Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос. Рационалистическая философия Р. Декарта.




Философия Нового времени

Особенности развития философии эпох Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона.

Рационалистическая философия Р. Декарта.

Учение об общественном договоре Т. Гоббса и Дж. Локка.

Учение о субстанции Б. Спинозы. Монадология Г. Лейбница.

Философия Французского просвещения.

Новоевропейская медицина.

Вопрос. Особенности развития философии эпох Нового времени.


Философия Нового времени длилась с 17 по 18 вв.

Общая характеристика эпохи:

1) развитие производства (прежде всего мануфактурного), подъем товарного производства;

2) происходят первые буржуазные революции в Нидерландах (1566-1607), в Англии (1640- 1688), сыгравшие важную роль в развитии капиталистических отношений;

3) осуществление научной революции. Происходит становление науки. Возникает новый тип науки – экспериментально-математическое естествознание;

4) ослабление влияния церкви на социальные институты и процессы;

5) распространение и упрочение протестантизма, ориентированного на целерациональную деятельность.

Особенности философии Нового времени:

1. сциентоцентризм. Поскольку наука занимает ключевое место в мировоззрении эпохи, то главной особенностью философии Нового Времени является то, что теория познания выдвигается на первый план философских исследований.

2. в онтологии господствовал механицизм – все в мире объясняется через законы механики.

3. деизм – признание существования бога в качестве безличной причины мира.

В философии Нового времени выделяют рационализм и эмпиризм.

Эмпиризм(от греч. «опыт»)(Сенсуализм – нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Может рассматриваться как крайняя степень эмпиризма) Рационализм(от лат. «разум»)
Главный источник знания и критерий достоверности — чувственный опыт. Главный источник знания и критерий достоверности — разум, мышление.
Основной метод познания — индукция, т.е. движение мысли от единичного к общему Основной метод познания — дедукция, т.е. движение мысли от общего к частному
Представители: Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Юм Представители: Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б. Спиноза

 

 

Эмпиризм Ф.Бэкона

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) – английский мыслитель. Его отец сэр Николас Бэкон служил лордом-хранителем печати при королеве Елизавете, и потому Фрэнсис еще мальчиком был представлен ко двору. В возрасте 12 лет он поступил в Кембриджский университет. Бэкон стал быстро подниматься по политической лестнице: генеральный адвокат в 1607 г., главный прокурор Королевского двора в 1613 г., лорд-хранитель печати в 1617 г., лорд-канцлер в 1618 г. В 1621 г. Бэкона обвинен в коррупции палатой лордов. После этого Бэкон смог продолжить свои занятия наукой, но с карьерой было навсегда покончено.

Основные труды: «Новый Органон» (1620), «Опровержение философией» (1608), «Новая Атлантида» (вышла посмертно).

Философия Ф. Бэкона:

1) дал критику всей предшествующей философии, схоластической философии;

2) обосновал новый подход к науке. Наука должна иметь прочную опытно-экспериментальную базу и служить средством подчинения природы, использования ее в интересах человека и совершенствования общества. Господствовать над природой возможно только подчиняясь ее законам. Бэкон выдвигает формулу «Знание — сила», подчеркивая тем самым, что наука приумножает практическое могущество человека. Нужен новый метод познания;

3) Главное условие реформирования науки – очищение разума от заблуждений, которые стоят на пути истинного знания. Он выделял 4 рода предрассудков, препятствующих адекватному познанию природы:

идолы рода — предрассудки ума, присущие всему человеческому роду. Так, например, человеческий ум по собственной природе склонен видеть больший порядок, нежели действительно существующий, ум придумывает отношения и соответствия, которых в действительности нет;

идолы пещеры — предрассудки, связанные с человеческой субъективностью восприятия окружающего мира. Человек склонен верить в истинность того, что он предпочитает;

идолы рынка (площади) — иллюзии, порожденные неправильным использованием слов. Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: или это имена несуществующих вещей (например, вечный двигатель, судьба), или это имена вещей существующих, но неопределенных и путаных. Слова способны подменить обозначаемую им вещь и взять ум в свой плен;

идолы театра — иллюзии, предрассудки сознания, возникающие в связи с некритическим отношением к различным философским системам, слепой веры в авторитеты.

4) обосновал ведущую роль эмпирического познания.

5) разработал индуктивный метод познания. Бэкон считал, что опыт должен строиться по определенному методу. Суть метода индукции образует: а) наблюдение фактов, б) их систематизация и классификация, в) отсечение ненужных фактов, г) разложения явления на составные части, д) проверка фактов на опыте, е) обобщение знаний.

Творчество Б. оказало сильное влияние на общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука и философия 17 в. Именно в этой атмосфере выросли творцы новой науки Бойль, Гук, И. Ньютон и др.

 

вопрос. Рационалистическая философия Р. Декарта.

Рене Декарт – французский мыслитель, (латинизированное имя Картезий) родился в Ляэ, в Турени (1596-1650). Родом из знатной семьи (его отец, Иоахим, - советник парламента в Бретани), он очень рано был отдан в иезуитский колледж города Ла-Флеш, получил хорошее философское и научное образование согласно существующим в те времена требованиям: шесть лет занятий гуманитарными науками и три - математикой и богословием. В 1618 г., когда началась Тридцатилетняя война, Декарт вступил в ряды войска Морица Нассауского, чтобы отвоевать у испанцев свободу Голландии. После этого он много лет живет в Голландии, где создает множество своих трудов.

Основные труды: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии», «Страсти души», "Правила для руководства ума" и др.

Для философии Декарта характерны следующие идеи:

1) выдвинул рационализм в качестве теории познания. Он видел источник знаний и критерий их истинности не во внешнем мире, а в разуме человека. Всеобщее и необходимое знание не может быть выведено из опыта. Основание для него находится в самом разуме. Позднее Лейбниц, возражая эмпирикам–сенсуалистам, поддержал эту мысль так: «Нет ничего в разуме, чего бы не было прежде в чувствах, кроме самого разума». Рационализм Декарта характеризует не бытие, а наше познание бытия. У него нет мысли, что моим мышлением порождается бытие моего тела.

Рационализм Декарта лежит на следующих основаниях:

а) принцип философского сомнения. Сомнение — свидетельство несовершенства человеческой мысли, сомневаться нужно во всем, кроме того, что мы сомневаемся. Невозможно сомневаться в существовании Бога. Благой бог не может быть обманщиком, поэтому заложенные им в душу идеи правдивы.

б) врожденный характер идей. Он полагал, что в душе человека с самого начала имеется запас как бы дремлющих идей. Они даны от бога, заложены в наш разум до опыта при рождении.

2) обосновывает приоритет дедуктивного метода познания. Дедукция — это движение мысли от общего к частному, когда из некоторого правила выводятся следствия применительно к конкретным предметам. Он выдвинул 4 основных правила метода дедукции: 1. Принимать за истинное только то, что познается интеллектуальной индукцией несомненно, ясно и отчетливо. 2. Мысленно разделить исследуемое на предельно простые элементы. 3. Постепенно восходить от простого к сложному. 4. Последовательно перечислять все звенья индукции, не пропускать ни одного звена в выводе;

3) дуализм в области онтологии. Он исходил из признания двух начал в основе сотворенного — материальную (протяженную) и духовную (мыслящую);

5) природа человека по Декарту тоже двойственна. Человек состоит из души, мыслящей, бессмертной, обладающий свободой воли и тела, действующего рефлекторно как механизм.

6) моральные установки Декарта: Укрепление господства разума над чувствами и страстями тела. Одно из жизненных правил Декарта: побеждать скорее самого себя, нежели судьбу и менять скорее свои желания, чем мировой порядок. Нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, кроме наших мыслей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 605 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2162 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.