Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Для студентов РГО IV курса

(подчёркнутые произведения для обязательного чтения)

1. Эстетико-философские ориентиры литературного творчества 1920-х — 1940-х гг. в ведущих странах Европы и в США. Основные положения трактата Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства». Проблема культурного «треугольника»: модернизм, авангардизм, «потерянное поколение».

2. Авангардистские течения в европейской литературе 1910-х — 1930-х гг. Сюрреализм как мировидение и художественная система (Андре Бретон, «Манифест сюрреализма» — см. сборник «Называть вещи своими именами». М., 1986; Андре Бретон, Филипп Супо, «Магнитные поля»; Андре Бретон, «Надя»; Антонен Арто, «Струя крови», Поль Элюар, «Бубновая дама»; Роже Витрак, «Тайны любви»; «Труп» — см. сборник «Антология французского сюрреализма: 1920‑е годы». М.,1994).

3. Общая характеристика литературы «потерянного поколения». Мировоззренческое и художественное кредо «стоического пессимизма». Роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» как «библия потерянных».

4. Художественные эксперименты в европейской литературе «потерянного поколения». «Карнавальный цинизм» в творчестве Луи Фердинанда Селина (роман «Путешествие на край ночи»); роман Дэвида Герберта Лоуренса «Любовник леди Чаттерли» в контексте литературы «потерянных» - один роман на выбор.

5. «Потерянное поколение» в литературе США (Шервуд Андерсон, Джон Дос Пассос, Генри Миллер и др.). «Иллюзии по-американски» в романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».

6. Творчество Эрнеста Хемингуэя. Художественная техника «айсберга» (цикл новелл«В наше время»).

7. Морально-этический кодекс «потерянных» в романах Э. Хемингуэя «И восходит солнце (Фиеста)», «Прощай, оружие» один роман на выбор. Повесть «Старик и море» в контексте творчества Э. Хемингуэя.

8. Модели «американского мифа» в творчестве Уильяма Фолкнера. Техника потока сознания и мифологические «роли» в романе «Шум и ярость».

9. Принципы эпического театра Бертольта Брехта. Создание эффекта «отчуждения». Идеологическое и эстетическое в пьесах Брехта: проблема синтеза. Анализ пьес «Добрый человек из Сычуани», «Кавказский меловой круг».

10. Историческая обстановка и характер литературного развития в 1950-х — 1970-х гг. Важнейшие философские и эстетические концепции. Основные положения трактата Жана Поля Сартра «Что такое литература?»

11. Мировоззренческая и эстетическая база французского экзистенциализма. Творчество Жана Поля Сартра. Концепция «ситуации» и «свободы выбора» (роман «Тошнота», пьеса «Мухи»).

12. Динамика эстетико-философских взглядов Альбера Камю: «цикл абсурда» и «цикл бунта» («Посторонний», «Чума» — одно произведение на выбор ).

13. Осмысление опыта немецкой истории в литературе Германии к. 1940-х — 1970-х гг. Пьеса Вольфганга Борхерта «На улице перед дверью» как символ эпохи. Историософские темы в романе Генриха Бёлля «Бильярд в половине десятого» и повести Гюнтера Грасса «Кошки-мышки»один автор (из трёх) на выбор.

14. Американская драматургия 1920-х — 1970-х гг. Концепции «экспрессионистической», «абстрактно-реалисти­че­ской» и «пластической» драмы (Юджин О’Нил, «Любовь под вязами»; Теннесси Уильямс, «Трамвай «Желание»; Эдвард Олби, «Кто боится Вирджинии Вулф?» — один автор на выбор).

15. Американская проза 1960-х — 1970-х гг. Пересмотр традиционных ценностей «американской мечты» в произведениях Джона Апдайка, Курта Воннегута и др. Роман Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» как «культовая» книга.

16. Проблема этического идеала в романе Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

17. Битнический авангард как мировоззренческая и художественная практика. «Спонтанная проза» Джека Керуака (роман «В дороге»).

18. Американский период творчества Владимира Набокова. Эстетический идеал и этическая «пошлина» в романе В. Набокова «Лолита».

19. Творчество Сэмюэла Беккета и «театр абсурда». Художественный статус категории «ничто» (пьесы «В ожидании Годо», «Театр I»).

20. Модернистская эстетика «нового романа». Концепция художественного мира «из ничего» (Натали Саррот, «Золотые плоды»; Ален Роб-Грийе, «Проект революции в Нью-Йорке» — один роман на выбор)

21. Специфика латиноамериканского типа художественного сознания. Культурологические «лабиринты» реальности в новеллистике Хорхе Луиса Борхеса. Особенности жанра новеллы-эссе («Хаким из Мерва, красильщик в маске», «Тлён, Укбар, Orbis Tertius», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «Лотерея в Вавилоне», «Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок», «Смерть и буссоль», «Юг», «Бессмертный», «Алеф»).

22. Концепция «игры» как художественного моделирования реальности в романе Хулио Кортасара «Игра в классики».

23. Метафорическая история человечества в романе-мифе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

24. Становление концепции постмодернизма в европейской литературе 1950-х — 1970-х гг. Элементы постмодернистского конструирования текста:

Уильям Голдинг, «Шпиль»; Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин»; Макс Фриш, «Назову себя Гантенбайн»; Фридрих Дюрренматт, «Правосудие» (2 романа из 4-х для обязательного чтения).

25. «Постмодернистский код» в творчестве Джона Фаулза. Взаимодействие концептов «жизнь», «культура», «игра», «текст» в повести «Башня из черного дерева».

Работа в семестре (+ баллы)

 

 

1. Семинары:

1) Книга рассказов «В наше время» Э. Хемингуэя в контексте литературы «потерянного поколения»;

2) Пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани» в контексте эстетики эпического театра;

3) Пьеса Ж. П. Сартра «Мухи» в контексте экзистенциализма;

4) Роман Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» и контркультура;

5) Роман Г.-Г. Маркеса «Сто лет одиночества» в контексте латиноамериканской литературы;

6) Повесть Дж. Фаулза «Башня из чёрного дерева» в контексте постмодернизма.

 

Пропуск семинара = 0 баллов, «молчаливое присутствие» = 1 балл, «точечное» участие = 3 балла, активное участие = 5 баллов. Максимум = 30 баллов.

NB! Семинары не «отрабатываются»!

ИТОГО: 30

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Привычки, которые помогут вашем ребенку хорошо учиться | Распределение бюджета времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 254 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.