– В том, что мы до сих пор не можем восстановить преемственность поколений в духовной сфере. В первую очередь, это касается двух институтов – ханства и хазретства. Для России угрозу представлял институт ханства, который надо было упразднить и назначить своих марионеток. А для коммунистов опаснее был институт хазретства. Хазреты не вмешивались в политику, но они были духовной опорой народа, поэтому их уничтожали с особой жестокостью.
Так вот, ваххабиты хотят построить на обломках нашей духовности свою идеологию. С этой целью они критикуют суфизм и наши традиции как не соответствующие шариату.
Причем Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) как религиозное объединение не в состоянии противостоять ваххабитской экспансии. У него нет ни рычагов, ни полномочий, ни средств. Эта проблема должна решаться на государственном уровне.
Поясните, почему ДУМК не справляется?
– Дело в самой системе назначения имамов ДУМК – это палка о двух концах. К, примеру, в настоящее время большинство имамов в мечетях – 30-летние молодые люди. Понятно, что жизненного опыта у них маловато, и авторитетом среди населения они почти не пользуются. К тому же их часто меняют.
Конечно, каждый новый имам старается заработать расположение паствы проповедями и хорошими манерами. Но необходимость содержать мечети толкает их к «предпринимательству», что отнимает много сил и времени. Мало того, что они должны готовиться к проповедям, разъяснять положения шариата, помогать неимущим по мере возможности, так они еще и участвуют в собраниях госструктур, всевозможных встречах, переговорах, параллельно ищут спонсоров.
Вообще, проблема отторжения молодежи от мечетей возникла еще в 1990-е годы. В центральном и северном регионах страны, где много русскоязычных мусульман, имамы не владели русским языком. А, как говорится, «свято место пусто не бывает»... По данным Верховного муфтия Казахстана Ержана-Қажы, 90 процентов сегодняшних салафитов – это русскоязычные мусульмане. То есть уже можно говорить о том, что идеология ваххабизма заняла лидирующее положение в обществе.
Это произошло еще и потому, что большинство салафитов не знают своих корней, их родители не читают намаз, они не могут найти ответы на свои вопросы в мечетях. Источником информации для многих служат Интернет и знакомые, которые слушали проповеди салафитских шейхов. Поэтому мало кто из них задумывается о «чистом исламе», о том, почему наши предки так бережно относились к тасаввуфу (интеллектуально-духовной школе), почему при хазретах и хальпе мы имели «иммунитет» и не были подвержены зомбированию со стороны.
Может ли нам в борьбе за «чистый ислам» помочь опыт зарубежных стран?
– Ученые всего мира выступают против идеологии ваххабизма, и мы не можем стоять в стороне от этой тенденции. К примеру, война с ваххабитами на Кавказе была выиграна после того, как народ вернулся к своему традиционному суфийскому исламу. Сегодня кавказские мусульмане придерживаются таких учений, как Накшбандийский тарикат суфизма и Кадирийский тарикат. Причем их пропаганда ведется там на государственном уровне, при поддержке президентов республик.
Как известно, идеология ваххабизма распространяется в основном за счет нефтедолларов. Как только эти средства закончатся, то и идеологии придет конец. Но мы не можем столько ждать…
Ваххабиты стремятся доминировать во всем мире и тратят на это колоссальные средства. Даже на хадже раздают бесплатно свои книжки и диски... К сожалению, именно молодежь ведется на это, потому что не знает своих корней, не разбирается в геополитических вопросах, не понимает, кому выгодно, чтобы исламский мир был всегда отсталым и подверженным раздорам.