Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эгоизм и альтруизм в этике




Согласно этическому мировоззрению, эгоизм является полной противоположностью альтруизма. Многие ученые определяют эгоизм, как морально-этический принцип, в основе которого лежит ориентация на собственные потребности и желания и пренебрежение или игнорирование интересов других.

Получается, что беда эгоизма заключается не в любви к себе, а в пренебрежении другими людьми. Жизненно необходимо ценить себя и любить, но делать это необходимо не в ущерб другим и не за их счет.

В современном мире многие люди добиваются успеха и благосостояния за счет интересов других людей. Корысть, деньги и собственные цели становятся основным жизненным приоритетом. В такой атмосфере для альтруизма почти не остается места, он считается уделом слабых и незанятых людей.

Примеры из жизни относительно альтруизма и эгоизма показывают, что к поступкам, которые можно назвать альтруистическими, люди нередко прибегают тогда, когда начинают думать о собственной душе или же желают показать свою доброту. Однако у истинного альтруизма мотивация должна быть одна: помочь другому человеку, облегчить его участь, ничего не желая взамен. Есть разница между тем, чтобы уступить место в трамвае для того, чтобы никто не подумал о тебе негативно, или чтобы облегчить хоть как-то жизнь престарелой бабушки.

Ситуация выбора между эгоизмом и альтруизмом возникает перед человеком постоянно: в семье, на улице, на работе. Сделать правильный выбор бывает не всегда просто. Поэтому периодически надо останавливать себя и переводить фокус своего внимания с собственных интересов на интересы окружающих людей.

15Важным качественным скачком в ограничении насилия стало возникновение государства. Отношение государства к насилию, в отличие от первобытной практики талиона, характеризуется тремя основными признаками.

Государство монополизирует насилие, институционализирует его и заменяет косвенными формами.

Государство означает такую стадию развития общества, когда предоставление его безопасности становится особой функцией в рамках общего разделения труда. С этой целью право на насилие сосредоточивается в руках группы некоторых лиц и осуществляется по установленным правилам. Примерно так же, как появляются ремесленники, земледельцы, купцы и т. д., появляются стражи (воины, полицейские), которые призваны оберегать жизнь и собственность людей как от их взаимных посягательств, так и от внешних врагов.

Безопасность человека в первобытном обществе является делом всего рода: здесь каждый взрослый мужчина – воин. Право кровной мести всеми признается, и каждый сородич в соответствии с определенным обычаем и очередностью воспринимает ее как свою неотъемлемую обязанность.

Но с появлением государства безопасность делается обязанностью особой структуры, которая является монопольным держателем права на насилие. Принцип «не убий», рассмотренный в конкретном историческом содержании, как раз был направлен на то, чтобы изъять право насилия у самого населения (соплеменников) и передать его государству. Он прежде всего был призван блокировать действия требующих справедливого возмездия людей, гарантировать в обмен то, что государство накажет и защитит.

Насилие, которое практикует государство, основывается на аргументах разумных и характеризуется беспристрастностью, таким образом, оно достигает по сравнению с талионом качественно более высокого уровня институционализации. Государство сделало также еще один важный шаг в ограничении насилия.

В государстве насилие часто заменяется угрозой насилия. Немецкий исследователь Р. Шпееман в своей работе «Мораль и насилие» выделяет три типа воздействия одного человека на другого:

1) собственно насилие;

2) речь;

3) общественная власть.

Насилие является физическим воздействием. Речь является воздействием на мотивацию. Общественная власть представляет собой действие на обстоятельства жизни, которые определяют поведение. Это обстоятельство – принуждение к мотивам. Так действует, в частности, государство в тот момент, когда оно поощряет или ограничивает деторождаемость в обществе с помощью политики налогов. По отношению к общественной власти насилие и речь выступают как первичные способы воздействия человека на человека.

Государственное насилие является не просто ограничением насилия. Это такое его ограничение, которое создает предпосылки для решительного преодоления и перехода к принципиально ненасильственному общественному устройству.

Принципы ненасилия - отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу; критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать и провоцировать враждебную позицию оппонента; анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему выйти из конфликта с честью; бороться со злом, но любить людей, стоящих за ним; полная открытость поведения. Основная установка ненасилия - исправить отношения, превратить врагов в друзей, сделать так, чтобы предшествующее зло не стало абсолютной преградой для последующего сотрудничества.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 698 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2312 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.