Бергер П., Лукман Т
Социальное конструирование реальности
Трактат по социологии знания
Berger, P. L., Luckmann, T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: “Медиум”, 1995. — 323 с.
Перевод Е. Руткевич.
Художник Е. Михельсон.
© Издательство “Медиум”, перевод на русский язык 1995.
ISBN 5-85691-036-2
Издательство “Медиум”, Россия, Москва, проспект Мира, 18.
Тираж 8000.
[3]
Вступление. 2
Предисловие. 3
Введение. Проблема социологии знания. 4
Глава I. Основы знания повседневной жизни. 14
1. Реальность повседневной жизни. 14
2. Социальное взаимодействие в повседневной жизни. 19
3. Язык и знание в повседневной жизни. 22
Глава II. Общество как объективная реальность. 28
1. Институционализация. 28
а. Организм и деятельность. 28
б. Истоки институционализации. 32
в. Седиментация и традиция. 40
г. Роли. 42
е. Границы и способы институционализации. 46
2. Легитимация. 54
а. Происхождение символических универсумов. 54
б. Концептуальные механизмы поддержания универсума. 61
в. Социальная организация поддержания универсума. 68
Глава III. Общество как субъективная реальность. 75
1. Интернализация реальности. 75
а. Первичная социализация. 75
б. Вторичная социализация. 80
в. Поддержание и трансформация субъективной реальности. 85
2. Интернализация и социальная структура. 94
3. Теории идентичности. 100
4. Организм и идентичность. 103
Заключение: Социология знания и социологическая теория. 106
….
Вопрос можно перевести в другую плоскость, спросив, каким образом возникает сам социальный порядок.
Наиболее общий ответ на этот вопрос таков: социальный порядок — это человеческий продукт или, точнее, непрерывное человеческое производство. Он создается человеком в процессе постоянной экстернализации. Социальный порядок в своих эмпирических проявлениях не является биологически данным или происходящим из каких-либо биологических данных. Нет нужды добавлять, что социальный порядок не является также данностью человеческой природной среды, хотя отдельные ее черты могут быть факторами, определяющими те или иные характеристики социального порядка (например, экономические мероприятия, технологические приспособления). Социальный порядок не является частью “природы вещей” и не возникает по “законам природы”14. Он существует лишь как продукт человеческой деятельности. Никакой другой онтологический статус ему нельзя приписать без того, чтобы окончательно не запутать понимание его эмпирических проявлений. И в своем генезисе (социальный порядок как результат прошлой человеческой деятельности), и в своем настоящем (социальный порядок существует, только
[89]
поскольку человек продолжает его создавать в своей деятельности) — это человеческий продукт. Хотя социальные продукты человеческой экстернализации имеют характер sui generis по отношению к их организмическому контексту и природной среде, важно подчеркнуть, что экстернализация как таковая есть антропологическая необходимость15. Человеческое существование невозможно в закрытой сфере внутреннего бездействия. Человек должен непрерывно экстернализировать себя в деятельности. Эта антропологическая необходимость коренится в биологическом аппарате человека16. Внутренняя нестабильность человеческого существования вынуждает его к тому, чтобы человек сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения. Человек должен сам классифицировать свои влечения и управлять ими. Эти биологические факты выступают в качестве необходимых предпосылок создания социального порядка. Иначе говоря, хотя ни один из существующих социальных порядков не может быть установлен на основе биологических данных, необходимость в социальном порядке как таковом возникает из биологической природы человека.
Чтобы понять причины (отличные от тех, в основе которых лежат биологические константы) возникновения, поддержания и передачи социального порядка, следует проанализировать то, что содержится в теории институционализации.