Формирование навыков, необходимых для классификации объектов.
ПРИЗНАК - та сторона в предмете или явлении, по к-рой его можно узнать, определить или описать, к-рая служит его приметой, знаком. (Толковый словарь русского языка Ушакова). Признак – основа классификации.
КЛАССИФИКАЦИЯ - (от лат. classis— разряд, класс и facio — делаю, раскладываю) — общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов, или групп, по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определенных свойствах. Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде всю эту область и заключать в себе максимально полную информацию об ее объектах
ТРИЗ возникла как теория решения изобретательских задач в технике. Данную теорию возможно применять в других областях деятельности человека, в том числе для организации мыслительной деятельности школьников. Разработка таких технологий ведется в рамках построения и развития Общей теории сильного мышления, в основе которой лежат исследования Г.С. Альтшуллера, автора Теории решения изобретательских задач (ОТСМ-ТРИЗ).
Работа над определением в курсе РТВ проводится следующим образом:
Вводится модель “системного” и ” “группового лифта”, отражающая родо-видовые отношения.
В “системном лифте” надсистема лампочки - люстра, подсистема - вольфрамовая нить, в “групповом” - надсистемная группа - множество осветительных приборов, подгруппа - лампочки определенной мощности, например, на 60 вт.
Если дети в курсе информатики или математики изучают МНОЖЕСТВА, можно заменить модель “группового лифта” на “круги Эйлера”.
Дается понятие:
существенного признака (как признака, “собирающего объекты в данную группу”) и
характерного признака - по которому объекты в данной группе могут отличаться.
Так группа “многоугольники” собрана по существенным признакам “замкнутая”, “ломаная”, а количество углов является характерным признаком конкретного многоугольника.
Осваивается схема построения определения:
<объект> -
это
< надсистемная группа> или <надсистема по месту>,
отличающаяся тем, что:
<отличительные существенные признаки>
РТВ-тренинги
Начиная тему урока, постановку проблемы с РТВ-тренингов, можно обеспечить мотив для учебной работы. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей ученика. Хорошей проблемной работе предшествует хороший творческий тренинг. Примеры тренингов:
1. Сравнить (найти общее и различия). Суть упражнений состоит в том, чтобы связать новое с уже известным, освоение новой терминологии, знакомство с новым объектом и т.п.
На доске записаны различные математические объекты:x2+2x -1=0; 2x+3=0;x2=4; x2-2x 0; 2x 4; x2+2x=0;3x=0; 2(x-3)=0; 3x-3=2x+4; x2-2=x2+4;8x-2=8x+3;
(x-2)(x+2) 0. Образовать группы из этих объектов. Объяснить, по какому признаку образованы группы.
2. Связать понятия. Что общего между треугольником и прямоугольником, параллелограммом и ромбом, уравнением и неравенством, функцией и графиком.
quot;Вспомнить больше".
Назвать как можно больше различных свойств одного объекта: параллелограмма, прямоугольника, треугольника.
4. Без чего не бывает....? Найти главные признаки, характеризующие какой-либо класс объектов. Без чего не бывает прямоугольника, трапеции, уравнения,
5.. "Мысленное вычитание". Позволяет определить важность того или иного признака в модели.
6. Диалогическая загадка. (Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ, Н.Хоменко, http://www.trizminsk.org/e/yes-no.htm) Цель работы— формирование навыков, необходимых для классификации объектов: выявление имен признаков, по которым происходит классификация, и значения этих признаков, по которым происходит разграничение (или объединение) классифицируемых объектов по группам.
Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, заданной ведущим (роль ведущего могут играть и один или несколько учащихся). Для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры. На первых порах бывает трудно ставить вопросы в таком виде, но само это уже часть упражнения на умение четко ставить вопросы, с тем, чтобы получать нужную для решения информацию. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы:"Да" "Нет" "И да, и нет" ответы такого рода - благо, потому, что они выявляют противоречие, а это эффективный ключ к решению задачи. "Это не существенно". Этот вариант ответа преподаватель может использовать для управления процессом решения задачи. Иногда он может дать несущественную информацию и тем самым затруднить решение задачи.