Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ультурно-исторические типы философии




1. Философия Древнего Востока.

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.

Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.

2. Античная философия (изучает природу и человека в мире).

Обожествление греками природы не отменяет научного характера греческой Ф. Разработанные ими методы – диалог, поиск закономерностей – достигли такого высокого уровня, что на последующих этапах используются для обучения интеллектуалов средневекового общества и дают возможность греческой Ф стать основой будущей европейской теоретической науки.

3. Средневековая философия (изучение Бога)

Для христианства характерно учение о всемогуществе, всесовершенстве Бога и о человеке как об образе и подобии Бога => резкое противоречие как с несовершенством самого человека, так и с несправедливостью социальной жизни => идея о повреждении первоначального совершенства людей вследствие их неподчинения Богу, идея греховности, несовершенства человека.

4. философия эпохи возрождения (направлена к человеку).

Возрождение – ф-ские. и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что ф-я перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике. сломлено господство церкви (Декамерон, Гаргантюа, Эразм Роттердамский). Сначала искусство и и Италии, затем везде. Особенности 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека. Прежде всего возр. проявилась в этике.

5. Философия нового времени.

Это время, которое характеризуется коренным преобразованием нового образа жизни. На этот период приходится переход к новому типу производства. В 17в. закладываются основы европейской науки, 17 и 18вв. это века бурного развития науки. За этот период происходят две технические революции. Рост городов, НТР – обуславливают возрастание в общественной жизни роли городского населения. В 17,18вв. городское население чётко выдвигает очень активный класс – буржуа. Он обладая властью стремится к завоеванию политической власти, к свержению старых устоев. Поэтому Н.В. характеризуется волной революций. Первая была в Голландии (1566-1609). Первая черта философии Н.В. является малосвязанные с жизнью умствования. Этот отказ от схоластики сопровождается нарастающей борьбой против церкви, против христианства. Философия стантвится по приемуществу светской. Вторая черта – этот светский мир философии обусловлен тем, что философия Н.В., опирается не на религиозный источник, а на естественные науки, на социальную практику. На начальном этапе философия 17-18вв. в светской философии преобладает материалистические философские системы и взгляды.17 – Механический век, 18 – век Просвещения.

6. Немецкая классическая философия.

Развивается на стыке эпох и завершает Ф. Нового времени.

В Германии 18 в. – век феодализма; не везде отменено крепостное право. Но одновременно в духовной жизни Германия шла вровень с европейскими странами.

2/2 18 в. – «духовная революция», начало 19 в. – уничтожение остатков феодализма и переход к буржуазному образу жизни (благодаря завоеваниям Наполеона).

Раздробленность Германии пошла на пользу ее народу:

• Самостоятельные властители малых государств уделяли большое внимание правовому воспитанию народа и его грамотности

• Образованные слои впитывали французскую и английскую Ф.

=> Ф. Гердера, Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга и Фейербаха - классическая

Для НКФ характерен преимущественный интерес к проблеме Ч. Осмысление других проблем базируется на понимании Ч. НКФ развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль в ее развитии сыграли достижения естествознания и общественных наук. На первый план выдвигается идея развития как теория и метод познания действительности.

7. Просвещение

Термин Пр. в1ые употреб. во Франц. Вольтером и Гредером в Герм. Гегель: Пр.-рационалистич. движ-е 18го века в области культ-й и дух-й жизни, основанное на отриц. существующего способа правления, гос. устройство и ссудопроиз-ва, религии, искусства и морали. Хар-ые черты: 1культ разума-вера в чел. разум, кот. призван признавать прогресс (вместо христ-ва ввод. куль разума). Защита научного познания, как орудия преобр.мира и постеп-го улучшения жизни; 2отказ от догматич-х метафиз-х систем, не поддающ-хся фактич-ой проверке. Сам разум понимается ограничено просветит-ми; 3б-ба с суевериями позит-х религий.(Вольтер раздавить католич. церковь) Деизм-религ.-фил-ое направление, согласно которому Бог сотворив мир, не приним. в нема никакого участия (родонач. Чербери); 4Б-ба против сословных привелегий и тирании(теория естествен-го права: на жизнь, свободу, част. собствен-ть) а в сред.век.: божествен-е право. 5неоклассицизм: архит-ра д.б. функцион-ой, без излишеств, согласовать красоту и функц-ть. В нек-х странах проявля.тся национ-ые особен-ти, что отражается в хар-ре Пр. Родина Пр.-Англия. Основопол-к Локк. В Англ. события опереж. мысли, а во Франц. наоборот, поэтому там написано так много произвед-й. Англии хар-н деистич-й матер-зм, берклиантсво, юмизм, фил-я здравого смысла. Во Франц. вольтерианство, руссоизм, матер-зм. В Англ. Толланд, Коллинз развивали деизм, критиковали сущ.ую веру.

8. Отечественная философия XI-XIX

Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.

9. Диалектика – материалистическая философия

это учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, основанное на марксистском диалектическом методе, основными чертами которого являются: рассмотрение природы как единого целого, где все явления взаимосвязаны; рассмотрение природы в ее непрерывном закономерном развитии, изменении и развитии; понимание развития как перехода из одного качественного состояния в другое; понимание внутренних противоречий как борьбы между старым (отжившим) и новым (рождающимся) как движущей силы развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 256 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.