Я.В. КОВАЛЕВ, М.М. ВОРОБЬЕВА
Минск, БГУ
РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЛИНИЙ ТЛЕЙ
APHIS GOSSYPII GLOVER, 1877 К ТИАМЕТОКСАМУ
Серьезную угрозу для сельского хозяйства представляют насекомые-фитофаги, которые в процессе питания угнетают развитие растений, снижают их урожайность, а также являются основными векторами фитопатогенных вирусов. В последние годы во многих регионах мира, не исключением является и Республика Беларусь, активно осуществляют различные мероприятия, направленные на защиту и сохранение сельскохозяйственных культур. Наиболее эффективными способами борьбы с фитофагами является применение инсектицидов с различными действующими веществами. В литературе представлены сведения о том, что у насекомых, в частности тлей, формируются устойчивые формы, способные выживать после инсектицидного воздействия, поэтому проблема контроля численности вредителей к настоящему времени остается не решенной [1]. На сегодняшний день недостаточно данных о молекулярных механизмах, позволяющих тлям формировать устойчивость к инсектицидам, однако существует предположение, что в основе устойчивости насекомых к инсектицидам лежат те же механизмы, что способствуют формированию устойчивости к вторичным метаболитам растений. В настоящем исследовании мы оценили уровень резистентности к тиаметоксаму у генетически изолированных линий тлей Aphis gossypii Glover, 1877, ассоциированных с разными кормовыми растениями.
Для оценки устойчивости к тиаметоксаму использовали лабораторные клоны тлей с трех овощных культур, а именно с редьки черной (Raphanus sativus L., 1753), перца овощного (Сapsicum annuum L., 1753) и моркови посевной (Daucus carotasub sp. sativus (Hoffm.) Arcang, 1882). Тлей помещали в пластиковые контейнеры V=708,75 см3, и обрабатывали инсектицидом «Актара» производитель Хаддерсфилд, Великобритания в разведении, рекомендуемом производителем. Учет численности выживших и погибших тлей проводили через 1 ч., 3 ч., 6 ч. и 20 ч., с учетом стадий жизненного цикла каждой особи (личинка, нимфа, бескрылые и крылатые имаго).
Суммарная выборка составила 1067 крылатых и бескрылых особей тлей A. gossypii, с разных кормовых растений. В результате эксперимента оказалось, что после 20 ч. выживаемость тлей с моркови посевной составила 35 %, в то время как с перца овощного выжило только 12,4 % особей (график А, рисунок). Тли, собранные с перца овощного и моркови посевной, в течение первых 3 ч. воздействия демонстрировали в среднем близкий процент выживаемости (около 72 %), однако в дальнейшем смертность насекомых с перца овощного продолжала расти, в то время как с моркови посевной – снижалась. После 6 ч. эксперимента на графике видно, что тли с перца овощного и редьки черной в среднем имеют близкий процент выживаемости, однако после 20 ч. эксперимента доля выживших тлей с перца овощного очень сильно сократилась. Необходимо отметить, что образцы, собранные с моркови посевной на протяжении всего эксперимента демонстрировали высокий уровень устойчивости к тиаметоксаму по сравнению с образцами с редьки черной и перца овощного.
На сегодняшний день в литературе представлены некоторые сведения о том, что личинки насекомых являются более чувствительными к инсектицидам, что приводит к их элиминации в течение нескольких часов. Нимфы и имаго, в то же время, обладают большим уровнем резистентности к действующим веществам инсектицидов [2].
Рисунок − Временная динамика изменения доли выживших особей
Аphis gossypii: крылатые и бескрылые имаго, коллектированные разных кормовых растений (А); личинки, нимфы и бескрылые имаго с редьки черной (Б), перца овощного (В) и моркови посевной (Г) при воздействии тиаметоксама
По результатам нашего исследования (рисунок, В и Г) оказалось, что через сутки после контакта с инсектицидом имаго показали самый высокий процент выживаемости (исключением являются образцы с моркови посевной, рис. Б). Личинки погибали в течение 6 ч. Кроме того было отмечено, что крылатые самки погибали в течение первых 3 ч., и лишь единичные особи доживали до окончания эксперимента. Данный факт свидетельствует о том, что бескрылые морфы оказались наиболее устойчивыми к воздействию тиаметоксама среди всех анализируемых образцов. Таким образом, данные, полученные в рамках настоящего исследования, указывают на то, что генетически идентичные А. gossypii, ассоциированные с разными кормовыми растениями, имеют разную устойчивость к тиаметоксаму. Тли с моркови посевной и редьки черной, демонстрировали большую устойчивость к тиаметоксаму. Имаго и нимфы оказались менее чувствительны к воздействию тиаметоксама, в то время как личинки погибали в течение 6 часов эксперимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Know, D. H. Identification and characterization of an esterase involved in malathion resistance in the head louse Pediculus humanus capitis / D. H. Kwon, J. H. Kim, Y. H. Kim, K. S. Yoon, J. M. Clark, S. H. Lee // Pesticide Biochemistry and Physiology. – 2014. – Vol. 25 (7). – P. 13–18.
2) Wiles, J. A. Jepson, P. C. Sub-lethal effects of deltamethrin residues on the within-crop behaviour and distribution of Coccinella septempunctata / J. A. Wiles, P. C. Jepson // Entomol. exp. et appl., 1994. − Vol. 72. – № 1. − P. 33−45.