Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Как возникают и что означают имена, почему одни меняют их, а другие скрывают?

Имена, псевдонимы и анонимы

Эти вопросы для евреев важны не менее, а, может быть, и более чем для дру­гих этносов. Ответы на них позволяют глубже понять жизнь конкретного индивида и живую историю его рода. В широком смысле имя - это визитная карточка человека, за которой кроется его сущность.

«Что в имени тебе моем?»

Уже в первой книге Торы «Берешит» содержатся основы учения иудаизма об именах. Монотеизм еврейской ре­лигии не исключает множества наиме­нований Бога, выражающих неисчерпа­емость его атрибутов. Так, личное имя Яхве на иврите означает «Сущий», Эло-хим - «Творец всего сущего», Адонай -«Господь мой», Саваоф - «Всемогущий», Эль-Эльйон - «Бог Всевышний». А по­скольку в иудаизме не принято произно­сить истинное имя Божье, евреи употре­бляют обычно слово «Ашем», букваль­но означающее «имя», производное от «сущности» («шем»).

Каждому собственному имени би­блейских персонажей соответствует определенный смысл. Адамом Бог на­звал первого человека, сотворенного из праха земного («адама»), а Хавой - «да­ющую жизнь» женщину, праматерь всех живущих. Их сыновья также являются носителями скрытых символов: Каин происходит от ивритского «создавать» (прецедент будущих людских грехов), Эвель имеет два значения: «парение» вольного пастуха и «скорбь» по поводу обреченного на смерть. Ноах - «умиро­творяющий», имена его сыновей Шема, Хама и Яфета толкуются как «знак», «го­рячий» и «распространяющий». Авраам в переводе с древнееврейского - «отец многих народов» (колен Израилевых), а Сарра - «владычица». Яаков ведет на­чало от «акее» («следующий по пятам, близнец»), а его новое имя Израиль - от «борющийся с Богом». В Мидраше ска­зано, что Всевышний вывел евреев из Египта также за то, что и в рабстве они сохранили свои имена.

Антропонимика как раздел онома­стики - наука об истории возникнове­ния и преобразования имен людей. Она связывает этот процесс с разложением рода и выделением индивидов как су­веренных носителей самобытных про­звищ, отличающих их от прочих лиц с учетом внешнего вида, места прожива­ния, вида деятельности, характера и т. п. Множество библейских имен, принад­лежавших выдающимся историческим лицам, устойчиво сохраняло у евреев свое значение, звучание и широкое рас­пространение на протяжении тысячеле­тий (Мозес, Аарон, Яаков, Давид, Шло-мо, Шмуэль, Леа, Ривка, Рахель, Двойра и др.). Многие имели двойные имена: на-ример, мой прадед по отцовской линии был Нахум-Ицхак, а мать записана как Хая-Геня, хотя все звали ее Кларой.

В диаспоре значительная часть имен под влиянием новых культурно-языко­вых систем трансформировалась или исчезала. У испанских, немецких, поль­ских, российских евреев появлялись модернизированные имена, этимологи­чески привязанные к греческим, латин­ским, германским, славянским языкам. Так, русифицированный Шмуэль пре­вращался в Семена, Эфраим - в Ефима, Ханна - в Анну, Эстер - в Эсфирь. Вме­сте с тем еврейский мальчик редко ста­новился Иваном, Гавриилом, Василием, Николаем, хотя этимологически эти имена тоже уходят в ветхозаветные вре­мена. Намного чаще среди ашкеназов встречались имена Лев, Марк, Михаил, Григорий и др., согласно обычаю давае­мые в память об умершем родственнике и не звучавшие как сугубо русские.

Сегодня в Израиле и диаспоре про­исходит массовое возрождение древне­еврейских имен в честь праведников, пророков и царей, библейских праот-цев и праматерей, великих мудрецов и раввинов. Новорожденным мальчикам имя дают в день обрезания, девочкам - в первый шаббат после рождения. Неред­ко младенец получает как синагогальное имя («шем кадош»), так и бытовое («ки-нуш»): например, имя Нафтали, перево­димое как «серна», связано с повседнев­ным именем Гирш (нем. «олень»), Бе-ньямин - «волк», отсюда - Вольф, Иуда -«лев», а его бытовой эквивалент - Лейба. Взрослые израильтяне переименовыва­ют себя на ивритский лад, причем одни переводят свое имя дословно (Мила -ивр. Наоми), другие выбирают новое по созвучию: Игорь - Игаль, Илья - Эли, Виктор - Авигдор, Мария - Мириам, Рита - Рут, Елена - Илана и т. п.

У еврейства и большинства других на­родов нет отчества (патронима) в том ви­де, как у русскоязычных. В дофамильный период употреблялись частицы бен/бин/бар или бат, выражавшие уважительное родственное отношение сына или до­чери к отцу (Йехошуа бин Нун, Шимон бар Кохба). Фамилии же у ашкеназов, за исключением отдельных родовитых семей (Лурье, Рапапорт, Шиф и др.), по­являются лишь с конца XVIII - нач. XIX вв. под давлением власти, нуждавшейся в поголовном учете населения для взи­мания налогов и набора рекрутов. В не­мецких землях фамилиям богатых при­давался подчеркнуто позитивный смысл (Гольденберг, Зелигман, Гутмахер), а у бедняков нередко - уничижительный (Эзелькопф, Крумер, Люгнер).

В России первым предложил обязать евреев принимать фамилии Г. Держа­вин, считавший, что по форме они мо­гут быть славянскими или немецкими, а по содержанию должны отражать место проживания (Бердичевский, Варшавер, Литвак, Белоцерковский), имя отца или матери (Абрамзон, Хаймович, Нехам-кес, Ривкин), профессию или занятие (Шнайдер, Шустер, Фишман, Меламед), фауну и флору (Берман, Розенбаум, Блюмкин). Тех, кто происходил из се­мей священников, называли Кон, Коган, Левин, Левинсон. У галахических евреев встречаются русские и польские фами­лии, заимствованные от прежних го­спод. Фамилия моего отца, популярная в Чернобыле, давалась местным евреям в честь владельцев шляхетской усадьбы Щимановских, откуда вышли извест­ные музыканты. Есть и такие родовые имена, происхождение которых нелегко определить: например, Маршак - аббре­виатура от «морену рабену Шломо Клу-гер» («учитель и господин наш Соломон Мудрый»). В условиях растущего анти­семитизма и атеизма ассимилирован­ные советские евреи подстраивали свои анкетные данные под общепринятые. В смешаных семьях муж и дети, вопреки обычаю, нередко принимали фамилию жены и матери-нееврейки.

«Маска, кто ты?»

В свою очередь прибывавшие из России в Израиль меняли на библейский лад не только имена, но и фамилии.

Первый президент еврейского государства Давид Бен-Гурион в прошлом - Грин, Ариэль Шарон - Шейнерман, Ицхак Шамир -Езерницкий, Моше Даян - Китайгород­ский, Голда Меир - Меерсон. Однако от подобных метаморфоз, фиксируемых в официальных документах, следует от­личать псевдоним (по греч. «ложное имя») - новую фамилию, намеренно ис­пользуемую человеком в публичной дея­тельности вместо подлинной (автонима). Псевдоним зачастую настолько вытес­няет настоящее имя, что окружающие идентифицируют с ним известное лицо, не подозревая о его истинных имени и фамилии. Например, о том, что автоним Эдуарда Багрицкого - Давид Дзюбин, Ро­мана Кармена - Лазарь Коренман, Джор­джа Гершвина - Яков Гершович.

В античности псевдонимы почти не употреблялись, а в Средние века исполь­зовались, как правило, при изменении социального статуса, звания, религиоз­ного сана, в периоды обострения идео­логической борьбы. Известно, что под именами Боттичелли, Тинторетто, Па-рацельса скрывались иные, полученные ими при рождении.

У еврейских мудрецов практикова­лись акронимы - аббревиатуры имен, образованные из начальных букв, частей слов и словосочетаний, составляющих единое слово. Философ раннего Средне­вековья Рамбам - рабби Моше бен Май-мон; историк, врач, астроном Раавад -Абрахам бен Давид ха Леви ибн Дауд. Не­которые имена латинизировались: так, комментатор Библии и математик Леви бен Гершом был титулован как Герсо-нид, а талмудист Шломо бен Иехуда ибн Габироль - Авицеброн.

Энергетический потенциал еврейско­го духа, реализуясь в самых разных сфе­рах деятельности, сплошь и рядом ма­скируется псевдонимами. Естественно, что евреи-революционеры в силу усло­вий и специфического характера их не­легальной работы скрывали свои насто­ящие имена, как и их соратники-неевреи. Подпольные клички Мартова, Троцкого, Каменева, Зиновьева еще в царской Рос­сии заменили им подлинные фамилии -Цедербаум, Бронштейн, Розенфельд, Радомысльский. Среди диссидентов евреи составляли значительную часть, и большинство из них демонстративно выступало под собственными фамили­ями (Е. Боннэр, П. Якир, Н. Щаранский, И. Бродский и др.), хотя некоторые пу­бликовались под псевдонимами (А. Гинз­бург подписывался Галич, Ю. Даниэль -Н. Аржак). Другое дело - разведчики и шпионы: все они имели конспиративные клички. Легендарный Сидней Рейли в действительности - Самуил Розенблюм, агент ГРУ Яков Драбкин зашифрован как Гусев, Шандор Радо - Дора и Альберт.

В творческой деятельности употребле­ние псевдонимов обусловлено возрас­танием самосознания и личной ответ­ственности авторов за свои труды, а так­же возникновением авторского права. В одних случаях шифровка имен вызвана стремлением отвести от себя подозрение в плагиате, в других - желанием скрыть свое подлинное авторство (криптоним). К примеру, французский романист Марк Левй подписывается: М. Агеев. А рус­ский критик Самуил Лурье в ряде работ использует имя реального С. Гедройца, медика и поэта (аллоним). Начиная с Менделе Мойхер Сфорима (Бройде) и Шолом-Алейхема (Рабиновича), писате­ли, творившие на идише, также пользо­вались псевдонимами, однако редко. За­то среди авторов, писавших на русском языке, применение условных имен было широко распространено. Достаточно вспомнить Сашу Черного (Гликберга) и Бруно Ясенского (Зискинда), Михаи­ла Кольцова (Фридлянда) и Александра Володина (Лифшица), Анатолия Ры­бакова (Аронова) и Давида Самойлова (Кауфмана). Каждый из них при выборе псевдонима руководствовался особыми мотивами, исходя из разных обстоя­тельств (о чем рассказывает И. Маляр в книге «Псевдонимы знаменитых евре­ев»). Так, философ и публицист Иегуда Лейб Шварцман почти все свои труды подписывал как Лев Шестов. Моло­дой одесский журналист Иехиэль Лейб Файнзильберг свои паспортные данные решил сменить на Илью Ильфа, взяв три буквы от имен и одну от фамилии. Юный прозаик Вениамин Зильбер использовал автоним пушкинского друга Каверина, а начинающий поэт Михаил Шейнкман по совету отца придумал себе звучное имя Светлов. Когда 16-летний Эли Гуре-вич принес свой первый рассказ в газе­ту, редактор предложил ему псевдоним Леонид Первомайский, поскольку автор родился в мае. Писатель Илья Маршак стал Михаилом Ильиным, не желая ока­заться в тени старшего брата Самуила.

Встречаются и групповые псевдони­мы, объединяющие несколько человек. Так, дуэт драматургов и сценаристов братьев Тур сложился из начальных букв фамилий Леонида Тубельского и Петра Рыжея. Вместе с тем в сфере искусства, где евреев великое множество, боль­шинство из них своих имен не меняли. Исключение составили актеры театра и кино Сарра Бернар (Розина Бернард), Соломон Михоэлс (Шломо Вовси), Фа­ина Раневская (Фанни Фельдман} и др.

В довоенные годы, относительно бла­гоприятные для советской еврейской интеллигенции, ее представителям не было особой нужды скрывать свою на­циональность. К псевдонимам они об­ращались чаще под влиянием издателей, художественных руководителей, а также руководствуясь субъективными побуж­дениями (эстетическими, этическими и т. п.). Но по мере усиления давления антисемитизма «сверху» и «снизу» фак­тор личной безопасности приобретал доминирующее значение при выборе публичных имен. Многие евреи - пи­сатели и журналисты предпочитали не афишировать свои настоящие фамилии и заменяли их вымышленными. В период «борьбы с космополитизмом, сионизмом и еврейским буржуазным национализ­мом» растет раздражение юдофобов про­тив «засилия» лиц еврейской националь­ности в литературе и искусстве, открыто звучат призывы очистить от «чуждых элементов» учреждения культуры и на­уки, средства массовой информации. С другой стороны, у шовинистически настроенной части общества использо­вание псевдонимов по этническим мо­тивам вызывало не менее болезненную реакцию, проявляясь в требовании рас­крыть «фальшивые прозвища», разобла­чить «двуличие и трусость» их носителей.

В 1960-х гг. на страницах «Комсомоль­ской правды» разгорелся спор вокруг статьи писателя-антисемита М. Бубен-нова «Нужны ли сейчас псевдонимы?» Он утверждал, что социализм целиком устранил причины, ранее побуждавшие авторов маскироваться придуманными фамилиями. К. Симонов высказал мне­ние, что каждый вправе сам решать, брать ему псевдоним или обходиться без него, но партфункционеры пытались пред­ставить вопрос так, будто «это явление в принципе нетерпимо в нашем обществе». Полемика вскоре утихла, а псевдонимы продолжали жить своей жизнью. Ведь порой благозвучное оригинальное имя, особенно для лиц творческого труда, -почти половина успеха.

Автор неизвестен

В исключительных обстоятельствах че­ловек, не желающий обнаруживать свою причастность к определенному тексту или акции, прибегает к анонимности. Аноним (в переводе с греч. - «безымян­ный») - автор любой публикации (лите­ратурного произведения, утилитарного сообщения), умышленно не обозначив­ший свое имя или сознательно исказив­ший его. В отличие от псевдонима лич­ность анонима точно установить почти невозможно. В истории еврейской пись­менности имеется ряд религиозных и философских трудов, авторы которых по сей день не опознаны. К ним отно­сятся апокрифы (от древнегреч. «апо-крифос» - «сокровенный, тайный») и псевдоэпиграфы - сочинения иудаиз­ма времен Второго Храма и эллинизма, связанные по своим темам с Библией, но не вошедшие в библейский канон: свитки Мертвого моря, книги Экклезиа­ста, Иова, Маккавеев, притчи Соломона и др. Часть средневековых сочинений мудрецов Талмуда и Мидраша, книга каббалистов «Зогар» также не имеют од­нозначных авторов и по сути являются анонимными.

В Новое время анонимность стано­вится одной из форм политической и идеологической борьбы в виде печатной критики и публицистики, сатирических произведений, памфлетов и пасквилей. Еще Спиноза вынужден был скрывать от иудейских и христианских гонителей ав­торство некоторых своих произведений.

Среди образованных российских революционеров сравнительно вели­ка была доля евреев, которые в тисках царской охранки и цензуры станови­лись «неизвестными» ораторами на ми­тингах, авторами нелегальных брошюр, воззваний, прокламаций без подписей или с указанием лишь организации. В период сталинского террора бдитель­ные анонимщики, сводили счеты с со­гражданами путем доносов, причем евреи встречались как среди жертв, так и среди «стукачей» и палачей. Вместе с тем те, кто сохранял веру в справед­ливость и гуманизм советской власти, порой пытались бороться с «извраще­ниями социализма» посредством писем в вышестоящие органы, не подписывая их из страха перед репрессиями. Так, разгул антисемитизма в освобожден­ном Киеве вынудил одного из них в сентябре 1944 г. обратиться в ЦК КП(б) У с жалобой-анонимкой, которая попала к секретарю Д. Коротченко. В ней сообщалось о фактах явной дискрими­нации евреев и предлагалось усилить борьбу с подобными явлениями. Раз­умеется, никаких эффективных мер принято не было, а ровно через год в Киеве произошел еврейский погром с большим числом жертв. В эпоху застоя распространенным способом скрытого сопротивления тоталитаризму явился «самиздат», в котором заметное участие принимали евреи. Некоторые их про­изведения - стихи В. Гершуни, И. Габая, А. Наймана, И. Бокштейна, проза Л. Ха­лифа, Б. Хазанова, В. Войновича, статьи М. Дейча, В. Альбрехта, 3. Паперного, П. Егидеса и др. - публиковались без подписи.

В современном цивилизованном мире нет объективных препятствий гласному изложению собственных взглядов. Жаж­ду полной ясности в межличностном об­щении выразил однажды Ст. Лем: «Ах, откройся, таинственный мой полемист, /Покажи хоть забрало, хоть фиговый лист». С другой стороны, сохраняется потребность и в анонимных контактах, частично удовлетворяемая Интернетом в диапазоне от шутливого виртуального обмена репликами до кибератак и кон-. тратак хакеров. При этом существует также возможность безнаказанной про­паганды самых реакционных взглядов, реализуемых в социально опасных дей­ствиях. Об этом свидетельствуют и огол­телая антисемитская и антиизраильская кампания, которую ведут в «мировой паутине» неонацисты и исламисты, и попытки так называемых «анониму-сов» взломать и парализовать сайты еврейских фирм и банков, учреждений и служб безопасности Израиля. Надо надеяться, что демократическое обще­ство сумеет обуздать тех, кто стремится использовать во зло достижения науки и техники. А творческие люди доброй воли смогут свободно и полно самоут­верждаться в различных вариантах - как инкогнито, так и под псевдонимами или под своими настоящими именами.

Давид ШИМАНОВСКИЙ

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к выполнению индивидуального задания | VI Международный Мотосалон IMIS 2015
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 293 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.