Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одно из явлений - явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному - состоит в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек на рисунке при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым.
Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом.
Во-вторых, существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг на рисунке кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда мы прикрываем рисунок тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится ещё более заметным (стирается резкость границ и уменьшает разницу в яркости поля и фона и тем усиливает проявление эффекта). Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне - зеленовато-желтым и на голубом - медно-красным.
Другим видом цветовой иллюзии является то, что некоторые цвета воспринимаются как “выступающие”, а другие как “отступающие”. Этот факт наглядно иллюстрирует приводимый рисунок. Рассматривая левую фигуру, мы склонны думать, что это усеченная пирамида, обращенная вершиной к нам. А вот на левой мы скорее представим себе туннель с выходным отверстием вдали. “Выступающими” цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или “теплые”), а “отступающими” кажутся цвета зелено-синие (или “холодные”).
Иррадиа́ция
явление кажущегося увеличения размеров белых (светлых) объектов на чёрном (тёмном) фоне (при сравнительно большой яркости белого объекта) или, наоборот, кажущееся уменьшение размеров чёрных объектов на белом фоне (см. рис.). В первом случае И. называется положительной, во втором — отрицательной. В результате И. чёрная тонкая нить или проволока, рассматриваемая на фоне яркого пламени, кажется прерванной в этом участке, яркий лунный серп в новолуние кажется имеющим больший поперечник, чем видимый одновременно с ним пепельно серый диск луны и т. п. Величина И. растет при увеличении яркости светлого фона или светлого объекта. И. обусловлена оптическими недостатками глаза (аберрацией — сферической и хроматической), дифракционными явлениями в глазу, а также несовершенной установкой глаза на рассматриваемые объекты. См. также Иллюзии оптические.
Размеры белого круга и белого квадрата кажутся большими, чем размеры чёрного круга и чёрного квадрата; в действительности они одинаковы.
Эргономические требования к цветовому решению
Проблема заключается в том, что в разных странах отношение к различным цветам не совпадает. Если в США желтый цвет обозначает процветание, то в Сирии он символизирует смерть. Если голубой цвет в США означает веру в будущее, надежду, то в Китае этот цвет неразрывно связан с трауром.
Цвет, прежде всего, воздействует на эмоции человека. Психологи утверждают, что 80% воздействия цвета обрабатывается нервной системой и только оставшиеся 20% - зрительной. Естественно, что очень важно составить правильное цветовое оформление товара: сам продукт, его упаковка, цвета рекламной кампании. Малейшие нестыковки в этих факторах могут повлиять в конечном счете на выбор потребителя.
Конечно, несмотря на то, что каждый цвет в разных странах воспринимается по-разному, ученые все-таки считают, что на подсознательном уровне цвет вызывает у людей всего мира достаточно точные и схожие ассоциации. Для начала давайте рассмотрим их. При этом помните, что, разрабатывая продукт в какой-то конкретной стране, не стоит игнорировать отношение к цвету ее жителей. За это можно дорого поплатиться.
Итак, вот как выглядят общепринятые характеристики цвета, исходя из науки Колористика:
Красный – теплота; раздражающий, стимулирует мозг, является символом опасности и запрета. При этом стоит отметить, что красный способствует возникновению напряженности. Его предпочитают сексуальные, влюбчивые, жизнерадостные, и, что самое главное, эмоциональные люди. Цвет крови.
Оранжевый – благополучие, реализм, жизнь. Импульсивный цвет. Оранжевый цвет обладает некой теплотой. Связан с синим. Именно поэтому в рекламах соков так часто можно увидеть сочетание оранжевого и синего. При этом все это еще на фоне летнего пляжа.
Желтый – лучше всего привлекает внимание. При этом данный цвет дольше всех сохраняется в памяти. Иногда неприятно воздействует на глаза (хотя скорее на психику). При этом стоит отметить, что этот цвет, как и оранжевый, олицетворяет импульсивность и жизнерадостность. Благодаря чему является выбором в основном активных молодых людей. В рекламе желтый не рекомендуют использовать (хотя здесь речь идет скорее о ярко-желтом цвете). Стоит отметить, что желтый цвет способен стимулировать мозг. Желтый цвет активно применяется в сочетании с зеленым.
Зеленый – считается, что данный цвет успокаивает, снимает усталость и боль. Он ассоциируется с естественностью (природа), уравновешенностью. Из этого следует, что данный цвет обычно выбирают уравновешенные люди, не столь подверженные эмоциональным проявлениям. Считается, что зеленый способен создать успокаивающую атмосферу. Белый и синий являются лучшими сочетаниями для зеленого цвета.
Синий – ассоциируется с гармонией, внутренним спокойствием. Очень популярен в сочетании с белым и зеленым. Считается, что синий цвет способен разряжать стресс. Является выбором меланхоликов.
Фиолетовый – данный цвет ассоциируется с неустойчивостью. Его часто рассматривают, связывая с черным.
Белый - ассоциируется с чистотой. Используется чаще всего с синим, желтым, красным и зеленым цветами.
Коричневый – выбор консерваторов. Ассоциируется со стабильностью. Люди, которые выбирают данный цвет, предпочитают сохранять все как есть. Перемены им в тягость.
Черный – траур, а так же стройность. Черный обладает способностью поглощать объем. Этот цвет легко скрывает все недостатки, делает что-то незаметным.
Конечно, главное - это даже не сами цвета, а их правильное сочетание. Описывать его в рамках данной статьи просто бессмысленно. Это огромная тема, обратиться к которой можно на специализированных порталах посвященных дизайну. Как показывает практика, в большинстве рекламных материалов используют не более 2 разных цветов (и неограниченное количество их оттенков). Впрочем, глядя на предыдущее описание популярных цветов и оттенков, можно сказать сразу, что это достаточно общие данные, которые разнятся в зависимости от географического положения.