Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фортепианный концерт ля минор




Биография

1. Детство. Ранний период. Берген, Лейпциг, Копенгаген (1843-1866). Родился 15 июня 1843 г. в Бергене. Уже в раннем возрасте пробудился интерес к музыке. Его учительницей по фортепиано была мать, лучшая пианистка Бергена. Позже Эдвард поступил в Лейпцигскую консерваторию, что позволило ему соприкоснуться с европейской культурой. В нем воспитывали понимание классики – Моцарта, Бетховена. Познакомился он и с трудами современников – Мендельсона, Шумана, Вагнера. В 1862 г. он окончил консерваторию, получив блестящие оценки.

Григ хотел сочинять именно норвежскую музыку, однако он понял, что должен поехать за границу, чтобы попасть в среду, которая способствовала бы его развитию как композитора. Он отправился в Копенгаген (Дания). Выдающийся датский музыкант Нильс Г а де стал для него примером.

В Дании Григ приобрел множество друзей. Огромное значение имела встреча с норвежским композитором Рикардом Нурдроком, горячий патриотизм и энергичность которого «заразили» Грига. В Копенгагене он встретился с двоюродной сестрой Ниной Хагеруп. Григ был очарован кузиной, и они тайно обручились в июле 1864 г. Григ посвятил Нине 4 песни на стихи их общего доброго друга Х.К. Андерсена («Мелодии сердца»).

2. Центральный период. Кристиания. 1866-1880. Молодожены отправились из Копенгагена в Кристианию (ныне – столица Норвегии Осло) для того, чтобы внести свой вклад в создание норвежской музыкальной среды. Эдвард обеспечивал семью, работая дирижером и давая частные уроки; для сочинения музыки у него оставалось мало времени. И все же в 1868 г. Григ написал фортепианный концерт ля-минор. Это произведение стало шедевром, настоящим прорывом для Грига-композитора. Именно тогда его стали считать одним из самых выдающихся композиторов, Григ обрел славу и материальную независимость.

В начале 1870-х гг. Григ сотрудничал с писателем Бьёрнсоном. Григ написал музыку к нескольким его сочинениям, напр., произведение для хора «Возвращение на родину». Они планировали написать оперу о норвежском короле Улафе Трюгвассоне. Однако между Григом и Бьёрнсоном возникли противоречия: что должно быть написано в первую очередь – музыка или либретто. Когда работа застопорилась, Григ начал создавать музыку к драматической поэме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Это привело к окончательному разрыву между Григом и Бьёрнсоном.

24 февраля 1876 г. в Театре Кристиании состоялась премьера драматической поэмы «Пер Гюнт», которая имела большой успех.

3. Поздний период. Трольхауген. 1880-1907. Эдвард и Нина много путешествовали по Европе, давая многочисленные концерты. В Европе Григ познакомился и подружился с Чайковским, Брамсом, Листом, Сен-Сансом. В 1875 г. произошли трагические события: умерли отец и мать Грига. У Эдварда и Нины больше не было дома в Бергене. Григ в то время чувствовал недостаток творческих сил и энергии. Все это привело к тому, что в 1883 г. Григ резко изменил свой образ жизни и покинул Нину. Однако его друг Франц Байер убедил Грига помириться с женой. Байер также помог Григу купить участок на мысе Хоп у Бергена, и уже в апреле 1885 г. Нина и Эдвард поселились в Трольхаугене («Дом троллей», - так они назвали свою усадьбу).

Напряженная гастрольная жизнь не могла не отразиться на его здоровье. Одно легкое (туберкулез) не позволило долго вести такой образ жизни. В сентябре 1907 г. Эдвард и Нина собирались отправиться на музыкальный фестиваль в Лидс. Во время ожидания корабля, который должен был доставить их в Осло, Григ почувствовал себя значительно хуже и вынужден был лечь в больницу Бергена. 4 сентября 1907 г. Григ скончался.

Творчество Грига оказало сильное влияние на композиторов других поколений, особенно на венг.композитора Белу Бартока, французов Мориса Равеля и Клода Дебюсси.

 

3. «Лирические пьесы»

Фортепианная миниатюра – один из любимых жанров Грига, где запечатлены его личные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, думы о Родине. Это своеобразные «дневниковые записи», которые можно сравнить с фортепианными циклами Шумана, «Песнями без слов» Мендельсона, «Музыкальными моментами» и «Экспромтами» Шуберта, прелюдиями Шопена. Общее здесь – лирическое настроение, мелодическое богатство, небольшие масштабы.

Григ написал около 150 фортепианных пьес, 66 из которых включены в цикл из 10 тетрадей «Лирические пьесы», который занял основное место в фортепианном творчестве композитора (кроме него – «Поэтические картинки», «Юморески», «Из народной жизни», «Альбомные листки», «Вальсы-каприсы»). Над «Лирическими пьесами» Григ работал почти всю жизнь: 1-я тетрадь издана в 1867 году, последняя – в 1901.

Круг образов и тем цикла очень широк:

· тема Родины, образы народного быта – «Родная песня», «На Родине», «Тоска по Родине», «В норвежском духе», «Народный напев», «Свадебный день в Тролльхаугене»;

· тема природы – «Птичка», «Бабочка», «Весной», «Летний вечер», «Мальчик-пастух»;

· образы народной фантастики – «Танец эльфов», «Шествие гномов», «Кобольд»;

· пьесы лирического содержания – «Вальс», «Ноктюрн».

 

«Лирические пьесы» отличаются большим жанровым разнообразием: встречаются элегия и ноктюрн, колыбельная и вальс, менуэт («Менуэт бабушки») и баллада, ариетта и марш. Особенно часто обращается Григ к национальным норвежским жанрам – спрингдансам, халлингам, гангарам.

Формы «Лирических пьес» чаще всего основаны на принципе контрастной трехчастности (встречаются и З-5-ти-частные, сложные трехчастные). Широко используется вариационное развитие.

Каждая из 10 «Лирических тетрадей» представляет собой самостоятельный сборник пьес – «альбом зарисовок», не связанный общим замыслом. Лишь в редких случаях отдельные тетради приближаются к «программной сюите», объединенной одной темой – таковы 3-я тетрадь («Весенняя сюита») и 5-я тетрадь («Норвежская сюита»).

В 3-ю тетрадь (ор.43), вошли 6 «весенних» пьес: «Бабочка», «Странник», «На Родине», «Птичка», «Эрос», «Весной». Они объединяются не только тематически, но и тонально – преобладают светлые диезные тональности (A-dur, Fis-dur).

В 5-й тетради (ор.54) различные грани григовской музыки – лирика, пейзаж, народный быт и фантастика – раскрывают образ Норвегии. Пьесы расположены по принципу контраста. Пасторальная картинка («Мальчик-пастух») сменяется бодрым норвежским маршем («Гангар»); сказочный мир троллей («Шествие гномов») – поэтическим «Ноктюрном»; фантастическое «Скерцо» – радостным перезвоном колоколов в финальной пьесе («Колокольный звон»). Объединяет всю тетрадь тональность C-dur.

 

Фортепианный концерт ля минор

Это наиболее монументальное произведение Грига, кульминация его фортепианного творчества и одна из вершин во всей концертной литературе, любимое произведение в репертуаре пианистов.

Произведение Грига продолжает тип романтического лирического концерта, лучшими образцами которого считаются концерты Шопена и Шумана

Концерт представляет собой классический цикл с традиционным соотношением трех частей:

· I часть – динамичное сонатное allegro лирико-патетического характера, полное романтических порывов и ярких контрастов (a-moll);

· II часть – созерцательное Adagio, музыка которого воплощает мир северной природы (Des-dur);

· III часть – жизнеутверждающий народно-жанровый финал (a-moll→A-dur).

Все части связаны единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала. В ней «крупным планом» представлен главный образ сочинения – образ Норвегии.

Часть.

Начало концерта очень эффектно: после tremolo литавр следует мощный, бурно низвергающийся виртуозный пассаж солиста на ff, охватывающий всю фортепианную клавиатуру. Это вступление, полное мужественной энергии. Его интонационным ядром является «норвежский» оборот I – VII# – V ♫

Как и Мендельсон в своем скрипичном концерте, Григ отказывается от отдельной оркестровой экспозиции: ГП сонатной формы звучит сначала в оркестре, а затем у солиста при легкой поддержке струнных. Она внутренне контрастна. 1-й элемент – несколько суровый, собранный, в четком пунктирном ритме халлинга и аккордовой фактуре. Народный колорит подчеркивает ладовая переменность (a-moll – C-dur♫). 2-й элемент – романтически-устремленный, распевный. Он основан на восходящей секвенции ♫.

В связующей партии 2 темы. 1-я - в духе задорного халлинга. Его отличает острота ритмики и жесткие, типично норвежские секунды на сильных долях. Вторая тема СП (с обозначения a tempo) - предыкт к побочной партии: на доминантовом басу звучит мелодичная тема-ноктюрн ♫.

Светлую мечтательную побочную тему (С-dur) начинают виолончели, потом подхватывает солист. Лирическая тема широко развивается при помощи секвенций и гармонического варьирования (сопоставления, альтерированные доминанты, нонаккорды), она становится восторженной и страстной ♫

Завершают экспозицию торжественные фанфары заключительной партии. В мощном оркестровом tutti синтезируются интонации вступления и первого элемента ГП. ♫

Эмоциональным центром первой части концерта является каденция солиста. Здесь, после небольшого импровизационного раздела, возникает новый, гимнический вариант главной темы. Она звучит очень мощно, торжественный характер подчеркивает мажорная S вместо минорной.

Часть.

В возвышенной и просветленной музыке Adagio получают развитие образы побочной партии I части. Это картина норвежской природы. Adagio написано в динамичной трехчастной форме.

Первый раздел поручен оркестру. Его хоральная тема звучит величаво и торжественно у засурдиненных струнных, которым, как горное эхо, отвечают валторны. Характерно типично григовское сопоставление светлого мажора и меланхолического минора (Des-dur – es-moll).

В основе второго разделапасторально-ноктюрновые наигрыши солиста. В прихотливом «свирельном» узоре прослушивается норвежская интонация I – VII – V.

Часть.

В финале господствуют два образа. Первый представлен темпераментной темой народного халлинга, полного силы и энергии. Это – ГП рондо-сонатной формы, повторяемая несколько раз ♫

Второй образ финала можно назвать темой Родины. Это пасторальный напев флейты, который появляется в центральном разделе рондо-сонаты в F-dur (эпизод в разработке). Этой же темой, но уже в новом, гимническом облике, завершается весь концерт. На ней строится праздничная кода. В «сияющем» A-dur’е (с миксолидийской окраской), в мощном tutti оркестра с трубами и тромбонами, именно эта тема становится итогом развития сочинения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1741 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.