ТЕМА 2. Первобытная культура и ее специфика
План:
1. Значение первобытной культуры для человечества.
2. Периоды развития первобытной культуры. Культурогенез.
3. Предметное и духовное освоение мира. Синкретизм.
4. Виды поселений и погребений.
5. Ранние формы верований.
Терминология:
Палеолит, мезолит, неолит, антропогенез, социогенез, синкретизм, этнонография, террамары, кромлех, Стоунхендж, табу, тотемизм, магия, анимизм, фетишизм.
Персоналии:
Л. Морган, Ф. Боас, К. Ясперс.
Значение первобытной культуры для человечества
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.
Мы ничего не знаем о душе человека, кт жил 20000 лет тому назад. Но знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло лишь около 100 поколений).
Нет окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри органических площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий явл-ся существенным фактором в превращении человека в человека. Ясперс сказал об этом так: «Живое существо, не имеющее ни того, ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком».
Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество чел-ка. Только тогда, когда м/у первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появл-ся оседлое и организованное человечество.
Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деят-ти и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физического типа чел-ка. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
Первобытная культура – это такая организация формы жизни людей, кт соответствует слабо развитым общественным отношениям. Но эта культура, как и любая другая, обладала признаками самодостаточности и самоценности. Эта культура способна и сегодня дать нам образцы взаимоотношений чел-ка и природы. (2 таблица)
Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технологии. В первобытном общ-ве: чоппер (галька, обработанная с одной стороны) претерпевал незначительные изменения на протяжении сотен поколений.
В современном мире: при жизни одного поколения происходит смена нескольких видов орудий, техники и технологий, т.е. смена орудий опережает смену поколений людей.
Первобытное состояние общ-ва было самым длительным в истории человечества. Его нижняя граница – 2 млн лет назад, верхняя – ор. 5 тыс. лет до н.э. первые цивилизации возникли в Азии и Африке 4-3 тыс. лет до н.э., на территории совр. Европы – в 1 тыс. до н.э., Американского континента – в 1 тыс. н.э. научные данные подтверждают то, что в начале развитие человечества шло медленными темпами, затем прогресс человечества убыстрился, причем во всех сферах жизнедеятельности.
Периодизация развития первобытной культуры до сих пор вызывает споры ученых. Поэтому деление на периоды условно.