Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Естественно-правовая теория в Древней Греции




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Доклад

по дисциплине

«Теория государства и права»

на тему:

«Естественно-правовая теория»

Выполнили

студентки 2 курса

группы БРО153:

Жаркова Д.

Курганова Д.

Проверила:

Афанасьева О.В.

 

Москва, 2016

Естественного-правовая теория – первая исторически сложившаяся концепция происхождения государства и права, которая легла в основу всех последующих теорий.

Данная концепция предполагает, что главным источником правовых норм является природа вещей, человека, общества, а не в воля законодателя, как считают представители позитивизма. Нескончаемые споры, велись и ведутся вокруг самого понятия и содержания естественного права, его реальности или наду­манности, его практической значимости и применимости. При этом обнаруживаются порой далеко не одинаковые взгляды и подходы.

Естественно-правовая теория в Древней Греции

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона. (V—IV вв.). Характерными для этого периода развития естественного права и государственно-правовой мысли в целом являлись спо­ры относительно того, коренится ли право в самой природе вещей, в вечном, неизмен­ном порядке мироздания, или же оно выступает как результат добровольного соглашения людей, как «человеческое установление», возникшее в неопределенном отрезке времени.

Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе образова­ния права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется «правом» - это искусствен­ное изобретение человеческого ума. Люди, по их мнению, первоначаль­но жившие врозь и не придерживавшиеся во взаимных отношениях никаких правил, позднее вынуждены были в интересах безопасности всех и каждого объединиться между собой и установить зако­ны — нормы права, которыми они «устраняли царивший беспредел, защищали слабых и сковывали произвол сильных». [1, c.113]

Против взглядов софистов решительно вы­ступали величайшие мыслители античности греческие философы Со­крат, Платон и Аристотель. Они считали, что наряду с законами, зависящими от воли людей и порож­даемыми людьми через создаваемое ими государство, существуют также вечные, неписанные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом», они не зависят от воли людей и составляют естественное право. [1, c.113]

Подобные взгляды прослеживались в учении Ари­стотеля. Все право он рассматривал как право политическое, означаю­щее невозможность его существования в деспотиче­ских формах правления, и делил его на две основные части, а именно — на естественное и условное право. Согласно учению Аристотеля, проявлением вечного, незыблемого бо­жественного права является, в частности, разделение людей на рожден­ных повелевать и рожденных повиноваться, на свободных, господ и ра­бов. Он считал, что сама природа предназначила одних людей быть свободными, а дру­гих — рабами. Она же определила и физическое состояние, тех и других. Философ писал: «Природа желает, чтобы и физическая организация свободных людей отличалась от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни, а эта последняя разделяется у них на деятельность в военное и мирное время.» [1, c.115]

В данный период место и роль естественного права в общей системе пра­ва, как и его понятие, определялись неодинаково. Одними авторами естественное право рассматривалось как неотъемлемая часть всего права, другими же оно вос­принималось как основа позитивного права или как стоящее над ним и временами вступающее в силу право.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1427 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2257 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.