Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Внешнее устройство 1 Внешнее устройство 2...




ПортыОбщая

 
 


Шина

Внешнее устройство 3 Внешнее устройство 4... Рис. 5

Системная информационная шина состоит из шин: данных, адреса и управления и осуществляет пересылку данных внутри компьютера между про­цессором и периферийными устройствами и между периферийными устройст­вами, минуя процессор. Шина характеризуется: типом (ISA, EISA, PCI, AGP и др.), тактовой час­тотой, составляющей 8..70 МГц, иколиче­с­твом магистралей [6], называемых шириной или разрядно­стью шины (16 или 32).

С ROM процессор “общается” с помощью системы прерываний.Прерыва­ние - сигнал-заказ в шине от периферийных устройств или программ на срочное выполнение какого-либо действия, прерываю­щий выполнение основной про­грам­мы. На возникшее событие[7] реагируют закрепленные за событиями специальные прог­раммы - векторы прерываний (ISR). После обработки сигнала ISR выполне­ние прерванной программы продолжается.

Процессор персонального компьютера IBM PC - сверхбольшая интеграль­ная схема[8] серии Intel (8086, 80286, 80386, 80486), Pentium, .., PowerPC, Digital Alpha и характеризуется:

Ø разрядностью (16, 32 или 64), которая определяет величины обрабатываемых

чисел и производительность;

Ø тактовой частотой, измеряемой в мегагерцах (10..600 МГц), или реже быстродейст­вием, которое составляет 3µ106..1010 операций в секунду;

Ø шириной шин: управления, данных (влияет на скорость общения процессора с памя­тью) и адреса (ограничивает общий объем памяти компьютера).

Первый 16 -разрядный микропроцессор 8086 с тактовой частотой 10 Мгц и 20 -раз­ряд­­ной шиной адреса мог работать только в реальном режиме (однопрог­рам­мном), в котором процессор общается с не более чем памяти с помощью фи­­зических ад­ресов и все машинные команды разрешены любой программе.

16..64 -разрядные микропроцессоры 80286.. Digital Alpha с тактовой частотой 40.. 600 Мгц и 32 -разрядными шинами адреса и данных могут работать в защищенном режиме, имеют аппаратные средства организации виртуальной ("ка­жу­­щей­ся") па­мяти до 64Т (!) и поддержки мультипрограммного режима работы. В этом ре­жи­ме параллельно друг с другом может выполняться несколько прог­рамм, причем каждой программе выделяется виртуальный участок памяти и привилегии по ис­по­ль­зованию машинных команд, так что программы изолируются в памяти друг от друга и не мешают друг другу нормально выполняться.

Конструктивно компьютер состоит из следующих компонентов: базового комплекта (системного блока, дисплея, клавиатуры, манипулятора “мышь”) и до­полнительного периферийного оборудования (прин­тера, модемов, мульти­медий­но­го, сетевого и др. оборудования).

С

истемный блок - металлическая коробка со съемной крышкой (рис. 6), содер-

жащая в себе основные аппаратные части компьютера:

блок питания, материнскую плату с установленными микросхемами: процессора, сопроцессора, памяти, системные часы (“ таймер ”), встроенный динамик, устройство для работы с компакт-дисками (CD-ROM), накопители на жестких (“винчес­тер­­ских") дисках, накопители на гибких (“флоппи”) дисках, контролеры дисководов, платы: сетевые, ввода / вывода данных, адаптеров периферийных устройств, и других устройств, соединенные с материнской платой разъемами или многожи­ль­ными кабелями.

Рис. 6

На передней панели системного блока расположены клавиши управления ком­пьютером:

Ø Power для включения / выключения питания компьютера;

Ø Reset, при нажатии которой выполняется программа первоначальной загрузки компьютера; этой клавишей можно воспользоваться при “ зависании ” компьютера, когда он не реагирует на нажатия клавиш клавиатуры и другие манипуляции с пе­риферийными устройствами;

Ø Turbo, нажатие которой увеличивает скорость производимых процессором операций; скорость индицируется жидкокристаллическим табло на передней па­не­ли системного блока.

На задней панели системного блока в отверстиях-слотах расположены много­

штырьковые разъемы (коннекторы) плат, соответствующие портам ввода / вывода

дан­ных и служащие для подключения к компьютеру периферийного оборудования.

Т

аймер - счетчик импульсов кварцевого генератора, периодически (с частотой 18,2 Гц) вызывающий программу обработки прерывания, которая при каждом вызове прибавляет к хранимому системному времени фиксированный промежуток времени " тик ".

Д

исплей (видеосистема) представляет собой совокупность монитора и графичес-

кого адаптера (видео карты) (рис. 7).

Рис. 7

Монитор характеризуется:

Ø размером (измеряется в дюймах и обычно составляет 14”..21”);

Ø цветностью (изготавливаются монохромные и цветные мониторы);

Ø разрешающей способностью (измеряется в количестве цветных точек по гори­зонтали и вертикали и обычно составляет 320·200..1600·1280);

Ø зернистостью (расстоянием между центрами точек люминофора одного цвета, которое обычно составляет 0,39..0,25 мм).

Графический адаптер (конструктивно) - сложное устройство, управляемое соб­ствен­ным микропроцессором, сравнимым по мощности с процессором компью­тера. Ши­роко используются адаптеры следующих стандартов:

Ø EGA (E nhanced G raphics A dapter) - усовершенствованный графический адаптер;

Ø VGA (V ideo G raphics A rray) - графический видео массив и его модификации: SVGA (супер- VGA) и UVGA (ультра- VGA) с улучшенными характеристиками.

Графический адаптер состоит из: контролера монитора, видеопамяти, конт­ролера графики.

Контролер монитора управляет строчной и кадровой разверткой изображе­ния и 30..85 раз в секунду заново рисует (“освежает”) изображение на мониторе. Изображение строится из цветных точек, которые объединяются в те­левизионные строки и изображаются кадрами. Количество точек в строке и количество строк различно для разных адаптеров. На самом мониторе, как правило, есть ручки уп­равления разверткой по горизонтали и вертикали, размером кадра, яркостью и кон­трастностью (на цифровых мониторах значения этих же параметров устанавливаются по меню).

Основное назначение видеопамяти - хранение образа экрана монитора. Память, достаточная для хранения образа одного экрана, называется видеострани­цей. Объем видеопамяти, а, следовательно, и количество видеостраниц зависит от конкретного адаптера.

Контролер графики поддерживает работу адаптера в текстовых и графиче­ских режимах, которые являются интегральной характеристикой адап­тера:

Ø В текстовом режиме экран представляет собой совокупность текселов (“ te­xel ” - tex t el ement), расположенных на пересечениях строк и столбцов (рис. 8).

 

           
 
     
 
 

           
   
   
 
 
 

 

 


Видеопамять Контролер Монитор Рис. 8

 

Каждый тек­сел соответствует одному из символов таблицы ASCII. Для изображения символов используются битовые карты-матрицы символов таблицы зна­когенерато­ра, управляемой BIOS и позволяющей изображать до 512 различных очертаний символов с помощью цветных точек. Способ изображения символов определяется фоном и цветом, составляющими атрибут сим­вола. Разрешающая способность адаптера EGA в текстовом режиме достигает 43 строк по 80 символов в строке (80·43), причем каждый символ может быть изоб­ра­жен 16 различными цветами (набор доступных цветов называют цветовой пали­т­рой) на 8 разных фонах. Разрешающая способность адаптера VGA в текстовом ре­жиме достигает 80 · 50 или 132·43 (в режиме extended VGA) с той же цветовой палитрой.

Ø В графическом режиме экран представляет собой совокупность цветных точек - пикселов (“ pixel ” - pi cture el ement), расположенных в строках и столбцах. Разреша­ющая способность адаптера EGA в графическом режиме достигает 640 пикселов по горизонтали и 350 пикселов по вертикали (640·350), причем каждая точка изоб­ражается одним из 16 различных цветов при цветовой палитре в 64 раз­личных цве­та. Разрешающая способность адаптера VGA в графическом режиме достигает 1600·1280, причем каждая точка изображается одним из 256 различных цветов при цветовой палитре в 65536 различных цветов! Кроме того, для изобра­жения символов в графическом режиме адаптеры снабжаются таблицей знакогене­ратора, поз­воляющей изображать 256 символов с помощью матриц пикселов.

В последнее время в связи с широким распространением высококачественной полиграфии и видео монтажа выпускаются специализированные адаптеры и полно­­страничные мониторы, способные отображать 16,8 млн. цветов (!); они оборудо­ваны специализированными микросхемами-акселераторами и графическими сопро­цессо­рами: Video - поддерживают изображение видео клипов, 3D - поддерживают изображение трехмерных объектов.

К

лавиатура предназначена для ручного ввода информации как для передачи

сообщений программе, так и для управления компьютером (рис. 9).

 

Рис. 9

Изготавливаются клавиатуры:

Ø механического типа (нажатие клавиши фиксируется механическим выключателем с золотыми контактами);

Ø мембранного типа (нажатие клавиши фиксируется при соприкосновении мембран, через которые проходит слабый электрический ток).

Различают 101..104 -клавишные клавиатуры (с дополнительными клавишами для работы в Windows’95). Клавиатуру принято разделять на зоны (рис. 10).

Ø Основная клавиатура IBM PC - четырех регистровая, т.е. при нажатии какой-либо ее клавиши могут генерироваться 4 раз­лич­ных символа (обычно заглавные и

строчные символы латинского и националь­ного алфавитов), а также цифры и специальные символы. Переключение в режим изо­бра­жения национальных / латинских символов осуществляется комбинаци­ями кла­виш, зависящими от программ-драй­веров клавиатуры (т. н. " руси­фикато­ров").

Ø Управляющая клавиатура. < Esc > удаляет набранную ко­манду из строки. < Tab > перемещает мигающую по­лоску - курсор вправо по стро­ке сразу на несколько позиций (обычно 4 или 8). Фиксация режима изображе­ния заг­лавных букв (или символов верхнего регистра) производится нажатием < CapsLock >. Оперативная смена регистра осуществляется нажатием и удержа­нием < Shift > (левой или правой) во время нажатия клавиши-символа. < Space > (про­бел) перемещает курсор вправо по строке без изображения сим­вола.< Enter > вводит набранную команду для исполнения, а также перево­дит кур­сор в начало следующей строки. < BackSpace > удаляет из строки по­следний наб­ранный символ. < Ctrl > и < Alt >, испо­льзуются только в соста-

               
   
 
   
     
 
 

 

 


ве распространенных клавиатурных комбинаций, используемых компьютером в строго опре­де­лен­ных целях. Одновременное нажатие клавиш < Ctrl >< Alt >< Del >

(< Delete >) вызы­вает перезагрузку компьютера, < Ctrl >< Break > (< С >) - прерывает выполнение команды или прог­раммы.

Ø Клавиатура управления курсором. Для управления положением курсора следует использовать группу клавиш (<è>, <ç>, <é>, <ê>), перемещаю­щих его, соответственно, вправо / влево / вверх / вниз по экрану, а также: < Home > - для перемещения курсора в начало строки и < End > - в конец строки, < PageUp > и < PgUp > - для листания текста на страницу вверх и < PageDown > и < PgDn > - на страницу вниз. Кла­­виши < Delete > и < Del > служат для удаления текущего символа. < Insert >и < Ins > применяются для переключения клавиатуры в режим вставки символа в пози­цию курсора или замены символа в позиции курсора набираемым.

Ø Группе клавиш < F1 > ..<F12 > функциональной клавиатуры любая прикладная программа может назначать любые определенные ею функции.

Ø Специальная клавиатура. Нажатие < PrintScreen > вызывает вывод на принтер копии изображения на мониторе. < ScrollLock > блокирует режим прокрутки изоб­ражения монитора. Для приостановки работы ком­пьютера достаточно нажать < Pause >, а для продолжения - любую дру­гую клавишу.

Ø Дополнительная цифровая клавиатура. Нажатие < NumLock > фиксирует цифровой регистр дополнительной клавиатуры-калькулятора; в противном случае эта

клавиатура управляет курсором.

Нажатие любой клавиши возбуждает прерывание и в специальный буфер клавиатуры из 15 ячеек посылается двухбайтовый код:

Ø первый байт кода представляет собой ASCII - код нажатой клавиши (т.е. номер соответствующего символа в таблице ASCII) или 0, если клавиша не имеет ASCII -кода (например, < ç>);

Ø второй байт - расширенный код, т.е. Scan -код нажатой клавиши (попросту говоря - порядковый но­мер клавиши) с учетом одновременного нажатия клавиш-мо­дификаторов < Ctrl >, <Alt >, <Shift >. Например, нажатие < F1 > генерирует Scan -код 59, < Shift >< F1 > - код 84, <Ctrl >< F1 > - код 94, < Alt >< F1 > - код 104. Коды клавиш, хранящиеся в буфере, обрабатываются процессором по принципу "очередь":

ç... ç Направление продвижения кодов в буфере

"Обрабатываемый код " ç ç "Код нажатой клавиши"

По 16 -битовой маске, хранящейся в оперативной буферной памяти клавиа­туры компьютер всегда "знает”: клавиша нажата, отпущена или удерживается, на­жаты ли в это время: < Right½Left Shift >, < Right½Left Ctrl >, < Right½Left Alt >,< CapsLock >, < NumLock >, < ScrollLock >) и соответствующим образом реагирует на эти си­туации.

Ж

есткий магнитный диск (“ винчестер ”[9]) представляет собой пакет дюралевых круглых пластин, покрытых с обеих сторон ферролаком (оксидом железа), и на­ходящихся в герметически запаянном корпусе (рис. 11).

Рис. 11

В корпус встроены также: магнитные головки, считывающие / записывающие ин­формацию, электродвигатели, раскру­чивающие диск со стабильной синхронной скоростью и перемещающие головки ра­диально по отношению к диску. Поверхность диска покрыта магнитными следа­ми - дорожками, разделенны­­ми на секторы (расстояние между дорожками составляет 0,05 мм). При записи / считывании информации суппорт с маг­нитной головкой устанавливается двигателем на нужную дорожку, а в ней - на нужный сектор. Перемещением головки уп­равляет специальная плата с микросхе­мами - контролер дисковода.
Накопитель на жестком диске характеризуется: емкостью (80М..десятки Т), сре­д­ним временем доступа к диску (60..15 мС) и типом интерфейса (ST, ESDI, IDE, SCSI), определяющим способ подключения к материнской плате.

Г

ибкий магнитный диск (“дискет”) представляет собой пластиковую круглую

пластину, покрытую с обеих сторон ферролаком, которая находится в запаян­ном негерметичном корпусе (рис. 12).

Рис. 12

В дисковод гибких дисков встроены магнитные го­лов­­­ки, считывающие/записыва­ющие информацию, и электродвигатели, раскручи­вающие диск и перемещающие головки радиально по отношению к диску. Поверх­ность диска покрыта магнит­ны­ми следами-дорожками (их 40 или 80), разделенными на секторы (их на дорожке 8..18) по 512 байтов в каждом и определяющими емкость дискета в К (Емкость дис­кета = Количество дорожек · Количество секторов). Дискеты выпускают размерами 5,25” и 3,5” различных маркировок: DD (“ Double Density ”)- емкостью до 720К (5,25”) и 1,2M(3,5”), HD (" High Densi­ty ”) - емкостью до 1,2M (5,25”) и 1,44M (3,5”) и сверхвысо­кой плотности ED или VHD (“ Verify HD ”) емкостью до 2,88М (3,5”). Пластиковый корпус дискета имеет отверстия для считы­вания / записи информации и защиты информа­ции от модификации.

К

омпакт-диск (Compact Disk или CD-ROM) - изготавливается из пластмассы

диа­метром 12 см (рис. 13), име­­ет большую емкость (обычно 640М, что

Рис. 13

примерно эквива­лентно 450 дискетам емкостью 1,44М или 200 000 страниц текста, или 20 000 рисунков, или 2000 теле кадров, или 74 минутам видеоизображения со стереозвуком), а дисковод CD-ROM обеспечивает высокую скорость чтения данных.

CD принято классифицировать на: u - обычный (CD DA), v - CD с расширенной архитектурой (CD XA), w - интерактивный компакт-диск концерна Philips (CD-I), x - CD с динамической многофункциональной визуальной системой фирмы





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 450 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2280 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.