Тема 1.1 ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
План:
1. Цивилизация.
2.Соотношение понятий «цивилилизация» и «культура»
Культура и цивилизация находятся в центре научных дискуссий современной эпохи. В СМИ говорят об угрозе войны цивилизаций — христианской и исламской, а социологи и антропологи рассуждают о плюрализме и многообразии культур. У каждого народа, пусть и самого малого, есть своя культура и своя самобытность. Но далеко не каждый народ может претендовать на собственную цивилизацию. Она присуща крупным державам и огромным регионам мира. Мы говорим о китайской, западноевропейской и славянской цивилизациях, подчёркивая их отличие, скажем, от нанайской или этрусской культуры. Для того чтобы лучше ориентироваться в весьма непростых категориях социологии культуры, рассмотрим содержание двух фундаментальных понятий ИМК - цивилизации и культуры.
Цивилизация
Что такое цивилизация. Цивилизация выступает самым крупным культурным комплексом, который часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда эти понятия оказываются синонимами. Цивилизация понимается учёными в двух значениях.
В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.
Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга и пр. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.
Термин «цивилизация» может звучать претенциозно... но никакой другой термин не может быть достаточно всеобъемлющим, чтобы включать в себя такие понятия, как технология, семья, религия, культура, политика, бизнес, иерархия, лидерство, система ценностей, мораль и теория познания.
Элвин Тоффлер, американский социолог
Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII-XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, а также с мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.
Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и открытием новых источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой - духовный мир человека. Второе значение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню: civis - не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле получается, что все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.
В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), экологическое состояние территорий и т. п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.
Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10-12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли - из случайного и нерегулярного обмена между локальными группами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себе всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества.
Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Благодаря ему стали возможными наёмные армии и возведение дворцов и храмов; создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры.
Соотношение понятий «цивилилизация» и «культура»
Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т. е. нечто равное ей, а как её аспект, часть, сторону. Поэтому говорят о культуре как о символическом коде цивилизации, не важно материализованном (в книгах, памятниках и т. д.) или нематериализованном (нормы, этикет, знания).
Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет, Вавилония, средневековая Европа и Россия до Новейшего времени принадлежат к одному и тому же историческому типу общества, а именно традиционному. Несомненно, каждая страна обладала собственной, непохожей на другие, культурой. А цивилизация? В рамках традиционного общества мы встречаем многообразие цивилизаций: античную, средневековую, христианскую, восточную, древнеегипетскую, евразийскую.
Когда мы говорим об обществе, то вспоминаем социальную структуру, социальные институты, социальную стратификацию (социальное расслоение). А под культурой подразумевают среду общества - нормы, законы, манеры, этикет, обычаи, традиции и т. д. В понимание цивилизации следует включить отношение к прогрессу, науке и технике, трактовку природы человека. Учёные применяют одно и то же понятие к противоположным явлениям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизованными.
Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т. п. - несомненные элементы культуры. Они универсальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи, удельный вес - скорее признаки цивилизации. В результате не только культура — аспект цивилизации, но и цивилизация — сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны.
Общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования человечества в условиях цивилизации оно жило не более 2% времени.
Цивилизация — глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ.
Её понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.
Уже на первых порах человек принялся заботиться не только о надёжности, но и о красоте своего жилища. В тёплых странах он раньше надел украшение, нежели прикрыл от холода своё тело. Украшение оружия и орудий труда также началось издревле.
Таким образом, цивилизация как забота о своём материальном комфорте и культура как проявление высокоразвитого эстетического вкуса с самых первых пор шли рука об руку.
Цивилизация рождалась из человеческой неудовлетворённости и нужды. Её развитие привело к резкому повышению чувства и состояния комфорта - материального, социального, психологического. Строительство жилища, а затем посёлков обернулось в конечном счёте возведением многоэтажек и созданием мегаполисов. Люди живут в комфортных квартирах; пользуются личным и общественным транспортом; включают холодную и горячую воду, не выходя из кухни; набирают нужный номер и снимают трубку телефона для того, чтобы связаться с родным человеком, находящимся от них за тысячи километров. И всё это называется благами цивилизации. Но когда мы идём в музей, читаем познавательную книгу или отправляемся в театр, то говорим, что мы приобщаемся к культуре. Стало быть, цивилизация и культура выражают разные стороны одного и того же. Но не только разные стороны. Они выражают или удовлетворяют разные уровни, типы человеческих потребностей.