Вступление
Фидель Кастро принадлежит к числу наиболее парадоксальных и творческих политиков нашего времени. При взгляде на его более чем полувековой путь в политике, полный неожиданных поворотов и непредсказуемых маневров, невольно вспоминаются слова: "политика вообще не знает вечных истин. В ней по-гераклитовски "все течет», все зависит от наличной "обстановки», "конъюнктуры», "реального соотношения сил". Лишь самая общая, верховная цель ее может претендовать на устойчивость и относительную неизменность".
Высшей целью для политика Фиделя Кастро всегда были и остаются свобода, независимость, самобытное развитие и процветание Кубы как социального народного государства. Для достижения же этой цели он находил и находит средства, которые вызывают как минимум удивление среди тех, кто привык видеть в политике лишь технологию, то есть следование готовым схемам в рамках определенного мировоззрения.
Кастро бросил вызов самой могущественной империи современности и сделал это у нее под боком, в небольшой слаборазвитой стране. Под его руководством Куба стала подлинно независимым государством, подорвавшим монополию Вашингтона на политическое господство в Западном полушарии. С 1 января 1959 года, когда, победила Кубинская революция, Фидель Кастро становится одним из объектов нападок со стороны правящей элиты США. Уже тогда в Соединенных Штатах была начата крупномасштабная пропагандистская кампания в целях его дискредитации.
Сейчас он официально отошел от государственных дел, но всё так же имеет огромное влияние на курс своей страны, несмотря на болезни и почтенный возраст.
Жизненный путь гениального оратора
Фидель Алехандро Кастро Рус родился 13 августа 1926 года в местечке Биран (провинция Орьенте) в семье уроженца испанской провинции Галисия Анхеля Кастро. Родители Кастро постарались дать хорошее образование своим детям. В школе Фидель был одним из лучших учеников благодаря своей поистине феноменальной памяти. Тогда же проявился и революционный нрав Фиделя. В возрасте 13 лет он участвовал в восстании рабочих на сахарной плантации своего отца. Макс Лестник, школьный друг Кастро, вспоминал: «У него было огромное мужество. Говорили, кто пойдет за Фиделем, погибнет или победит».
В 12 лет он написал тогдашнему американскому президенту Франклину Рузвельту письмо. В письме мальчик поздравляет президента с переизбранием на второй срок и просит: «Если Вам не трудно, пришлите мне, пожалуйста, американскую 10-долларовую банкноту. Я её никогда не видел, но очень хотел бы иметь. Ваш друг». В строке обратный адрес — он указал координаты школы, в которой учился. Об этом поступке упоминал как-то раз и сам Команданте. Он рассказал:
«Я был очень горд, когда получил ответ сотрудника президентской администрации. Послание даже вывесили на школьной доске объявлений. Только банкноты в нём не было.»
В 1950 году Кастро окончил юридический факультет Гаванского университета, затем аспирантуру. После окончания университета занялся частной адвокатской практикой вГаване; в частности, бесплатно вёл дела бедняков. В это время он вступил в Партию кубинского народа («Ортодоксов»).
11 марта 1952 года состоялся военный переворот, в результате которого власть на Кубе захватил Фульхенсио Батиста. Был распущен конгресс Кубы, а законодательная власть перешла к совету министров, на полтора месяца прекращалось действие конституционных гарантий, а вскоре была отменена и Конституция 1940 года.
Фидель Кастро оказался в первых рядах борьбы с диктатурой, и 24 марта представил в гаванский суд по особо важным и срочным делам сопровожденный доказательной базой судебный иск о преследовании Батисты в уголовном порядке за нарушение конституционных норм и захват власти. Он потребовал предания суду и наказания Батисты, поставив при этом с большим подтекстом следующий вопрос:
«Каким же образом сможет в противном случае этот трибунал судить простого гражданина, который выступит с оружием в руках против этого незаконного режима, пришедшего к власти в результате предательства? Совершенно ясно, что осуждение такого гражданина было бы абсурдом, несовместимым с самыми элементарными принципами справедливости»
В заключение Фидель, обращаясь к судьям, заявил, что если они не найдут в себе силы выполнить свой профессиональный и патриотический долг, то пусть лучше снимут с себя судейские мантии, подадут в отставку, чтобы всем было ясно, что на Кубе одни и те же люди осуществляют и законодательную, и исполнительную, и судебную власть:
Логика подсказывает мне, что, если существует суд, Батиста должен понести наказание. И если Батиста не наказан, а продолжает оставаться хозяином государства, президентом, премьер-министром, сенатором, генералом, военным и гражданским начальником, исполнительной властью и законодательной властью, владельцем жизней и состояний, значит, правосудия не существует... Если это так, заявите об этом открыто, снимите ваши мантии, подайте в отставку».
После неудачного штурма казармы Монкада, в котором участвовали и братья Кастро, на одном из заседаний суда Фидель произнес знаменитую речь, в которой резко осудил режим Батисты и призвал кубинский народ к вооруженной борьбе против тирании:
«Что касается меня, я знаю, что тюрьма будет для меня тяжелым испытанием, каким не была никогда ни для кого другого. Она полна для меня угроз, низкой и трусливой жестокости. Но я не боюсь тюрьмы, так же как не боюсь ярости презренного тирана, который отнял жизнь моих 70 братьев! Выносите ваш приговор! Он не имеет значения! История меня оправдает!»
В мае 1955 года Кастро был освобожден по всеобщей амнистии, отсидев за организацию вооружённого мятежа около 22 месяцев. В том же году Кастро эмигрировал в Мексику. Здесь, вместе со своим братом Раулем и другими революционерами, они начали готовить восстание. Фидель основал «движение 26 июля» и стал готовиться к свержению Батисты. 26 августа 1956 г. в самом популярном кубинском журнале «Богемия» было опубликовано его письмо, в котором он предупреждал диктатора:
«...в 1956 году мы будем или свободными, или жертвами. Я торжественно подтверждаю это заявление, находясь в полном сознании и учитывая, что до 31 декабря осталось 4 месяца и 6 дней.»
И действительно, вскоре Кастро триумфально вошел в Гавану во главе революционной армии. Что позволило ему повести за собой такое количество людей? Почему они ему поверили. Конечно же, в этом заслуга именно его ораторских качеств.
Как оратор, Кастро не просто велеречив, но неистов и неудержим. Фидель Кастро по свидетельствам хорошо знающих его людей очень часто увлекается чем-то второстепенным, не имеющим большого значения для судеб его республики. И зациклившись, он может говорить об этом часами, выступая перед собственным народом или принимая иностранных гостей. Был случай, когда он в течение трех часов просвещал конгрессменов из США на тему выращивания коров-рекордисток, дающих феноменальные надои. При этом он помнил десятки кличек этих ударниц молочного цеха.
Его называют «последним революционером в мире», «мессией революции». Гениальный оратор, завораживающий миллионные толпы. Его унижали, травили, предавали, а он, как борец на руках, в последнее мгновение, вытягивался в струнку и побеждал. Пусть не всегда его противник имел имя собственное и конкретные очертания.
Его многократно пытались убить с помощью ли отравленной сигары или, намереваясь взорвать самолет, на котором он должен был отправиться за границу. Известно о более 600 планировавшихся покушениях на него.
Сильные не гнутся. Сильные - ломаются. Сильный духом Фидель не сломался. Не изменил революции. Не изменил своим верным соратникам и друзьям. Кастро оказался «живее всех живых», пережив у власти шесть президентов США и шестерых лидеров СССР и России.
Вот что он говорит о своей жизни:
«Я сделал революцию в компании 82 человек. Если бы мне пришлось пройти через это еще раз, мне бы хватило 10 или 15 людей плюс абсолютная вера в идею. Неважно, насколько вы малочисленны и слабы, если у вас есть вера и план действий - вы можете все!»
Пламенные речи Кастро помогали обрести уверенность собственных силах миллионам кубинцев. Имея феноменальную память и гибкий ум, он всегда четко видел цели, которых стремился достичь и явно показывал миру свою позицию, упрекая богатых и алчных:
«Самые изощренные орудия в арсеналах сильных мира сего могут убить безграмотных, больных, бедных и голодных людей. Но они не могут истребить безграмотность, бедность и болезни»
За многие годы Фидель Кастро не изменил своим основным принципам и добился того, чтобы большинство кубинцев прониклись ими. Никакая внешняя пропаганда не повлияла на курс развития его родной страны:
«Когда я слышу о поражении социализма, мне хочется спросить - где же победы капитализма в Африке, Азии и латинской Америке?»
И действительно, несмотря на всю противоречивость его фигуры, никто не может отрицать его успехов.
В послании президенту США, сам Фидель говорит:
«Ни одна страна в мире не обеспечивает своим детям такой физической и моральной защиты, такого здравоохранения и образования как Куба. Вам следовало бы знать, что в Соединенных Штатах умирает на первом году жизни пропорционально большее число детей, чем на Кубе. Сто процентов детей и подростков в нашей стране, включая тех, кто обладает какой-либо умственной или физической неполноценностью, посещают соответствующие школы и учатся. Как вы можете игнорировать тот факт, что в то время как в Соединенных Штатах в классах в среднем более 30 учеников на одного учителя и на класс, на Кубе их менее 20 и успеваемость здесь уже выше, чем в любой развитой стране? Наше медицинское обслуживание повысило продолжительность жизни каждого рождающегося ребенка с 60 и менее лет в 1959 году - согласно оценкам - до 76,13 в настоящее время. Несмотря на блокаду, установленную Соединенными Штатами, и развал социалистического лагеря, безработица на Кубе составляет только 2,3 процента, в несколько раз ниже, чем в вашей собственной стране, самой богатой и промышленно развитой в мире. Вам следовало бы стыдиться, что вы пытаетесь экономически задушить народ, который, находясь в блокаде и более четырех десятилетий живущий в условиях экономической войны, актов вооруженной агрессии и террористических акций, был способен совершить такие подвиги. В вашей собственной стране вы не могли бы продемонстрировать ничего подобного. Вы пытаетесь задушить экономику и грозите войной стране, которая была способна достичь уже цифры в 20 тысяч врачей, в настоящее время работающих в 64 странах третьего мира. Ваша администрация, несмотря на то, что располагает ресурсами самой богатой державы на земле, не послала ни единого врача в самые отдаленные уголки этих стран, как это делает Куба.»
В ноябре 2005 года в секретном докладе ЦРУ утверждается, что Фидель Кастро с 1998 года страдает болезнью Паркинсона. Кастро на это заявляет:
«Враги Кубы не единожды хоронили меня, выдавая желаемое за действительное. Однако никогда я не чувствовал себя лучше, чем сейчас. В очередной раз ЦРУ, поставившее мне диагноз, село в глубокую лужу»
Эти слова Фидель Кастро произносит в пятичасовой речи перед студентами и преподавателями Гаванского университета — все пять часов Фидель Кастро говорил стоя, ни разу не присев и ни разу не сбившись в своей речи.
Кастро постоянно публикует свои размышления на различные значимые темы и эти публикации или послания с вожделением ожидают как многие кубинцы, так и жители других стран. Часто Фидель вплетает в свои речи множество событий и описывает явление с различных позиций. Именно эта четкая аргументация заставляет вслушиваться в него часами напролет и не уставать:
«Одна главная идея занимала мои мысли с моих давних времен утопического социализма. Исходила из ничего, при наличии простых познаний о добре и зле, которые внушаются обществом каждому человеку с момента его рождения, полному инстинктов и с недостатком ценностей, которые родители, в особенности матери, начинают закладывать в любом обществе и в любую эпоху. Поскольку у меня не было политического наставника, то удача и случайность стали неотъемлемыми компонентами моей жизни. Я сам выбрал себе идеологию в момент, когда появилась реальная возможность наблюдать и размышлять о годах, когда я был ребенком, подростком и молодым студентом. Образование стало для меня прекрасным инструментом для перемен в эпоху, в которую мне пришлось жить, от чего зависело выживание нашего слабого рода человеческого. В результате длительного жизненного опыта я сегодня думаю, что эта деликатная тема полностью связана с этой идеей. Я не должен просить прощения, как думают некоторые, за то, что говорю правду, какой бы суровой она ни была. Более двух тысяч лет назад известный греческий оратор Демосфен как что-то естественное горячо защищал на публичных площадях общество, в котором 85 процентов человек были рабами или неравноправными гражданами. Философы разделяли эту точку зрения. Оттуда возникло слово «демократия». В то время нельзя было требовать от них большего. Сегодня, когда общество обладает огромным источником знаний, производительные силы умножились в бесчисленное количество раз и сообщения средств массовой информации разрабатываются для миллионов людей; огромное большинство, уставшее от традиционной политики, не хочет слушать разговоров об этом. Государственные деятели не располагают доверием, когда народы больше всего нуждаются в этом перед лицом угрожающих им опасностей.»
Заключение
Где теперь его недруги, где его бывшие друзья? Давно уже канули в вечность. Кастро пережил шестерых президентов Америки, шестерых лидеров Советского Союза и России. Давно, очень давно убили его «заклятого друга» Джона Кеннеди. Где-то там, в прошедших годах, на задворках нашей памяти - отставка Хрущева, смерть Мао и Брежнева. А Фидель Кастро продолжает жить и руководить. Его борода стала совсем реденькой и седой, она неловко трясется, когда кубинский лидер заходится в очередном эмоциональном пассаже. Лицо и руки команданте, как у пожилого рыбака, описанного Хемингуэем, покрыты темно-коричневыми пятнами. Но Фидель и после своей смерти будет самым популярным лидером за всю историю Кубы и Латинской Америки:
«Сегодня население Кубы обладает большей культурой и политическим сознанием, чем народ любой другой страны мира. Это не народ фанатиков; это народ идей. Это не народ неграмотных или полуграмотных; это народ, где высшее образование становится массовым и универсализируется, наравне с его отвагой и патриотизмом. К его мечтам о подлинно справедливом и гуманном обществе добавляются опыт и знания - нечто, что вам с вашим фундаментализмом и вашей мессианской манерой действовать будет очень трудно понять. Сегодня мы не горстка людей, решивших победить или умереть. Мы миллионы мужчин и женщин, имеющих достаточно оружия и более 200 тысяч хорошо подготовленных офицеров и военачальников, которые прекрасно знают, как следует использовать его в условиях современной изощренной войны, и огромная масса бойцов, которые так же прекрасно знают сильные и слабые стороны тех, кто нам угрожает, несмотря на огромные военные ресурсы и технологическое превосходство их вооружения.»