Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»
1. В чем суть спора между мужиками? Почему они решили отправиться на поиски счастливого в ответственное для крестьянина время весенней страды 2. Какую клятву дают они в конце «Пролога»? 3. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? 4. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? (Обратите внимание на названия деревень, волости, губернии; указания на то, что крестьяне не всегда были сыты и одеты, что они должны были на себе испытать грабительский характер крестьянской реформы и т д.)
5. Какой смысл приобретает в «Прологе» мотив пути
Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
1. Какой смысл выявляется в том, что глава открывается картиной «широкой дороженьки»?
2. Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным «героем» поэмы? Подтвердите свои суждения текстом.
3. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?Перескажите и зачитайте отрывки
4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
6. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
4. Какое настроение вызывает глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие черты русского мужика восхищают автора?
5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
Урок №2
Тема Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы осмысления Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства.
РАБОТАЕМ В ГРУППАХ по ПЛАНУ
План анализа образа крестьянина
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях?
Кроме того, каждой группе могут быть предложены и специальные вопросы, проясняющие смысл каждого из образов крестьян в поэме и помогающие обобщить свои наблюдения.
Группа 1(………). Яким Нагой. (Ч. I, гл. 3.)
1. Как в образе Якима Нагого отразились противоречия «души народной»?
2. Как этот образ помогает читателю понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни?
Группа 2……) Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4.)
1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа?
2. Как в образе Ермилы Гирина показан механизм «крестьянской демократии», основанный на нравственных законах и нормах совести?
Группа 3.(…..) Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3.)
1. Охарактеризуйте страну-утопию под названием Корежина, выходцем из которой был Савелий. В чем сила и слабость Савелия?
2-Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна и почему в него,в свою очередь включен рассказ самого Савелия о своей жизни?
3. Как понять афоризм Савелия: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть»? Как соотносятся в его сознании понятия «свобода» и «рабство»?
Группа 4.(…….) Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2.)
1. Почему Матрена Тимофеевна осуждает мужиков за их странничество в период крестьянской жатвы? Что такое крестьянский труд для Матрены? Почему она говорит о нем, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
2. Как она воспитывалась до замужества и почему приняла предложение Филиппа Корчагина? Какой была ее жизнь в доме мужа?
Группа 5.(……..) Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, гл. 4—8.)
1. Какие муки перетерпела Матрена в связи со смертью сына Демушки? В чем ее образ созвучен «Хождению Богородицы по мукам»? Докажите, что описание ее жизни напоминает житие.
2. В чем автор видит нравственный подвиг крестьянки?
3. Подготовьте выразительное чтение и сделайте наблюдения над особенностями речи Матрены Тимофеевны. Найти в тексте рассуждения, которые свидетельствуют о противоречивости ее характера.
Вывод. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермилы Гирина, во внутренней свободе и несломленности обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны — это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она несет в себе черты великомученицы, способной на непосильный труд и духовное смирение. Она считает, что ее судьба «счастливее» других, несмотря на все испытания, так как ее жизнь улучшает добрая губернаторша Елена Александровна. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.
Урок №3
Перечитать главы «Помещик», «Последыш» (всем). Выводы тоже читать и уметь пересказывать
Тема: Сатирическое изображение помещиков в поэме.
Вопросы и задания к главе «Помещик»
1. Проследите основные вехи жизни Оболта Оболдуева.
2. Каково отношение крестьян к нему?
3. Что сообщает читателю его говорящая фамилия?
4. Какой смысл в понимание образа помещика вносит его речевая характеристика?
5. Можно ли считать его образ однолинейным или в нем есть сложность, внутренние противоречия?
6. Как изменилась жизнь помещика в пореформенный период? Стали ли от этого крестьяне жить лучше?
7. Можно ли его назвать счастливым?
Вопросы и задания к главе «Последыш»
1. Почему встреча крестьян с князем Утятиным изображена с сатирическим пафосом?
2. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Каково отношение крестьян к «привычке помещичьей»?
3. Какой смысл в том, что крестьяне согласились обмануть князя и по-прежнему подчиняться ему?
4. Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?
5. Как в изображении помещика автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?
6. В каких смешных положениях оказывается помещик? Почему этот смех «грустный»? Какие традиции русской литературы продолжает здесь Некрасов?
7. Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?
Вывод. Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни. Исключение — образ доброй губернаторши Елены Александровны. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, так как считалось, что это отход поэта от революционно-демократических идеалов.
Итог уроков. Каждого из изображенных крестьян можно в широком смысле считать подлинным народным заступником. Они прошли в жизни цепь испытаний и невзгод, которые не сломили цельности их характеров. Но крестьянская реформа не улучшила ни помещичьей, ни крестьянской жизни, и помещик Оболт Оболдуев сожалеет о прежних днях дворянской вольницы, а Утятин вообще не способен с ней расстаться. С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.