Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ечер. Воспоминание. Море. Людмила. Светлана. Лесной царь).

Первый период творчества Жуковского исследователями часто называется «элегическим», так как основным жанром его лирики становится элегия. Элегия как жанр зародилась еще в древней Греции и первоначально была связана с надгробными причитаниями и плача­ми. Русский поэт 18 века Д.Сумароков назвал элегию «плачевной музы глас». Впоследствии элегия приобрела жанровые признаки произведе­ния грустного, философского содержания, в котором поэт размышляет о вечных ценностях жизни, о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Как правило, такие размышления рождаются на лоне природы, бесконечной, таинственной, живущей самостоятельной жиз­нью, постоянно обновляющейся. Чаще всего поэт выбирает такое вре­мя года и суток, когда эта изменяемость и загадочность видны особенно отчетливо — это осень, весна, вечер, ночь.

Все эти особенности ярко проявляются в элегии Жуковского «Вечер» (1806).

Элегия начинается с лирического, эмоционального описания приро­ды, в котором уже проявляются типические черты поэтики Жуковского — выразительные, точные, неповторимые эпитеты (художественные определения), метафоры (скрытые сравнения, перенос особенностей одного явления на другое по сходству), олицетворения, наделяющие уме­нием мыслить и чувствовать неодушевленные предметы и явления при­роды. Например: дремлющая природа, пленительный закат, колеблющий­ся град, златые стада, «сладко в тишине у брега струй плесканье» — эпи­теты; «К протекшим дням лечу воспоминаньем», «тащиться суждено до бездны гробовой» — метафоры, «последний луч зари на башне умира­ет», «рощи спят», «лик луны» — олицетворения.

Ритмика элегии — наличие риторических обращений, вопросов и восклицаний — тоже способствует передаче нюансов душевного состояния лирического героя. Благодаря такому приему особенно явственно ощущается слияние поэта с природой, благотворное по­гружение в нее, рождающее мысли о вечном:

Ручей, виящийся по светлому песку,

Как тихая твоя гармония приятна!

С каким сверканием ты катишься в реку!

Приди, о муза благодатна!

Поэт сосредоточен на природе, поэтому замечает ее беспрестан­ное движение даже там, где на первый взгляд все может показаться застывшим и статичным. Динамика природы передается через гла­голы несовершенного вида, создающие впечатление того, что со­стояние природы меняется на наших глазах:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Вниманию, как журчит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осененный...

Чуть слышно над ручьем колышется тростник;

Глас петела вдали уснувши будит селы...

От созерцания природы поэт переходит к грустным раздумьям о быстротечности жизни: «О дней моих весна, как быстро скры­лась ты / С твоим блаженством и страданьем!». Поэт тоскует о том, что ему уже никогда «не зреть соединенья» друзей, так радовав­ших его в молодости. Он чувствует свое одиночество:

Лишенный спутников, влача сомнений груз,

Разочарованный душою,

Тащиться осужден до бездны гробовой...

Но бесконечность и обновляемость мира природы рождают в душе поэта светлые чувства, изгоняя уныние, и поэт, «лиру соглася с сви­релью пастухов», поет «Светила возрожденье». Если в начале стихо­творения «последний луч зари на башне умирает» и земля погружа­ется в сон под зыбким и печальным светом луны ущербной, то в кон­це стихотворения ночь постепенно перетекает в утро. Жизнь про­должается. Но все же основной настрой стихотворения — печаль­ный, элегический, но печаль эта сладостна для сердца поэта: Пусть всяк идет вослед судьбе своей, Но в сердце любит незабвенных.

Элегия «Воспоминание» связана с личной драмой Жуковского, беззаветно любившего свою племянницу и ученицу Машу Прота­сову, умершую совсем молодой. Эта элегия, как и многие другие произведения Жуковского, положена на музыку и стала известным романсом. В ней говорится о сладостной боли воспоминаний, кото­рая значительней и глубже, чем отупение беспамятства:

Несчастие — об вас воспоминание!

Но более несчастье — вас забыть!

О, будь же грусть заменой упованья!

Отрада нам — о счастье слезы лить! (1816)

Элегия «Море» (1822) приветствует не гармонию покоя, а гар­монию движения, борьбы стихий и борьбы страстей, чувств. Море наполнено тревожной думой, в нем есть глубокая тайна, динамика противоположностей:

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты,

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?..

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосущест­вимым. Мечта недостижима и ирреальна. Такова концепция мира поэта-романтика.

Наибольшую известность Жуковскому принесли его баллады. Бал­лада — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-либо необычный случай; многие баллады связаны с исторически­ми событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями, часто с трагической, мистической развязкой.

Баллада хотя и появилась в русской литературе до Жуковского, например, баллада Карамзина «Раиса», но ранние русские баллады в целом прошли незамеченными, потому что в них не было лириз­ма, одушевившего баллады Жуковского. Романтическое начало бал­лад Жуковского проявляется в тяготении к народной фантастике, экзотике, тематике средневековья, поэзии «тайн и ужасов». Глав­ное даже не в фантастике, а в понимании душевной жизни как слож­ного комплекса, имеющего и земной, и мистический смысл.

За 25 лет (1808—1833) Жуковский создал 39 баллад. Основная про­блематика их — вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла — всегда сама душа человече­ская и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически по­тусторонние силы. Романтическое двоемирие предстает в образах дья­вольского и божественного начал. Борьба за душу человеческую, за ее спасение от погибели — основная коллизия баллад Жуковского. Поэта особенно волновали проблемы личной ответственности героя, его умение самому делать выбор, принимать решение.

1-я баллада Жуковского — «Людмила» (1808), по мотивам балла­ды немецкого поэта-романтика Бюргера «Ленора». Бюргер осно­вывает сюжет своей баллады на материале немецкого Средневеко­вья, а Жуковский переносит действие в Россию. Баллада написана в 1808 году и опубликована в «Вестнике Европы». Жуковский впер­вые поставил перед собой цель создания русской баллады по запад­ноевропейскому образцу. В ней широко используются приемы рус­ского фольклора: («ждет-пождет Людмила»); постоянные эпитеты («ве­тер буйный», «борзый конь»), народная песенная традиция («к пер­сям очи преклонив / тихо в терем свой идет»). В живых образах и кар­тинах раскрыт неведомый ранее русской читающей публике мир ро­мантически настроенной личности, устремленной в неведомое. В ней затрагивается тема любви и смерти. Героиня не верит в вечную силу любви и жаждет смерти не в надежде на сладкий час соединения влюб­ленных, а в полной безнадежности:

Милый друг, всему конец.

Что прошло — невозвратимо,

Небо к нам неумолимо.

Неверие в загробную встречу с любимым привело героиню к тому, что они соединяются не в вечной жизни, а в вечной смерти, в холодном гробу:

Расступись, моя могила,

Гроб, откройся, полно жить!

Дважды сердцу не любить!

Нам постель — темна могила,

Завес — саван гробовой.

Сладко спать в земле сырой!

Героиня изменила романтическому миропониманию. «Верь тому, что сердце скажет», — призывал Жуковский. — «Сердце верить отказа­лось», — в отчаянии признается Людмила. Людмила пожелала смерти и получила ее. Однако смысл баллады не сводится к религиозно-мораль­ной идее. Романтизм «Людмилы» заключается, по словам Белинского, не только в содержании, но и в «фантастическом колорите красок, ко­торыми оживлена местами эта по-детски простодушная легенда». Одно из самых впечатляющих мест баллады — это встреча Людмилы со сво­им мертвым женихом. В отличие от первоисточника, изобилующего натуралистическими картинами (безглазый череп, кожа, слезающая с костей), в «Людмиле» данный эпизод описан в мистико-романтических тонах, не столь антиэстетически (мутный взор, впалые ланиты; сава­ном обвит). Погибший жених находится под властью скорее демониче­ских, нежели божественных сил.

В 1813 году в «Вестнике Европы» Жуковский напечатал новую балладу на тот же сюжет — «Светлану» — самую известную из всех его баллад, и в то же время больше, чем другие, отходящую от канонов жанра.

Сюжет заключен в рамки крещенского гадания девушек, кото­рое обещает рассказать об их будущем. Исчезает одно из важных свойств романтической баллады — немотивированность мистики, чудес. В «Светлане» сверхъестественные события объяснены сном героини во время гадания. Да и соединение героев происходит не в сырой могиле, а в храме, куда привозит Светлану ее жених. Жених-мертвец в «Светлане» имеет христианский облик: «на лбу венец, в ногах икона, затворены очи». На грудь жениху Светланы вспорхнул голубок. Голубь — символ мира и жизни, недаром он спасает Свет­лану от смерти. Угрожающее Светлане соединение с мертвецом ока­залось лишь мрачным сновидением под влиянием гадания, и, проснув­шись, Светлана возвращается в привычную обстановку, а действие приходит к благополучной развязке: появляется живой и по-преж­нему любящий жених. Светлана, в отличие от Людмилы, не возроп­тала на судьбу и за это вознаграждена, обрела счастье. Она просит Бога вернуть ей любимого, и ее просьба выполнена.

Поэт, в сущности, отказывается от балладной фантастики, от таинственного и ужасного, не боясь ввести в балладу даже элемент шутки, хотя это противоречило жанровой традиции.

Баллада явилась свадебным подарком Жуковского племяннице Александре Протасовой, младшей сестре Маши, и к внежанровым ее особенностям относится и послесловие-посвящение:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон,

Счастье — пробужденье.

Особое место среди баллад Жуковского занимает «Лесной царь», (1818) вольный перевод одноименной баллады Гете. Очень глубо­кий и тонкий анализ оригинала и перевода дала М. Цветаева в ис­следовании «Два «Лесных царя». Она приходит к выводу: «Вещи равновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жу­ковский, нельзя... Два «Лесных царя». Две вариации на одну тему, два видения одной вещи...»

В структуре баллады есть и общее, и отличительное от других баллад Жуковского. Общее в мистике и недосказанности, в моти­вах загробного мира. Важным сюжетным элементом, связывающим перечисленные выше баллады, является скачка в неизвестность. Как правило, действие происходит поздним вечером, произведения за­канчиваются трагически. Отличие «Лесного царя» от других бал­лад Жуковского — в предельном лаконизме и недосказанности, в отсутствии любовной интриги, всем понятной трагедии разлучен­ных влюбленных. Поэт как бы останавливается перед непостижи­мой тайной бытия, жизни и смерти.

Невыразимое

В 1819 году Жуковский пишет стихотворение «Невыразимое», в котором он, как и большинство поэтов, пытается дать ответ на вопрос о том, зачем нужна поэзия, в чем ее смысл. Стихотворение отличается изысканностью содержания и формы, точностью в определении слож­нейших философских и эстетических категорий. Начинается стихотво­рение с гимна красоте и многообразию окружающего мира. Описать адекватно этот мир — сложная, но выполнимая задача для талантливо­го поэта: «Есть слова для их блестящей красоты». Но это не является конечной целью искусства и его истинной целью. Высшей целью ис­кусства является передача тайной, глубинной красоты Вселенной, ко­торая свидетельствует о гармонии мира в целом, то есть о присутствии «Создателя в созданьи», Бога в каждой крупице бытия. Но задача эта трудна, почти невыполнима. Это так же трудно, как «Прекрасное в по­лете удержать... ненареченному... названье дать».

Хотя это и невозможно, истинный художник не может не стре­миться к совершенству, не может не стремиться постичь «присут­ствие создателя в создании»: «Горе душа бежит...»

Привлекает внимание и жанровая дефиниция этого произведе­ния — «отрывок». Это свидетельствует о творческой раскрепощен­ности поэта и о его своеобразном бунтарстве по отношению к сло­жившимся (и не без его активного участия) к этому периоду жан­ровым формам. Поэт не подчиняется никаким жанровым и стили­стическим ограничениям, передавая поток своих мыслей и чувств, расширяя границы художественной выразительности.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
алi кожнага савецкага чалавека, што загiнуў у бойцы з фашызмам, ушанаваць мiнутай маўчання, давядзецца маўчаць 38 гадоў. | Еждународные организации в системе мировой политики. ООН. ОБСЕ. НАТО.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 413 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2564 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.