Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


меет ли термин бюрократия как понятие социальной философии отрицательный оценочный смысл в философии? Каковы главные признаки бюрократии, согласно современной социальной теории?




 

Бюрократия (франц. bureaucratic, букв. господство канцелярии, от франц. bureau бюро, канцелярия и греч.сила, власть, господство ), специфич. форма социальных организаций в обществе (политич., экономич.,идеологич. и др.), существо которой заключается в отрыве центров исполнит. власти от воли и решенийбольшинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчиненииправил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления; ведёт к возникновениюпривилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Б.присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда властьсосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы.

Формы Б. менялись па протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских обществ.-экономич.формаций. Если в докапиталистич. формациях Б. существовала прежде всего как форма политич.организации, то в период господства капиталнстич. отношений она становится формой организации экономич.жизни. С развитием гос.-монополистич. капитализма Б. превратилась в универсальную форму социальной бурж. организации, начиная с монополий и кончая различного рода добровольными организациями.

Б. не тождественна организации и организованности вообще. В 20 в. в развитых индустриальных странахотмечается рост организованности во всех сферах жизни. В экономич. области это выразилось ввозникновении производств. комплексов и централизации управления ими, в политической — вформировании но-литич. партий, в области культуры — в возникновении централизов. сети средств массовойкоммуникации, и т. д. Объективный ход социально-экономич. развития в 20 в. приводит к выработке общихпринципов работы социальных организаций, которые включают структуру управления, иерархию должностейи постов, строгое разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях,дисциплину. Все эти правила необходимы для работы организации и сами по себе ещё не означают Б.Бюрократия — это независимость аппарата власти от исполнителей, подавление инициативы отд. частейорганизации. Условия бюрократия, организации формируют специфпч. тип личности, главнымипсихологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральныйконформизм, ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей иинтересов.

Впервые науч. понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе «К критике гегелевскойфилософии нрава» Маркс показал, что Б. заключается прежде всего в потере организацией содержат. целисвоей деятельности, в подчинении правил её функционирования, деловых принципов задаче сохранения иукрепления её как таковой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 270). Именно отсюда Маркс выводил такиечерты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство, бю-рократич. произвол. Как писал Маркс, бюрократия«...вынуждена...выдавать формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное.Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — вгосударственные» (там же, с. 271). Строгие правила и жёсткие предписания в Б. уживаются с возможностьюпринимать волюнтаристские решения, что особенно ярко демонстрирует прак-тика работы буржуазнойполицейско-бюрократпч. машины.

Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политич. жизни. В работе«Восемнадцатое брюмера Лун Бонапарта» Маркс сформулировал задачу слома бурж. бюрократич. машиныкак первое условие победы социалистич. революции. В. И. Ленин в работе «Государство и революция»разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистич. революции.

Явление Б. привлекает особое внимание бурж. учёных с нач. 20 в., когда рост бюрократич. организацийпринял огромный размах. Основы бурж. социологич. концепций Б. были заложены в работах нем. социологаМ. Вебера, который рассматривал Б. как естеств. и необходимую форму всякой социальной организации. Самтермин «Б.» приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. В таком же смыслеон употребляется во многих немарксистских социологич. работах. Безличность, рациональность, строжайшаярегламентированность, ограниченность ответственности в атих работах считаются идеалом всякойорганизации.

Непосредств. итогом развития Б. являются процессы роста отчуждения во всех сферах жизни бурж. общества, атмосфера конформизма. Б совр. бурж. общества и защищающие её концепции вызывают резкуюкритику со стороны марксистов. Она также подвергалась критике со стороны либерально настроенных учёныхв бурж. странах.

?кт. революции 1917 в России разрушила старую полицейско-бюрократпч. машину. Ленин в качествеодной из осн. задач по созданию демократич. аппарата власти выдвинул задачу изгнать из гос. аппарата«...все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от еебюрократическо-капиталистиче-ского аппарата» (ПСС, т. 45, с. 405). Борьбу с бюрократизмом Ленин рассматривал не толькокак борьбу с пережитками старого социального строя, но и как предупреждение извращений, возможных вусловиях социализма в результате нарушения норм социалистич. демократии. Гл. орудием предотвращениябюрократич. стиля руководства в условиях социализма Ленин считал всестороннее развитие внутрипарт., гос. и хоз. демократии на основе принципа демократического централизма. В условиях социализмавырабатывается не только принципиально иной, в отличие от буржуазного, тип социальной организации,постоянно осуществляется контроль за соблюдением норм и принципов социалистич. демократии. Развивая ирасширяя сеть организаций ( экономич., политич ., культ .- просвет, и др .), укрепляя централизм иединоначалие, борясь за дисциплину и ответственность в выполнении своих обязанностей каждым членоморганизаций, социалистич. общество одновременно решительно борется с бюрократич. извращениями,расширяет возможность для привлечения масс к управлению обществ. жизнью и отд. организациями.

 

 

4 Сравните понятия «менталитета» - «общественного сознания» - «общественного мнения». Как происходит формирование этих феноменов? Под воздействием каких факторов меняется их содержание?

 

Менталитет (фр. Mentalite) – образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии ипублицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет – весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет – мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, – интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.

Менталитет (франц. Mentalite, от позднелат. mentalis – умственный),образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Понятие М. утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского М. – духовность, коллективизм (соборность), широта души. М. культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.

С.Б. Переслегин, определяя понятие менталитета, считает, что "менталитет включает в себя систему ценностей данной личности и характерный для нее набор целей (стратегических и тактических, жизнесодержащих и жизнеобеспечивающих)".

Менталитет общества определяется как глубинный уровень общественного сознания (включая и бессознательное), как устойчивая система жизненных установок. При этом установка – это определенный «фон» восприятия явлений, она определяет отношение к явлениям и, следовательно, характер деятельности. В силу того, что менталитет - это совокупность наиболее общих черт, средняя для всех слоев и социальных групп населения данного общества в целом, можно выбрать некоторые частные случаи формирования признаков, которые, конечно, будут только подмножеством многочисленных составляющих менталитета.

Менталитет, с точки зрения философии и культурологи, – феномен, в сущности и структуре которого раскрываются специфика индивидуального и общественного сознания, механизмы и содержание познавательных процессов, особенности мировосприятия человека и природа поведенческих стереотипов в мире культуры.

Во взаимоотношениях с сознанием менталитет выступает в значении неотрефлексированных впечатлений, представлений, образов, на основе которых человек воспринимает и истолковывает мир. Следовательно, менталитет не тождествен сознанию, он не совпадает с образами действия и тем более с высказываемыми человеком мыслями. Менталитет стоит за ними и определяет границу между тем, что человек может помыслить и допустить, и тем, что он ощущает как «немыслимое», «невозможное».

Менталитет базируется не на системе логических категорий и понятий, а на противоречивых, «вживленных» образах, или стереотипах мнений, представлений, действий, которые предрасполагают человека к определенным типам реакций. Менталитет – своеобразный механизм, определяющий характер долговременных форм поведения и мнений человека в рамках той или иной общности.

Феномен менталитета обнаруживает неконфликтность природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального иобщественного в природе человека.

При помощи понятия «менталитет» возможно охарактеризовать широкий спектр культурных феноменов – от культурных трафаретов, традиций, этапов духовного развития культуры до образа мыслей, душевного склада, типа мышления различных общностей.

Менталитет, ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite) – представляют собой умонастроение, особый духовный склад ума, источник мышления, мироощущение, мировосприятия, идеологии, веры; особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения; индикатор специфических черт социализации человека и социальных групп, их самобытности и суверенности; способ видения мира, устойчивые рациональные и эмоциональные, логические, чувственные, правовые и ценностные воззрения, устойчивые мысли и образы, обобщенные и распространенные представления о политических реалиях, ценностях и идеалах.

Менталитет выступает как характеристика состояния уровня и направленности сознания (индивидуального и группового), его способности к усвоению норм, принципов и ценностей жизни, к адаптации к условиям социальной среды, воздействию на нее, к воспроизводству опыта предшествующих поколений. В политологии и социологии получил распространение термин «ментальное пространство», обозначающий сферу деятельности личности, социальной группы в условиях которой находят свое своеобразное и многогранное проявление мироощущение и мировосприятие людей, их отношение к действительности, к политическому курсу, к властным структурам и политическим организациям.

Менталитет в политике – совокупность устойчивых, общераспространенных в той или иной группе представлений, выражающих особое видение принадлежащими к ней людьми политической и социальной реальности. Объединяя рациональные и подсознательные, чувственные и логические, ценностные и иные воззрения, менталитет выражает характер, образ, способ группового политического мышления, характеризует состояния умонастроений и устойчивых ориентаций соответствующих субъектов политики. В социально-классовом и сословном смысле выделяют менталитет рабский, крепостнический, крестьянский, феодальный, дворянский, помещичий, бюрократический, массовый, элитарный, пролетарский, люмпенский, маргинальный, купеческий, мещанский (филистерский), аристократический.

Неповторимость, оригинальность национального характера, национально-этнического менталитета находит свои определения: славянский, германский, англо-саксонский, романский, китайский, русский, американский.

Срез социальной жизни, связанный с профессией образом и смыслом жизни, дает такие определения группового менталитета, как коллективистский, альтруистический, эгоистический, торгашеский, паразитический, криминальный (воровской), сельский, деревенский, городской, таежный, кочевой, деляческий, питерский и др.

В сочетаниях с определениями идейно-политического характера менталитет может быть демократическим, либеральным, рыночным, тоталитарным, революционным, экстремистским, радикальным, нигилистическим, реакционным, консервативным, традиционалистским, имперским, монархическим, республиканским, охлократическим, плутократическим, олигархическим и др.

Ментальность есть способ выражения интеллектуальных способностей как человека, так и социальной системы в целом. История мировых культур образуется в процессе реализации интеллектуальной способности человека и общества создавать необходимые действия и получать желаемые результаты, используя способности коллективного интеллектуального порядка, тем самым образуются социоментальные миры мышления.

Как видим, для характеристики уровня развития способностей и возможностей социальных образований (и человека) к познавательной деятельности, отражения объективной реальности в различных формах, проявляющихся, в конечном счете, в мировоззренческих стандартах, используется понятие «менталитет». Близкое этому понятию, но выражающее процесс формирования менталитета общества, обсуждается в литературе понятие «общественное сознание».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2304 - | 2035 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.