Индивидуальный отчет за 2014 г.
Березиков Н.А.
Оцифрованы (переведены в электронный вид) материалы фондов Государственного архива Томской области (ГАТО) и Государственного архива Российской федерации (ГАРФ), выявленные в текущем году в ходе командировки. В частности, дела о поземельных спорах из фонда 3 ГАТО - «Административное управление Томской губернии, 1818-1917 гг.»; фондов А-406, Р-1235, Р-3260, Р-5201, Р-5677 ГАРФ — деятельность Особой коллегии Сибирского края по земельным вопросам (1920-е гг.). Общий объем выявленных архивных материалов составил 2 а.л.
Выявлен и проанализирован комплекс дел, посвященный поземельным спорам на Юге Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Благодаря богатству содержания собранных документов установлено наличие у сообществ крестьян-старожилов коллективных представлений о прошлом своей группы. Показано, что мобилизация коллективной памяти, которая определялась хозяйственными интересами того или иного сельского общества, способствовала укреплению групповой идентичности старожилов в этносоциальном пространстве региона.
Проанализированы дела о решениях Особой коллегии Сибирского края по земельным вопросам и советскому строительству в деревне в 1920-е гг. (южные уезды). Установлено, что с приходом советской власти разделение на старожилов и новоприбылых продолжало существовать: как в среде крестьян, так и у представителей местной администрации, транслировавшей эти представления вверх по властной лестнице. Крестьяне апеллировали к своему прошлому в различных хозяйственно-административных делах, подконтрольных органам власти. Старожилы рассматривались влиятельной группой сельского населения в деле «советского строительства» в деревне, что может косвенно свидетельствовать об укреплении их групповой идентичности, произошедшей в сравнении с ситуацией начала XX в.
В сравнительном аспекте продемонстрировано формирование этнонациональной и региональной идентичности у тюркоязычных этнических групп и у русского населения Южной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Общим было то, что в основе лежала мобилизация коллективной памяти: при этом для тюркоязычной среды определяющей являлась деятельность национальной интеллигенции; в среде же старожильческого населения этот процесс был интегрирован в деятельность мирских (сельских) организаций.
Публикация
Березиков Н. А. Мобилизация коллективной памяти в поземельных спорах крестьян-старожилов Южной Сибири (вторая половина XIX - начало XX в.) // Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века) / Сб. науч. тр. под ред. М. В. Шиловского. Новосибирск: Параллель, 2014. С. 78-84. На русском языке. 1 а.л.
В статье рассматривается роль коллективной памяти у крестьян-старожилов Южной Сибири (Томская губерния) при отстаивании земельных интересов в судебных тяжбах с соседними сельскими обществами во второй половине XIX - начале XX вв. Методологической основой работы являются понятия коллективной и социальной памяти (Э. Дюркгейм, М. Хальбвакс). В работе предпринята попытка выявить значение апелляции к коллективной памяти для судопроизводства на местном и региональном уровне в указанный исторический период. Также поставлена задача реконструировать этносоциальный дискурс рассматриваемых групп при решении ими практических задач. Фактологический материал представлен архивными данными ГАТО и ГАРФ. Автор приводит количественные данные относительно земельных споров по каждому десятилетию рассматриваемого периода с 1850 по 1910 гг., дает описание типичной структуры административного разбирательства и предпринимает попытку выделить общие места в аргументации со стороны истцов либо ответчиков. Одним из таких общих мест является апелляция общины к длительности проживания на конкретной территории. Автор отмечает, что подобная аргументация считалась более верной в сообществах крестьян-старожилов, чем рациональные аргументы об экономической целесообразности, социальной либо правовой справедливости. В таких делах, как поземельные споры, неизбежно обращение тяжущихся сторон к прошлому опыту и состоянию. Однако рассматриваемые заявления крестьян выходят далеко за рамки простых отсылок к прошлому: на страницах прошений представлено отношение крестьян к истории, своему месту в Сибири, своим правам как старожилов. Другой особенностью подобного проявления коллективной памяти является стремление старожилов отмежеваться от инородцев - как переселенцев из европейской части России, так и аборигенного населения, о чем свидетельствует выражение опасений по поводу нарушения собственного традиционного уклада. В статье также приводятся примеры судебных разбирательств, прошений с предметом иного толка, нежели разграничение земель, но имеющих своим предметом предоставление привилегий на основании исторических прецедентов: уклонение от повинностей, притязания на право пользоваться угодьями и пр.
Участие в научных и научно-практических конференциях.
«55 и выше. Международный этно-антропологический конгресс. Проект "Снежный сезон"».
Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр», 15-16 января 2014 г. Тема доклада: «Сибирский перекресток: стратегии идентификации от века XVII к веку XX».
«52-я Международная научная студенческая конференция МНСК-2014: Этнография».
Новосибирск, Новосибирский государственный университет, 11-18 апреля 2014. Тема доклада: «Образы прошлого у старожилов Юга Сибири в середине XIX – начале XX в. (по материалам земельных комиссий)».
Международная конференция «История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай)».
Горно-Алтайск, Горно-Алтайский государственный университет, 20-23 апреля 2014 г. Тема доклада: «Формирование этнонациональной и региональной идентичности в контексте мобилизации коллективной памяти этнических групп Южной Сибири во второй половине XIX - начале XX в.»
«Сословные и социокультурные трансформации населения Азиатской России (XVII - начало XX века)»
Новосибирск, Институт истории СО РАН, 25-26 августа 2014 г. Тема доклада: «Региональная идентичность русских Южной Сибири во второй половине XIX - начале XX в.: фактор исторической памяти».
Командировки
Работа в Государственном архиве Российской Федерации (Москва) с документами фондов А-406, Р-1235, Р-3260, Р-5201, Р-5677, отражающими деятельность Особой коллегии Сибирского края по земельным вопросам в 1920-е гг.; фонда 124 «Уголовные отделения первого департамента министерства юстиции» (описи 15, 19, 25, 35, 44, 57). Работа в Государственном архиве Томской области (Томск) с фондом 3 «Административное управление Томской губернии, 1818-1917 гг.» (описи 10, 19, 37, 44, 45, 48, 56, 62, 70).