, его способность видеть, сравнивать, систематизировать. Следовательно, педагогу необходимо уделять большое внимание организации специальной развивающей среды. Слова-указания используются крайне редко, их заменяют мимика, выразительный жест, собственный пример. Все это требует от воспитателя особого умения и даже артистизма.
Свободные разговоры детей поощрять нельзя, поскольку они отвлекают внимание ребенка от работы с материалом. Если работа поглощает его внимание, он молчит. Кроме того, лишние разговоры могут отвлекать от работы других. Свобода, существующая в детских садах Монтессори, ограничивается двумя очень важными запретами: «Нельзя делать того, что
вредит тебе самому!» и «Нельзя делать того, что вредит твоим товарищам!» Всякое действие, вредящее самому ребенку или его товарищам, должно быть немедленно пресечено, причем быстро и без лишних разъяснений, так как пояснения только запутывают и оставляют возможность для самооправдания.
Для педагога, по Монтессори, важно уметь отступить на задний план, не навязывать своих замыслов и не руководить. Его основная задача — наблюдать и исследовать самостоятельную деятельность ребенка. Ему не следует учить и передавать знания. Он должен наблюдать за каждым ребенком и пытаться понять его. Такой воспитатель воспринимает ребенка как работника, овладевающего своей огромной задачей, верит в его возможности и доверяет его стремлению к независимости и ответственности.
Естественно, педагог помогает ребенку в его становлении, но эта помощь направлена прежде всего на активизацию его самостоятельности, поскольку к истинному пониманию явлений ребенок может прийти только сам. Главная просьба, на которую всегда должен откликаться воспитатель, — это: «Помоги мне это сделать самому!» Однако активизация самостоятельности не исключает возможности ненавязчиво направлять действия ребенка.
День в детском саду Монтессори начинается со свободной работы. Каждый ребенок выбирает, чем он будет сегодня заниматься. Этот выбор определяется дидактическим материалом, как правило, хорошо знакомым ребенку. Воспитатель терпеливо наблюдает, как дети сами выбирают материал для занятий. Если ребенок еще не освоился и затрудняется в выборе, воспитатель мягко направляет его: «Почему бы тебе не заняться сегодня этим?», «А этот материал тебе нравится?» Однако выбор делает сам ребенок — последнее слово всегда остается за ним. Когда воспитатель замечает, что ребенок впервые взял новый для него материал, то предлагает малышу характер действия с этим предметом, молча демонстрируя способ работы с материалом. Воспитатель действует настолько выразительно и эмоционально, а материал настолько привлекателен, что любой ребенок сразу загорается желанием работать с ним. Общая рабочая атмосфера начала дня и притягательность дидактического материала обычно захватывают детей. Они работают индивидуально, каждый за своим столом, со своим материалом и в своем темпе. Никто не торопит
и не подгоняет ребенка. При этом свобода передвижения детей не ограничивается: каждый ребенок может подойти к воспитателю или к своим товарищам. Группы обычно бывают разновозрастные (от трех до шести лет), и младшие дети могут наблюдать за работой старших и учиться у них.
Интересно и то, что в группе занимаются 30 и даже 40 детей, а набор дидактического материала — всего один. Это, по мнению Монтессори, организует дисциплину и способствует развитию воли ребенка. Действительно, в детских садах Монтессори царят порядок, тишина и строгая дисциплина, которую дети соблюдают сами, без нотаций и призывов воспитателя. Дети сами берут материал, работают с ним, а потом ставят на полку на то же место, откуда взяли. Состояние полной сосредоточенности и погруженности ребенка в работу, характерное для этих садов, получило название в педагогике «феномена Монтессори».
Индивидуальная работа не исключает общих групповых занятий, к которым, в частности, относится «Круг» — короткий 15-минутный сеанс общения. Темы такого общения могут быть самыми разными — личные проблемы или праздники, календарные даты, свойства предметов и пр. «Круг» ведет педагог, но он и здесь немногословен и стремится не управлять детьми. Он скорее стимулирует детей к самостоятельным высказываниям и наблюдает за их поведением и ходом их мысли.
Особое внимание на общих занятиях уделяется навыкам дисциплины. Воспитатель специально показывает детям, как правильно и тихо ставить стулья, чтобы они не гремели и не отвлекали других; показывает, как расставлять материал на полки, как пользоваться теми или иными предметами. При таком обучении не требуется много слов и пояснений. Главное — максимально выразительно продемонстрировать те или иные действия. Подражание и воспроизведение движений воспитателя считается значительно более эффективным методом научения, чем слова и объяснения.
Значение системы Монтессори и ее оценка
Система Монтессори имела большое значение в развитии дошкольной педагогики. Уникальный дидактический материал этой системы практически без изменений просуществовал
более 100 лет. Многие пособия этого материала нашли применение в других системах дошкольного воспитания и широко используются в наши дни для развития сенсорики и моторики маленьких детей. Кроме того, эта система на практике продемонстрировала необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку. Возможность свободного выбора материала и занятия, работа в своем индивидуальном темпе, сосредоточенность на своем деле, сознательная дисциплина — все это важные и несомненные преимущества данной системы. Воспитанники детских садов Монтессори отличаются организованностью, ответственностью и умением работать самостоятельно.
Вместе с тем данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Так, декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен предлагаемым дидактическим материалом и жестко предписанными действиями с ним. В результате действия детей становятся однообразными, стереотипными и автоматическими, а значит, не свободными. Педантизм и излишняя регламентация предлагаемых упражнений скорее способствуют «дрессировке» по овладению различными навыками, а не всестороннему развитию личности и индивидуальности ребенка.
Тезис о самообучении ребенка и невмешательстве взрослого в его деятельность также представляется сомнительным. Ведь и сам дидактический материал, и способы действия с ним, и специальные упражнения по выработке послушания — все это разработано и предложено воспитателем, так что влияние и вмешательство воспитателя безусловны и несомненны.
Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, Монтессори ограничивает сферу воспитания детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения по развитию органов чувств обеспечивают лишь выработку элементарных сенсорных дифференцировок, но мало что дают для формирования более сложных форм восприятия и практически совсем не развивают мышление ребенка. Развитие мышления
и сознания ребенка невозможно представить без усвоения им языка и овладения речью. Именно посредством речи дошкольник учится осознавать свои действия, выделять существенные признаки предметов, классифицировать, планировать, создавать новое и пр. Игнорирование роли речи в умственном развитии ребенка является серьезным ограничением в данной системе.
Вместе с речью Монтессори нивелирует также значение такой важнейшей в дошкольном возрасте формы деятельности, как свободная сюжетно-ролевая игра, в которой развиваются творческое начало ребенка и многие важнейшие качества его личности. Ограничение активности ребенка только работой с сенсорным материалом существенно тормозит развитие творческого воображения и фантазии ребенка, а это важнейшие факторы, способствующие формированию внутренней независимости.
Кроме того, серьезную критику вызывает сугубо индивидуальный характер деятельности детей в рамках данной системы. Каждый ребенок работает самостоятельно, независимо от других, и отвечает только за себя. Какие-либо совместные, коллективные формы деятельности отрицаются. Все это ведет к возникновению индивидуалистических черт в характере и отнюдь не способствует развитию детских взаимоотношений.
◄ Вальдорфский детский сад
Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.
Философские основания и педагогические
принципы вальдорфской педагогики
Рудольф Штайнер является основателем новой науки о человеке — антропософии, которая стала философским фундаментом вальдорфской педагогики. Задача антропософии состоит в том, чтобы выявить то особенное, что отличает бытие человека от других существ, что делает человека человеком. Ядро антропософии — общее учение о человеке как о телесно-душевно-духовном существе. Эти три уровня существования (физический, душевный и духовный) находятся в гармоничном единстве и составляют целостный образ человека, его неповторимую индивидуальность, его автономное «Я». В каждом конкретном действии человека проявляется и обнаруживает себя целостная индивидуальность, включающая не только физический и душевный, но и духовный слой существования. Штайнер рассматривает познание человека как живой процесс взаимодействия непосредственного опыта, данного человеку через восприятие и наблюдение, и творческой интуиции — понятий и идей, в которых раскрывается сущность наблюдаемых явлений. Ни то ни другое в отдельности не дают полной картины действительности. Целостная картина мира возникает только тогда, когда чистое наблюдение, живое мышление и творческая интуиция сливаются воедино.
Рудольф Штайнер попытался создать в своем учении о человеке такую педагогическую антропологию, которая не оставалась бы системой абстрактных понятий, а могла бы превратиться в «педагогическую интуицию».
Антропософия Р. Штайнера исходит из врожденной позитивной природы ребенка. В самом маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Главная задача воспитания — помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Ребенок